Напоминание

"Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних"


Автор: Ильченко Ирина Васильевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБПОУ "Приморский индустриальный колледж"
Населённый пункт: г.Арсеньев Приморского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних в группе

210 и 308.

Согласно Федеральному закону № 120 «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» я,

как мастер наставник обязана:

-

выявлять

несовершеннолетних,

находящихся

в

социально

опасном

положении, а так же не посещающих или систематически пропускающих по

неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и

получению ими общего образования;

- выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать

им помощь в обучении и воспитании детей.

В колледж поступают ребята в возрасте 15-16 лет. Это как раз приходится

на подростковый период. Все мы знаем, что этот период особенный в жизни

каждого человека. Этот возраст представляет собой период взросления,

характеризующийся

интенсивными

психологическими

и

физическими

изменениями.

Идет

серьезная

гормональная

перестройка,

половое

созревание.

Гормональные

изменения

вызывают

резкие

перепады

настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость

настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В

отдельных

случаях

появляются

такие

признаки

как

депрессия,

неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. Учеба

перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи,

ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со

сверстниками. И вот в этот сложный период, они вынуждены делать выбор

своей будущей профессии, менять привычное место учебы (школу) на новое

(колледж). Мы, работая с подростками, обязаны всегда помнить об этом. И

конечно, когда ребята приходят к нам на первый курс, то наша задача помочь

им во всем, сделать их адаптацию более легкой и интересной. Каждый

студент индивидуален, имеет свой жизненный опыт и багаж знаний.

Поэтому каждый раз, набирая группу, я сначала досконально изучаю личные

дела. Социальный статус каждого ребенка. Затем ведется планомерная

работа

по

воспитанию

и

обучению

несовершеннолетних.

И

многие

мероприятия стали уже традиционными. Например, после пары недель

занятий я обязательно провожу классный час: « Расскажи мне о себе», где в

неформальной обстановке за чашкой чая, сначала рассказываю о себе и

отвечаю на вопросы, касающиеся моих интересов, семьи и др.. Затем ребята

поочереди рассказывают о себе и тоже отвечают на вопросы. Ребята

раскрываются. Я для себя узнаю много положительного и интересного о

каждом ребенке, а так же вижу на что необходимо обратить внимание, кому

и в чем нужна помощь. Так когда учащиеся группы 308 пришли на первый

курс, мы с классным руководителем Терещенко Ольгой Викторовной

работали в тандеме. И уже в начале обучения и после проведения классного

часа нам было понятно, что особое внимание необходимо уделить ряду

учащихся, в их числе Насиров Рамиз, Лавров Георгий, Полатовская

Валентина. И мы не ошиблись, буквально в конце сентября Рамиз совершает

правонарушение (кражу), Георгий и Валентина пропускают занятия без

уважительной причины. Все эти учащиеся стояли на внутриколледжном

контроле. Мы с Ольгой Викторовной проводили массу индивидуальных

бесед, беседы с родителями совместно с представителями администрации. С

первых дней с ними работала психолог Бугаенко С.А. и социальный педагог

Киселькова Л.А. В этой группе мы организовали и наладили работу актива

группы и ребята неоднократно разбирались на групповых собраниях.

Главное, я считаю, нельзя оставлять таких ребят без внимания. Необходимо

«давить» на их положительные стороны, не скупиться на похвалу, даже за

малейшие заслуги. Так мне вместе с преподавателем спец.дисциплин

Сережкиной А.Ю. удалось убедить Рамиза в его профессионализме, и на

сегодняшний день он оказывает услуги населению по ремонту и настройке

персональных компьютеров. Георгий тоже занят работой во внеурочное

время. Валентина, благодаря общим усилиям осознала необходимость в

получении образования и ее пропуски без уважительной причины свелись к

минимуму. Результат: все эти студенты в этом году, на 3 курсе сняты с

внутриколледжного

контроля,

но

индивидуальная

работа

с

ними

продолжается.

Отдельно хочу сказать о группе 210. Группа изначально очень сложная. Из

14 человек:

- 6 человек сирот (1- беременна, 2 – имеют несовершеннолетних детей в

возрасте до трех лет).

- 5 человек имеют одного родителя.

- 1 человек проживает с отчимом, с которым нет взаимопонимания.

- и только 2 человека из полных семей.

При этом 10 человек – иногородние!

У детей – сирот, у всех, кроме Жуйковой Татьяны, отсутствует мотивация к

обучению. Они не умеют учиться, их этому не научили в детском доме. Им

сложно сидеть на парах весь учебный день, они в системе не выполняют

домашние задания, у них нет интереса к будущей профессии.

С этой группой с первых дней систематически работают педагог –

психолог и социальный педагог.

По результатам тестирования на 1 курсе, в данной группе, Светлана

Александровна выявила следующую картину:

из 12 анкетируемых человек, только двое имеют высокую учебную

мотивацию. У основной массы низкая учебная мотивация, эти подростки

посещают

колледж

неохотно,

предпочитают

пропускать

занятия,

испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. А два человека

имеют негативное отношение к обучению, то есть они не справляются с

учебной деятельностью, могут проявлять агрессивность и отказываться

выполнять те или иные задания.

Хочу сказать, что для этой группы на первом курсе адаптационный

период проходил гораздо сложнее, чем в других группах. Ведь девочкам надо

было освоиться не только к новым условиям учебы, привыкнуть к

требованиям педагогов, но и научиться жить среди особой категории детей

(детей – сирот), и детей имевших уже судимость (Белоусова А.), детей

которые к нам поступили вторично ( Игнатова А, Новикова В, Москаленко

С.). Девочки из благополучных семей плакали, боялись ходить на учебу.

Очень много пришлось провести бесед и с девочками и с их мамами.

Аммосова А. даже уезжала учиться в Черниговку, но вернулась, так как наше

учебное заведение конечно ей понравилось больше. Провожу классные часы

на сплочение учебной группы как самостоятельно, так и совместно с

психологом. Ежедневная работа помогла сделать свой «коллектив» в этой

группе только к концу первого курса, после отчисления (Белоусовой А,

Игнатовой А, Москаленко С –ушел в армию) и климат в группе поменялся в

лучшую сторону. Но к сожалению нашу группу в этом году объединяют с

группой 204 –парикмахеры. И перед девочками встает новый этап адаптации.

Теперь уже к другим педагогам и к другому женскому коллективу. Девчонки

раздавлены психологически. Я с ними беседую не только в стенах колледжа,

но и общаюсь с ними в социальных сетях, в ватсапе. Пытаюсь уделить им

максимум внимания, поддержать их. И только настрою их на позитив, на

учебу, на посещаемость, как они начинают жаловаться, что к сожалению

педагоги позволяют себе следующее: - в присутствии группы 210,

спрашивают у девочек с группы 204, почему их мало, неужели группа 210 на

вас так повлияла?

- или позволяют себе такие фразы: Я сейчас с 204 разговариваю, а вы

помолчите….

- пришли? А я вас все равно не аттестую…

Конечно девочки обижаются, и в открытую говорят, что толку что-то делать

если их не уважают, и что кроме меня (их мастера) они никому не нужны и

не интересны. Естественно я пытаюсь их успокоить и переубедить, опять

настроить их на учебу. И только, чтобы меня «не обидеть» они учавствуют в

олимпиадах и конкурсах.

Считаю недопустимым подобные разговоры в присутствии студентов.

Прошу посмотреть на каждого другими глазами, в каждом ребенке масса

положительных качеств, смогите их увидеть. И если ребенок пришел на урок,

не надо его ругать в присутствии других студентов. Встретьте его с улыбкой

и поверьте они вам ответят тем же. Ведь недаром девиз нашего колледжа:

« Главная в жизни профессия – быть человеком».

Хочу подвести итог. Таким образом, в своей работе для профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних

я

применяю

следующие принципы:

- индивидуальная работа с учащимися и родителями,

-проведение внеклассных мероприятий, направленных на сплочение учебной

группы,

- максимальное привлечение учащихся к внутриколледжным мероприятиям

(особое внимание к детям из группы риска),

- искренняя похвала за любой положительный результат,

- совместная регулярная работа с психологом и социальным педагогом,

- доверительные отношения,

- личный пример.

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Приморский индустриальный колледж»

Доклад

Тема: Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних

в группе 210 и 308.

Мастер производственного обучения

Ильченко Ирина Васильевна

г. Арсеньев



В раздел образования