Авторы: Шуняй Марина Анатольевна, Марина Анатольевна Шуняй
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Разинская СШ
Населённый пункт: р.п. им.Степана Разина
Наименование материала: технологическая карта урока литературы
Тема: Любовь на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта учебного занятия
Учебная дисциплина: Литература
Раздел программы: Раздел 2. Литература ХХ века
Тема: Тема 2.18.Любовь на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Тип урока: комбинированный
Цель
:
показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой женщин в романе.
Задачи:
Образовательные:
показать своеобразие и роль женских образов в романе, средства создания литературных характеров
.
Развивающие:
развивать навыки выразительного чтения;
формировать умение определять место и роль литературных героев в произведении;
формировать умение определять роль определенного персонажа в системе всего произведения;
развивать потребности в самостоятельном чтении художественных произведений и развитие устной и письменной речи;
развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений.
Воспитательные:
формировать умение ценить прекрасное;
формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям к отечественной культуре.
Результаты
Личностные:
умение анализировать прочитанный текст, производить сравнительный анализ;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
формирование коммуникативно-речевой компетенции (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать
чужую речь и создавать собственное высказывание);
умения сопоставлять, анализировать и делать выводы.
Предметные:
способность выявлять в художественных текстах образы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных
устных высказываниях;
уметь анализировать и интерпретировать литературное произведение в его историческом и культурном контексте;
извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Оборудование:
Компьютер, проектор и экран, текст романа, видеофрагменты.
Урок- беседа с элементами исследования.
Этап учебного занятия
Подэтап учебного занятия
Время
1. Подготовка учащихся
к учебной деятельности
1.1. Организационный момент. Работа с эпиграфом.
1.2. Формулирование темы и цели занятия
1.3.Актуализация базовых умений, навыков и знаний
5
3
3
2.
Основная
часть
занятия
2.1. Беседа по прочитанному.
2.2. Работа с эпизодом «Встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном»
2.2.1.Чтение эпизода
2.2.2. Беседа по вопросам
2.2.3. Фронтальный опрос
2.3.Создание «Говорящего постера»
2.4. Постановка и решение проблемного вопроса. Дискуссионная карта
10
7
20
7
18
10
3.
Завершающий
этап
занятия
3.1. Подведение итогов занятия, составление кластера
3.2. Организационный момент
6
1
Учебно-методическое обеспечение (учебники, учебные пособия, словари, справочники, программное обеспечение,
используемое как при подготовке к занятию, так и непосредственно на занятии)
1.
Агеносов В. В. и др. Литература (углубленный уровень).11 класс. — М., 2014.
2.
Обернихина Г.
А.,
Антонова А.
Г.,
Вольнова И.
Л.
и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф.
образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
3.
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А.
Обернихиной. — М., 2014.
4.
Шолохов, М. Тихий Дон
5.
Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – не востребованные идеи и образы
6.
Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова. С. 326-352
Этап урока, время
Задачи этапа
Используемые формы,
методы, приемы,
средства
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студента
Планируемый
результат
(смогут, узнают)
1.
Подготовка учащихся к
учебной деятельности
1. Орг. момент
Настроить на урок
- создание хорошего
микроклимата
- работают с
эпиграфом
- смогут
настроиться на
урок
2. Сообщение
темы и цели
урока
Активизация
познавательной
активности
- словесный метод (беседа)
- задает вопросы,
связанные с темой
урока
- отвечают на
вопросы
- смогут
анализировать
женские образы в
романе
3. Актуализация
базовых умений
и навыков
Активизация
памяти, мышления
- словесный метод (беседа)
- задает вопросы,
связанные с темой
урока
- отвечают на
вопросы
- смогут показать
знание
фактического
материала
2. Изучение
нового материала
Дать новый
материал.
- словесный метод;
- частично-поисковый;
- иллюстративный.
- преподаватель
беседует, помогает в
анализе, обобщает
- анализируют,
комментируют
- смогут ответить
на вопросы
2.
Основная часть учебного занятия
2.1. Беседа по
прочитанному
.
Повторить ранее
изученный
материал
-словесный метод (беседа)
- преподаватель
задает вопросы
- слушают,
отвечают
- смогут повторить
основные события
романа
2.2. Работа с
эпизодом
«Встреча
Натальи и
Аксиньи в
Ягодном»
- рассмотреть
особенности
создания женских
образов в романе;
анализ эпизода в
соответствии с
поставленными
задачами.
-аналитическая беседа с
опорой на текст романа
-преподаватель
задает вопросы
-отвечают с опорой
на текст романа
- узнают
значимость данного
эпизода в создании
психологического
портрета главных
героинь романа
2.3. Создание
«Говорящего
постера»
-найти общие
черты в Наталье и
Аксинье
-групповая работа;
-коллективная работа.
- преподаватель дает
задания
-выполняют
задания в группах;
-коллективно
создают
«говорящий»
постер
- узнают общее
между двумя
главными
героинями,
фиксируют это.
2.4. Постановка и
решение
проблемного
вопроса.
Дискуссионная
карта.
Узнать, кого же
любит Григорий
Мелехов
- словесный метод
(дискуссия)
- преподаватель
задает проблемный
вопрос
-решают вопрос,
дискуссируют
- узнают истинные
чувства казака
3. Завершающий
этап занятия
3.1. Подведение
итогов занятия,
мониторинг
результативности
- мониторинг
эффективности
учебного занятия
- беседа;
-составление кластера
- задает вопросы по
теме занятия
- отвечают на
вопросы;
-составляют
кластер
- смогут оценить
себя и своих
товарищей
3.2.Орг.момент
Завершить урок
- озвучивает
результаты работы