Автор: Стреминская Тамара Николаевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Эвенкийский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: ЭМР п. Ванавара
Наименование материала: статья
Тема: Теория и методика профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Теория и методика профессионального образования.
Стреминская Тамара Николаевна
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение "Эвенкийский многопрофильный техникум", ЭМР п. Ванавара
Профессиональное
образование
-
система
подготовки
квалифицированных рабочих кадров
в профессионально-технических
училищах,
а
также
путём
обучения
на
производстве.
Методика
профессионального обучения рассматривается как методика углубленного
обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ,
как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей
профессии и специальности.
Для повышения качества подготовки рабочих кадров необходимо
переосмысление
педагогических
и
методических
подходов
к
профессиональной
подготовке
выпускников,
создание
условий
для
удовлетворения потребностей личности в получении профессионального
образования, обеспечивающего единство подготовки компетентных рабочих
кадров и выпуска ими продукции, соответствующей требованиям качества. В
связи с этим актуализируется проблема средового подхода в исследовании
теории
и
методики
профессионального
образования.
Актуальность
формирования
инновационно-образовательной
среды
профессиональной
образовательной
организации
обусловлена
подготовкой
компетентных,
творческих, интеллектуальных, социально активных и адаптированных на
производстве рабочих кадров высокой квалификации.
Отличительной
особенностью подготовки рабочих кадров в условиях инновационной
образовательной среды является совокупность основополагающих факторов
развития
компетентного
выпускника:
среда
обучения,
воспитания,
производственная деятельность, направленные на реализацию творческого
потенциала личности каждого обучающегося, и позволяющие объединить
усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной
подготовке квалифицированных рабочих кадров.
При несомненной значимости проведенных исследований в теории и
практике профессионального образования, можно констатировать наличие
противоречий между:
современными требованиями работодателей к
качеству
подготовки
рабочих
кадров,
соответствующей
содержанию
профессиональной деятельности, и ограниченными возможностями их
удовлетворения современной системой довузовского профессионального
образования.
Профессиональное
образование
-
система
подготовки
квалифицированных рабочих кадров
в профессионально-технических
училищах,
а
также
путём
обучения
на
производстве.
Методика
профессионального обучения рассматривается как методика углубленного
обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ,
как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей
профессии и специальности.
В современном образовании - это, прежде
всего
подготовка
молодежи к культурно - и природосообразной, разумной, рациональной
преобразующей материальный мир деятельности.
Содержание
специальности
составляют
предметные
циклы
дисциплин Государственных
образовательных
стандартов
подготовки
рабочих в отрасли (машиностроение и технологическое оборудование),
является основой профессиональной подготовки специалистов в различных
сферах технико-технологической деятельности человека.
В
промышленном
производстве
необходимы,
прежде
всего,
профессиональные общетехнические знания и умения, в частности,
инженеру-конструктору,
инженеру-технологу,
инженеру-механику,
техникам,
технологам,
а
также рабочим различных профессий и
специальностей.
Общетехническая подготовка
включает
в
себя
знание
конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий
изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов
конструкций, процедуры испытаний и т.д.
Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и
специфику в соответствии с содержанием:
1. Системность и характеристика основных компонентов процесса
профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа.
2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный
и региональный
компоненты
государственных
образовательных
стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и
технологическое оборудование).
3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и
специального образования; общетехническая, общетехнологическая и
специальная подготовка как элементы содержания профессионального
образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки.
4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания
профессионального образования.
5. Методы, средства и формы теоретического и практического
профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО,
УМК,ТСО и др.).
6. Дидактическая деятельность педагога: сущность, функции,
структура.
7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии
профессионального обучения.
8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения,
формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов
и средств в ходе реализации педагогических проектов.
9.
Методология,
методы,
критерии
и
показатели
оценки
профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю.
Начальное и среднее профессиональное образование является одним
из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в
современной России. Ускорение темпов развития экономики (в частности -
промышленности,
строительства,
высокотехнологичных
отраслей)
уже
сейчас вызывает определённый кадровый дефицит. Работодатели ощущают
нехватку квалифицированных рабочих.
За последние годы
в учебных
заведениях
системы
профтехобразования
произошли
значительные
количественные и качественные изменения, которые потребовали резкого
улучшения
руководства
учебным
процессом,
совершенствования
организации, форм и методов обучения. Сложность решения указанной
задачи состоит в том, что профтехучилища по содержанию своей работы
представляют
собой
учебные
заведения,
на
деятельность
которых
воздействуют как законы педагогической науки, так и законы производства.
Поэтому организуя учебный процесс необходимо учитывать специфику ОУ,
закономерности, принципы деятельности базового предприятия, внедрение
научной организации труда.
Развитие страны в условиях открытого общества и глобализации
выявило резкое отставание профессионального образования от запросов
современного производства, а также осознание того, что большая часть
учебных
заведений
системы
начального
(НПО)
и
среднего
(СПО)
профессионального образования страны не в состоянии участвовать в
создании современной конкурентоспособной экономики инновационного
типа.
Подавляющее
большинство
выпускников
учреждений,
осуществляющих подготовку рабочих (около 85 %), не трудоустраиваются
по полученной специальности. Такая ситуация в системе подготовки
квалифицированных рабочих кадров объясняется наличием следующих
основных проблем:
Первая проблема связана с резкими деформациями структуры и объема
подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям
рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны
вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы,
сколько дефицита квалификаций. С учетом того, что средний возраст
квалифицированных рабочих приближается к предпенсионному – 54 годам, в
ближайшие 5–7 лет отечественное производство может столкнуться с
тяжелыми кризисными явлениями в кадровой сфере [2]. В этой связи, к
сожалению,
можно
констатировать,
что
отечественная
экономика
характеризуется как экономика невостребованных знаний, а дефицит
квалифицированных рабочих кадров становится серьёзным препятствием на
пути дальнейшего развития страны.
Вторая проблема
заключается в отсталой и статичной материально-
технологической
базе
большинства
учреждений
НПО
и
СПО,
не
отражающей динамику инновационных изменений в отечественном и
мировом производстве.
Третья
проблема
заключается
в
крайнем
отставании
содержания
профессионального образования от потребностей инновационного развития
страны и запросов рынка труда.
Четвертая проблема - в последние десятилетия среди молодежи резко
понизился социальный статус рабочих профессий и, как следствие, престиж
начального и отчасти среднего профобразования. Это отразилось на качестве
контингента обучающихся в данных образовательных учреждениях.
Сложившаяся
ситуация
обусловлена
целым
рядом
факторов,
влияющих как на спрос, так и на предложение квалифицированных рабочих
кадров.
Основными
причинами,
ограничивающими
спрос
на
высококвалифицированных рабочих со стороны рынка труда, являются:
●нежелание работодателей принимать на работу выпускников учреждений
системы НПО и СПО;
● слабая мотивация молодых людей после окончания учреждений НПО и
СПО работать по полученной специальности;
●
наличие
среди
рабочих
значительного
количества
мигрантов
без
специальной подготовки.
В связи с этим возникает задача перепрофилизации учреждений
профессионального образования, рационализации и оптимизации системы
подготовки
квалифицированных
рабочих.
Для
повышения
качества
подготовки рабочих кадров необходимо переосмысление педагогических и
методических подходов к профессиональной подготовке выпускников,
создание условий для удовлетворения потребностей личности в получении
профессионального образования, обеспечивающего единство подготовки
компетентных рабочих кадров и выпуска ими продукции, соответствующей
требованиям качества. В связи с этим актуализируется проблема средового
подхода в исследовании теории и методики профессионального образования.
Актуальность
формирования
инновационно-образовательной
среды
профессиональной образовательной организации обусловлена подготовкой
компетентных,
творческих,
интеллектуальных,
социально
активных
и
адаптированных на производстве рабочих кадров высокой квалификации.
Методика
профессионального
обучения
рассматривается
как
методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся
профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в
направлении будущей профессии и специальности.
Учебный процесс можно считать научно-организованным, если он
стимулирует жажду знаний у учащихся, повышает их самостоятельность,
творческое отношение к учебе. Чтобы осуществить подготовку рабочих в
соответствии
с
современными
требованиями,
необходимо
взять
на
вооружение все лучшее, что является в педагогической науке и практике.
Управлять
современным
училищем,
в
котором
коренным
образом
изменяются формы и методы учебной работы, широко используются
современные технические средства обучения без опоры на НОТ учебного
процесса немыслимо. Современные учреждения НПО и СПО нуждаются не
столько в «косметическом» совершенствовании системы подготовки рабочих
кадров, сколько в ее кардинальной перестройке на основе смены поколений
материально-технологической
базы,
внедрения
инноваций,
нового
содержания, форм и методов профессиональной подготовки учащихся
(студентов), а также педагогического менеджмента.
Отличительной особенностью подготовки рабочих кадров в условиях
инновационной
образовательной
среды
является
совокупность
основополагающих факторов развития компетентного выпускника: среда
обучения, воспитания, производственная деятельность, направленные на
реализацию творческого потенциала личности каждого обучающегося, и
позволяющие объединить усилия всех заинтересованных субъектов и
объектов в качественной подготовке квалифицированных рабочих кадров.
Нивелирование
кадрового
дефицита
-
одна
из
задач
современной
модернизации
системы
начального
и
среднего
профессионального
образования в России. Среди основных направлений данной модернизации
можно выделить:
усовершенствование материальной базы, направленной на повышение
качества подготовки рабочих кадров,
создание
ресурсных
центров;
малые
учебные
фирмы,
учебно-
производственные лаборатории, научно-образовательные центры
привлечение
бизнес-структур
(потенциальных
работодателей)
в
образовательный процесс в соответствии с потребностями рынка труда
по
приоритетным
направлениям
модернизации
и
социально-
экономического развития региона.
формирование системы «социального заказа».
Актуальной является проблема разработки и апробации моделей подготовки
квалифицированных
рабочих
с
участием
социальных
партнеров
(работодателей). По результатам социологического опроса более 70 %
руководящих
работников
предприятий
считают,
что
необходимыми
условиями подготовки таких рабочих являются:
●
формирование
индивидуальной
образовательной
траектории
для
профессионального, карьерного и личностного роста обучающихся;
● тесное взаимодействие предприятий с учреждениями профессионального
образования в части, касающейся определения целей, содержания, форм и
методов обучения.
В то же время почти половина руководителей производства считают, что к
подготовке кадров в условиях предприятий должен привлекаться потенциал
системы профессионального образования [3].
Была разработана модель института рабочего образования (ИРО),
создаваемого на базе вуза, техникума, колледжа или «продвинутого»
профессионального училища, в котором каждому человеку обеспечивается
формирование
индивидуальной
образовательной
траектории
для
дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [1].
Фактически это первая в стране система рабочего образования, которая
соответствует «экономике знаний» и позволяет реализовать популярный в
развитых странах лозунг «Образование через всю жизнь». Такая система
позволяет молодому человеку не только успешно профессионализироваться
и планировать свою карьеру на любом предприятии, но и при социально-
экономической необходимости самостоятельно создавать новые рабочие
места, в том числе малые инновационные предприятия.
В то же время увеличение числа малых предприятий ремесленного профиля,
происходившее
в
последнее
двадцатилетие,
не
сопровождалось
соответствующей подготовкой кадров.
Таким
образом,
актуализируется
проблема
острой
необходимости
организации подготовки рабочих специалистов принципиально нового типа
не только в профессиональном, экономическом, но и в правовом плане,
сочетающий в себе качества рабочего высокой квалификации и менеджера,
способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и
самостоятельно выполнить работу, постоянно ориентируясь на максимальное
удовлетворение запросов заказчика.
Анализ теории и практики профессионального образования показывает,
что
обеспечение
отмеченных
выше
условий
возможно
на
основе
комплексного
совершенствования
организационной,
содержательной
и
процессуальной сторон профессионального обучения. Это обеспечит переход
профессиональных
учебных
заведений
и
образовательных
структур
предприятий к перспективному вариативному многоступенчатому обучению
по группам профессий и профессиям широкого профиля.
В данном аспекте положительной тенденцией является курирование училищ
и техникумов ведущими предприятиями с целью подготовки рабочих кадров
под потребности конкретного производства. С их стороны социальное
партнерство
чаще
всего
осуществляется
на
основе
предоставления
обучающимся рабочих мест для прохождения практики.
Безусловно,
реализация
данных
проектов
создает
предпосылки
для
актуализации и модернизации как теоретической, так и
практической
составляющих
профессиональной
подготовки,
что
детерминирует
реализацию системы вариативного по содержанию, индивидуализированного
по времени, темпам и направленности непрерывного профессионального
образования рабочих.
Список литературы
1.Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981
2.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении под
ред. М., 1984.
3.Федоров
В.А.
Профессионально-педагогическое
образование
в
изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение
развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской
академии образования, 2008. №9 (57) С. 127-134.