Автор: Ильченко Ирина Васильевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБПОУ "Приморский индустриальный колледж"
Населённый пункт: г.Арсеньев Приморского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних"
Раздел: среднее профессиональное
Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в группе
210 и 308.
Согласно Федеральному закону № 120 «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» я,
как мастер наставник обязана:
-
выявлять
несовершеннолетних,
находящихся
в
социально
опасном
положении, а так же не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и
получению ими общего образования;
- выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать
им помощь в обучении и воспитании детей.
В колледж поступают ребята в возрасте 15-16 лет. Это как раз приходится
на подростковый период. Все мы знаем, что этот период особенный в жизни
каждого человека. Этот возраст представляет собой период взросления,
характеризующийся
интенсивными
психологическими
и
физическими
изменениями.
Идет
серьезная
гормональная
перестройка,
половое
созревание.
Гормональные
изменения
вызывают
резкие
перепады
настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость
настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В
отдельных
случаях
появляются
такие
признаки
как
депрессия,
неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. Учеба
перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи,
ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со
сверстниками. И вот в этот сложный период, они вынуждены делать выбор
своей будущей профессии, менять привычное место учебы (школу) на новое
(колледж). Мы, работая с подростками, обязаны всегда помнить об этом. И
конечно, когда ребята приходят к нам на первый курс, то наша задача помочь
им во всем, сделать их адаптацию более легкой и интересной. Каждый
студент индивидуален, имеет свой жизненный опыт и багаж знаний.
Поэтому каждый раз, набирая группу, я сначала досконально изучаю личные
дела. Социальный статус каждого ребенка. Затем ведется планомерная
работа
по
воспитанию
и
обучению
несовершеннолетних.
И
многие
мероприятия стали уже традиционными. Например, после пары недель
занятий я обязательно провожу классный час: « Расскажи мне о себе», где в
неформальной обстановке за чашкой чая, сначала рассказываю о себе и
отвечаю на вопросы, касающиеся моих интересов, семьи и др.. Затем ребята
поочереди рассказывают о себе и тоже отвечают на вопросы. Ребята
раскрываются. Я для себя узнаю много положительного и интересного о
каждом ребенке, а так же вижу на что необходимо обратить внимание, кому
и в чем нужна помощь. Так когда учащиеся группы 308 пришли на первый
курс, мы с классным руководителем Терещенко Ольгой Викторовной
работали в тандеме. И уже в начале обучения и после проведения классного
часа нам было понятно, что особое внимание необходимо уделить ряду
учащихся, в их числе Насиров Рамиз, Лавров Георгий, Полатовская
Валентина. И мы не ошиблись, буквально в конце сентября Рамиз совершает
правонарушение (кражу), Георгий и Валентина пропускают занятия без
уважительной причины. Все эти учащиеся стояли на внутриколледжном
контроле. Мы с Ольгой Викторовной проводили массу индивидуальных
бесед, беседы с родителями совместно с представителями администрации. С
первых дней с ними работала психолог Бугаенко С.А. и социальный педагог
Киселькова Л.А. В этой группе мы организовали и наладили работу актива
группы и ребята неоднократно разбирались на групповых собраниях.
Главное, я считаю, нельзя оставлять таких ребят без внимания. Необходимо
«давить» на их положительные стороны, не скупиться на похвалу, даже за
малейшие заслуги. Так мне вместе с преподавателем спец.дисциплин
Сережкиной А.Ю. удалось убедить Рамиза в его профессионализме, и на
сегодняшний день он оказывает услуги населению по ремонту и настройке
персональных компьютеров. Георгий тоже занят работой во внеурочное
время. Валентина, благодаря общим усилиям осознала необходимость в
получении образования и ее пропуски без уважительной причины свелись к
минимуму. Результат: все эти студенты в этом году, на 3 курсе сняты с
внутриколледжного
контроля,
но
индивидуальная
работа
с
ними
продолжается.
Отдельно хочу сказать о группе 210. Группа изначально очень сложная. Из
14 человек:
- 6 человек сирот (1- беременна, 2 – имеют несовершеннолетних детей в
возрасте до трех лет).
- 5 человек имеют одного родителя.
- 1 человек проживает с отчимом, с которым нет взаимопонимания.
- и только 2 человека из полных семей.
При этом 10 человек – иногородние!
У детей – сирот, у всех, кроме Жуйковой Татьяны, отсутствует мотивация к
обучению. Они не умеют учиться, их этому не научили в детском доме. Им
сложно сидеть на парах весь учебный день, они в системе не выполняют
домашние задания, у них нет интереса к будущей профессии.
С этой группой с первых дней систематически работают педагог –
психолог и социальный педагог.
По результатам тестирования на 1 курсе, в данной группе, Светлана
Александровна выявила следующую картину:
из 12 анкетируемых человек, только двое имеют высокую учебную
мотивацию. У основной массы низкая учебная мотивация, эти подростки
посещают
колледж
неохотно,
предпочитают
пропускать
занятия,
испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. А два человека
имеют негативное отношение к обучению, то есть они не справляются с
учебной деятельностью, могут проявлять агрессивность и отказываться
выполнять те или иные задания.
Хочу сказать, что для этой группы на первом курсе адаптационный
период проходил гораздо сложнее, чем в других группах. Ведь девочкам надо
было освоиться не только к новым условиям учебы, привыкнуть к
требованиям педагогов, но и научиться жить среди особой категории детей
(детей – сирот), и детей имевших уже судимость (Белоусова А.), детей
которые к нам поступили вторично ( Игнатова А, Новикова В, Москаленко
С.). Девочки из благополучных семей плакали, боялись ходить на учебу.
Очень много пришлось провести бесед и с девочками и с их мамами.
Аммосова А. даже уезжала учиться в Черниговку, но вернулась, так как наше
учебное заведение конечно ей понравилось больше. Провожу классные часы
на сплочение учебной группы как самостоятельно, так и совместно с
психологом. Ежедневная работа помогла сделать свой «коллектив» в этой
группе только к концу первого курса, после отчисления (Белоусовой А,
Игнатовой А, Москаленко С –ушел в армию) и климат в группе поменялся в
лучшую сторону. Но к сожалению нашу группу в этом году объединяют с
группой 204 –парикмахеры. И перед девочками встает новый этап адаптации.
Теперь уже к другим педагогам и к другому женскому коллективу. Девчонки
раздавлены психологически. Я с ними беседую не только в стенах колледжа,
но и общаюсь с ними в социальных сетях, в ватсапе. Пытаюсь уделить им
максимум внимания, поддержать их. И только настрою их на позитив, на
учебу, на посещаемость, как они начинают жаловаться, что к сожалению
педагоги позволяют себе следующее: - в присутствии группы 210,
спрашивают у девочек с группы 204, почему их мало, неужели группа 210 на
вас так повлияла?
- или позволяют себе такие фразы: Я сейчас с 204 разговариваю, а вы
помолчите….
- пришли? А я вас все равно не аттестую…
Конечно девочки обижаются, и в открытую говорят, что толку что-то делать
если их не уважают, и что кроме меня (их мастера) они никому не нужны и
не интересны. Естественно я пытаюсь их успокоить и переубедить, опять
настроить их на учебу. И только, чтобы меня «не обидеть» они учавствуют в
олимпиадах и конкурсах.
Считаю недопустимым подобные разговоры в присутствии студентов.
Прошу посмотреть на каждого другими глазами, в каждом ребенке масса
положительных качеств, смогите их увидеть. И если ребенок пришел на урок,
не надо его ругать в присутствии других студентов. Встретьте его с улыбкой
и поверьте они вам ответят тем же. Ведь недаром девиз нашего колледжа:
« Главная в жизни профессия – быть человеком».
Хочу подвести итог. Таким образом, в своей работе для профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних
я
применяю
следующие принципы:
- индивидуальная работа с учащимися и родителями,
-проведение внеклассных мероприятий, направленных на сплочение учебной
группы,
- максимальное привлечение учащихся к внутриколледжным мероприятиям
(особое внимание к детям из группы риска),
- искренняя похвала за любой положительный результат,
- совместная регулярная работа с психологом и социальным педагогом,
- доверительные отношения,
- личный пример.
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Приморский индустриальный колледж»
Доклад
Тема: Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
в группе 210 и 308.
Мастер производственного обучения
Ильченко Ирина Васильевна
г. Арсеньев