Напоминание

Дневник практических занятий. Основы гистологии.


Автор: Караханян Кристина Гроевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ МК 5
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дневник практических занятий. Основы гистологии.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОП №1

ДНЕВНИК

практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

студентки (а) I курса группы _____

_______________________________

Фамилия, Имя

специальность 34.02.01 « Сестринское дело»

Место проведения занятий: кабинет анатомии и физиологии человека

Преподаватель: Караханян К.Г.

Москва, 2024 г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения практических занятий по дисциплине «Анатомия и

физиология человека», направлена на формирование профессионального интереса к изучению строения организма человека и

его функциональных особенностей.

В процессе практических занятий повторяются, конкретизируются и закрепляются знания и умения, полученные

студентами на теоретических занятиях.

Задания представлены в форме: изучить, определить, сделать обозначения, выделить цветом, перечислить конкретные

структуры, дополнить предложение, ответить на вопрос, заполнить таблицу, выбрать правильный ответ, вставить

пропущенные слова.

Дневник иллюстрирован фотографиями, рисунками, схемами.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с

внешней средой.

Должен уметь:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании медицинской помощи.

Данная методическая разработка рекомендована для использования в учебном процессе по специальности 34.02.01

«Сестринское дело».

Дневник составлен преподавателем Караханян К.Г.в количестве 33 практических занятий.

I семестр

ОСНОВНЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Анатомия и физиология человека — основные предметы теоретической и практической подготовки медицинских

работников.

Анатомия — это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов,

включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Основным методом анатомических исследований было

рассечение трупов (отсюда название anatemne — рассечение).

Физиология — наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его систем и органов. Она

изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также

механизмы регуляции этих функций. Физиология — это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными

методами — наблюдением и экспериментом.

В анатомии принята латинская терминология, которой пользуются во всем мире. Органы, системы и части органов имеют

латинские обозначения. Совокупность терминов называется анатомической номенклатурой (nomina anatomica).

В теле человека условно проводят линии и плоскости, по отношению к которым можно охарактеризовать

положение органа:

горизонтальная плоскость — проходит параллельно линии горизонта и делит вертикально

тело стоящего человека на верхнюю и нижнюю части (3);

фронтальная плоскость — идет параллельно плоскости лба и делит тело на переднюю и

заднюю части (1);

сагиттальная плоскость — проходит спереди назад (как бы по направлению полета

стрелы; sagitta — стрела) — делит тело на левую и правую части (2). Если сагиттальная плоскость

проходит точно через середину тела, то ее называют медиальной или срединной. Она делит тело на

две подобные половины, так что говорят о двусторонней (билатеральной) симметрии человеческого

тела.

Соответственно плоскостям можно выделить направления (оси).

Оси

– это направления, которые позволяют ориентировать органы или части тела

относительно положения тела. Вертикальная ось направлена вдоль головы, тела, конечностей

стоящего человека или вдоль органа. Она совпадает с продольной осью. Продольных осей может

быть несколько. Фронтальная (поперечная) ось расположена горизонтально, направлена слева

направо или справа налево. Сагиттальная ось горизонтальная, направлена спереди назад.

Латинские термины, характеризующие положение органов по отношению к плоскостям и осям

medialis — медиальный, расположенный ближе к срединной плоскости

lateralis — латеральный (боковой), расположенный дальше от срединной плоскости

internus — внутренний, расположенный внутри

externus — наружный, расположенный снаружи

dexter — правый

sinister — левый

cranialis — краниальный, черепной, лежащий ближе к голове

caudalis — каудальный, хвостовой, лежащий ближе к тазу

proximalis — проксимальный, лежащий ближе к сердцу (к туловищу)

distalis — дистальный, лежащий дальше от сердца (от туловища)

profundus — глубокий,

расположенный глубоко

superficialis — поверхностный,

расположенный на поверхности

ventralis — вентральный, брюшной, передний

,

- расположенный ближе к животу, к передней поверхности тела

dorsalis — дорсальный, спинной, задний, - расположенный ближе к спине, к задней поверхности тела

Практическое занятие № 1.

Тема: Основы цитологии и гистологии. Определение разновидностей тканей на микропрепаратах. Орган,

системы органов.

Дата ___________

Цель: повторить и закрепить знаний о строении животной клетки; изучить месторасположение, строение и значение

эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы по теме «Клетка», «Ткани», презентация по теме.

После выполнения практической работы студент

должен уметь:

— провести анализ гистологического строения каждого вида ткани;

должен знать:

— строение и месторасположение эпителиальной, соединительной тканей, развитие и регенерация;

— строение и месторасположение мышечной и нервной тканей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:

1. Что называется тканями?

2. Перечислите основные виды тканей.

3. На какие виды делятся эпителиальная ткань? Месторасположение.

4. Каковы особенности строения соединительной ткани?

5. Перечислите основные виды соединительной ткани, укажите их место-

расположение в организме.

6. Перечислите виды мышечной ткани.

7. Значение мышечной ткани.

8. Месторасположение поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани.

9. Что такое миофибриллы? Из чего они состоят?

10. Каковы особенности строения сердечной мышечной ткани?

11. Перечислите виды нейронов в зависимости от выполняемой функции.

II. Самостоятельная работа студентов.

1.

Дайте определение и зарисуйте строение

животной клетки.

Клетка – это

Обозначьте и выделите цветом постоянные включения клетки и

определите их функции:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

11 -

12 -

13 -

Зарисуйте эпителиальную, гладкую мышечную и нервную клетки.

Выделите в них фибриллы.

В какой клетке располагаются, тонофибриллы, миофибриллы,

нейрофибриллы и какую функцию они в клетках выполняют.

А Б В

Рассмотрите под микроскопом препараты различных видов тканей и обозначьте их структуры.

2. Эпителиальная ткань. Покровный однослойный эпителий. Покровный многослойный эпителий.

Препарат: Кишечная ворсинка.

Обозначьте и выделите

на рисунке цветом:

– цилиндрические

(каемчатые) клетки,

– бокаловидные

клетки,

– микроворсинки.

Препарат:

Многорядный мерцательный

эпителий трахеи собаки.

Обозначьте и выделите

на рисунке цветом:

- мерцательная клетка,

- реснички,

-

секрет в бокаловидной

клетке,

- ядро бокаловидной

клетки,

- вставочная клетка,

- базальная клетка.

Препарат: Плоский ороговевающий

эпителий (эпидермис кожи).

Определите и выделите

цветом слои эпителия:

1.1

1.2

-

1.3

-

1.4

-

1.5

-

Препарат: Плоский неороговевающий

эпителий роговицы глаза.

Определите и выделите

цветом слои эпителия:

1.1.

1.2.

1.3.

3. Определите виды и формы эпителия, приведите примеры локализации в организме человека.

А –

Б –

В –

Г –

Д –

Е–

4. Обозначьте и выделите цветом основные элементы соединительной ткани.

Рыхлая неоформленная волокнистая

соединительная ткань.

1. 2.

3. 4.

5. 6.

7.

Месторасположение:

Плотная оформленная волокнистая

соединительная ткань (продольный

срез сухожилия теленка).

Месторасположение:

Плотная оформленная

волокнистая соединительная

ткань (продольный срез

эластической связки).

Месторасположение:

Ретикулярная ткань

Месторасположение:

Хрящевая ткань (гиалиновый хрящ).

Костная ткань.

5. Обозначьте и выделите цветом основные элементы мышечной и нервной тканей.

Гладкая мышечная ткань.

1 – миоцит

2- ядро миоцита

3 – рыхлая соединительная ткань

Месторасположение:

Поперечнополосатая мышечная ткань.

Месторасположение:

Сердечная мышечная ткань.

Нервная клетка.

Месторасположение:

По количеству отростков определить виды

нейронов.

А –

Б –

В –

Выделить цветом тигроидного вещество

нейрона.

Какую функцию выполняет тигроид

(Глыбки Ниссля)?

6. Повторите общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Заполните таблицу «Органы».

Название органа

Полый или

паренхиматозный

К какой системе органов

относится

Функции органа

Желудок

Полый

ЖКТ

Накопление пищи, перемешивание,

расщепление белков, расщепление

углеводов, бактерицидная обработка

пищи, продвижение пищи в ДПК.

Выводы:

____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

________

Оценка _________

Подпись преподавателя __________



В раздел образования