Автор: Данилова Ольга Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ШРКТЭ им.ак.Степанова П.И."
Населённый пункт: Шахты
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-игра "Один день в механическом цехе"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
им. ак. Степанова П.И.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
УРОК-ИГРА
«Рабочий день в механическом цехе».
(Специальность 15.02.12 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт
промышленного оборудования)
Разработали преподаватели ГБПОУ РО «ШРКТЭ им.ак.Степанова П.И
Данилова О.А.
Землянская О.А.
Шахты, 2023
Введение
Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем,
что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и
времени, чем непрофессионал.
Основным в обучении такого специалиста является не овладение какой-то
суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального
мышления и профессиональной интуиции.
Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся
деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с
древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможность моделировать типичные производственные ситуации, в
ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно
ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный
практический опыт.
Урок-игра «Рабочий день в механическом цехе» проводился в рамках
Республиканского
ЦМК
преподавателей
механических
дисциплин.
Студенты
специальности 15.02.12 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного
оборудования
выполняли
реальную
работу
технологов-программистов,
конструкторов, контролеров и т.д. В процессе урока «работники цеха» выработали
совместное решение по эффективной организации производства при выполнении
производственных заказов на изготовление реальных заводских деталей, провели
работу по выбору технологического оборудования, режущего и мерительного
инструментов, технологической оснастки, разработали управляющие программы и
технологические маршруты механической обработки деталей.
Данная
деловая
игра,
разработанная
на
конкретных
ситуациях,
ввела
обучающихся
в
сферу
производственной
деятельности,
выработала
у
них
способность к критической оценке действующего производства, к умению находить
решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации
самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и
навыков.
Технологическая карта урока
Тема занятия (урока): Урок-игра «Рабочий день в механическом цехе» Обобщение
изученного материала
Вид занятия: нетрадиционный
Форма проведения занятия: деловая игра
Мотивация темы и формы проведения занятия: В результате изучения данной
дисциплины студенты должны приобрести теоретические знания и практический
опыт.
На данном уроке у обучающихся формируются виды общих и профессиональных
компетенций, предусмотренных в ФГОС СПО по специальности 15.02.12 Монтаж,
техническая эксплуатация и ремонт промышленного оборудования.
Урок-игра для студентов предназначен для обобщения и систематизации понятий,
терминов, определений; выявления уровня подготовленности, а также имеет
развивающие и воспитательные цели - формирование познавательной потребности,
развитие творческого и логического мышления.
Цели занятия:
Образовательная: Обобщение и закрепление знаний обучающихся по пройденным
темам
дисциплин
«Технологическое
оборудование»,
«Режущий
инструмент»,
«Охрана труда».
В игровой форме выявить теоретические знания, практические умения и навыки
студентов.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления и стремления к
анализу полученной информации; формированию умений принятия решений в
условиях ограниченности времени; активизировать мыслительную деятельность
обучающихся.
Воспитательная: Формирование устойчивого интереса к профессии. Воспитание
профессионально важных качеств: творческой активности, дисциплинированности,
потребности в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и
умений. Содействовать развитию коммуникативных умений студентов.
Междисциплинарные
связи:
«Процессы
формообразования
и
инструмент»,
«Метрология и стандартизация», «Инженерная графика», «Компьютерная графика»,
Задача урока:
Предоставление студентам возможности проявить свое творчество и показать знания
по данным дисциплинам.
План урока.
1. Организационный момент
2.Проведение игры.
3. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
Приветствие гостей колледжа и студентов участников урока.
Итак,
представим
себе,
что
мы
находимся
в
механическом
цехе
машиностроительного предприятия.
Утро рабочего дня.
Магомедали:
Производственное совещание проводит директор
Уважаемые коллеги, я пригласил вас для того, чтобы обсудить наши текущие
производственные проблемы, а именно выполнение государственных заказов,
которые поступили на наше предприятие. В связи с этим, вопросы повышения
производительности, снижения трудоемкости и себестоимости нашей продукции.
Поскольку наши цеха оснащены новыми высокопроизводительными станками с
ЧПУ, необходимо, чтобы наши работники обладали определенными знаниями и
умениями.
А вы как руководители машиностроительного производства должны принимать
решения и нести за них ответственность, участвовать в реализации технологического
процесса по изготовлению деталей, проводить контроль соответствия качества
деталей требованиям технической документации.
Особое внимание обратите на соблюдение техники безопасности на рабочих местах,
а также вопросам экологии, обустройства зон отдыха на предприятии.
Данилова О.А – Все ясно. Сделаем все максимально от нас зависящее.
Уважаемые коллеги, перед нами стоит задача выполнения производственных
заказов на новом оборудовании – это станки с ЧПУ.
Наше предприятие получило заказы на изготовление следующих деталей.
Получены 3 пакета документов.
В первом пакете чертежи деталей – типа вал, технологический процесс, который
предлагается
подготовить
пакет
документов
для
выполнения
работ
на
универсальном оборудовании, стандартный режущий инструмент.
Во втором пакете чертеж детали «Шток» и также технологический процесс, который
предлагается подготовить пакет документов для выполнения работ на станке 16К20,
стандартный режущий инструмент.
В третьем пакете имеются 2 детали «Кулачок» и «Втулка». Эти детали предлагается
подготовить пакет документов для выполнения работ на фрезерном станке.
Первая задача, заключается в следующем: решить вопрос о возможности
размещения государственного заказа на нашем предприятии и в какие сроки.
Вторая задача
– подготовить пакет документов для
изготовления
опытных
образцов.
С этими пакетами вы ознакомились. Поэтому, давайте выработаем совместное
решение для эффективной организации производства. При этом технологи, оперируя
всеми данными по заводу, должны
технически грамотно обосновать своё решение.
Начните с изучения чертежа детали. Все ли работы могут быть выполнены на
станочном
парке
нашего
завода?
Вспомните,
какие
параметры
составляют
техническую характеристику каждого станка. Рассмотрите паспортные данные
станков. Обсудите эту проблему, и мы, как главные технолог и конструктор,
выслушаем технически обоснованное решение каждого.
Давайте обсудим, какое оборудование имеется на нашем предприятии и чем
станки с ЧПУ отличаются от универсальных. Что и как нам нужно подготовить,
чтобы эффективно организовать производство
Исходя из вышесказанного видно, насколько актуальным в настоящее время является
развитие использования деловых игр в обучении.