Автор: Стальмакова Светлана Саввельевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ ШСХК
Населённый пункт: п.г.т. Шушенское
Наименование материала: Публикация
Тема: Мотивация учебной деятельности на уроках математики. Самоанализ и самооценка.
Раздел: среднее профессиональное
Мотивация учебной деятельности на уроках математики
.
Мотивы и мотивация.
• Мотив вообще - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы
«энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности
человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фун-
даментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива -
внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения,
инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего
она совершается.
Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права
присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен
предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно
возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы
опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать,
стимулировать.
- Процесс формирования и закрепления у студентов положительных мотивов учебной
деятельности называется мотивацией учебной деятельности
Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих
основных задач.
Этой проблемой я занимаюсь третий год. В чем же актуальность, значимость
проблемы мотивации учебной деятельности учащихся? Характеризуя современное
состояние традиционного образования мы наблюдаем ряд негативных тенденций;
снижение двигательной и познавательной активности, замедление их физического и
психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как
следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень
сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой
проблемой
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности,
поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к
учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2.Стиль общения учителя и учащихся.
3.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Результатом работы в этом направлении стала корректировка программ и
планирующей
документации
с
учетом
факторов,
влияющих
на
формирование
положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса
учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено,
переработано
в
плане
подбора
разнообразных
видов
самостоятельных
работ,
совершенствования
дидактического
материала,
разнообразных
средств
обучения,
повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для
уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся
интересной,
доступной
для
понимания.
Задания
подбираю
с
учетом
психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю
своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому
материалу.
Для
наглядности
на
занятиях
использую
различный
дидактический
материал,ЦОР, презентации, видеоуроки. Новые современные материалы и технологии.
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей
учащихся не имеет для них какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к
учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме,
чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные
психические процессы.
Для этого необходимы:
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;
2. Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон
содержания;
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4.Показзначимости знаний, умений:
а) общественной (подарки ветеранам, пошив для реализации на ярмарке продукции)
б) личностной( самоанализ , самооценка, самоутверждение)
5. Межпредметные связи(связь теории с практикой, с социологией, химией, экологией,
экономикой)
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности,
взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную
роль играют:
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и
возможностям учащихся.
2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание
собственного мнения.
3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения,
эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к
подобным проявлениям.
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен
мнениями, взаимопомощь).
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,
а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи,
поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с
товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для
учащегося.
При организации учебной деятельности, изучение каждого раздела или темы состоит из 3
этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный
раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит обычно из трех учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы,
Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную
тему (например, рассчитать расстояние до труднодоступной точки на местности);
б) рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы;
в) рассказа о том, как решалась эта проблема с предыдущими учащимися
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.
Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной
темы.
После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы,
выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы
решить задачу. Таким образом, создается установка на необходимость подготовки к
изучению материала. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических
знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь – теории и практики. Это помогает мне легче
осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны учащихся, их
способности в освоении теории и возможности реализации этих знаний на практике.
Следующий этап организации учебной деятельности - операционально-познавательный.
На этомэтапе для поддержания мотивации к учебной деятельности - важно добиваться,
чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций
различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия,
противоречия,): игрового (познавательной игры, соревнования); эмоционального (успеха,
увлеченности темой).
Из опыта работы становится понятно, что групповая форма учебной деятельности
создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в
активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной
деятельности могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса
деятельности и достигнутого результата.
Рефлексивно-оценочныйэтапсвязан с анализом проделанного, анализом ошибок и
оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и
оценкой работы. К сожалению, я раньше мало внимания уделяла подведению итогов так,
чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления
возникших трудностей и познавания нового.
В настоящее время у меня разработаны различные варианты карточек – заданий,
которые с интересом учащиеся используют на уроках. Разработан сборник контрольно –
оценочных работ, который включает в себя различные виды контроля: входной, текущий,
рубежный
и
итоговый. Этотэтапслужит
своеобразным
«подкреплением» учебноймотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации
познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов
мотивации : эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.
/.Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//.Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 -познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV.Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы
личности учащихся.
Каждый метод мотивации применяю согласно ситуации.
Познавательныйинтерес.
Успешное формирование положительных мотивов учения непосредственно и тесно
связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования
деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем
сформированное различных учебных умений, навыков.
Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе
учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-
продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированное и
освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие
его познавательной потребности.
При этом ведущим мотивом учебной деятельности является овладение способами
осуществления учебной деятельности и формирование учебно-познавательного интереса.
Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда помню о том, что
бывают различные уровни познавательного интереса:
I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке
бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).
II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой
долг, предмет полезен для будущей жизни).
III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю
удовольствие, работая на уроке).
IV уровень - повышенный познавательный интерес (легко дается предмет; с нетерпением
жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).
Положительные
показатели I и II уровня
сформированное
познавательного
интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие
параметры - III уровень и особенно IV уровень.
Студенты получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес
к обобщениям. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они
испытывают интерес к самообразовательной деятельности.
Положительная мотивация здесь (особенно на IV уровне) устойчивая, и она
заложена в сам процесс учения. Задача нашего образования - формирование достаточного
уровня сформированности интереса к предмету и глубинного познавательного интереса.
В результате моей работы над этой проблемой сложилась эффективная система
развития мотивации учения.
Проблема, которая встает при этом для меня - это разработка собственной системы
развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива
учения, создание эффективной системы отслеживания мотивации образовательной
деятельности.
Если раньше на уроках я пробуждала интерес к учению, то теперь я его развиваю, а это
значит должна иметь для занятий целую систему творческих заданий.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это
комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех
основных групп:
1) причинно-следственные связи,
2) комбинирование информации,
3) планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к
учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по
одной задаче из каждой группы.
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от меня затрат времени, но
прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении
новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии
работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные результаты:
Я скорректировала учебно-планирующую документацию, внесла в нее изменения.
Внесла изменения в содержание. Разработала дидактический материал, повышающий
качество обучения. Стала применять на уроках более эффективные методы и приемы
обучения.
Выработала такой стиль общения, чтобы они видели свои достижения и
недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать
свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели
прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.