Напоминание

Использование опорных схем на уроках английского языка


Автор: Галина Станиславовна Ремезова
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский техникум строительства и ЖКХ
Населённый пункт: г. Долинск ,Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование опорных схем на уроках английского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование опорных схем на уроках

английского языка

“Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть

суть исследуемого предмета, отбросить затемняющие мелочи.

Схему усвоить легко – значит остаются силы на то, чтобы продвинуться

дальше, т. е. ставить гипотезы и организовать их проверку.

Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу или

головоногого моллюска”.

Л.Н. Гумилев

Каждый из нас по-разному воспринимает информацию. Например, одним для

запоминания чего-либо необходимо несколько раз это прослушать, другим –

что-то нарисовать, изобразить либо соотнести с какими-либо действиями, то

есть прочувствовать; ну, а третьим – просто некоторое время посмотреть на

необходимый материал.

Каждому человеку требуется свой минимум времени для освоения

определенной категории знаний. Но все же, схематичное изображение

английского языка доступно всем ученикам. Оно позволяет грамотно и

компактно изложить информацию, как «по полочкам», чтобы в дальнейшем

не допустить ее смешивания.

Применение таблиц позволяет сэкономить время. Этот способ изложения

материала гарантирует использование долговременной памяти, то есть

информацию из таблиц и схем можно запомнить надолго.

К применению схем и таблиц , я пришла не сразу. Поскольку уровень

обученности у студентов разный, традиционные формы объяснения не

давали желаемых результатов. Вот тут на помощь пришел данный метод.

В чем же преимущество английского языка в таблицах и схемах? Прежде

всего, это компактность , лаконичность изложения , хорошая подсказка в

любой момент.

Схема – это, своего рода, скелет, основа изучаемого материала, без которого

он становится чем-то бесформенным.

Обучение с использованием схем способствует умственному развитию

обучающихся, повышает их логическое мышление, способность

анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает

память.

Схемы и таблицы можно использовать на любом этапе урока (активизация

знаний или введение нового материала, закрепление или контроль

полученных знаний) Их также можно использовать на разных уровнях языка:

фонетическом, лексическом, грамматическом.

Грамматика в английском языке наиболее тяжелая для восприятия. А

применение схем помогает упростить процесс изложения материала. Работа

над грамматическим материалом по таблицам и схемам очень удобна при

повторении материала, например, при подготовке к самостоятельной или к

контрольной работе или просто на уроках обобщения изученного материала.

Учащиеся открывают тему и находят таблицу по тому материалу, который

они должны вспомнить на данном уроке, такой способ экономит время.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три

механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе

обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения

нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью

опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ

запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового

понимания сигналов. При воспроизведении опорных схем как контрольном

моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Данная технология работы эффективно и достаточно долго используется

мною в работе. Именно использование схем и таблиц на уроке позволяет

студентам правильно сформулировать ответ, не теряя время на то, чтобы

вспомнить правило. Они служат подспорьем при выполнении практических

и контрольных работ.

Преимущества применения данной технологии очевидны. Схема привлекает

простотой составления и простотой применения. Работа со схемой учит

умению выделять главное в изучаемом материале. Схема уместна на разных

этапах обучения: при вводе нового понятия, при отработке, закреплении и

повторении учебного материала.

При выполнении заданий учащиеся при необходимости обращаются к схеме.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном

участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе

обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот

или иной материал.

Примеры применения схем при изучении разных тем:

Тема Придаточные предложения условия и места часто вызывает

затруднение и путаницу в определении главного и придаточного

предложений и соответственно затрудняет выбор времени глагола. Данная

схема подсказывает, что придаточное предложение следует после союза и

соответственно указывает на выбор времени глагола. Такой способ

объяснения сокращает время объяснения темы, а схема, записанная в тетради

помогает при отработке материала и при выполнении самостоятельной

работы.

Придаточные предложения условия и места

V н.в

v

б.в.

Союз, придаточное предложение, главное предложение

If I am free tomorrow , I shall call you

when

before

after

while

till

until

as soon as

as long as

unless

При объяснении тем, связанных с временами глаголов , я пользуюсь сводной

таблицей употребления времен, в которой цветом выделены все значимые

моменты и даны ключевые слова к каждому времени.

А так же использую схемы при изучении отдельно взятого времени, т.к. в

таблице даны примеры только с глаголами. А в схеме добавлен случай

отсутствия основного глагола.

Для соблюдения правила построения преложений, применяю следующие

схемы

Я считаю, что применение метода составления опорных схем способствует

формированию личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения

учиться



В раздел образования