Напоминание

Исследование общих и профессиональных компетенций выпускников.


Автор: Соломатина Наталья Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад
Наименование материала: статья
Тема: Исследование общих и профессиональных компетенций выпускников.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Соломатина Наталья Васильевна

Доклад на тему:

Исследование общих и профессиональных компетенций выпускников.

В рамках дисциплин «Способы поиска работы», «Планирование карьеры

выпускника», «Трудоустройство и адаптация на рабочем месте» в 2022-2023

учебном

году

было

проведено

исследование

на

предмет

определения

профессиональной и социальной направленности учащихся, а также определения

ведущего мотива выбора профессии.

Цель: анализ профориентационной деятельности колледжа.

Гипотеза исследования: у выпускников колледжа по итогам обучения

сформированы общие и профессиональные компетенции.

Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о

профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности,

которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности,

способствующих успешному освоению профессии.

Методы исследования:

1. Мотивы выбора профессии (Р.В. Овчарова)

С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации

(внутренние

индивидуально-значимые

мотивы,

внутренние

социально-

значимые

мотивы,

внешние

положительные

мотивы

и

внешние

отрицательные мотивы)

2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А.КЛИМОВ)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в

соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Шкалы:

типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая

система, человек-художественный образ, человек-природа

В исследовании приняли участие студенты выпускных групп колледжа: МА-

00- 19 чел, ТМ-090- 20 чел, ТМ-090а – 20 чел, 21 – 20 чел, 22 – 10 чел, 23 – 10 чел,

24 – 15 чел, 21 Экс – 10 чел и студенты 2 курса СП-017 – 7 чел. 131 чел – 100%

респондентов.

Специальности/ профессии:

1. Мастер по обслуживанию автомобилей

2. Техническое

обслуживание

и

ремонт

автомобилей,

систем

и

агрегатов

3. Садово-парковое и ландшафтное строительство

4. Эксплуатация

и

ремонт

сельскохозяйственной

техники

и

оборудования

5. Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и

производств (по отраслям)

6. Технология аналитического контроля

7. Технология пиротехнических составов

Результаты исследования

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек

природа» являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их

произрастания.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек

техника» являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды

энергии.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек

знаковая система» являются: тексты на родном или иностранном языках; цифры,

формулы, таблицы; чертежи, схемы, карты; звуковые сигналы.

Предметом

труда

для

представителей

большинства

профессий

типа

«художественный

образ»

является:

художественный

образ,

способы

его

построения.

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к

взаимодействию между людьми.

Предположим, что наши выпускники относятся к типу профессий «Человек-

Техника», с некоторыми исключениями.

Человек-

техника

56%

Человек-

Знаковая

Система

13%

Человек-

Человек

19%

Человек=Ху

доже-

ственный

образ

6%

Человек-

Природа

5%

Рис.1. Доминирующий тип профессии

Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее

эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

В

н

у

т

р

е

н

н

и

е

м

о

т

и

в

ы

В

н

е

ш

н

и

е

п

о

л

о

ж

и

т

е

л

ь

н

ы

е

м

о

т

и

в

ы

В

н

е

ш

н

и

е

о

т

р

и

ц

а

т

е

л

ь

н

ы

е

м

о

т

и

в

ы

0

10

20

30

40

50

60

54

54

24

Рис. 2. Распределение показателей мотива выбора профессии

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и

личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее

творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее

основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь

осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и

отрицательные.

К

положительным

мотивам

относятся:

материальное

стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива,

престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои

усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем

давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Выводы:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что выпускники соответствуют

выбранной профессии и специальности по своим личностным качествам и

развитым компетенциям. Практически все соответствуют типу «Человек-техника».

Студенты 2 курса специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

в

большинстве

соответствуют

типу

«Человек-человек»,

что

требует

дополнительной профориентационной работы или дополнительного исследования.

0,00

20,00

40,00

60,00

80,00

100,00

120,00

Человек-Природа

Человек-Художественный

образ

Человек-Человек

Человек-Знаковая Си-

стема

Человек-техника

Рис.3. Накопляемость качеств по типам профессий по группам



В раздел образования