Автор: Недозрелова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Шушенский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: Красноярский край, пгт. Шушенское
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ
Воспитание в общежитиях - сложный и многогранный процесс. Он требует
тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с
администрацией, родителями студентов, классными руководителями, мастерами
производственного
обучения,
социально-психологической
службой
и
Студенческим Советом. И как важно, чтобы рядом находился воспитатель,
обладающий общей и педагогической культурой. В пространстве отношений
«воспитатель» и «студент» именно общая культура воспитателя общежития
должна стать основой и условием формирования общечеловеческой культуры
студентов.
Основными целями и задачами воспитательной работы в общежитии
являются:
организация воспитательной работы со студентами, проживающими в
общежитии колледжа;
профилактика асоциального и противоправного поведения студентов;
обеспечение успешной адаптации первокурсников к условиям жизни в
общежитии;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
содействие работе ученического самоуправления;
удовлетворение потребностей студентов, проживающих в общежитиях, в
интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии.
Воспитательный процесс в общежитии должен быть построен таким образом,
чтобы происходило развитие личности студентов на основе правил и норм
поведения, действующих в интересах человека, семьи, общества и государства,
воспитание и подготовка высококвалифицированных и разносторонне развитых
специалистов, высоконравственных, имеющих активную гражданскую позицию,
конкурентоспособных на рынке труда.
При
организации
воспитательного
процесса
в
общежитии
выделяют
следующие направления:
1. Изучение индивидуальных особенностей проживающих студентов;
2. Планирование работы с проживающими;
3. Воспитание коллективом;
4. Создание морального климата в коллективе;
5. Организация досуга;
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни;
7. Содействие в организации бытовых условий.
1. Изучение индивидуальных особенностей проживающих студентов
Воспитательная
работа
в
изучении
индивидуальных
особенностей
проживающих студентов направлена на изучение контингента первого года
проживания в общежитии: выявление студентов «группы риска», студентов-
лидеров, выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих,
содействие
их
познавательной
мотивации
и
становлению
их
учебной
самостоятельности, формированию личностных результатов, через:
всесторонний сбор полной информации о подростке и его семье;
изучение особенностей социальных контактов подростка;
выявление неблагополучия семьи и подростка и организация комплексной
социально-педагогической и психологической помощи;
индивидуальное консультирование родителей и подростков;
изучение индивидуальных способностей и интересов, создание ситуаций
для творческого самовыражения;
Видами форм социально-педагогической деятельности воспитателя в данном
направлении являются:
- индивидуальные (беседа, диагностика, наблюдение, сбор информации,
организация внеурочной деятельности);
- групповые (тренинги, акции, конкурсы, организация досуга, деятельность
совета общежития).
2. Планирование работы с проживающими
Воспитательный
процесс
в
студенческом
общежитии
должен
быть
организованным
и
целенаправленным,
в
этом
поможет
планирование.
Планирование
воспитательной
работы
в
общежитии
тесно
связано
с
общеколледжным планом воспитательной работы и Программой воспитания.
Воспитатель общежития работает на основании календарного плана, ежедневного
плана работы, плана работы Совета общежития, плана индивидуальной работы со
студентами. План содержит мероприятия по всем направлениям воспитания
личности,
методы
профилактических
действий
в
виде
тренингов,
просветительных, разъяснительных бесед по профилактике правонарушений
(ознакомление учащихся с правилами поведения, с правами и обязанностями;
пропаганда
здорового
образа
жизни,
профилактика
безнадзорности
и
бродяжничества
несовершеннолетних, приобщение
к
общественной
жизни
общежития); просветительские беседы с родителями и обучающимися с
привлечением специалистов (соц. педагога, психолога, медика, ОДН, ПДН и т.д.);
Тогда воспитательная работа будет проводиться в системе. Например, с
увеличением
количества
детей-сирот
в
общежитии,
немаловажным
будет
составление плана индивидуального сопровождения детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию. Он может включать в себя следующие направления: учеба,
здоровье, досуг, адаптация в коллективе.
Педагогическая деятельность воспитателя должна проводиться в системе,
благодаря которой будет обеспечена целесообразность, последовательность и
совокупность взаимосвязанных мероприятий, вытекающих из целей и задач
воспитания.
3. Воспитание коллективом
Студенческое общежитие – это своего рода целый мир, в котором нужно
уметь жить, мир, где на первом месте, как ни странно, не только законы и
порядки, а коммуникабельность и уважение. Именно умения находить общий
язык, договариваться, а иногда и уступать помогают студентам с интересом и
удовольствием провести, как говорят, самые веселые и насыщенные годы
настоящей студенческой жизни.
Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно там человек
получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для
обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении
с окружающими подростку не только открывается мир, но и происходит открытие
самого себя, формируются собственные взгляды и интересы, осуществляется
поиск и нахождение своего места в настоящем, что делает реальным и
осмысленным поиск своего образа жизни в будущем.
4. Создание морального климата в коллективе
Доброжелательная атмосфера в коллективе создает благоприятную почву для
реализации способностей и возможностей личности.
Одним из наиболее
эффективных воспитательных воздействий на студентов, с целью сплочения и
формирования дружного коллектива является организация свободного времени.
5. Организация досуга
Цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их
отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать
ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление,
повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки
самостоятельной организации свободного времени.
Для этого воспитателю
необходимо раз в неделю проводить различные внеклассные мероприятия
(классные часы, тематические вечера и т.д.), кружки, клубы по интересам, чтобы
вовлечь студентов во внеурочную деятельность. Во время этих мероприятий
воспитатель лучше познает личности студентов, их склонности, интересы,
содействует
их
познавательной
мотивации
и
становлению
их
учебной
самостоятельности, формированию личностных результатов.
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни
Одним из немаловажных аспектов является формирование потребности в
здоровом образе жизни. Это возможно через занятия спортом, что позволит
студентам соблюдать
правила
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
предупреждать
либо
преодолевать
зависимость
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д.; сохранять психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
7. Содействие в организации бытовых условий.
Для студентов пребывание в общежитии – значительно отличается от жизни
в семье, где они находятся в центре внимания. В общежитии такой ситуации быть
не может, потому что человек вливается в коллектив сверстников, где все равны.
Организация
жизнедеятельности
в
условиях
общежития
сложна
для
обучающихся,
испытывающих
значительное
психическое
и
физическое
напряжения в силу учебных и бытовых трудностей.
Одним из воспитательных моментов является работа по поддержанию
необходимого
санитарного
состояния
комнат
и
общежития,
выполнению
распорядка дня, привитию навыков самообслуживания. Для этого в общежитии
организуются генеральные уборки, санитарные дни (рейды), за которые отвечает
«сантройка».
Её
обязанности
-
контроль
за
соблюдением
санитарно-
гигиенических норм, еженедельная проверка санитарного состояния комнат,
ведение экрана чистоты.
Для меня как для руководителя необходимо, чтобы студенты не опаздывали,
не пропускали занятия, были вовлечены во внеурочную деятельность, а также
была организована их самоподготовка, тогда будет меньше правонарушений и
повысится качество обучения. Также необходимо, чтобы студенты соблюдали
нормы правопорядка, следовали идеалам гражданского общества, проявляли и
демонстрировали уважение к людям труда, осознавали ценность собственного
труда; проявляли уважение к людям старшего поколения и готовность к участию
в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Поэтому работа воспитателя должна быть организована так, чтобы она
приносила положительные результаты. Я прекрасно понимаю, что одному
воспитателю справиться очень сложно, для этого им необходимо организовать
работу
актива
общежития
так,
чтобы
только
контролировать
и
при
необходимости оказывать посильную помощь.
В заключение хочу сказать, что вся воспитательная работа в общежитии
должна быть направлена на формирование личности высокой нравственной
культуры, профессионально и социально компетентной, с активной жизненной
позицией, имеющей навыки в управлении, умеющей принимать решения и нести
за них ответственность.
Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого
дома. Общежитие должно быть подлинной школой жизни, гражданского
воспитания будущего специалиста.