Напоминание

Применение активных методов для повышения эффективности образовательного процесса


Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Западно -Сибирский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов для повышения эффективности образовательного процесса
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение активных методов для повышения эффективности

образовательного процесса

Активные методы обучения основаны на принципах равноправия

учителя и обучающегося. То есть в процессе одинаково задействованы как

обучающиеся, так и педагог: не только наставник вовлекает подопечных в

процесс обучения, но и обучающиеся воздействуют друг на друга

посредством

игровых

методов.

Преподаватель

же

выступает

как

координатор действий. Он должен создать такие условия для обучающихся, в

которых они захотят проявить инициативу.

Признаки активного обучения:

1.Проблематика. Обучаемый оказывается в сложной ситуации, из

которой ищет выход. Для этого ему необходимо обрести новые знания и

умения, так как обретенных ранее оказывается недостаточно. За это отвечает

педагог, который оказывает содействие и помогает ученику выработать

новые навыки.

2.Индивидуальный подход. Учебная программа строится на основе

индивидуальных задатков учеников и их возможностей. Такая деятельность

поможет раскрыть имеющиеся таланты и реализовать их в полной мере.

3.Развитие

мотивации.

Организация

учебно-познавательной

деятельности способствует развитию мотивации. Она возникает на основе

коллективного взаимодействия между участниками и индивидуальной

работы каждого по отдельности.

4.Самостоятельное

обучение.

Ученик

сам

получает

навык

взаимодействия с незнакомой информацией и занимается ее обработкой.

5.Взаимное

обучение.

В

процессе

коллективной

деятельности

возникают дискуссии, в которых ученики взаимодействуют друг с другом и

развивают навык аргументации собственного мнения.

6.Исследование

различных

явлений.

Ученик

формирует

навыки,

необходимые для самообразования. Он учится анализировать, получать

дополнительную информацию, обобщает и обрабатывает ее, творчески

подходит к приобретению новых знаний, используя метод исследования.

Внедрение интерактивных методов обучения обусловлено рядом

факторов. Данные техники призваны:

выработать

навык

самостоятельного

поиска

необходимой

информации, ее анализа, чтобы найти оптимальное решение для выхода из

заданной ситуации;

научить работе в коллективе: терпению, уважению иного мнения,

толерантности;

научить формулировать собственную точку зрения с отсылкой на

достоверные факты.

Виды, общая характеристика и классификация активных методов

Раскроем содержание основных методов обучения.

Эвристические беседы. Проходит в игровой форме в следующем

порядке: преподаватель задает вопросы, способствующие развитию цепной

мыслительной деятельности учеников. Можно начать с обобщенных фактов,

демонстрации отрывка из фильма, описания явления и т.д., где содержатся

проблемные темы для их последующего обсуждения. Качество и характер

беседы зависят от уровня вопросов и степени эрудированности участников.

Педагог побуждает к логическому размышлению над ситуацией,

помогает формулировать тезисы, вопросы, выводы. При этом студенты

самостоятельно должны прийти к заключению и сформулировать точку

зрения. Это дает им дополнительную мотивацию для активного участия в

процессе.

Проблемные лекции. Во главу угла ставится проблема, которую

лектор выносит на обсуждение. Он постепенно раскрывает ее аспекты и

призывает

слушателей

к

размышлениям.

Обучаемые

включаются

в

мыслительный процесс. Они проявляют интерес с материалу, что повышает

их уровень сосредоточенности и чуткости.

Учебные дискуссии. Педагог предлагает две разных точки зрения на

конкретную проблему/явление и выносит их на обсуждение. Студентам

нужно выбрать одну из предложенных и объяснить, почему именно она —

релевантная. Преподаватель задает дополнительные и уточняющие вопросы,

чтобы студенты глубже проникли в тему и научились отстаивать свою

позицию и опровергать противоположное мнение. Учащиеся делают выводы

и обосновывают свои суждения.

Метод кейсов. Такая интерактивная модель обучения формирует у

студентов

профессиональные

умения.

Студентам

необходимо

решить

типовые отраслевые задачи по своей специальности. Они разрабатываются в

соответствии с будущими должностными обязанностями обучаемого.

Особенностью

метода

кейсов

является

заключенная

в

задании

проблема, которую нужно решить, а также вопрос, требующий ответа.

Выполнение комплексных ситуационных задач способствует развитию

следующих способностей:

учащийся

овладевает

профессиональными

навыками

и

самостоятельно выполняет функции, которые пригодятся ему в будущей

работе;

студент вникает в суть межпредметных связей и осознает их значение

в профессиональной сфере.

Поисковые лабораторные работы. Такой вид методики развивает

способность делать выводы об исследуемых явлениях, их свойствах и

функциях, об их взаимосвязи и взаимозависимости. После лабораторной

работы следует проведение эвристической беседы, в процессе которой

учащиеся делятся своими выводами и заключениями о проделанной работе.

Деловые игры. Метод содержит учебную задачу, представленную в

игровой форме. К примеру, участники должны обыграть конкретное дело.

Достоинство деловой игры заключается в том, что она способствует

вовлечению в процесс всех учащихся: они создают напряжение, имитируя

конфликтный инцидент.

Это помогает влиться в процесс и повышает интерес к игре. Участники

демонстрируют свою эрудицию, применяют на практике полученные навыки,

развивают решительность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.

Такие деловые игры эффективны в случае, если они помогают решить

учебные отраслевые задания.

Мозговой штурм. Стимулирует творческую активность участников.

Они предлагают все возможные варианты решения предложенной проблемы

— даже те, которые не вписываются в рамки здравого смысла. После

обсуждения выбирается самое удачное решение из всех предложенных.

Мозговой штурм состоит из трех этапов:

1. Постановка проблемы. Выбираются участники и определяется

ведущий игры. Каждый получает свою роль в зависимости от специфики

задачи.

2. Генерация идей. От его течения зависит исход всей игры. Правила

текущего этапа:

число идей — чем больше, тем лучше;

отсутствие критики и запрет на любые оценки высказанных идей

участниками, иначе это собьет настрой с игры;

поощрение любых, даже фантастических идей;

комбинация нескольких идей в единую.

3. Окончательный отбор гипотез и их оценивание. На завершающем

этапе

подводят

итоги

и

получают

окончательный

результат.

Здесь

необходимо выставление оценки. Итог подводится благодаря различным

методам анализа и оценивания.

Видеометоды. Такой способ подразумевает применение источников

экранного фиксирования и транслирования информации. Это могут быть

видеокамеры, компьютеры с дисплейным отражением и т.д. Видеометод

помогает не только фиксировать информацию, но и доносить знания,

распространять их дальше, контролировать, систематизировать.

Видеотренинги — это вид тренингов, записанных на видео. На

практике сочетают следующие методы их использования: видеопросмотры,

т.е. демонстрация готовых материалов; обратная видеосвязь — запись

используется в процессе выполнения задач, затем просматривается и

анализируется.

Активные методы обучения имеют плюсы и минусы. Вот перечень

проблем, с которыми сталкиваются педагоги на практике:

нежелание студента принимать участие в процессе интерактивных

игр;

у некоторых учеников такие методы сбивают настрой, т.к. они

считают подобный способ обучения непривычным и разрушающим весь

образовательный процесс;

мнение одного из участников может значительно доминировать над

точками зрения, высказанными другими учащимися;

некоторые

студенты

воспринимают

такие

игры

как

отдых

и

принимают пассивную сторону наблюдателя.

Только обладающий специальными навыками преподаватель способен

создать

нужную

обстановку

и

грамотно

распределить

роли

между

участниками. Обязательные требования к педагогу — знание всех тонкостей

методик интерактива и умение сконцентрировать внимание учащихся на

сути.

Нужно

помнить,

что

активные

методы

обучения

должны

способствовать получению новых знаний и развитию очередных навыков.



В раздел образования