Автор: Ульянова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП №2 г. Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская обл. г. Энгельс ул. Пионерская дом №2
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: Особенности воспитательной работы по профориентации с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«
-
Школа интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам
№2
.
»
г Энгельса
Сообщение
/Из опыта работы/
Тема: «Особенности воспитательной работы по
профориентации с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья во внеурочное время»
Воспитателя ГПД №1
Ульяновой Натальи Ивановны
г. Энгельс
ноябрь 2023-2024 уч. г.
Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ
(Ограниченными возможностями здоровья) должен быть организован так, чтобы они
научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого
человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в
жизни. Воспитанники с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) не знают своей
индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента,
волевой сферы.
Воспитатель может не только влиять на профессиональное самоопределение
подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь
ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих
профессиональных перспектив.
Смысл профориентационной работы заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и
их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных
профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Знания детей с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) о профессиях
ограничены. Воспитанники не могут четко разграничить профессии на промышленные,
сельскохозяйственные, творческие и т. д. Они не имеют достаточно четких, конкретных
представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться.
Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к
тому или иному виду труда. Они претендуют даже на профессии, связанные с
интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно
завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с
возможностями овладения профессией.
Профессиональные интересы у воспитанников с ОВЗ зависят от возраста. У
воспитанников с ОВЗ наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания
работать в будущем по данной специальности) их профессий - от конструктора и
космонавта до грузчика и дворника. Это объясняется низкой критичностью этих детей,
недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их
интересами и осознаваемыми возможностями.
Устойчивость интересов невелика. Интересы поверхностны. Прежде всего, обращает на
себя внимание заинтересованность профессией - либо интересует широкий круг
профессий, либо ни одна.
В ГПД №1под моим руководством обучаются девочки с 1 по 7 класс с различной
степенью тяжести здоровья и умственного развития
Работая по данной теме с детьми 1-7 классов, я поставила себе цель:
Обогащение социального опыта учащихся ГПД через расширение представлений у
них о мире профессий.
Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи;
· формировать представление о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
· развивать трудовые навыки, а также трудовые качества во внеурочной деятельности;
- воспитывать мотивированное жизненно-заинтересованное отношение к труду.
В работе по данной теме я использую такие методы и формы профориентационной
работы:
· беседы («Профессии людей, которые лечат», «Профессия моих родителей»
«Калейдоскоп профессий» и т. д.);
· профориентационные игры («Кто где работает?», «Профессия на букву», игра-
пантомима «Кто каким делом занят», пазлы «Профессии» и т. д.);
· Коррекционные занятия: «Мои жизненные перспективы», «Путешествие в страну
профессий», «Личностный смысл труда», экскурсии, во время практических занятий в
кружке «Иголочка» по декоративно – прикладному творчеству;
· «День добрых дел» «Уют» по оказанию помощи младшим воспитателям,
накрывальщице на столы для питания учащихся на ужин, дежурство по столовой во время
2 – го ужина в школе.
Наиболее действенные способы ознакомления обучающихся с ОВЗ с трудом взрослых —
наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых
представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе
экскурсии воспитанники получают возможность наблюдать различные способы
выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Посетили
школьную столовую, где ознакомились более подробно с профессией повара, в
прачечную. Узнали: какие существуют санитарные нормы смены белья, почему
необходимо наносить маркировку на постельное бельё и предметы личного пользования,
как происходит процесс стирки и сушки белья.
Ознакомление с различными видами труда провожу в течении года. Одним из приёмов
являются экскурсии в учебные школьные мастерские. Это посещение заранее
продумываю, планирую, чтоб оставить положительное впечатление у маленьких
экскурсантов.
Ходили на экскурсию в магазин «Домашняя выпечка» узнали о профессии «Повар-
кондитер», «Продавец» в магазине нам рассказал о профессии продавца-кассира и
администратора. Экскурсия в зоомагазин, где учащиеся познакомились с профессией
продавца – ветеринара. Встреча с питомцами магазина: птички, рыбки, хомячки, крыса и
др. животные, оставила интересное впечатление.
Приложение №1. (Слайды)
Организую экскурсии с учащимися ГПД в городскую и детскую библиотеку. В
библиотеке очень комфортное пространство, здесь учащиеся просматривают не только
интересные мероприятия и знакомятся с многообразием профессий: библиотекарь,
сотрудник компании, который занимается книгами, собственник, который занимается
поставкой необходимой литературы, литературный редактор, преподаватель литературы и
много других сотрудников которые поддерживают порядок и создают уют в помещении
библиотеки. Разъясняю учащимся, что сейчас в библиотеки работать модно и интересно
для молодёжи. Например, можно открыть магазин по продаже книг или киоск с
журналами.
Посетили с учащимися музей Льва Абрамовича Кассиля. Учащиеся познакомились не
только с жизнью и творчеством писателя, но и с профессией экскурсовода.
Приложение №2. (Слайды)
Из рассказов о жизни Льва Абрамовича Кассиля учащиеся узнали, что в детстве он был
увлечён: рисованием, музыкой, конструированием. Лев Абрамович много мечтал и
стремился достичь цели. Это большой пример для наших школьников, в определении себя
в будущей жизни.
Слушая с интересом, заворожённо экскурсовода школьники задавали волнующие для них
вопросы, если тема разговора для них была не чужда. Им отвечали с разъяснением, что им
очень нравилось. Кто-то из учащихся был в музеи впервые, а кто-то второй раз. Учащиеся
потихоньку перешёптывались, что-то друг другу объясняли. О чём говорят ученики
между собой? Это интересно! Сводите туда своих учеников.
Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе
легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений. На
занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем
сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии. Так же чтение
детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В.
Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. д.), просмотр
мультфильмов, видеофильмов и видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают
воспитанникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о
мире труда и профессий.
На занятиях по профориентации рассказывала учащимся, что существуют профессии,
которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а
после окончания нашей школы можно получить специальное образование.
Немного о роли занятий с воспитанниками декоративно -прикладным творчеством в
кружке «Иголочка». Подрастающему поколению надо представить возможность выбора
своих жизненных идеалов и эстетических ценностей.
Приложение №3. (Слайды)
В процессе творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование, ручное и
машинное шитьё) создаются
благоприятные условия для развития эстетического
восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства,
содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Осуществление изобразительной деятельности, конструирование изделий из бумаги,
природных материалов, шерстяных ниток или пошив изделия из ткани. способствует
удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности, потребности в
приобретении новых знаний свойства различных материалов, виды искусств, в том
числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития
интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе,
выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении
сходств и различий, уподоблении, обобщении.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств
личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться,
добиваться желаемого результата.
В процессе овладения приемами народно-декоративного ремесла у детей развивается
рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной
деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда,
уважение к человеку, бережное отношение к природе. Развитие ручной умелости является
необходимой частью практически любых систем воспитания – как традиционных, так и
вновь «открытых». Можно по–разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны
развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение
работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие
соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка
мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в
отечественной прессе заговорили с 90–х годов, так как через руки проходит огромный
поток информации. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу
головным мозгом». Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если
руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Ребёнку очень нужны умные
руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем
поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию
мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие
интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Рассмотрим приёмы работ на занятиях по декоративно прикладному творчеству по
развитию ручной умелости с разными материалами, в процессе которой создается
поделка.
Приложение № 4. (Слайды)
На занятиях в кружке при выполнении пошива и отделки изделия, что способствует
становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму. Не менее важно, занятие
повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания,
воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому.
Предварительно проводится работа по развитию мелкой моторики. Для этого применяется
пальчиковая гимнастика. Ее можно делать и в начале занятия - для разминки, и в середине
- для отдыха, и как отдельный прием обучения художественной деятельности.
Вот некоторые виды пальчиковых гимнастик, которые я использую во время занятий:
1. Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, карандашом, обеспечивающие хорошую
тренировку пальцев.
2 Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток
коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев.
Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что
способствует развитию фантазии, воображения.
3 Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая
из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах,
формах, развивают воображение.
4 Игры с палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм,
цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий
пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в
определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
5 Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо
подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и
эмоциональный настрой.
Следующий этап перед непосредственным созданием поделки – прогулки на территории
школы. Во время таких прогулок организуются беседы, направленные на воспитание у
детей умений видеть природу, вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство,
любить ее и беречь. Также делаются заготовки природного материала, но так, чтобы не
нанести ущерба природе. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение.
И, наконец, - создание поделки. Именно природный материал занимает в работе основное
место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой.
Достаточно приглядеться к ее дарам, чтобы увидеть - в каждом листочке или корешке
спрятано волшебство. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в
то, что у них обязательно получится маленькое чудо.
1 Семена подсолнуха, сосновые и еловые шишки, грецкие орехи, жёлуди – используются
для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат, забавного Змея Горыныча.
Надо лишь суметь увидеть их, и воспитатель им в этом помогае
Перед началом необходимо обратить внимание детей на эстетику, аккуратность,
соотношение пропорций в поделке.
Природные материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что все их
невозможно перечислить. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в
них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает
трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая
результаты своего труда -готовую поделку.
Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук
способствует:
- получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
- закреплению положительных эмоций;
- возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются
мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми,
раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и
возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить,
работать в коллективе. Следовательно, есть все основания рассматривать художественный
ручной труд, как важный элемент развития ребенка.
Предполагаемые результаты профориентационной работы с воспитанниками:
· Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и
в обществе.
·Представление о собственных интересах и возможностях.
· Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья проходит на занятиях во внеурочное время.
Таким образом, профориентация представляет собой комплекс воспитательных
мероприятий. Такая системная работа в данном направлении помогает дать воспитаннику
новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной
ориентации воспитанников с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с
данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и
профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Используемая литература
1 Антакова–Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего
возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24–го
Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М.: 1974
2 Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к
рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по
развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 – 7 лет. –М.:
ГНОМ и Д. –2003.–120 с.
3 Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н. Ползаем. Ходим. Бегаем.
Прыгаем: Развитие общей моторики. –М.: Паритет. –2003.–160 с.
4 Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры–забавы по развитию мелкой
моторики у детей. 50 упражнений с муз. –М.: ГНОМ и Д. –2002.–64 с.
5 Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка», М.:1973.
6 Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг.». СПб, Издательский Дом «М и
М», 1998
7 И. Агапова, М. Давыдова 200 лучших игрушек из бумаги и картона.
Приложение. Упражнения для тренировки мелкой моторики рук.
Лада. М. 2009
8 И. Воскресенская. Развивающие игрушки своими руками.
Сибирское университетское издательство. 2010
9.Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной
компетентности у учащихся специальных образовательных учреждений VIII
вида. Дефектология № 3,4 2004
10 Уфимцева Л. П., Трубачёва Т. П., Семенайт Н. А. Образовательная среда
как ведущий фактор социализации детей с нарушением интеллекта.
Дефектология. № 4 2002