Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО


Автор: Оксана Ивановна Орехова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО

преподаватель математики высшей квалификационной категории

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» Орехова О.И.

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является

абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как

современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех

реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у

школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и

профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.

Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал

для составления которых взят из окружающей действительности и

ориентирован на формирование практических навыков учащихся.

Наличие знаний по математике не означает, что обучающиеся способны при-

менять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность формиру-

ется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный

уровень математической подготовки, может быть, достигнут в процессе обу-

чения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окру-

жающим миром, с современным производством, с выбранной профессией.

Профессиональная направленность является необходимым условием препо-

давания математики в колледже.

Для формирования интереса к изучению предмета следует создавать

производственные проблемные ситуации, которые решаются при помощи

математических знаний и умений. Изучение сложного математического

материала становится более интересным, если обучающиеся видят

практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей

профессиональной деятельности.

Решение задач с производственной направленностью способствует

формированию у обучающихся способностей находить в профессиональной

ситуации существенные признаки математического понятия, подводить

объект под математическое понятие, использовать его в новых условиях.

Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного

вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь

будущей профессией. Наиболее удачным решением этих проблем является

использование на уроках математики дидактических материалов с

профессиональной и практической направленностью. Методик

использования практико-ориентированных задач и их составления при

обучении математики разработано недостаточно. Поэтому приходится самим

составлять такие задачи. За время работы мною составлено достаточно много

практико-ориентированных задач с учетом специфики различных

специальностей. Профессиональный характер заложен в тексте заданий или

выражен с помощью средств изобразительной наглядности. При решении

этих задач обучающиеся одновременно повторяют определенную тему

специального предмета и нужную тему раздела математики, тем самым

повышая качество знаний сразу по двум предметам.

Принцип доступности заданий осуществляется следующим образом: в части

задач, после текста, приводится справочный материал по изучаемой

профессии, необходимый для решения задачи, а также повторения и закреп-

ления темы специального предмета. Для правильного восприятия смысла

задачи, к каждому заданию подобран соответствующий рисунок или график.

Решение задач с профессиональным и практическим содержанием может

быть предложено студентам на различных этапах урока. Решение задач на

этапах восприятия и осмысления нового материала имеет целью пробудить у

студентов потребность в расширении знаний.

Решая и анализируя задачи на этапах закрепления и повторения материала,

студенты овладевают способностями применения знаний на практике, и

более глубоко усваивают его содержание.

При проверке усвоения материала решение задач с производственным

содержанием позволяет установить, насколько прочно и глубоко его усвоили.

Основными отличительными особенностями практик ориентированных задач

являются: ˗ значимость получаемого результата, которая обеспечивает

познавательную мотивацию учащегося; ˗ условие задачи сформулировано

как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо

использовать знания из разных разделов основного предмета – математики,

из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте

задачи; ˗

Рассмотрим некоторые задания с содержанием профессионального и

практического характера, составленные мной для студентов.

Например, при изучении темы «Функция, ее свойства и график» можно

предложить следующие задания:

1.Рассмотрев график зависимости плотности электролита от степени

заряженности аккумуляторной батареи, ответить на следующие вопросы:

А). Какова плотность электролита, если степень заряженности

аккумуляторной батареи 32%, 45%?

Б). Как и насколько изменится плотность электролита с уменьшением

степени заряженности аккумуляторной батареи с 95% до 50%?

При изучении темы «Объемы тел вращения» можно решить следующие

задачи:

1)

Найти: a). V

0

- полный объем цилиндра двигателя внутреннего

сгорания, если диаметр поршня 76 мм, а ход поршня 80 мм,

2)

Две трубы, диаметры которых равны 7 см и 24 см, требуется заменить

одной, площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей

поперечных сечений двух данных. Каким должен быть диаметр новой

трубы? Ответ дайте в сантиметрах

Составление заданий профессионального содержания имеет определенные

сложности, так как требует от преподавателя не только знаний в области

математики, но и знаний по специальным предметам, с которыми

осуществляется связь.

Задания практического характера так же имеют определенный интерес.

Например, при изучении темы «Площади поверхностей и объемы

многогранников» могут быть предложены такие задания:

1.

Найти объем бассейна, имеющего форму прямоугольного

параллелепипеда с размерами: ширина 3м, длина 9м, глубина 2м.

2.

Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса

30. Какой высоты должна быть куча, чтобы ее объем был равен 10м

3

?

Теоремы Пифагора

Пожарную лестницу длиной 10 м приставили к окну третьего этажа дома.

Нижний конец лестницы отстоит от стены на 6 м. На какой высоте

расположено окно?

При решении практико-ориентированных задач необходимо перейти к их

математическим моделям. В простейших ситуациях такие модели

тривиальны: поле-прямоугольник; бочка-цилиндр; ведро - усечённый конус;

тюк сена - параллелепипед; расчётная ситуация - соответствующие ей

алгебраическое уравнение.

Систематическая работа по решению задач с содержанием

профессионального и практического характера дает положительные

результаты. Изучение математического материала становится более

интересным, так как студенты видят практическое применение изучаемых

тем в своей профессиональной деятельности.

Практико-ориентированные задачи могут быть использованы с разной

дидактической целью: они могут заинтересовать или мотивировать,

развивать умственную деятельность, формировать практические умения и

навыки, объяснять соотношение между математикой и другими

дисциплинами.

Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не

всегда возможно выделить. Однако появившиеся в настоящее время

разнообразные формы внеурочной работы (проектная и исследовательская

деятельность, курсы по выбору) позволяют решить эту проблему.

Профессиональная направленность преподавания математики играет

большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей

профессии. Студенты осознанно изучают теоретический материал,

используют его на практике, в повседневной жизни.

Профессиональная направленность является необходимым условием

преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО.

Слова Николая Ивановича Лобачевского: «Нет ни одной области

математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не

окажется применимой к явлениям действительного мира»



В раздел образования