Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель в системе специального образования
Учебное заведение: Западно -Сибирский учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов для повышения эффективности образовательного процесса
Раздел: среднее профессиональное
Применение активных методов для повышения эффективности
образовательного процесса
Активные методы обучения основаны на принципах равноправия
учителя и обучающегося. То есть в процессе одинаково задействованы как
обучающиеся, так и педагог: не только наставник вовлекает подопечных в
процесс обучения, но и обучающиеся воздействуют друг на друга
посредством
игровых
методов.
Преподаватель
же
выступает
как
координатор действий. Он должен создать такие условия для обучающихся, в
которых они захотят проявить инициативу.
Признаки активного обучения:
1.Проблематика. Обучаемый оказывается в сложной ситуации, из
которой ищет выход. Для этого ему необходимо обрести новые знания и
умения, так как обретенных ранее оказывается недостаточно. За это отвечает
педагог, который оказывает содействие и помогает ученику выработать
новые навыки.
2.Индивидуальный подход. Учебная программа строится на основе
индивидуальных задатков учеников и их возможностей. Такая деятельность
поможет раскрыть имеющиеся таланты и реализовать их в полной мере.
3.Развитие
мотивации.
Организация
учебно-познавательной
деятельности способствует развитию мотивации. Она возникает на основе
коллективного взаимодействия между участниками и индивидуальной
работы каждого по отдельности.
4.Самостоятельное
обучение.
Ученик
сам
получает
навык
взаимодействия с незнакомой информацией и занимается ее обработкой.
5.Взаимное
обучение.
В
процессе
коллективной
деятельности
возникают дискуссии, в которых ученики взаимодействуют друг с другом и
развивают навык аргументации собственного мнения.
6.Исследование
различных
явлений.
Ученик
формирует
навыки,
необходимые для самообразования. Он учится анализировать, получать
дополнительную информацию, обобщает и обрабатывает ее, творчески
подходит к приобретению новых знаний, используя метод исследования.
Внедрение интерактивных методов обучения обусловлено рядом
факторов. Данные техники призваны:
выработать
навык
самостоятельного
поиска
необходимой
информации, ее анализа, чтобы найти оптимальное решение для выхода из
заданной ситуации;
научить работе в коллективе: терпению, уважению иного мнения,
толерантности;
научить формулировать собственную точку зрения с отсылкой на
достоверные факты.
Виды, общая характеристика и классификация активных методов
Раскроем содержание основных методов обучения.
Эвристические беседы. Проходит в игровой форме в следующем
порядке: преподаватель задает вопросы, способствующие развитию цепной
мыслительной деятельности учеников. Можно начать с обобщенных фактов,
демонстрации отрывка из фильма, описания явления и т.д., где содержатся
проблемные темы для их последующего обсуждения. Качество и характер
беседы зависят от уровня вопросов и степени эрудированности участников.
Педагог побуждает к логическому размышлению над ситуацией,
помогает формулировать тезисы, вопросы, выводы. При этом студенты
самостоятельно должны прийти к заключению и сформулировать точку
зрения. Это дает им дополнительную мотивацию для активного участия в
процессе.
Проблемные лекции. Во главу угла ставится проблема, которую
лектор выносит на обсуждение. Он постепенно раскрывает ее аспекты и
призывает
слушателей
к
размышлениям.
Обучаемые
включаются
в
мыслительный процесс. Они проявляют интерес с материалу, что повышает
их уровень сосредоточенности и чуткости.
Учебные дискуссии. Педагог предлагает две разных точки зрения на
конкретную проблему/явление и выносит их на обсуждение. Студентам
нужно выбрать одну из предложенных и объяснить, почему именно она —
релевантная. Преподаватель задает дополнительные и уточняющие вопросы,
чтобы студенты глубже проникли в тему и научились отстаивать свою
позицию и опровергать противоположное мнение. Учащиеся делают выводы
и обосновывают свои суждения.
Метод кейсов. Такая интерактивная модель обучения формирует у
студентов
профессиональные
умения.
Студентам
необходимо
решить
типовые отраслевые задачи по своей специальности. Они разрабатываются в
соответствии с будущими должностными обязанностями обучаемого.
Особенностью
метода
кейсов
является
заключенная
в
задании
проблема, которую нужно решить, а также вопрос, требующий ответа.
Выполнение комплексных ситуационных задач способствует развитию
следующих способностей:
учащийся
овладевает
профессиональными
навыками
и
самостоятельно выполняет функции, которые пригодятся ему в будущей
работе;
студент вникает в суть межпредметных связей и осознает их значение
в профессиональной сфере.
Поисковые лабораторные работы. Такой вид методики развивает
способность делать выводы об исследуемых явлениях, их свойствах и
функциях, об их взаимосвязи и взаимозависимости. После лабораторной
работы следует проведение эвристической беседы, в процессе которой
учащиеся делятся своими выводами и заключениями о проделанной работе.
Деловые игры. Метод содержит учебную задачу, представленную в
игровой форме. К примеру, участники должны обыграть конкретное дело.
Достоинство деловой игры заключается в том, что она способствует
вовлечению в процесс всех учащихся: они создают напряжение, имитируя
конфликтный инцидент.
Это помогает влиться в процесс и повышает интерес к игре. Участники
демонстрируют свою эрудицию, применяют на практике полученные навыки,
развивают решительность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
Такие деловые игры эффективны в случае, если они помогают решить
учебные отраслевые задания.
Мозговой штурм. Стимулирует творческую активность участников.
Они предлагают все возможные варианты решения предложенной проблемы
— даже те, которые не вписываются в рамки здравого смысла. После
обсуждения выбирается самое удачное решение из всех предложенных.
Мозговой штурм состоит из трех этапов:
1. Постановка проблемы. Выбираются участники и определяется
ведущий игры. Каждый получает свою роль в зависимости от специфики
задачи.
2. Генерация идей. От его течения зависит исход всей игры. Правила
текущего этапа:
число идей — чем больше, тем лучше;
отсутствие критики и запрет на любые оценки высказанных идей
участниками, иначе это собьет настрой с игры;
поощрение любых, даже фантастических идей;
комбинация нескольких идей в единую.
3. Окончательный отбор гипотез и их оценивание. На завершающем
этапе
подводят
итоги
и
получают
окончательный
результат.
Здесь
необходимо выставление оценки. Итог подводится благодаря различным
методам анализа и оценивания.
Видеометоды. Такой способ подразумевает применение источников
экранного фиксирования и транслирования информации. Это могут быть
видеокамеры, компьютеры с дисплейным отражением и т.д. Видеометод
помогает не только фиксировать информацию, но и доносить знания,
распространять их дальше, контролировать, систематизировать.
Видеотренинги — это вид тренингов, записанных на видео. На
практике сочетают следующие методы их использования: видеопросмотры,
т.е. демонстрация готовых материалов; обратная видеосвязь — запись
используется в процессе выполнения задач, затем просматривается и
анализируется.
Активные методы обучения имеют плюсы и минусы. Вот перечень
проблем, с которыми сталкиваются педагоги на практике:
нежелание студента принимать участие в процессе интерактивных
игр;
у некоторых учеников такие методы сбивают настрой, т.к. они
считают подобный способ обучения непривычным и разрушающим весь
образовательный процесс;
мнение одного из участников может значительно доминировать над
точками зрения, высказанными другими учащимися;
некоторые
студенты
воспринимают
такие
игры
как
отдых
и
принимают пассивную сторону наблюдателя.
Только обладающий специальными навыками преподаватель способен
создать
нужную
обстановку
и
грамотно
распределить
роли
между
участниками. Обязательные требования к педагогу — знание всех тонкостей
методик интерактива и умение сконцентрировать внимание учащихся на
сути.
Нужно
помнить,
что
активные
методы
обучения
должны
способствовать получению новых знаний и развитию очередных навыков.