Напоминание

Мотивация учебной деятельности на уроках математики. Самоанализ и самооценка.


Автор: Стальмакова Светлана Саввельевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ ШСХК
Населённый пункт: п.г.т. Шушенское
Наименование материала: Публикация
Тема: Мотивация учебной деятельности на уроках математики. Самоанализ и самооценка.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мотивация учебной деятельности на уроках математики

.

Мотивы и мотивация.

• Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы

«энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности

человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фун-

даментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива -

внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения,

инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего

она совершается.

Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права

присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен

предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно

возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы

опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать,

стимулировать.

- Процесс формирования и закрепления у студентов положительных мотивов учебной

деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих

основных задач.

Этой проблемой я занимаюсь третий год. В чем же актуальность, значимость

проблемы мотивации учебной деятельности учащихся? Характеризуя современное

состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций;

снижение двигательной и познавательной активности, замедление их физического и

психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как

следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень

сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой

проблемой

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности,

поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к

учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала.

2.Стиль общения учителя и учащихся.

3.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Результатом работы в этом направлении стала корректировка программ и

планирующей

документации

с

учетом

факторов,

влияющих

на

формирование

положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса

учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено,

переработано

в

плане

подбора

разнообразных

видов

самостоятельных

работ,

совершенствования

дидактического

материала,

разнообразных

средств

обучения,

повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для

уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся

интересной,

доступной

для

понимания.

Задания

подбираю

с

учетом

психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю

своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому

материалу.

Для

наглядности

на

занятиях

использую

различный

дидактический

материал,ЦОР, презентации, видеоуроки. Новые современные материалы и технологии.

Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей

учащихся не имеет для них какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к

учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме,

чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные

психические процессы.

Для этого необходимы:

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;

2. Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон

содержания;

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4.Показзначимости знаний, умений:

а) общественной (подарки ветеранам, пошив для реализации на ярмарке продукции)

б) личностной( самоанализ , самооценка, самоутверждение)

5. Межпредметные связи(связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией,

экономикой)

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности,

взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную

роль играют:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и

возможностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание

собственного мнения.

3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения,

эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к

подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен

мнениями, взаимопомощь).

Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,

а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи,

поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с

товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для

учащегося.

При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3

этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный

раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.

Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы,

Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную

тему (например, рассчитать расстояние до труднодоступной точки на местности);

б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;

в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися

2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной

темы.

После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы,

выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы

решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к

изучению материала. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических

знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче

осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их

способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике.

Следующий этап организации учебной деятельности - операционально-познавательный.

На этомэтапе для поддержания мотивации к учебной деятельности - важно добиваться,

чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций

различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия,

противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха,

увлеченности темой).

Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности

создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в

активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной

деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса

деятельности и достигнутого результата.

Рефлексивно-оценочныйэтапсвязан с анализом проделанного, анализом ошибок и

оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и

оценкой работы. К сожалению, я раньше мало внимания уделяла подведению итогов так,

чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления

возникших трудностей и познавания нового.

В настоящее время у меня разработаны различные варианты карточек – заданий,

которые с интересом учащиеся используют на уроках. Разработан сборник контрольно –

оценочных работ, который включает в себя различные виды контроля: входной, текущий,

рубежный

и

итоговый. Этотэтапслужит

своеобразным

«подкреплением» учебноймотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации

познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов

мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.

/.Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

//.Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 -познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

III. Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

IV.Социальные

1 - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - взаимопроверка,

7 – рецензирование

Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы

личности учащихся.

Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.

Познавательныйинтерес.

Успешное формирование положительных мотивов учения непосредственно и тесно

связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования

деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем

сформированное различных учебных умений, навыков.

Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе

учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-

продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированное и

освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие

его познавательной потребности.

При этом ведущим мотивом учебной деятельности является овладение способами

осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса.

Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда помню о том, что

бывают различные уровни познавательного интереса:

I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке

бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).

II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой

долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю

удовольствие, работая на уроке).

IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением

жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Положительные

показатели I и II уровня

сформированное

познавательного

интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие

параметры - III уровень и особенно IV уровень.

Студенты получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес

к обобщениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они

испытывают интерес к самообразовательной деятельности.

Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она

заложена в сам процесс учения. Задача нашего образования - формирование достаточного

уровня сформированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.

В результате моей работы над этой проблемой сложилась эффективная система

развития мотивации учения.

Проблема, которая встает при этом для меня - это разработка собственной системы

развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива

учения, создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной

деятельности.

Если раньше на уроках я пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это

значит должна иметь для занятий целую систему творческих заданий.

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это

комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех

основных групп:

1) причинно-следственные связи,

2) комбинирование информации,

3) планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к

учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по

одной задаче из каждой группы.

Такой подход к проблеме развития мотивации требует от меня затрат времени, но

прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении

новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии

работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты:

Я скорректировала учебно-планирующую документацию, внесла в нее изменения.

Внесла изменения в содержание. Разработала дидактический материал, повышающий

качество обучения. Стала применять на уроках более эффективные методы и приемы

обучения.

Выработала такой стиль общения, чтобы они видели свои достижения и

недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать

свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели

прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.



В раздел образования