Автор: Корабельщикова Галина Васильевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение № 117 ФСИН России филиал № 6
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка по предмету: "Учебная практика"
Тема: "Обработка низа рукава притачной манжетой с разрезом"
Раздел: среднее профессиональное
Федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение №117
ФСИН РОССИИ
Филиал №6
Методическая разработка открытого урока
Учебной практики
Тема: «Обработка низа рукава притачной манжетой с разрезом»
Профессия: 16185 «Оператор швейного оборудования»
Составитель: мастер производственного обучения _________ Г.В. Корабельщикова
Самара 2023
РАССМОТРЕНО
Методической комиссией
Протокол №____ от ___________ 2023г.
Председатель
методической комиссии
________________В.Ю. Духонина
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела
Страница
1
Аннотация
3
2
Введение
5
3
Основная часть
6-11
4
Заключение
12
5
Список использованных источников
12
Аннотация
Методическая разработка урока учебной практики «Обработка низа рукава
притачной манжетой с разрезом» выполнена в соответствии с рабочей программой
учебной практики и календарно-тематическим планом.
Теоретические знания обучающимися были получены при изучении предмета
«Технология обработки текстильных изделий».
Самостоятельное
выполнение
обучающимися
данной
технологической
операции способствует выработке самостоятельности, аккуратности.
Позволяет усваивать необходимые знания и умения, прививает способность к
рациональному мышлению и применению их в последующей профессиональной
деятельности. Использование активных методов обучения способствует более
глубокому освоению материала, пробуждает интерес к овладению профессией.
На данном уроке формируются профессиональные навыки соответствующие
ФГОС и квалификационной характеристике по профессии 16185 «Оператор
швейного оборудования».
Методические рекомендации, изложенные в пособии помогут педагогическим
работникам правильно спланировать и провести урок учебной практики.
Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое
совершенствование
мастера
производственного
обучения
и
качественную
подготовку обучающихся.
Введение
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока учебной
практики по профессии 16185: «Оператор швейного оборудования» по теме:
«Обработка низа рукава притачной манжетой с разрезом».
При пошиве женской и мужской одежды в швейной промышленности широко
применяется обработка рукавов притачными манжетами. Данная технологическая
операция выполняется различными способами.
Урок формирует у обучающихся умение самостоятельно демонстрировать
трудовые приемы при выполнение задания.
Выполняя задания на различных стадиях обучения, обучающиеся закрепляют
ранее освоенные приемы и способы выполнения операций, совершенствуют
точные скоростные навыки.
Цель методической разработки является раскрытие практического опыта
работы
по
проведению
уроков
учебной
практики
как
основного
звена
профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
При освоении данной темы обучающиеся приобретают навыки и умения по
обработки низа рукава притачной манжетой.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий филиалом №6
___________ Каюрина Т.Н.
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
План урока учебной практики
Тема урока: Обработка низа рукава притачной манжетой с разрезом
Вид урока: Комбинированный.
Тип урока:
Урок по выполнению трудовых приёмов и операций, тренировка
навыков.
Цели урока:
.
образовательная –
формирование умений правильно применять
технологические приемы обработки низа рукавов притачной манжетой,
умение переносить полученные знания в практическую область;
.
развивающая -
развитие логического мышления, формирование
творческого
отношения
к
профессии,
умение
анализировать
и
сравнивать, использовать в своей речи специальные термины и понятия
необходимые в профессиональной деятельности;
.
воспитательная
–
привитие
чувства
уважения
к
профессии,
воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, точности,
бережного
отношения
к
инструментам
и
оборудованию
при
выполнении работ.
Место проведения: учебно-производственная мастерская №1.
Материально-техническое обеспечение урока:
1.
Индивидуальные средства защиты: специальная одежда и головной убор
для каждого обучающегося.
2.
Оборудование: швейные машины «TYPICAL», «VELLES»; спецмашина
«TYPICAL»; парогенератор
3.
Инструменты: ножницы, сантиметровая лента, ручные иглы, наперсток.
4.
Приспособления: линейка, мел, колышек.
5.
Материалы: ткань, клеевая ткань, нитки (согласно норм УПР).
6.
Инструкционно- технологические карты по теме (приложение №1).
7.
Графический алгоритм основных действий по выполнению обработки низа
рукава притачной манжетой с разрезом в швейном изделии (блок-схема)
(эталон) (приложение № 2)
8.
Плакат «Обработка низа рукава притачной манжетой с разрезом»
9.
Критерии оценок качества выполненных работ (приложение №3).
10.Учебный фильм «Обработка низа рукава притачной манжетой».
Межпредметные связи:
1. Материаловедение.
2. Подготовка и раскрой материалов
3. Охрана труда.
Ход урока
І. Организационная часть (5 мин.)
1.1 Проверка явки обучающихся по списку
1.2 Проверка готовности обучающихся к уроку.
1.3 Назначение дежурного.
ІІ. Вводный инструктаж (40 мин.)
2.1. Сообщение темы и цели урока, мотивация познавательной деятельности.
2.2. Проверка теоретических базовых знаний обучающихся.
Устный опрос: Вопросы:
1.
Какие существуют способы обработки низа рукава?
Ответ: Низ рукава может быть гладким с застежками и без них, с притачными
или отложными манжетами.
2.
Назовите виды манжет.
Ответ: Манжеты бывают цельнокроеные, замкнутые, притачные.
3.
Чем определяется форма манжет?
Ответ:
Форма манжет определяется моделью и должна соответствовать в
изделии форме воротника и кармана.
4. Как проходит нить основы в рукаве и манжете?
Ответ: Нить основы в рукаве проходит параллельно линии соединяющей
высшую точку оката рукава с серединой низа. В манжете нить основы проходит
как в рукаве вдоль посередине.
5.
Перечислите требования охраны труда во время работы на швейной машине.
Ответ:
- не отвлекаться и не отвлекать других работников;
- поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок;
- следить, чтобы под ногами не лежали и не скапливались материалы;
- включение машины педалью производить плавно;
- подкладывать ткань под лапку, не подводя пальцы близко к игле;
- во время заправки нити в иглу и шпульку не держать ногу на педали;
- запрещается класть ножницы и другие инструменты и материалы близко от
движущихся частей машины.
6.
Перечислите требования охраны труда перед началом и во время работ на
парогенераторе.
Ответ:
- убедитесь, что парогенератор не подключен к сети;
- открутите крышку бойлера против часовой стрелки;
- используя мерный стаканчик и воронку налить 1 литр воды;
- не наливать воды больше, чем положено;
- розетка должна иметь заземление;
- включить два переключателя на передней панели парогенератора;
- в процессе работы утюг ставить на специальную подставку на корпусе;
- остерегайтесь прикосновения к подошве утюга;
- не открывайте крышку резервуара парогенератора во время работы.
2.3. Объяснение нового материала и демонстрация трудовых приемов
мастером производственного обучения с применением плаката и учебного фильма.
Намечают линию застежки на рукаве. Разрезают рукав по линии. Рукав
раскладывают по линии разреза в прямую линию и обрабатывают разрез
окантовочным швом с закрытым срезом. Ширина шва по длине разреза – 0,5 –
0,7см., к концу разреза она уменьшается до 0,2см. Окантовку в конце застежки
застрачивают под углом к ее краю. Отгибают окантовочный шов на рукав. С
лицевой
стороны
рукава
шов
фиксируют
второй
машинной
строчкой.
Приутюживают.
Части рукава складывают лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и
стачивают шириной шва 1,0 – 1,5см. Срезы заутюживают.
Манжету дублируют, нижнюю часть манжеты накладывают лицевой стороной
на изнаночную сторону рукава, уравнивают срезы и притачивают шириной шва
0,7см, закладывая на рукаве по надсечкам складки, направляя их к разрезу.
Манжету
складывают
лицевыми
сторонами
внутрь,
уравнивают
срезы
и
обтачивают концы манжеты шириной шва 0,5 – 0,7см. Углы высекают,
вывертывают манжету. Шов притачивания манжеты направляют внутрь манжеты.
Верхней
частью
манжеты
перекрывают
строчку
притачивания
на
0.2см,
настрачивают по верхней манжете на 0,1см от края, делая в концах строчки
закрепки. Выполняют влажно-тепловую обработку.
Просмотр учебного фильма «Обработка низа рукава притачной манжетой».
Закрепление
учебного
материала,
выполнение
графического
алгоритма
основных действий по выплнению обработки низа рукава притачной манжетой с
разрезом в швейном изделии (блок-схема) (Приложение №2).
Выполнение трудовых приемов совместно с обучающейся.
2.4
Мастер
производственного
обучения
выдает
крой
и
инструмент
обучающимся, распределяет их по рабочим местам, сообщает нормы времени и
критерии оценок.
3. Текущий инструктаж. Самостоятельная работа обучающихся. (210 мин)
Целевые обходы мастера производственного обучения:
3.1. Проверка правильности организации рабочих мест.
3.2. Проверка соблюдения правил техники безопасности.
3.3.Проверка
правильности
подбора,
использования
инструмента
и
оборудования.
3.4. Проверка правильности выполнения трудовых приемов.
3.5. Умение пользоваться инструкционно - технологической картой.
3.6. Проверка самоконтроля и взаимоконтроля.
4. Заключительный инструктаж (15мин)
4.1. Подведение итогов, приемка и оценка выполнено работы.
4.2.
Разбор
типичных
ошибок,
недостатков,
определение
путей
их
предупреждения и устранения.
4.3. Объявление оценок обучающимся.
4.4. Сообщение темы следующего урока.
4.5. Приемка инструментов и приспособлений.
4.6. Уборка рабочих мест и инструментов.
Мастер п/о Г.В. Корабельщикова
Приложение №1
Инструкционно-технологическая карта
«Обработка низа рукава притачной манжетой с разрезом»
1. Проверить детали кроя.
2. Нанести разметку застежки на рукав.
3. Обработать разрез окантовочным швом с закрытым срезом.
4. С изнаночной стороны застрочить окантовку в конце застежки под
углом к ее краю.
5. С лицевой стороны рукава фиксировать окантовку машинной
строчкой.
6. Стачать и обметать срезы рукава.
7. Дублировать манжету.
8. Притачать манжету нижней частью к изнаночной стороне рукава
шириной шва 0,7см, закладывая на рукаве по надсечкам складки,
направляя их к разрезу рукава.
9. Обтачать концы манжеты, вывернуть на лицевую сторону.
10. Настрочить манжету на рукав, направляя шов притачивания
внутрь манжеты.
11. Выполнить влажно-тепловую обработку.
Комплект мастера производственного обучения
(с вариантами ответов)
№ пп
Задание(вопрос)
Эталон
ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1- 5: Выберите цифры, соответствующие
правильному варианту ответа и запишите их в бланк ответов.
1
Для чего применяется клеевая прокладка в манжетах?
1. Для жесткости и улучшения внешнего вида.
2. Для красоты.
3. Для растяжимости.
1
2
Какую часть манжеты дублируют?
1. Манжеты.
2. Подманжеты.
3. Обе манжеты.
2,3
3
Ширина шва при стачивании боковых срезов манжеты.
1. 0,4 – 0,5см.
2. 0,6 – 0,8см.
3. 0,5 – 0,7см.
3
4
Из скольких деталей может состоять манжета?
1. 4
2. 3
3. 2
4. 1
3,4
5
Какова ширина шва притачивания манжеты к нижнему срезу рукава?
1. 0,5 – 0,7см.
2. 1,0 – 1,2см.
3. 0,7 – 1,0см.
1
Комплект обучающегося
№ пп
Задание(вопрос)
Эталон
ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1- 5: Выберите цифры, соответствующие
правильному варианту ответа и запишите их в бланк ответов.
1
Для чего применяется клеевая прокладка в манжетах?
1. Для жесткости и улучшения внешнего вида.
2. Для красоты.
3. Для растяжимости.
2
Какую часть манжеты дублируют?
1. Манжеты.
2. Подманжеты.
3. Обе манжеты.
3
Ширина шва при стачивании боковых срезов манжеты.
1. 0,4 – 0,5см.
2. 0,6 – 0,8см.
3. 0,5 – 0,7см.
4
Из скольких деталей может состоять манжета?
1. 4
2. 3
3. 2
4. 1
5
Какова ширина шва притачивания манжеты к нижнему срезу рукава?
1. 0,5 – 0,7см.
2. 1,0 – 1,2см.
3. 0,7 – 1,0см.
Приложение №2
Графический алгоритм основных действий
по выполнению обработки низа рукава притачной манжетой с разрезом в
швейном изделии (блок-схема) (эталон)
Графический алгоритм основных действий
по выполнению обработки низа рукава притачной манжетой с разрезом в
швейном изделии (блок-схема).
Задание для обучающихся: дополните блок-схему (графический алгоритм).
Начало
1. Проверить детали кроя.
2. Обработать разрез застежки окантовочным швом.
3. Стачать и обметать срезы рукава.
4. Дублировать манжету.
5. Обработать низ рукава притачной манжетой.
6. Выполнить влажно-тепловую обработку.
Конец
Приложение №3
Критерии оценок качества выполненных работ
Начало
1. Проверить детали кроя.
2.
3.
4. Дублировать манжету.
5.
6.
Конец
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ
Оценка
Критерии
«Отлично»
5 баллов
«Хорошо»
4 балла
«Удовлетворительно»
3 балла
«Неудовлетворительно»
менее 3 баллов
1. Умение пользоваться инструкционно-технологической
картой – 1 балл
2. Организация рабочего места и соблюдение требований
техники безопасности – 1 балл
3. Соблюдение технологической последовательности
выполнения работы – 1 балл
4. Самостоятельность в работе – 1 балл
5. Качество выполнения работы и соблюдение норм
времени – 1 балл
Приложение №3
Оцен
ка
Организац
ия
рабочего
места
Техника
безопас
ности
Правильность
применения
инструментов
Самостоятель
ность в работе
Правильность
выполненных работ
«5»
Правильная
организация
рабочего
места с
соблюдение
м норм и
требований
организации
труда
Соблюде
ние
требован
ий
охраны
труда и
техники
безопасн
ости.
Применение
инструмента
согласно
технологическ
им
требованиям
Полная
самостоятельно
сть в
выполнении
задания
Умение пользоваться
инструкционно-
технологической
картой, соблюдение
технологической
последовательности,
норм времени и
качества выполнения
работ
«4»
Правильная
организация
рабочего
места с
соблюдение
м норм и
требований
организации
труда
Соблюде
ние
правил
безопасн
ости
труда
Применение
инструмента
согласно
технологическ
им
требованиям
Самостоятельн
ость в
выполнении
задания
Небольшие
погрешности при
соблюдении
технологической
последовательности и
качества выполнения
работ
«3»
Ошибки
при
организации
рабочего
места
Не
полное
соблюде
ние
правил
безопасн
ости
труда
Плохое знание
инструмента
При
выполнении
работы
обучающемуся
требовалась
помощь
Значительные
отклонения от
технологических
требований
«2»
Ошибки
при
организации
рабочего
места
Несоблю
дение
правил
безопасн
ости
труда
Неправильное
применение
инструмента
Отсутствие
самостоятельно
сти в работе
Нарушена
технологическая
последовательность,
качество не
соответствует
требованиям
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с выбранным типом урока и применяемыми педагогическими
технологиями
обеспечивается
заинтересованность
обучающихся
в
учебно-
производственной деятельности, что позволяет рационально использовать учебное
время.
Методические
приемы
способствуют
формированию
прочных
межпредметных знаний, успешному ведению учебно-воспитательного процесса,
повышению качества обучения, расширению профессионально-значимых качеств
будущих рабочих.
Методическая разработка может быть использована в рамках обучения по
профессии 16185: «Оператор швейного оборудования» по теме: «Отработка низа
рукава притачной манжетой с разрезом».
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. М.А. Силаева Пошив изделий по индивидуальным заказам. Учебник 2019г.
2. Г.А. Крючкова Технология и материалы швейного производства.
Учебник 2018г.
3. Э.К. Амирова, О.В. Саккулина Конструирование швейных изделий.
Учебник 2021г.
4. Г.А. Крючкова Конструирование женской и мужской одежды.
Учебник 2019г.
5. А.С.Ермаков Оборудование швейных предприятий. Учебник 2018 г.
6. Н.А. Савостицкий, Э.К.Амирова Материаловедение швейного
производства. Учебное пособие 2019г.