Напоминание

Ведение экологического мониторинга в районах земель нефтяных и газовых месторождений


Автор: Меркурьева Лариса Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Экологический мониторинг
Тема: Ведение экологического мониторинга в районах земель нефтяных и газовых месторождений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Актуальность работы. Период со второй половины 20 века и по настоящее время

называют периодом экологических катаклизмов. Ведь именно в этот период времени

увеличилось количество выбросов в атмосферу сероводорода и сернистого газа, которые

оказывают негативное влияние на все сферы жизни, включая экологию. Поэтому для

решения глобальных экологических проблем особенно эффективным стало наиболее тесное

международное сотрудничество всех стран и крупных экологических организаций.

Подобное сотрудничество стало возможным в результате проведения Стокгольмской

конференции в 1972 году по вопросам окружающей среды. Незадолго до проведения данного

мероприятия появился термин «мониторинг» в рекомендациях специальной комиссии

СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, его

было решено понимать, как систему непрерывного наблюдения, измерения и оценки

состояния окружающей среды.

В законодательстве РФ (от 10.01.2002) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп.,

вступ. в силу с 01.10.2023) появился свой термин «экологического мониторинга».

В настоящее время система экологического мониторинга не ограничивается только

сбором информации об окружающей среде. Экологический мониторинг сам по себе является

исследованием, которое включает в себя этапы сбора, упорядочивания, анализа данных,

прогнозирования и принятия управленческого решения. Постоянный мониторинг лежит

также в основе функционирования кадастровых систем, геоинформационных систем, а также

экологического системного анализа.

Данные экологического мониторинга используются при разработке:

а) прогнозов социально-экономического развития РФ, включая

субъекты

РФ

и муниципальные образования;

б) федеральных программ в области экологического развития РФ, а также целевых

программ в сфере охраны окружающей среды субъектов РФ;

в) инвестиционных программ в сфере экологического развития РФ и его субъектов.

Целью работы является изучение проведение процесса экологического мониторинга

земель в районах нефтяных и газовых месторождений.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

а) изучить основы экологического мониторинга нефтегазовых месторождений;

б) рассмотреть этапы проведения экологического мониторинга;

в) охарактеризовать методы проведения экологического мониторинга на нефтегазовых

месторождениях;

г)

проанализировать отчет о проведении экологического мониторинга на примере ПАО

«Сургутнефтегаз».

Объектами исследования данной работы являются земли в районах нефтяных и газовых

месторождений.

Предметом является экологический мониторинг.

Экологический мониторинг - это процесс наблюдения за происходящими на планете

изменениями в окружающей среде, в связи с отрицательным влиянием человеческого

фактора на эту среду, систематизация этих наблюдений и принятие решений для

предотвращения экологической катастрофы.

Классификация систем экологического мониторинга:

а)

с учетом пространства. С опорой на пространственный принцип выделяют

следующие типы мониторинга: точечный, локальный, региональный, национальный и

масштабный, глобальный. Глобальная система экологического мониторинга подразумевает

экологический анализ взаимодействия людей и природы в рамках биосферы. Национальный

мониторинг базируется на проведении таких действий на территории одного государства.

Определение региональному мониторингу подобрать достаточно сложно, как и дать границы

его масштабам.

б)

по отслеживаемым объектам. Они делятся на фоновый (базовый), импактный в

особо опасных точках и зонах, тематический, а также мониторинг территорий и акваторий.

Фоновый

мониторинг

предполагает

проведение

исследований,

необходимых

для

определения природных закономерностей изменения компонентов и комплексов природы.

Импактный мониторинг включает в себя наблюдение, анализ и оценку, а также

прогнозирование состояния природной среды в районах, находящихся под антропогенным

влиянием опасных и потенциально опасных источников. Под тематическим мониторингом

принято понимать мониторинг компонентов и объектов природы, а именно леса и других

природных территорий, находящихся под особой охраной. Отметим, что отличия в

наблюдениях имеют объекты, находящиеся на суше и в воде.

в)

по

природным

компонентам.

В

основе

данной

классификации

информационной

системы

экологического

мониторинга

выделяют

геологический,

гидрологический, биологический, геоботанический, геофизический мониторинги, а также

мониторинг атмосферы, почвы, леса. Система экологического мониторинга воздуха

понимается как комплекс наблюдений за качеством и общим состоянием атмосферного

воздуха, уровнем его загрязнения, за природными явлениями, действующими в нём. Кроме

того, организация системы экологического мониторинга воздуха включает в себя анализ,

оценку, прогнозирование его состояния и степени загрязненности. В соответствии с

вышеперечисленными можно установить и прочие мониторинги других компонентов.

г)

по

особенностям

организации

мониторинга,

выделяют

мониторинг

международный, на уровне государства, местности, ведомства и общественный. Под первым

понимают

системы

оценки

прогнозирования,

собранные

масштабными

межгосударственными организациями, в их числе ООН, ЮНЕСКО другие. Отметим, что

процесс мониторинга может проводиться и силами государственных служб, а также с

помощью муниципалитетов. Производственный (ведомственный) мониторинг осуществляют

предприятия

промышленного

и

сельскохозяйственного

назначения.

Экологический

мониторинг проводят обособленные физлица, отдельные сообщества людей.

Выделяют следующие этапы экологического мониторинга:

а)

первичная

диагностика

среды,

ресурсов,

взятие

анализов

почв,

воды,

визуальное наблюдение за территорией объекта;

б)

санитарно-гигиеническая оценка влияния объекта на экологию вокруг (чаще

всего на локальном и региональном уровнях), проведение исследования с помощью

биоиндикаторов, прогнозирование состояния с помощью математических моделей под

влиянием различных факторов, сбор статистических данных;

в)

подготовка рекомендаций по улучшению экологической обстановки, выдача

разрешения на проведение определенного вида деятельности, её ограничение или полный

запрет.

Важным этапом экологического мониторинга является именно сбор информации, а

также проведение анализа концентрации вредных веществ и влияния на здоровье людей. Не

все организации готовы провести такую технологическую экспертизу из-за отсутствия

необходимого оборудования.

Стоит

отметить,

что

этапы

экологического

мониторинга

включают

в

себя

математические расчёты и моделирование, в связи с чем особенно важно правильно и

максимально точно рассчитать локальную нагрузку на окружающую среду новых

производств, а также уже принесённый ущерб. Такой метод иногда применяется и для

судебного решения спора с нарушителем экологического права.

Он важен и для компаний, которые хотят урегулировать досудебные споры или

оформить разрешение, которое согласовывается с властями. В исключительных случаях

подобный метод используется инициативной группой граждан, живущих рядом с

источником повышенной опасности.

В зависимости от объекта мониторинга выделяют следующие виды:

а)

воздуха (атмосфера). Загрязнение воздуха вызывает растущую озабоченность,

как в развитых, так и в неразвитых странах мира. Введены стандарты загрязнения воздуха,

соблюдение которых ожидается от всех государств. Загрязненный воздух влияет не только

на здоровье планеты, но и пагубно сказывается на благополучии населения. Уровни

воздуха/атмосферы можно контролировать с помощью различных датчиков: температуры,

влажности, углекислого газа и кислородных.

В более широком масштабе, путем мониторинга атмосферного воздуха, мы можем

увидеть,

как

транспорт,

промышленные

процессы,

потребление

энергии,

сельскохозяйственные отходы и общее управление отходами влияют на здоровье человека и

окружающую среду.

б)

воды (гидросфера). Вода необходима для всей жизни на земле, поэтому важно

контролировать все водоемы, чтобы убедиться, что они чистые, пригодные для питья,

безопасные и санитарные. Загрязнение воды является серьезной проблемой, поэтому

мониторинг воды очень важен. Контролируя качество воды, можно отслеживать текущие и

будущие проблемы в системах водоснабжения.

в)

земли. При анализе состояния земли есть два направления исследований:

литосфера и педосфера. Литосфера — изучает жесткую и самую внешнюю оболочку Земли,

которая состоит из земной коры и части верхней мантии Земли. Педосфера – изучает

почвенную оболочку Земли и все процессы, которые связаны с воздействием человека на эту

оболочку.

г)

животного мира. Проводится для сохранения биологического разнообразия, так

как загрязнения, пожары и не щадящее отношение человека к животному миру приводят к

исчезновению целых особей на планете.

Помимо экологических объектов проводятся мониторинги:

а)

опасных

отходов.

Мониторинг

отходов

рассматривает

производство

и

потребление. Например, если страна производит меньше отходов, это может означать, что

она производит меньше материалов. Однако многие страны экспортируют отходы

(глобальная торговля отходами) в другие страны, где они иногда не имеют оборудования для

обращения с отходами.

б)

радиационный. Радиоактивность в окружающей среде возникает из разных

источников, в том числе: естественная радиация, радиоактивные выбросы с ядерных

объектов,

промышленные

и

мусорные

полигоны.

Радиоактивные

выбросы

строго

регулируются, чтобы убедиться, что они не наносят вреда людям или окружающей среде.

в)

социально-гигиенический

государственная система наблюдения, которая

проводит анализ состояния здоровья человека, в связи с изменением условий его проживания

на планете (изменением гидросферы, атмосферы, биоты).

В ходе заседания депутаты рассмотрели проект Федерального закона №247198-8 («О

внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные

акты РФ»), который был подготовлен для создания ФГИС «Экомониторинг». Изменения

были утверждены 04.08.2023, президентом РФ В.В. Путиными и начали действовать с 1

марта 2024 года.

Запуск платформы в эксплуатацию должен состояться к началу 2024 года. В 2024 он

позволит

контролировать

около

60%

территории

РФ,

к

2030

году

планируется

контролировать 100% территории РФ.

Федеральная государственная информационная система «Экомониторинг» (ФГИС

«Экомониторинг») - будет собирать информацию о состоянии окружающей среды с

помощью анализа и структурирования данных, в том числе систем автоматического

контроля выбросов предприятий (особенно предприятий связанных с нефтегазовой

отраслью) и сетей мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. В системе

будут агрегированы результаты государственного мониторинга атмосферного воздуха,

водных объектов, земли, животного мира, радиационной обстановки, воспроизводства лесов

и других видов государственного экологического мониторинга. Кроме того, система будет

содержать информацию об источниках негативного воздействия на окружающую среду.

Создание единой цифровой платформы обеспечит сбор данных со всех источников по

15 существующим и одной перспективной подсистеме экологического мониторинга.

ФГИС «Экомониторинг» позволит:

1.

обеспечить полноту, достоверность и доступность информации о текущем

состоянии окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод водных

объектов, озонового слоя атмосферы, биосферы, радиационной обстановки;

2.

обеспечить прогнозирование состояния окружающей среды на основании

моделирования состояния окружающей среды с учетом различных сценариев изменения

состояния;

3.

всесторонне и своевременно информировать органы государственной власти и

местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций,

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) о

состоянии окружающей среды для поддержки принятия управленческих решений по

вопросам охраны окружающей среды, в том числе, на основе методов машинного обучения и

технологий больших данных;

4.

установить механизмы рассмотрения Министерством природных ресурсов и

экологии

Российской

Федерации,

Федеральной

службой

по

надзору

в

области

природопользования,

иными

федеральными

органами

исполнительной

власти,

использующими

информационную

систему

общественного

контроля,

результатов

общественного

контроля

в

области

охраны

окружающей

среды

(общественного

экологического контроля).

Система создается для всестороннего и своевременного информирования органов

государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о

состоянии окружающей среды. В качестве оператора системы законопроектом определяется

публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с

твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

Система будет разворачиваться на платформе «Гостех», с использованием всех

сервисов и возможностей платформы. В одном окне пользователи смогут получать

информацию из всех подсистем «Экомониторинга».

Основной нормативно-правовой базой в области экологического мониторинга земель

нефтяных и газовых месторождений являются:

1)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об охране

окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)

Данный Федеральный закон регулирует процесс проведения оценки воздействия на

окружающую среду и государственный экологический мониторинг.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой

хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное

воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм

собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы

государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной

власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с

их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством

создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных

ресурсов

в

рамках

подсистем

единой

системы

государственного

экологического

мониторинга,

а

также

создания

и

эксплуатации

уполномоченным

Правительством

Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного

фонда данных.

2)

Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 (ред. от 31.01.2023) Об утверждении

федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности

в нефтяной и газовой промышленности".

Настоящие

Правила

устанавливают

требования,

направленные

на

обеспечение

промышленной

безопасности,

предупреждение

аварий

и

инцидентов

на

ОПО

нефтегазодобывающих

производств

и

на

обеспечение

готовности

организаций,

эксплуатирующих ОПО нефтегазодобывающих производств (далее - эксплуатирующая

организация), к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО:

а)

бурения и добычи: опорных, параметрических, поисковых, разведочных,

эксплуатационных,

нагнетательных,

контрольных,

специальных

(поглощающих,

водозаборных), и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки,

эксплуатации месторождений нефти, газа метаноугольных пластов, теплоэнергетических,

промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных

хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства,

а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов

б)

обустройства

месторождений

для

сбора,

подготовки,

хранения

и

транспортировки нефти, газа и газового конденсата;

в)

морских объектах нефтегазодобывающих производств;

г)

разработки нефтяных месторождений шахтным способом.

3)

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1096 "О федеральном

государственном экологическом контроле (надзоре)" (с изм. и доп. от 26.02.2022).

При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем

хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают

негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит

государственному экологическому контролю, в отношении всех таких объектов и таких

юридического

лица

или

индивидуального

предпринимателя

осуществляется

государственный экологический контроль.

4)

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17 декабря 2018

г. № 667 "Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей

среды".

План разрабатывается для объекта, оказывающего негативное воздействие на

окружающую среду, на котором невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов,

нормативов допустимых сбросов действующим на нем стационарным источником и (или)

совокупностью стационарных источников.

Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) в ПАО «Сургутнефтегаз»

осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56059-2014 «Производственный экологический

мониторинг. Общие положения» в целях обеспечения информацией о состоянии и

загрязнении окружающей среды, необходимой для осуществления деятельности по

сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и

воспроизводству

природных

ресурсов,

предотвращению

негативного

воздействия

хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

В 2022 году работы выполнены в соответствии с лицензией ПАО «Сургутнефтегаз»

№Л 039-00117-77/00299159 от 17.06.2022 на осуществление деятельности в области

гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности,

осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной

документации,

строительства,

реконструкции

объектов

капитального

строительства),

включая определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мониторинг

состояния окружающей среды в пределах участков недр проводится в соответствии с

постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2011 № 485-п (ред. от 07.07.2023) «О

системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков

на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты

Мансийского автономного округа – Югры и признании утратившими силу некоторых

постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Система наблюдений сформирована в соответствии с согласованными в установленном

порядке проектами локального экологического мониторинга и проектами определения

исходной загрязненности компонентов природной среды в границах участков недр ПАО

«Сургутнефтегаз». При проектировании наблюдательной сети учтены особенности региона,

в том числе: значительная площадь территории, заболоченность земель, развитая речная

сеть,

а

также

местоположение

производственных

объектов.

Пункты

мониторинга

установлены на всех основных водных объектах территории деятельности компании, на

преобладающих типах почв, а также в районе размещения основных производственных

объектов – потенциальных источников негативного воздействия. В 2022 году в границах

участков недр ПАО «Сургутнефтегаз» на территории ХМАО – Югры наблюдения

осуществлялись на 62 участках недр, в том числе на 60 – локальный экологический

мониторинг (далее – ЛЭМ) в 1032 пунктах отбора проб, на 2 – определение исходной

загрязненности (далее – ОИЗ) в 44 пунктах.

Пункты

мониторинга

закреплены

на

местности

опознавательными

знаками

с

информацией о номере, географических координатах и названии участка недр. Исследуемые

компоненты

природной

среды:

поверхностные

воды,

донные

отложения,

почвы,

атмосферный воздух и снежный покров (приложение 1).

Лабораторный анализ проб проводится силами 7 ведомственных аккредитованных

лабораторий по утвержденным методикам в соответствии с действующими руководящими и

методическими документами. Нижний диапазон методик определения загрязняющих

веществ не превышает установленные нормативы безопасного содержания (предельно

допустимых концентраций (ПДК), ориентировочно допустимых концентраций (ОДК),

ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и т.д.).

Результаты исследований представляются в Службу по контролю и надзору в сфере

охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-

Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) с использованием веб-

сервиса «Личный кабинет природопользователя» информационной системы «Экологический

паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в установленные

сроки, а также на электронных носителях до 1 апреля года, следующего за отчетным.

В 2022 году было отобрано и исследовано 756 проб поверхностной воды на полный

химический анализ с территории 60 участков недр, на которых ведется ЛЭМ, и 34 пробы

поверхностной воды с 2 участков недр, на которых было организовано проведение ОИЗ.

Оценка результатов ОИЗ И ЛЭМ поверхностных вод участков недр произведена

относительно действующих нормативных значений (ПДК), установленных приказом

Минсельхоза России от 13.12.2016 №552. (приложение 2).

Самое характерное свойство ландшафтной структуры таежной зоны Западной Сибири –

значительная заболоченность. Особенностью химического состава болотных вод является

высокая кислотность. Кислая среда водоносных горизонтов, сформированная в силу высокой

заболоченности территории, благоприятна для миграции микро- и макроэлементов. Этим

обусловлено повышенное содержание в поверхностных водах автономного округа железа,

марганца, цинка и меди.

Природными

ландшафтно-геохимическими

условиями

вызвано

практически

повсеместное превышение установленных нормативов по железу (в 100% проб, отобранных

на участках ОИЗ, и в 95% проб – на участках ЛЭМ), марганцу (в 97% проб, отобранных на

участках ОИЗ, и в 79% проб – на участках ЛЭМ), цинку (в 56% проб, отобранных на

участках ОИЗ, и в 71% проб – на участках ЛЭМ) и меди (в 76% проб, отобранных на

участках ОИЗ, и в 51% проб – на участках ЛЭМ).

Период половодья на крупных реках Сибири часто растянут во времени и составляет от

2 до 4 месяцев в зависимости от водности года. Длительный период затопления обширных

пойменных пространств усиливает влияние биологопочвенных факторов формирования

химического состава поверхностных вод. Это находит выражение в увеличении содержания

соединений азота, фенолов, образующихся в результате разложения остатков растений.

Превышение норматива по содержанию ионов аммония в 2022 году установлено в 12%

проб, отобранных на участках ЛЭМ, и в 35% проб – на участке ОИЗ.

В 2022 году средние значения определяемых гидрохимических показателей в пробах

поверхностных вод, отобранных в рамках ЛЭМ, находятся на уровне и ниже уровня

результатов, определенных в 2021 году.

Высоких концентраций загрязняющих веществ, свидетельствующих о наличии

загрязнения, не выявлено.

Особую актуальность для оценки экологической ситуации в регионе представляют

концентрации нефтепродуктов и хлоридов в поверхностных водах, которые характеризуют

техногенные потоки загрязняющих веществ в районах нефтепромыслов. В соответствии с

требованиями, утвержденными постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2011

485-п

(ред.

от

07.07.2023),

отбор

проб

поверхностных

вод

для

определения

нефтепродуктов и хлоридов, как приоритетных загрязняющих веществ, проводится в

большинстве контрольных пунктов ЛЭМ ежемесячно, в период открытого русла, с учетом

гидрологических особенностей водных объектов.

В 2022 году превышений ПДК в поверхностных водах по содержанию хлоридов и

нефтепродуктов не установлено.

В 2022 году отобрано и проанализировано 247 проб донных отложений, отобранных с

60 участков недр, на которых ведется ЛЭМ, и 17 проб донных отложений с 2 участков недр,

на которых было организовано проведение ОИЗ.

Пробы отбирались один раз в год в местах отбора проб поверхностной воды

(приложение 3).

Федеральные экологические нормативы содержания загрязняющих веществ в донных

отложениях не установлены. Оценка текущего состояния донных отложений участков недр

произведена относительно результатов измерений ОИЗ, выполненных в 2022 году, а также

результатов, полученных в 2021 году.

Средние

значения

всех

определяемых

показателей

проб

донных

отложений,

отобранных в рамках ЛЭМ, находятся на уровне и ниже уровня средних значений

показателей проб, отобранных в 2021 году.

В 2022 году в рамках экологического мониторинга проанализировано 178 проб почвы,

отобранных с 60 участков недр, на которых ведется ЛЭМ, и 6 проб почв с 2 участков недр, на

которых было организовано проведение ОИЗ (приложение 3).

Средние значения определяемых показателей проб почв, отобранных в рамках ЛЭМ,

находятся на уровне и ниже уровня средних значений показателей проб, отобранных в 2021

году, и составляют десятые и сотые доли установленных экологических нормативов.

Содержание нефтепродуктов в пробах почвы, отобранных на разрабатываемых

участках, в среднем составило 19,7 мг/кг, что соответствует «фоновому» содержанию

нефтепродуктов в почве по шкале нормирования Пиковского Ю.И. (1993 г.).

В 2022 году исследовано 354 пробы атмосферного воздуха с 60 участков недр, на

которых ведется ЛЭМ. Пробы отбирались в 60 фоновых пунктах (наименее подверженных

техногенному

влиянию

и

не

испытывающих

влияния

трансграничных

масс

с

технологических объектов участков) и в 117 контрольных пунктах (находящихся под

влиянием

объектов

техногенной

инфраструктуры).

Кроме

того,

было

отобрано

и

проанализировано 4 пробы атмосферного воздуха с 2 участков недр, на которых было

организовано проведение ОИЗ.

Исследования проводились по 7 компонентам: метану, окиси углерода, диоксиду серы,

оксиду и диоксиду азота, взвешенным веществам, саже.

В соответствии с проектами ЛЭМ оценка качества атмосферного воздуха проведена на

основании сопоставления результатов количественного химического анализа с нормативами

ПДК, ОБУВ. Превышений гигиенических нормативов не установлено.

Полученные результаты исследований свидетельствуют, что состояние атмосферного

воздуха в 2022 году оставалось благоприятным.

По результатам проведенного экологического мониторинга поверхностных вод,

донных отложений, почв и атмосферного воздуха за период с 2018 по 2022 год можно

сделать следующие выводы:

По результатам исследования поверхностных вод (рис.1 приложение 5):

а)

незначительное повышение коэффициента выбросов нефтепродуктов (0,002-

0,027);

б)

снижение коэффициента выбросов солей тяжелых металлов (1,59-0,77);

в)

повышение коэффициента водородного показателя (pH) (6,7-7,2).

По результатам исследования проб донных отложений (рисунок 2 приложение 5):

а)

значительный рост коэффициента выбросов нефтепродуктов с 2018-2021 год

(14-28,9) и понижение коэффициента в 2022 году (16,7);

б)

понижение коэффициента выбросов солей тяжелых металлов с 2018-2020 года

(176,5-116,4) и повышение коэффициента с 2020-2022 года (116,4-148,1);

в)

незначительное повышение водородного показателя (pH) с 2018-2020 года (5,8-

6,73) и его снижение с 2021-2022 года (6,62-6,47);

г)

уменьшение показателя органического вещества с 2018-2022 года (28-2,83).

По результатам исследования проб почв (рисунок 3 приложение 6):

а)

рост коэффициента выбросов нефтепродуктов с 2018-2019 года (19-27),

падение в 2020 году (12,4) и незначительное повышение коэффициента с 2021-2022 года

(17,5-19,7);

б)

падение коэффициента выбросов солей тяжелых металлов с 2018-2022 годы

(276,3-57,8);

в)

существенных изменений солевой вытяжки (pH) с 2018-2022 годы не

наблюдалось;

г)

снижение показателя органического вещества с 2018-2022 года (37-16,7).

По результатам исследования атмосферного воздуха (рисунок 4 приложение 6)

замечено снижение показателя выброса парникового газа с 2018-2022 года (2 021 млн. тонн –

1 722 млн. тонн).

Таким

образом,

комплексный

анализ

результатов

экологического

мониторинга

участков недр ПАО «Сургутнефтегаз» за с 2018-2022 годы свидетельствует, что объекты

нефтегазовой

добычи

компании,

расположенные

в

границах

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры, не оказывают значимого негативного воздействия на

окружающую среду. Общая характеристика экологической обстановки в зоне деятельности

предприятия благоприятная.

Воздействие промышленных объектов ПАО «Сургутнефтегаз»

характеризуется как допустимое, т.е. обеспечивающее соблюдение качества окружающей

среды.

Современные технологии позволяют определять экологические проблемы еще на

стадии их возникновения, тем самым облегчая антропогенную нагрузку на окружающую

среду. В настоящее время в России появился как интерес, так и объективные возможности, и

потребности во внедрении различных технических и технологических новинок в области

экологии.

Основные проблемы организации мониторинга связаны с решением трех главных

задач:

а)

создание сети пунктов наблюдения;

б)

возможность оперативного контроля объектов;

в)

выбор контролируемых параметров и показателей состояния объектов и

индивидуальных аналитических параметров, необходимых и достаточных для адекватного

описания состояния экосистемы.

Концепция создания комплексной системы мониторинга природной среды в целом в

настоящее время практически не может быть реализована, так как существующая система

фактически состоит из отдельных подсистем мониторинга качества объектов природной

среды (вода, воздух, почва), которые слабо методологически связаны между собой. Поэтому

на первой стадии следует создавать системы мониторинга отдельных сред с последующей их

методологической и метрологической увязкой. Вместе с тем, интегрирование систем

мониторинга количественных и качественных показателей отдельных сред (загрязнения

воды и гидрологии, загрязнение атмосферы и метеорологии) необходимо сохранять и

развивать с самого начала, так как в противном случае не будет обеспечена правильная

оценка их состояния.

Концепция комплексной системы экомониторинга опирается, прежде всего, на

оперативный экологический контроль. Для построения системы такого контроля необходимо

создание

методологии

и

аппаратуры

автоматического

оперативного

слежения

за

возможными экологическими правонарушениями на базе следующих приборов контроля:

а)

приборы типа химический сторож для автоматического контроля возможных

нелегальных залповых сбросов и отбора проб сбросов;

б)

приборы типа черный ящик для автоматического непрерывного контроля и

документирования состояния вод, сбрасываемых предприятиями или станциями очистки и

воздушных выбросов предприятий промышленно-энергетического комплекса;

в)

приборы типа анализатор отпечатков пальцев для идентификации виновников

загрязнения

путем

сравнения

состава

веществ

загрязнения

и

состава

вещества

в

потенциальных (подозреваемых) источниках загрязнения; приборы для автоматического

отбора, хранения и подготовки к анализу пробы объектов окружающей среды в непрерывном

режиме.

Подобная аппаратура обеспечивает возможность функционирования многоступенчатой

системы контроля природной среды, представляющей собой открытую иерархическую

структуру, где на нижней ступени установлена сеть простых датчиков, управляющих

устройствами отбора пробы и включающих более сложные анализаторы старших ступеней в

случае обнаружения аномалий состава и свойств контролируемой среды.

Геоинформационная мониторинговая система (ГМС) выполняет комплекс функций по

сбору

информации

о

текущих

зна¬чениях

параметров

геосистем,

обработке

этой

информации в рамках имитационных моделей экологических и климатических процессов и

по принятию оптимальных решений. Различают ГМС локального (стационарные средства

регистрации, опробования, анализа), регионального (авиационно-космические средства) и

глобального (космические средства) масштаба.

Аппаратура, установленная на спутниках, обеспечивает регистрацию цифровой

информации в видимом, ближнем инфракрасном и тепловом диапазонах электромагнитного

спектра. Решаются задачи природопользования и экологического контроля:

а)

классифицируются земные покровы, фенологические фазы и болезни растений,

вызываемые антропогенными воздействиями;

б)

оценивается газовый состав атмосферы;

в)

выполняется слежение за водной и ветровой эрозией почв;

г)

определяются границы снежного покрова, затопления и разливов рек;

д)

идентифицируются многие антропогенные изменения в окружающей среде и

контролируется состояние озонового слоя.

Аэрокосмические

методы

дистанционного

измерения

представляют

широкие

возможности

для

изучения

естественной

и

сельскохозяйственной

растительности,

определения запасов биомассы и ее продуктивности. Наблюдения за дымовыми выбросами

позволяют установить по степени прозрачности факелов плотность частиц в них. Примеси,

составляющие такой факел, можно определить по поглощению радиации в соответствующих

зонах

поглощения

различными

газами.

Использование

данных

спутникового

дистанционного зондирования [16, c.231] открывает возможность обнаружения фактов

нарушения природоохранного законодательства, локализации и установления источников

загрязнения. Не исключено поэтому, что спутниковая информация станет доминирующей

при контроле за аварийными и нелегальными разливами нефтепродуктов.

Методы дистанционного зондирования являются единственным средством получения

экологической

информации

на

больших

площадях

с

высоким

пространственным

разрешением в реальном масштабе времени. Удовлетворение требований оперативности,

обзорности

и

объективности

оптимизируется

путем

сочетания

многоспектральной

космической съемки и сети фиксированных станций наземного базирования.

Контроль окружающей среды с помощью наземных средств измерений многообразен

(автоматизированные системы контроля качества воздуха, стационарные посты пассивного

мониторинга, лидары, телеметрия). Таким образом, образуется система мониторинга

окружающей среды: «космос – воздух – земля», которая позволяет отследить изменения во

всех сферах Земной оболочки.

Рассмотрение существующих возможностей для развития экологического мониторинга

в России дает представление о значительных разработках в этой области. Однако

практическое внедрение различных комплексов и систем на данном историческом этапе

развития России осуществляется крайне медленно. Такой ситуации способствует комплекс

сопутствующих проблем, охватывающий широкий перечень вопросов – от бюрократических

до экономических. Преодоление главной из них – психологической, т.е. к внедрению в

сознание населения России неизбежности и жизненной необходимости решения проблем

экологии, становится краеугольным камнем в переходе России на более новый качественный

уровень в области охраны окружающей среды и самой жизни.

Для совершенствования экологического мониторинга будет недостаточно создать

только комплексную систему для надзора за загрязнениями, необходимо также позаботиться

о точности, достоверности получаемой информации и в случае возникновения ЧС быстро

устранить проблему.

Беспилотные цифровые технологии хорошо зарекомендовали себя как инструмент для

получения актуальных высокоточных и объективных данных о состоянии экологии в

крупных городах, местностях и районах, находящихся рядом с промышленными объектами,

при ЧС и при техногенных катаклизмах.

БПЛА используются для контроля мест размещения отходов производства и

потребления, для определения уровня загрязнений окружающей среды в промышленных

городах, для сокращения ущерба экологии от предприятий нефтегазовой отрасли и др.

Дистанционные методы исследования с помощью БПЛА помогают провести оценку

состояния экологического состояния удаленных и труднодоступных территорий, а именно:

исследовать природные и антропогенные процессы, определить источники загрязнений и

планировать природоохранные мероприятия.

С помощью БПЛА можно контролировать сотни квадратных километров местности,

природоохранных зон, при этом значительно экономятся время, деньги и человеческие

ресурсы

По сравнению с пилотируемой авиацией у БПЛА есть ряд преимуществ для проведения

мониторинга экологической ситуации. Дроны могут максимально приблизиться к объекту

даже в сложных климатических условиях и передать актуальные данные с безопасного для

пилота расстояния. К тому же использовать беспилотник экономически целесообразнее, чем

самолет или вертолет.

Области применения БПЛА для мониторинга экологической безопасности:

а)

контроль промышленных объектов и территорий рядом с предприятиями;

б)

обнаружение несанкционированных и незаконных свалок;

в)

контроль метеообстановки;

г)

анализ газового состава воздуха;

д)

оперативная

инспекция

окружающей

среды

при

ЧС

и

техногенных

катастрофах;

е)

проверка состояния лесных территорий и водоемов.

Для осуществления экологического контроля в сфере добычи газа и нефти были

разработаны специальные БПЛА одним из которых является DJI Matrice 30T. Этот аппарат

обладает высокими полетными характеристиками и интеллектуальными режимами для

точного пилотирования. Может работать в разных климатических условиях, не боится

высоких и низких температур в диапазоне от -20°C до 50°C, ветра, влаги, снега, пыли. Имеет

3 камеры с широкоугольными объективами и оптическим зумом, тепловизор и лазерный

дальномер. С помощью этого дрона можно проводить мониторинг и оценить состояние

трубопроводов, обнаруживать места утечки газа и нефти, контролировать район аварии.

Небольшой размер и быстрая развертываемость этого дрона позволяют оперативно

приступать к работе для сбора и анализа необходимой информации. Это особенно важно в

случае возникновения аварийных ситуаций на обследуемых объектах или в условиях ЧС.

Беспилотные технологии применяются чаще всего для месторождений, находящихся на

суше. В случае с морскими месторождениями популярность начинается набирать

заякоренный автоматический профилирующий комплекс «Аквазонд». Данный комплекс

оснащен

измерителем

температуры,

электропроводности

и

давления

типа

NXIS,

предназначенным для длительного автоматического мониторинга и защищенным от

биологического обрастания с помощью специальных средств. Этот измеритель может быть

доукомплектован

дополнительными

датчиками

для

гидрохимических

определений

содержания,

растворенных

метана,

углекислого

газа

и

кислорода.

В

стандартную

комплектацию «Аквазонда» также входит акустический доплеровский измеритель течений

Aquadop3D. Измерители такого типа широко применяются на нефтяных платформах

крупных нефтегазовых компаний и на шельфе о. Сахалин. Но такой комплекс имеет

довольно высокую цену, поэтому нефтегазодобывающие компании как в РФ, так и за

границей предпочитают использовать телеуправляемый подводный аппарат «Гном»,

который

имеет

систему

видеофиксации

и

передовые

компьютерные

и

телекоммуникационные

технологии,

позволяющие

предоставлять

более

точную

информацию о состоянии морского месторождения.

Приложение 1

Таблица 1.1 Структура наблюдательной сети экологического мониторинга в границах участков недр

ПАО «Сургутнефтегаз» на территории

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Компоненты

природной среды

Вид мониторинга

Количество

пунктов

Количество

контролируемых

параметров

Атмосферный воздух

ОИЗ

2

7

ЛЭМ

177

7

Компоненты

природной среды

Вид мониторинга

Количество

пунктов

Количество

контролируемых

параметров

Поверхностные воды

ОИЗ

17

22

ЛЭМ

260

22

Донные отложения

ОИЗ

17

20

ЛЭМ

247

14

Почвы

ОИЗ

6

23

ЛЭМ

178

17

Приложение 2

Таблица 2.1 Среднее содержание гидрохимических показателей, определённое в

поверхностных водах

Гидрохимический

показатель

Единица

измерения

Среднее значение (СЗ)

гидрохимических показателей

ПДК

Отношение СЗ

к ПДК в 2022 г.

ОИЗ

ЛЭМ

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

ОИЗ

ЛЭМ

Водородный

показатель (рН)

ед.рН

7,0

7,0

7,0

7,2

не

установ

лена

-

-

БПКполн.

мгО

2

/дм

3

2,5

2,8

2,6

2,8

3,0

0,93

0,93

Гидрохимический

показатель

Единица

измерения

Среднее значение (СЗ)

гидрохимических показателей

ПДК

Отношение СЗ

к ПДК в 2022 г.

ОИЗ

ЛЭМ

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

ОИЗ

ЛЭМ

Аммоний-ион

мг/дм

3

0,11

0,34

0,17

0,20

0,5

0,68

0,40

Нитрат-ион

мг/дм

3

0,26

0,52

0,45

0,66

40

0,013

0,017

Фосфат-ион

мг/дм

3

0,07

<0,1

0,053

0,05

0,2

<0,5

0,25

Сульфат-ион

мг/дм

3

2,0

1,3

1,1

1,6

100

0,013

0,016

Хлорид-ион

мг/дм

3

9,19

15,6

11,52

13,45

300

0,052

0,045

АПАВ

мг/дм

3

<0,025

<0,025

<0,025

<0,025

0,1

<0,25

<0,25

Нефтепродукты

мг/дм

3

0,025

0,030

0,028

0,027

0,05

0,60

0,54

Фенол

мг/дм

3

0,00025 0,00027

0,00027

0,00028

0,001

0,27

0,28

Железо общее

мг/дм

3

0,19

1,36

0,47

0,67

0,1

13,6

6,7

Свинец

мг/дм

3

0,0021

0,002

0,0019

0,0022

0,006

0,33

0,37

Цинк

мг/дм

3

0,014

0,019

0,013

0,024

0,01

1,9

2,4

Никель

мг/дм

3

<0,005

<0,005

0,0026

0,0025

0,01

<0,005

0,25

Марганец

мг/дм

3

0,025

0,069

0,047

0,061

0,01

6,9

6,1

Хром

шестивалентный

мг/дм

3

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

0,02

<0,5

<0,5

Медь

мг/дм

3

0,0015

0,003

0,0010

0,0015

0,001

3,0

1,5

Ртуть

мкг/дм

3

<0,01

<0,01

<0,01

<0,01

0,01

<1

<1

Приложение 3

Таблица 3.1 Средние значения определяемых показателей в донных отложениях

Показатель

Единица

измерения

Средние значения определяемых

показателей

ОИЗ

ЛЭМ

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

Водородный показатель

(рН)

ед.рН

6,53

6,28

6,62

6,47

Органическое вещество

%

39,9

0,88

5,79

2,83

Хлорид-ион

мг/кг

9,56

6,82

21,1

10,53

Cульфат-ион

мг/кг

41

3,6

27

10,2

Нефтепродукты

мг/кг

41,9

6,92

28,9

16,7

Железо (подвижная

форма)

мг/кг

79

102

230

130

Свинец (подвижная

форма)

мг/кг

0,61

<0,5

0,39

0,35

Цинк (подвижная форма)

мг/кг

1,6

0,99

2,0

0,91

Марганец (подвижная

форма)

мг/кг

16,4

12,6

16,1

16,3

Медь (подвижная форма)

мг/кг

<0,4

<0,4

0,23

0,23

Никель (подвижная

форма)

мг/кг

0,24

0,23

0,28

0,29

Хром шестивалентный

мг/кг

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

Ртуть

мг/кг

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

Приложение 4

Таблица 4.1 Средние значения определяемых показателей в почве

Показатель

Единица

измерени

я

Средние значения (СЗ)

определяемых показателей

ПДК

Отношение

СЗ к ПДК в

2022 г.

ОИЗ

ЛЭМ

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

ОИЗ

ЛЭМ

рН солевой

вытяжки

ед.рН

3,4

3,4

3,7

3,8

-

-

-

Органическое

вещество

%

2,05

2,35

1,94

4,69

-

-

-

Ион аммония

мг/кг

5,5

<0,5

5,0

0,82

-

-

-

Фосфат-ион

мг/кг

1,12

<0,5

0,82

0,41

-

-

-

Нитрат-ион

мг/кг

2,89

0,51

1,74

1,71

130

0,004

0,013

Cульфат-ион

мг/кг

24,2

1,2

10,8

9,2

-

-

-

Хлорид-ион

мг/кг

20,9

4,6

12,5

8,7

-

-

-

Нефтепродукты

мг/кг

9,8

5,1

17,5

19,7

-

-

-

Бенз[а]пирен

мг/кг

0,00016

<0,0002 0,00022 0,00016

0,02

0,01

0,008

Железо

(подвижная

форма)

мг/кг

282,9

35

81,8

50,0

-

-

-

Свинец

(подвижная

форма)

мг/кг

0,71

<0,5

0,33

0,30

6,0

0,08

3

0,050

Цинк

(подвижная

форма)

мг/кг

2,83

1,02

1,49

0,71

23

0,04

4

0,031

Марганец

(подвижная

форма)

мг/кг

54,84

<5

17,33

6,29

100

0,05

0,06

Медь

(подвижная

форма)

мг/кг

<0,4

<0,4

0,21

0,24

3,0

0,13

0,08

Никель

подвижная

форма)

мг/кг

0,63

0,25

0,25

0,24

4,0

0,06

3

0,060

Хром

шестивалентный

мг/кг

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

-

-

-

Приложение 5

2018

2019

2020

2021

2022

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0,002

0,022

0,027

0,028

0,027

1,59

0,85

0,53

0,56

0,77

6,7

6,9

7

7

7,2

нефтепродукты

соли тяжелых металлов

водородный показатель (pH)

Период

Коэффициент выбросов

Приложение 6

2018

2019

2020

2021

2022

0

50

100

150

200

250

5,8

6,3

6,4

6,5

6,5

176,5

186,2

116,4

236,6

148,1

28

9

4,19

5,79

2,8

14

18

22,4

28,9

16,7

Водородный показатель(pH)

соли тяжелых металлов

органическое вещество

нефтепродукты

Период

Коэффициент выбросов



В раздел образования