Автор: Оксана Ивановна Орехова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
преподаватель математики высшей квалификационной категории
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» Орехова О.И.
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является
абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как
современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех
реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у
школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и
профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.
Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал
для составления которых взят из окружающей действительности и
ориентирован на формирование практических навыков учащихся.
Наличие знаний по математике не означает, что обучающиеся способны при-
менять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность формиру-
ется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный
уровень математической подготовки, может быть, достигнут в процессе обу-
чения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окру-
жающим миром, с современным производством, с выбранной профессией.
Профессиональная направленность является необходимым условием препо-
давания математики в колледже.
Для формирования интереса к изучению предмета следует создавать
производственные проблемные ситуации, которые решаются при помощи
математических знаний и умений. Изучение сложного математического
материала становится более интересным, если обучающиеся видят
практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей
профессиональной деятельности.
Решение задач с производственной направленностью способствует
формированию у обучающихся способностей находить в профессиональной
ситуации существенные признаки математического понятия, подводить
объект под математическое понятие, использовать его в новых условиях.
Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного
вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь
будущей профессией. Наиболее удачным решением этих проблем является
использование на уроках математики дидактических материалов с
профессиональной и практической направленностью. Методик
использования практико-ориентированных задач и их составления при
обучении математики разработано недостаточно. Поэтому приходится самим
составлять такие задачи. За время работы мною составлено достаточно много
практико-ориентированных задач с учетом специфики различных
специальностей. Профессиональный характер заложен в тексте заданий или
выражен с помощью средств изобразительной наглядности. При решении
этих задач обучающиеся одновременно повторяют определенную тему
специального предмета и нужную тему раздела математики, тем самым
повышая качество знаний сразу по двум предметам.
Принцип доступности заданий осуществляется следующим образом: в части
задач, после текста, приводится справочный материал по изучаемой
профессии, необходимый для решения задачи, а также повторения и закреп-
ления темы специального предмета. Для правильного восприятия смысла
задачи, к каждому заданию подобран соответствующий рисунок или график.
Решение задач с профессиональным и практическим содержанием может
быть предложено студентам на различных этапах урока. Решение задач на
этапах восприятия и осмысления нового материала имеет целью пробудить у
студентов потребность в расширении знаний.
Решая и анализируя задачи на этапах закрепления и повторения материала,
студенты овладевают способностями применения знаний на практике, и
более глубоко усваивают его содержание.
При проверке усвоения материала решение задач с производственным
содержанием позволяет установить, насколько прочно и глубоко его усвоили.
Основными отличительными особенностями практик ориентированных задач
являются: ˗ значимость получаемого результата, которая обеспечивает
познавательную мотивацию учащегося; ˗ условие задачи сформулировано
как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо
использовать знания из разных разделов основного предмета – математики,
из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте
задачи; ˗
Рассмотрим некоторые задания с содержанием профессионального и
практического характера, составленные мной для студентов.
Например, при изучении темы «Функция, ее свойства и график» можно
предложить следующие задания:
1.Рассмотрев график зависимости плотности электролита от степени
заряженности аккумуляторной батареи, ответить на следующие вопросы:
А). Какова плотность электролита, если степень заряженности
аккумуляторной батареи 32%, 45%?
Б). Как и насколько изменится плотность электролита с уменьшением
степени заряженности аккумуляторной батареи с 95% до 50%?
При изучении темы «Объемы тел вращения» можно решить следующие
задачи:
1)
Найти: a). V
0
- полный объем цилиндра двигателя внутреннего
сгорания, если диаметр поршня 76 мм, а ход поршня 80 мм,
2)
Две трубы, диаметры которых равны 7 см и 24 см, требуется заменить
одной, площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей
поперечных сечений двух данных. Каким должен быть диаметр новой
трубы? Ответ дайте в сантиметрах
Составление заданий профессионального содержания имеет определенные
сложности, так как требует от преподавателя не только знаний в области
математики, но и знаний по специальным предметам, с которыми
осуществляется связь.
Задания практического характера так же имеют определенный интерес.
Например, при изучении темы «Площади поверхностей и объемы
многогранников» могут быть предложены такие задания:
1.
Найти объем бассейна, имеющего форму прямоугольного
параллелепипеда с размерами: ширина 3м, длина 9м, глубина 2м.
2.
Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса
30. Какой высоты должна быть куча, чтобы ее объем был равен 10м
3
?
Теоремы Пифагора
Пожарную лестницу длиной 10 м приставили к окну третьего этажа дома.
Нижний конец лестницы отстоит от стены на 6 м. На какой высоте
расположено окно?
При решении практико-ориентированных задач необходимо перейти к их
математическим моделям. В простейших ситуациях такие модели
тривиальны: поле-прямоугольник; бочка-цилиндр; ведро - усечённый конус;
тюк сена - параллелепипед; расчётная ситуация - соответствующие ей
алгебраическое уравнение.
Систематическая работа по решению задач с содержанием
профессионального и практического характера дает положительные
результаты. Изучение математического материала становится более
интересным, так как студенты видят практическое применение изучаемых
тем в своей профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные задачи могут быть использованы с разной
дидактической целью: они могут заинтересовать или мотивировать,
развивать умственную деятельность, формировать практические умения и
навыки, объяснять соотношение между математикой и другими
дисциплинами.
Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не
всегда возможно выделить. Однако появившиеся в настоящее время
разнообразные формы внеурочной работы (проектная и исследовательская
деятельность, курсы по выбору) позволяют решить эту проблему.
Профессиональная направленность преподавания математики играет
большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей
профессии. Студенты осознанно изучают теоретический материал,
используют его на практике, в повседневной жизни.
Профессиональная направленность является необходимым условием
преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО.
Слова Николая Ивановича Лобачевского: «Нет ни одной области
математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не
окажется применимой к явлениям действительного мира»