Автор: Елена Тимирджановна Шетцель
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский колледж производственных и социальных технологий"
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка практического занятия по теме " Паспорт проекта"
Тема: Основы проектной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Практическая работа «Паспорт проекта»
(определение цели, гипотезы, предмета и объекта исследования, формулирование задач)
Цель: научиться формулировать цель, гипотезу, проектной работы, развитие способности
выдвигать гипотезы, определять объект и предмет проекта
Выполнение
практического
задания
способствует
формированию
части
профессиональных и общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Теоретические данные:
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения,
разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных
позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной
теории для ее разрешения.
Проблема:
1.
Сложный вопрос, задача, не имеющая решения на настоящий момент, в данной
конкретной ситуации или для решения которой не существует общепринятых
методов.
2.
Ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и
существующим.
3.
Это конкретное описание неудовлетворяющего вас аспекта современной жизни с
указанием значимых факторов и причин, вызывающих и/или поддерживающих это
явление.
Гипотеза: Научное предположение, выдвигаемое для предварительного, условного
объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, предполагающее доказательство
либо опровержение.
Объект – определенное явление, которое становится полем научной деятельности,
научного рассмотрения.
Объект – это часть объективной реальности, область, явление, сфера знаний, процесс, в
рамках которых будет осуществляться исследование. Т.е. это часть реальности, которую
исследователь будет изучать.
Предмет исследования – более детализированное и узкое, чем объект, понятие, которое
обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки.
Предмет – детализированная характеристика объекта, рассматривающая определенные
его стороны в заданных условиях.
Задачи представляют собой конкретные действия, приводящие к выполнению цели.
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом
взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями
внутри единого объекта и его состояний. Противоречие представляет собой выявление
определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же
вопроса.
Задание 1..Зная проблему и гипотезу, заполните таблицу, определив цель и задачи
проекта.
Проблема
Цель
Задачи (не менее 4 )
Гипотеза
Повышение
утомляемости
студентов
к
концу
занятий
по
производственн
ому обучению
Активный
отдых
студентов
на
физминутках,
организованных во время
проведения
производственного
обучения
обеспечит
снижение утомляемости
студентов
Оценка
последствий
татаро-
монгольского
ига
на
экономику
Киевской Руси
Татаро-монгольское иго
способствовало
росту/спаду
экономики
Киевской Руси
Пример выполнения задания.
Проблема — предстоит празднование юбилея колледжа, но в коллежском музее почти
нет материалов об истории его создания, сведений о первых педагогах и учащихся и др.
Цель — сбор материалов об истории колледжа и создание музейной экспозиции;
Задачи:
организовать поисковую деятельность по сбору материалов для коллежского музея;
приобрести необходимое оборудование и материалы;
создать музейную экспозицию, посвященную юбилею колледжа;
организовать проведение праздничных мероприятий, посвященных юбилею.
Задание 2.
Зная проблему, сформулируйте тему и определите объект и предмет
исследования:
Проблема
Тема
Объект
исследования
Предмет
исследования
Низкий
уровень
культуры
общения
в
социальных сетях
Задание 3. Зная проблемную ситуацию, выделите противоречия, сформулируйте проблему
и запишите тему проекта:
Проблемная
ситуация
Выделенное
противоречие
(основное)
Формулировка
проблемы
Тема проекта
Согласно статистике, в 2015
году
рецидив
преступности
среди
несовершеннолетних
составил 30 %, в 2016 году 33%.
По некоторым прогнозам, эта
цифра
будет
продолжать
расти и дальше. Опрос среди
осужденных показал, что после
освобождения
онине
смогли
поступить в вечернюю школу
или восстановиться в училище,
обратиться в центрзанятости
населения
и
зарегистрироваться по месту
жительства и т.д.
Это привело к тому, что свои
проблемы
они
решали
противоправными способами.
Задание 4. Определите цель проекта/исследования.
Ситуация 1.
Через историю родóв вживую постигается история и современность. Стихийно это
происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и
предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы
специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Проблема: как стать хранителем истории своего рода и всем родственникам рассказать о
своих предках, о тех людях с кого можем брать пример, на кого мы можем равняться и не
станем «Иванами, не помнящими родства».
Цель работы:
_____________________________________________________________________________
Ситуация 2.
Чтение — всегда считалось лучшим учением, а книга — лучшим подарком. Но в
современном мире, к сожалению, многие люди забывают о книгах, ихлегко заменяют
телевидение и Интернет. Становится очень много людей, которыеполучают информацию
из Интернета, так как это намного быстрее. А книга всегда была источником знаний. Для
меня книга занимает важное место. Я решил(а)провести исследование создания книги и
попробовать создать собственную книгу.
Проблема: необходимо как можно больше моих одногруппников привлечь чаще посещать
библиотеку и не забывать о книге.
Цель работы:
_____________________________________________________________________________
Задание 5. Выпишите в одну колонку предметы, а во вторую — объекты исследования:
1.
Современная власть в России и нравственность.
2.
Английские заимствования в профессии сварщик.
3.
Анализ качества питьевой воды в нашем городе.
4.
Влияние выхлопных газов на экологию города.
5.
Физическое развитие студентов
6.
Техническое оснащение образовательного процесса
7.
Источники информации, использованные в проекте
№
Предмет исследования
Объект исследования
Примервыполнениязадания.
Объект исследования — это та часть, в которой содержится проблема,т. е. своеобразный
носитель проблемы, например: «Исследование содержанияжелеза в питьевой воде в
городе X», где объект исследования — питьевая водав городе X. Объект исследования —
более широкое понятие по сравнению спредметом исследования.
Задание 6. Постановка проблемы.
Примеры заданий:
1.
Пример выполнения задания.
Дано описание программного обеспечения.
Найдите противоречие и сформулируйте проблему, разрешение которой снимет
указанное противоречие.
Windows — самая распространенная операционная система. 90% пользователей всего
мира отдают ей предпочтение. Для нее создаются многие
прикладные программы, разрабатываются компьютерные игры. Однако
она уязвима для вредоносного программного обеспечения, от которого
нет 100%-ной защиты. Операционная система имеет много «закладок»,
которые помогают хакерам взламывать и подвергать ее воздействию
вредоносного программного обеспечения.
Следовательно, операционная система Windows популярна. Но необходимо платить за
использование лицензии. Поэтому, если снизить плату
за использование лицензии, то огромная масса пользователей во всем
мире пожелает, уплатив условно небольшую сумму денег, воспользоваться
лицензионным программным обеспечением.
Вариант ответа
1.
Противоречие между востребованностью программного обеспечения и его
незащищенностью от внешнего воздействия.
2.
Проблема заключается в разработке эффективного, доступного антивирусного
программного обеспечения
2. Пример выполнения задания
Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте
исследования.
Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное
противоречие.
На тему моей научно-исследовательской работы натолкнуло меня название статьи,
прочитанной в газете. А название довольно-таки странное «Пандемия словесного
СПИДа». Уже в самом заголовке имеется иностранное слово «пандемия», что бы это
означало? Заглянув в словарь иностранных слов, я узнала, что пандемия (греческое
слово) — это распространение какой-либо инфекционной болезни на целые страны и
материки, более широкое, чем при эпидемии. В истории известны пандемия чумы,
пандемия гриппа, в результате которых погибли миллионы людей, значит, в результате
словесной пандемии умирают слова, умирает язык, следовательно, гибнет человечество.
Язык в опасности! (Н.Ю. Григорьева)
Вариант ответа
Противоречие между канонической частью русского языка и необходимостью
объяснения новых процессов, явлений и т. д. в различных сферах деятельности человека.
1) Проблема возможной адаптации новых терминов и понятий к современному
русскому языку.
2) Проблема засорения русского языка заимствованиями. Правомерно ли
использование иностранных слов в названии статьи, посвященной рассмотрению этой
проблемы
Задание для выполнения
Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте
исследования.
Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное
противоречие.
Вариант 1
БАДы (биологически активные добавки) — комплекс биологически активных веществ,
которые добавляют в пищу для улучшения работоспособности организма и его
противостояния болезням или стрессам. Но они имеют и отрицательные последствия,
такие, как, например, быстрое старение. БАДы — добавки к пище, но не лекарства,
поэтому они являются лишь вспомогательным средством, но не заменяют лекарства.
БАДы бывают в виде порошков, капсул, таблеток, сиропов и т. д.
БАДы не являются допингом, и поэтому спортсменам не запрещается добавлять в свой
рацион питания биологически активные добавки.
Ваш вариант ответа
Противоречие:
Проблема:
Вариант 2.
В современном мире Интернет охватил всю планету и все сферы жизнедеятельности
людей. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Почти у каждого
подростка есть персональный компьютер с подключением к локальной сети Интернет.
Очень важное место в жизни детей и подростков заняли социальные сети. Большая
часть детей проводит огромное количество времени за монитором, что, по их мнению,
расширяет кругозор и мировоззрение.
Ваш вариант ответа
Противоречие:
Проблема:
Вариант 3.
Представлены две пословицы противоречивого (проблемного) характера о возможном
объекте исследования.
Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное
противоречие.
1.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
2.
Где много слов, там мало дела.
Ваш вариант ответа
Противоречие:
Проблема: