Автор: Соломатина Наталья Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: статья
Тема: Исследование общих и профессиональных компетенций выпускников.
Раздел: среднее профессиональное
Соломатина Наталья Васильевна
Доклад на тему:
Исследование общих и профессиональных компетенций выпускников.
В рамках дисциплин «Способы поиска работы», «Планирование карьеры
выпускника», «Трудоустройство и адаптация на рабочем месте» в 2022-2023
учебном
году
было
проведено
исследование
на
предмет
определения
профессиональной и социальной направленности учащихся, а также определения
ведущего мотива выбора профессии.
Цель: анализ профориентационной деятельности колледжа.
Гипотеза исследования: у выпускников колледжа по итогам обучения
сформированы общие и профессиональные компетенции.
Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о
профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности,
которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности,
способствующих успешному освоению профессии.
Методы исследования:
1. Мотивы выбора профессии (Р.В. Овчарова)
С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации
(внутренние
индивидуально-значимые
мотивы,
внутренние
социально-
значимые
мотивы,
внешние
положительные
мотивы
и
внешние
отрицательные мотивы)
2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А.КЛИМОВ)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в
соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Шкалы:
типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая
система, человек-художественный образ, человек-природа
В исследовании приняли участие студенты выпускных групп колледжа: МА-
00- 19 чел, ТМ-090- 20 чел, ТМ-090а – 20 чел, 21 – 20 чел, 22 – 10 чел, 23 – 10 чел,
24 – 15 чел, 21 Экс – 10 чел и студенты 2 курса СП-017 – 7 чел. 131 чел – 100%
респондентов.
Специальности/ профессии:
1. Мастер по обслуживанию автомобилей
2. Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобилей,
систем
и
агрегатов
3. Садово-парковое и ландшафтное строительство
4. Эксплуатация
и
ремонт
сельскохозяйственной
техники
и
оборудования
5. Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и
производств (по отраслям)
6. Технология аналитического контроля
7. Технология пиротехнических составов
Результаты исследования
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
природа» являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их
произрастания.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
техника» являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды
энергии.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
знаковая система» являются: тексты на родном или иностранном языках; цифры,
формулы, таблицы; чертежи, схемы, карты; звуковые сигналы.
Предметом
труда
для
представителей
большинства
профессий
типа
«художественный
образ»
является:
художественный
образ,
способы
его
построения.
Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к
взаимодействию между людьми.
Предположим, что наши выпускники относятся к типу профессий «Человек-
Техника», с некоторыми исключениями.
Человек-
техника
56%
Человек-
Знаковая
Система
13%
Человек-
Человек
19%
Человек=Ху
доже-
ственный
образ
6%
Человек-
Природа
5%
Рис.1. Доминирующий тип профессии
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее
эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
В
н
у
т
р
е
н
н
и
е
м
о
т
и
в
ы
В
н
е
ш
н
и
е
п
о
л
о
ж
и
т
е
л
ь
н
ы
е
м
о
т
и
в
ы
В
н
е
ш
н
и
е
о
т
р
и
ц
а
т
е
л
ь
н
ы
е
м
о
т
и
в
ы
0
10
20
30
40
50
60
54
54
24
Рис. 2. Распределение показателей мотива выбора профессии
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и
личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее
творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д.
Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее
основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь
осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и
отрицательные.
К
положительным
мотивам
относятся:
материальное
стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива,
престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои
усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем
давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Выводы:
Подводя итоги, можно сделать вывод, что выпускники соответствуют
выбранной профессии и специальности по своим личностным качествам и
развитым компетенциям. Практически все соответствуют типу «Человек-техника».
Студенты 2 курса специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
в
большинстве
соответствуют
типу
«Человек-человек»,
что
требует
дополнительной профориентационной работы или дополнительного исследования.
0,00
20,00
40,00
60,00
80,00
100,00
120,00
Человек-Природа
Человек-Художественный
образ
Человек-Человек
Человек-Знаковая Си-
стема
Человек-техника
Рис.3. Накопляемость качеств по типам профессий по группам