Напоминание

Методические указания для практических работ по МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений


Автор: Пономарева Любовь Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СКСП (филиал) НИУ МГСУ
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические указания для практических работ по МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

Федерального государственного образовательного учреждения

Высшего бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский Московский государственный строительный

университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПМ.01.

« Участие в проектировании зданий и сооружений»

МДК.01.01. «Проектирование зданий и сооружений»

Специальности 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений »

Разработал преподаватель высшей категории Пономарева Л.И.

Самара 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они разработаны

в рамках рабочей программы дисциплины «Строительство и эксплуатация жилых и

общественных зданий и сооружений» в полном соответствии

Исходным материалом для разработки методических рекомендаций к выполнению

практических занятий является:

- утвержденная рабочая программа по данной дисциплине,

- календарно-тематический план,

- утвержденный рабочий учебный план,

-ТОС стандарт по оформлению учебной программы.

Данный курс практических работ по дисциплине «Особенности конструктивных

решений жилых и общественных зданий» помогает студенту не только овладеть

знаниями, но и приобрести компетенции, необходимые ему в дальнейшей познавательной

и трудовой деятельности.

При разработке тематики практических работ учитывались современные тенденции в

строительстве

жилых

и

общественных

зданий,

использовании

инновационных

технологий, применение современных материалов.

В результате выполнения практических работ студент должен:

- знать:

Основные конструкции, строительные материалы и изделия, из которых

возводятся жилые и общественные здания, области их применения.

- уметь :

читать архитектурно-строительные чертежи,

выполнять архитектурно-строительные чертежи,

разрабатывать конструктивные решения зданий и их обосновывать,

пользоваться нормативной документацией.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

Темы или

раздела

Вид, название и краткое содержание задания

Планируемые

часы на

выполнение

Форма

отчетности

и контроля

Практическая работа №1. «Конструкции

монолитных и сборно-монолитных многослойных

стен» Вычертить различные конструкции

многослойных стен, монолитных стен облицованных

плитами-скорлупами, выполнить разрез стены с

показом армирования в зоне плиты перекрытия.

2часа

Просмотр

работы,

Оценка.

Практическая работа №2. «Разработка

конструкции монолитного фундамента,» Вычертить

монолитный фундамент по плану курсового проекта.

Показать сечения несущих, самонесущих и

внутренних стен, указать отметки уровня земли,

глубину заложения фундамента, размеры

фундамента.

2часа

Просмотр

работы.

Оценка.

Практическая работа №3. « Конструктивное

решение мансардного этажа» По данному разрезу

мансардного этажа вычертить узлы утепления

мансардного этажа.

2 часа

Просмотр

работы.

Оценка.

Практическая работа №4. «Внутриквартирные

лестницы малоэтажных зданий» Выполнить

деревянную лестницу, составить спецификацию.

2 часа

Просмотр

работы.

Оценка.

Практическая работа №5. «Конструкция оконного

блока из современных материалов»

Выполнить шумозащитные окна со спаренным и

раздельным переплетами, конструкцию

современного алюминиево-деревянного переплета

2 часа

Просмотр

работы.

Оценка.

Практическая работа №6. «»Сборный

железобетонный каркас общественных зданий».

Подобрать по заданным параметрам конструкции

колонн, плиты перекрытия, стеновые панели.

4 часа

Проверка

работы.

Оценка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: Конструкции монолитных и сборно-монолитных многослойных стен.

(время проведения – 2 часа.)

Цель: Формирование умения и навыка в чтении чертежей и эскизирование различных

монолитных и сборно-монолитных стен.

В результате выполнения данной практической работы студент должен:

иметь представление:

- о различных конструкциях монолитных и сборно-монолитных стен, методах утепления

монолитных стен,

знать:

конструкции монолитных утепленных и сборно-монолитных облицованных

плитами-скорлупами стен, армирование бетона в зоне перекрытия.

Методика выполнения работы.

1 На формате А – 3 вычертить разрезы многослойных стен с различными видами

утепления. (приложение 1)

2. Выполнить монолитную стену облицованную навесными плитами-скорлупами с

показом армирования в уровне перекрытия. (приложение2)

Контрольные вопросы.

1 Зависимость толщины стены из монолитного бетона от района строительства и

класса бетона.

2

Как располагается утепляющий слой?

3

Какой толщины принимается наружный облицовочный слой?

4

Чем связывают облицовочный кирпич со слоями стен.

Литература.

1

Т.Г. Маклакова и др. Конструкции гражданских зданий. М., Стройиздат,2012

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ТЕМА: «Разработка конструкции монолитного фундамента: план фундамента и

сечения»

(время проведения 2 часа)

Цель: 1) Научиться по чертежу определить конструкцию фундамента и произвести расчет

глубины заложения фундамента по заданному варианту.

2) Научить работать с нормативной литературой при определении расчетной глубины

заложения фундамента.

- иметь представление:

- о монолитных фундаментах и методах построения;

-знать:

- расчет глубины заложения фундамента,

- конструкцию монолитного фундамента.

Методика выполнения работы:

1.

Определить конструктивную схему фундамента.

2.

По заданному плану определить несущие стены.

3.

Выполнить расчет глубины заложения фундамента (по предложенному расчету)

4.

Выполнить план монолитного фундамента и сечения (приложение2)

На сечении показать:

- оси здания;

- стену здания;

- обрез фундамента;

- тело фундамента;

- гидроизоляцию между стеной и фундаментом;

- подошву фундамента;

- ступени фундамента;

- указать отметку земли;

- указать расчетную отметку глубины заложения фундамента.

Расчет глубины заложения фундамента:

Глубину заложения подошвы фундамента определяем по исходным данным

(приложение 3)

Пример: Наименование района строительства – г. Самара;

характеристика грунтов площадки – суглинок;

уровень грунтовых вод – на глубине минус 2,8 м от поверхности земли.

Для определения глубины заложения подошвы фундамента пользуются картой

изотерм нормативных значений глубины промерзания грунтов СНиП 23-01-99 (СП

131.13330.2011) «Строительная климатология» стр.49 или учебник П.Г.Буга

«Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания» стр.28.

Затем определяем расчетную глубину сезонного промерзания по СНИП 2.02.01-

87*(СП 22. 13330.2011) «Основания зданий и сооружений»

D

f

= D

fn

x K

h

где К

h

-коэффициент влияния теплового режима здания принимается по таблице 1,СНиПа

Данный коэффициент учитывает как среднесуточную температуру воздуха в помещении

примыкающем к наружным фундаментам ,так и конструктивные особенности цокольного

перекрытия. Считая, что здание проектируется без подвала, с температурой воздуха в

помещении равной +18

0

С, коэффициент К

h

принимается по интерполяции между

+15

0

С и

+20

0

С по таблице 1 (СНиПа 2.02.01-87*) К

h

=0,65, тогда d

f

=0,65 х 1,62 = 1,05м.

Глубина заложения фундаментов под наружные стены отапливаемых зданий должна

назначаться в зависимости от отметки уровня грунтовых вод, чтобы не допустить

морозного пучения грунтов оснований. Эти условие ограничивается таблица 2 (СП

22.13330. 2011. Условия таблицы наглядно представлены на схеме 1, отражающей

промерзания грунта и характеристики грунтов основания.

Назначение глубины заложения фундаментов в зависимости от уровня грунтовых вод.

1.

Глины, суглинки d

f

> d

fn

2.

Пески (мелкие), супеси при d > 2м. d

f

< d

fn

3.

Пески (крупные), гравий, крупнообломочные d

f

не зависит от d

fn

Глубину заложения фундамента при суглинках следует назначать ниже уровня

промерзания грунтов, поэтому назначаем глубину заложения фундаментов равной 1,65м.

Исходные данные для проектирования монолитных фундаментов.

вариант

Город

Толщина

стен

мм.

Отметка

земли

грунт

Грунтовые

воды

м.

1

Саратов

380

- 0,450

супесь

-2,86

2

Орск

640

- 0,600

супесь

отсутствуют

3

Владимир

640

- 0,350

суглинок

- 3,20

4

Пенза

640

- 0,400

глины

отсутствуют

5

Смоленск

510

- 0,650

крупные пески

- 2,98

6

Ульяновск

640

- 0,500

крупнообломочны

е

- 3,05

7

Саранск

640

- 0,650

глины

- 3,10

8

Новгород

640

- 0,700

суглинок

- 3,20

9

Орел

510

- 0,400

супесь

отсутствуют

10

Липецк

510

- 0,500

пески мелкие

отсутствуют

11

Воронеж

510

- 0,300

супесь

- 2,99

12

Курск

510

- 0,600

глины

отсутствуют

13

Казань

640

- 0,450

крупнообломочны

е

- 3,00

14

Тула

510

- 0,550

суглинок

отсутствуют

15

Тамбов

510

- 0,350

Крупные пески

- 2,65

Контрольные вопросы.

1.

Взаимосвязь архитектурно-планировочного решения малоэтажного жилого

здания с конструкцией фундамента.

2.

Способ определения глубины заложения фундамента.

3.

Чем отличаются фундаменты под несущие и самонесущие стены?

Литература.

1.

П.Г.Буга «Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания»

2.

И.П. Шерешевский «Конструкции жилых зданий»

3.

СП 131.13330.20011 Свод правил – актуализированная редакция

СНиП 23 – 01 – 99 «строительная климатология»

4.

СП 20. 13330. 2011 Свод правил – актуализированная редакция

СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Конструктивное решение утепления мансардного этажа.

(время проведения 2 часа)

Цель: Научиться проектировать жилые помещения в пределах пространства

мансардного этажа.

В результате выполнения данной практической работы студент должен:

иметь представление:

- об устройстве мансардного этажа,

- о способах утепления покрытия мансардного этажа.

знать:

- конструктивные решения мансардных этажей с устройством теплой скатной

крыши и теплых стен.

Методика выполнения работы.

1.

Выполнить конструктивную схему мансардного этажа.

2.

Вычертить на формате А3 узлы утепления мансардного этажа.

Контрольные вопросы:

1.

Чем защищают утеплитель со стороны крыши?

2.

Какой материал используют в качестве утепления мансардного этажа.

3.

Материал, используемый в качестве пароизоляции.

Литература.

1.

Т,Г. Маклакова «Архитектура» М. 2012г

2.

Н.П. Умнякова «Теремок» М – 2014г

3.

Приложение 4, 5.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Внутриквартирные лестницы малоэтажных зданий.

(время проведения 2 часа)

Цель: Научить проектировать различные варианты внутриквартирных лестниц,

применяемых в интерьере дома или квартиры.

В результате выполнения данной практической работы студент должен:

иметь представление:

-о деревянных лестницах, о лестницах по стальным косоурам, о винтовых лестницах,

знать:

-особенности конструктивного решения внутриквартирных лестниц в зависимости от

объемно-планировочного решения внутреннего пространства,

- конструкцию деревянной лестницы и основные элементы.

Методика выполнения работы.

1.

Выполнить схемы различных типов внутриквартирных деревянных лестниц

2.

Вычертить на формате А3 узлы лестниц,

3.

Составить спецификацию элементов лестницы.

Контрольные вопросы:

1.

Перечислить конструкции внутриквартирных лестниц,

2.

Что такое поворотные ступени?

3.

Назначение внутриквартирных лестниц.

4.

Размеры проступи и подступенка в лестничном марше.

5.

Разница между косоуром и тетивой.

Литература:

1.

Т.Г. Маклакова и др. «Архитектура» М. 2004

2.

С.М. Нанасова «Архитектурно- конструктивный практикум» м. 2007

3.

Приложение : 6.7,8.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: Конструкция оконного блока из современных материалов.

(время проведения 2 часа)

Цель: Научить использовать конструкцию современного оконного блока в разных

типах жилых и общественных зданиях.

В результате выполнения данной практической работы студент должен:

иметь представление:

- о современных конструкциях оконного блока,

- о шумозащитных окнах,

- о устройстве мансардных окон.

знать:

- конструкцию шумозащитных окон с тройным остеклением,

- конструкции современных оконных переплетов,

- конструкцию мансардных окон.

Методика выполнения работы.

1.

Вычертить шумозащитные окна со спаренным переплетом.

2.

Вычертить шумозащитные окна с раздельным переплетом.

3.

Вычертить конструкцию современного алюминиево-деревянного переплета.

Контрольные вопросы.

1

Где применяют шумозащитные окна?

2

Какие бывают окна верхнего света?

3

Разновидности современных оконных блоков.

Литература:

1.

Т.Г.Маклакова и др. «Проектирование жилых и общественных зданий»

М. 2005г.

2.

Т.Г. Маклакова и др. «Архитектура» М. 2004г.

3.

Приложение 8,9.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Тема: Сборный железобетонный каркас общественных зданий.

(время проведения 4 часа)

Цель: Научиться выбирать конструкции каркасного здания по серии 1.020.1-1/83

(варианты заданий даны в приложении)

В результате выполнения данной практической работы студент должен:

иметь представление:

- о применении каркаса при строительстве общественных зданий,

знать:

- конструктивные элементы, образующие несущий остов каркасных зданий

Методика выполнения работы.

1.

Подобрать колонны в зависимости от высоты этажа и количества этажей (см.

приложение 10)

2.

Подобрать плиты перекрытия (см. приложение 11),

3.

Подобрать стеновые панели в зависимости от высоты этажа и толщины

панелей. (см. приложение 12)

4.

Составить спецификацию на основные элементы сборного железобетонного

каркаса.

Контрольные вопросы.

1.

Дать определение рамной, связевой и рамно-связевой системам.

2.

Назвать основные элементы несущего остова.

3.

Привязка колонн к координационным осям.

4.

Подразделение плит перекрытий в зависимости от способа установки в

каркас.

5.

От чего зависит толщина стеновых панелей?

6.

Дать определения следующим понятиям:

- диафрагма жесткости,

- ригель.

Литература.

Т.Г. Маклакова и др. «Проектирование жилых и общественных зданий»

М.2005

И.А. Шерешевский «Конструирование жилых зданий»

Приложение : 10,11,12

ЛИТЕРАТУРА.

1

П.Г.Буга «Гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания»

2

И.П. Шерешевский «Конструкции жилых зданий»

3

Т,Г. Маклакова «Архитектура» М. 2012г

4

Н.П. Умнякова «Теремок» М – 2014г

5

Т.Г. Маклакова и др. Конструкции гражданских зданий. М., Стройиздат,1986

6

Приложение 1,2

7

СП 131.13330.20011 Свод правил – актуализированная редакция

СНиП 23 – 01 – 99 «строительная климатология»

8

СП 20. 13330. 2011 Свод правил – актуализированная редакция

СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия»

9

Приложение 1,2

10 приложение 3,

11 приложение 4,5,

12 приложение 6,7,8,

13 приложение 9,

14 приложение 10,11,12.



В раздел образования