Напоминание

«Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей человека»


Автор: Горчева Галина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей человека»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Армавирский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Краснодарского края

СТАТЬЯ

«Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения

потребностей человека»

Выполнила:

Преподаватель

Горчева Г.В.

Армавир

2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение................................................................................................................3

2.Значение потребностей в жизни человека.........................................................4

3 Теория потребностей А. Маслоу……………………………..……………..… 6

4. Применение теории Маслоу…………………………………………………...8

5. Методы удовлетворения потребностей…………………………………….…9

4.Список литературы…………………………...………………………………..10

2

1.Введение

Все живущее на Земле, будь то растение или животное, полноценно живет

или существует только при соблюдении определенных условий. Но

эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде

обитания.

Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник

активности живых существ. Это генетические программы, направленные на

освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма,

тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше

конкурентоспособность в борьбе за существование.

Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей

у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие

самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских

поисках смысла жизни. В ходе эволюции, потребности человека вышли за

рамки физиологической потребности.

Цель любой деятельности человека – это удовлетворение потребностей.

Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Но со

временем социализации и развития человека, и превращение его в

высокоорганизованное существо. То есть появление потребности в высших

потребностях.

3

2.Значение потребностей в жизни человека

Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на

особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов

активности человека, включая его деятельность.

Поэтому

потребности и мотивы оказывают

влияние на эффективность

деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние

следующие основные факторы, связанные с потребностями человека:

1.

Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней

силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной

мотивации.

2.

Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если

деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее

основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в

основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит

стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более

эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат

материальные потребности.

В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности

человека.

Поэтому

уровень

психологического

развития

человека

как

личности

определяется

количеством,

разнообразием

и

иерархией

(соподчинением) имеющихся у человека потребностей. Человек от животных

отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти

потребности гораздо более разнообразные.

У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности,

связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время

как у человека имеются также материальные, социальные, творческие,

духовные потребности, а также потребности психического развития.

Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь,

представленной многими входящими в соответствующую группу частными

потребностями.

Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей,

имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его

психологического развития.

Еще более важной характеристикой уровня развития человека является

разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и

разнообразие

имеющихся

потребностей,

человека

как

личность

4

характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а

какие второстепенными.

Если

среди

множества

имеющихся

у

него

потребностей

человек

преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических

потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой

личностью. Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят

творческие или духовные потребности, то он действительно представляет

собой высокоразвитую личность.

5

3. Теория потребностей А. Маслоу

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных

потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на

пять основных категорий:

1.

Физиологические потребности являющиеся необходимыми для

выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные

потребности.

2.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности

в защите от физических и психологических опасностей со стороны

окружающего мира и уверенность в том, что физиологические

потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением

потребностей уверенности в будущем является покупка страхового

полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3.

Социальные потребности, иногда называемые потребностями в

причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо,

чувство, что тебя принимают другие, чувства социального

взаимодействия, привязанности и поддержки.

4.

Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных

достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих,

признании.

5.

Потребности самовыражения - потребность в реализации своих

потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности

нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на

поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться

потребности более высоких уровней.

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к

удовлетворению той потребности, которая для него является более важной

или сильной.

Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным

определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена

потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как

личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в

самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому

и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти

пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в

удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности

потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к

6

уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек

почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его

важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными

возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие

потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей

начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять

потребность более низкого уровня полностью.

Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями.

Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором

сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в

безопасности или полностью удовлетворены их физиологические

потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той

большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для

примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя

там всегда присутствуют голод и опасности.

7

4. Применение теории Маслоу.

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен

дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности

посредством такого образа действий, который способствует достижению

целей всей организации.

Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти

исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение

людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней.

Сегодня даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической

лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии

Маслоу.

Руководитель должен внимательно наблюдать за своими подчиненными,

чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со

временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация,

которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в

системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных

отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные

вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих

подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть

индивидуальные отличия людей.

Например, многие люди в современной России были настолько потрясены

«дефолтом» 1998 года, что после этого (хотя им и удалось «встать на ноги»)

доминирующей у них остается потребность в безопасности.

8

5.Методы удовлетворения потребностей высших

уровней.

Социальные потребности.

1.

Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им

общаться.

2.

Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3.

Проводите с подчиненными периодические совещания.

4.

Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они

не наносят организации реального ущерба.

5.

Создавайте условия для социальной активности членов организации

вне ее рамок.

Потребности в уважении.

1.

Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2.

Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми

результатами.

3.

Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными

результаты.

4.

Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке

решений.

5.

Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6.

Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

7.

Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень

компетентности.

Потребности в самовыражении.

1.

Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития,

которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2.

Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них

полной отдачи.

3.

Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

9

Список литературы

Махаев С. Сестры милосердия -- М: Свято-Тихоновский богословский

институт -2000

Обуховец Т.П. основы сестринского дела/Т.П.Обуховец,

О.В.Чернова;под ред.Б.В.Кабарухина._Изд.19-е,стер. – Ростов н/

Д: Феникс, 2013. – 766с.;ил. – (Медицина для вас) 82 – 104с.

Теоретические основы сестринского дела Мухина С. А. Дата

издания: 2013 ISBN: 978-5-9704-2482-7 Издатель/Изготовитель:

ГЭОТАР-Медиа Переплёт: тв. Переплет Размер: 14,8X22(см) 366

стр. 46-60с.

Лекция преподавателя.

10



В раздел образования