Авторы: Серикова Анастасия Викторовна, Анастасия Викторовна Серикова
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: Филиал ЧПОУ Башкирский экономико-юридический колледж в г.Оренбурге
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках информатики в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел: среднее профессиональное
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики в условиях
реализации ФГОС ООО
В настоящее время под функциональной грамотностью понимают степень широкой
образованности человека, которая обусловливает его способность к эффективному
функционированию в различных сферах жизни и областях деятельности (информационно-
цифровая сфера, виртуальная реальность, быт, технологии, предпринимательство,
искусство и др.).
Поэтому
функциональная
грамотность
определяется
деятельностными
показателями: человек «готов», «способен», «применяет» на практике знания и навыки,
«имеет потребность» что-то делать, «осознает» ценность решаемой задачи, «владеет»
способами деятельности. В настоящее время нужны люди, способные генерировать новые
идеи, творчески мыслить; коммуникабельные, контактные в различных социальных
группах.
В
своей
работе
я
уделяю
большое
внимание
развитию
функциональной
грамотности обучающихся на уроках информатики.
Прежде всего, на своих уроках стараюсь, по возможности изучаемой темы,
применять «функциональные» задания, отличительной чертой которых является реальный
жизненный контекст (т.е. задача описывает ситуацию, в которой может оказаться
человек).
Информатика
помогает
формировать
математическую
грамотность:
умение
анализировать
информацию,
представленную
на
диаграммах,
графиках,
схемах,
преобразовывать информацию из одних видов представления в другие, делать выводы,
делать выборку по условию.
Например, можно провести урок-игру, где детей объединить в команды и дать
задания с практическим применением. В курсе информатики есть очень много
экономических задач, которые решаются в электронных таблицах. Налог, кредит,
процентная ставка, выгодное хранение денежных средств, валютные операции, оплата
коммунальных услуг, скидка, наценка, планирование личных трат и т.д. – таково
содержание этих задач. Поэтому наш предмет наряду с математической помогает в
формировании и финансовой грамотности школьников.
Читательская грамотность тоже не остается в стороне от информатики. Все задания
по информатике сопровождаются большими текстами, которые надо прочитать, понять,
проанализировать, выделить главное и второстепенное, а иногда и представить в другом
виде.
На
своих
уроках
я
использую
компьютерные
технологии
как
источник
дополнительной информации, как способ расширения зоны индивидуальной активности
каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в
рамках одного урока.
В настоящее время возникло противоречие между стремительными темпами роста
знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в
период обучения. Это противоречие заставляет прежде всего формировать особый вид
грамотности – информационную, которая предполагает: умение искать информацию,
критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую, умение
ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного
роста информации.
Эти
умения
необходимы
в
современном
динамично
развивающемся
информационном обществе, где информационные технологии всё глубже проникают в
жизнь человека. Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в
овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней,
применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным
предметам.
Способность человека делать открытия — не случайное качество, а мощное
генетически заложенное средство развития. Поэтому я стараюсь на уроке помочь
учащимся самореализоваться, почувствовать себя успешными. Для этого использую
различные творческие задания:
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который
требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти
формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески
мыслящую личность. Быть грамотным в XXI веке — это значит работать с информацией,
представленной в разных форматах, разных контекстах и с разными целями. Эти умения
необходимы,
чтобы
полностью
использовать
возможности,
предоставляемые
современным обществом, для эффективной работы, жизни и учебы. Функциональная
грамотность – индикатор общественного благополучия.