Напоминание

«Применение цифровых технологий на занятиях русского языка и литературы»


Автор: Елена Викторовна Дементьева
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум"
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: «Применение цифровых технологий на занятиях русского языка и литературы»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Применение цифровых технологий на занятиях русского языка и литературы»

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области

человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические

технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.

В современных условиях одной из главных задач образования является не просто

получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений

и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации.

Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни

в современных информационных условиях.

Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся

на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно

используют современные информационные технологии (персональный компьютер,

сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео

продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно

поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру

современного урока является одним из приоритетных направлений.

Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как

дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне. Я изучаю

опыт

учителей

по данной

теме

и имею

собственные

наработки,

которые

были

представлены в прошлом году в ходе аттестации. Задачи, стоящие перед учителем-

словесником при применении ИКТ во многом отличаются от целей и задач других

учителей-предметников. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные

орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас

учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи

можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках словесности. На

уроках русского языка и литературы я использую различные виды компьютерных

программ:

1.Учебные программы используются преимущественно при объяснении нового материала

для максимального его усвоения.

2.Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также

для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический

материал обучающимися уже усвоен.

3.Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений.

Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в

тестовой форме.

4.Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала

описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии,

видеофрагменты).

5.Информационно-справочные программы – для вывода необходимой информации с

подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6.Мультимедиа-учебники

комплексные

программы,

которые

сочетают

в

себе

большинство элементов перечисленных видов программ.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогают существенно

повысить

эффективность

образовательного

процесса,

решить

стоящие

перед

образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески

свободной личности.

Примером успешной реализации ИКТ стало активное использование Интернета –

глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора

и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю. Для

организации работы эффективно, на мой взгляд, использование интерактивных диктантов

как

тематических,

так

и

комплексных

на

справочно-информационном

портале

ГРАМОТА.РУ.

Много

полезного

материала

для

преподавателей

размещено

на

Всероссийском образовательном портале педагогов, где имеется интересная коллекция

диктантов со звуковым сопровождением. Также размещены репродукции картин для

организации творческой работы учащихся. Эти репродукции высокого качества, нет

искажения цвета, их можно увеличить, чтобы рассмотреть детали.

В использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках русского

языка следует отметить следующее:

1.Различные

компакт-диск,

электронные

Интернет-тренажеры

по

русскому

языку

помогают быстро и качественно оценить знания учащихся. Выполняя на компьютере

тесты, школьники сразу видят результаты своего труда.

2.Задания мультимедийных приложений к учебникам русского языка предполагают

формулировку правил и порядок выполнения упражнения. Яркое оформление материала

повышает интерес учащихся к выполняемой работе. Материал разработан с учетом

времени, допустимого при работе на компьютере.

3.Современная система позволяет из урока в урок развивать интеллект, творческое

мышление и компьютерную грамотность.

Ценность уроков с применением компьютерных технологий в том, что на них создаются

условия, пробуждающие творческую деятельность сознания учеников.

Компьютерные программы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из

интересов и возможностей отдельных учеников.

Чем больше и разнообразнее банк обучающих программ, тем больше можно провести

интересных уроков с применением компьютера. Проблема в том, чтобы из изобилия

обучающих программ выбрать самые интересные и познавательные.

Электронные учебники и пособия избавляют учителя от рутинной работы по подбору

дидактического материала, созданию тестов, оцениванию знаний учащихся. Компакт-диск

с компьютерными программами по русскому языку не только помогают учащимся

усвоить учебный материал, но и совершенствовать навыки работы с компьютером.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах

процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закрепление

изученного; повторении и обобщении сведений; контроле над усвоением знаний;

отработке умений и навыков; поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако

практика показала, что применение элементов компьютеризации наиболее эффективно

использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и

систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и

организовать контрольную проверку знаний по изученной теме. Следует отметить

эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-

оценочной деятельности учащихся.

Например, после изучения раздела «Сложноподчиненные предложения» проводятся

уроки-презентации. Материал готовят сами учащиеся. Проявляется своеобразная оценка

качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, который владеет

элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с

помощью компьютера.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном

процессе

является

проектная

деятельность.

Выполнение

детских

работ

в

виде

презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ – форма заданий,

которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников,

соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знаний не на

репродуктивном,

а

на

творческом

уровне.

Для

активизации

познавательной

и

коммуникативной компетенции учащихся мною используются презентации-конкурсы,

презентации-игры.

Для работы на уроках литературы мною создаются обучающие программы, которые

можно разделить на группы: презентации, которые использую для объяснения нового

материала; программы, где в электронном виде даны варианты тестов от простых

карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых заданий, где

даны небольшие подсказки; презентация или сайт с материалами своего урока, которые

дополнены ссылками на электронные справочники, словари, Интернет-репетиторов по

предмету или на электронные библиотеки.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое,

экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент

учителя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение

образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на

учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом

информации. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый

уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных

технологий во всех областях деятельности.

Перспективы использования информационно-коммуникативных технологий большие. В

нашей гимназии проводится значительная работа по данному направлению: каждому

педагогу предоставляется возможность пройти курсы повышения квалификации в области

информационных технологий; организована внутригимназическая система работы по

вопросу использования ИКТ в рамках методического совета; проведение педагогических

советов и педчтений; обобщение и распространение опыта работы на РМО и МО.

Открытая образовательная среда дает возможность каждому учителю использовать

разнообразные ресурсы сети Интернет в процессе обучения, применять различные форму

обучения. Благодаря проведению данного объема работы педагоги гимназии в полной

мере используют те возможности, которые нам представляют современные компьютерные

технологии, которые повышают эффективность педагогической деятельности.

Сегодня каждый педагог обязан работать с новыми средствами обучения, этого требуют

ФГОС нового поколения, от этого зависит их успешное внедрение, грамотное

использование ИКТ – качественное образование в свете новых требований. Пока каждый

учитель не осознает необходимость для него изучения азов компьютерной грамотности и

не начнет изучать и применять их, он не научится на должном уровне владеть этим

инструментом.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-

коммуникационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна

отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать

информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, так как главная

задача

школы

воспитать

новое

поколение

грамотных,

думающих,

умеющих

самостоятельно получать знания граждан. [2:207] Ведь именно это одно из требований

современного образования в свете требований ФГОС ООО.

ЛИТЕРАТУРА

1.Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. Курск, 2006 г. 187 с.

2.Полат

Е.С.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования. М.: «Академия», 2007 г. 272 с.



В раздел образования