Автор: Теркунова Елена Владимировна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Самарский торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: Самара.Самарская область
Наименование материала: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами по дисциплине "Процессы формообразования и инструмент"
Тема: "Процессы формообразования и инструмент"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САМАРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Утверждаю
Заместитель директора по УР
ГБПОУ «СТЭК»
_______________ А.А. Романушко
«___» ________________20_____г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
По дисциплине
ОП.06 «Процессы формообразования и инструмент»
по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям)
Самара, 2016
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Технология машиностроения
Протокол № ______
от «___» _____________2016 г.
Председатель: _____ Е.В. Теркунова
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы по
дисциплине
«Процессы формообразования и инструмент» в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
стандарта
среднего
профессионального
образования
по
специальности 15.02.01
Монтаж
и
техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Составитель: преподаватель ГБПОУ «СТЭК» Е.В.Теркунова
Содержание
Введение
Пояснительная записка……………………………………………………….
Структура и содержание учебной дисциплины…………………………….
Внеаудиторная самостоятельная работа……………………………………
Методические рекомендации по выполнению работ и критерии оценки
выполненной работ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..
4
5
7
8
21
Введение
Учебная дисциплина «Процессы формообразования и инструмент »
предназначена
для
реализации
Федерального
государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 15.02.01
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.
Целью дисциплины является получение
студентами системы знаний,
связанных определением основных технических характеристик работы станков,
классификацией материалов применяемых в машиностроении, методов расчета
режущего
инструмента,
подбора
режущего
инструмента.
При
очной
форме
обучения
основные
формы
организации
учебного
процесса
являются:
самостоятельная работа, по завершению курса – экзамен.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- выбирать режущий инструмент и назначать режимы резания в
зависимости от условий обработки;
- рассчитывать режимы резания при различных видах обработки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- классификацию и область применения режущего инструмента;
Пояснительная записка
Методические
рекомендации
по
выполнению
внеаудиторных
самостоятельных работ учебной дисциплины « Процессы формообразования
и инструмент» раскрывают у студентов
формирование
системы знаний,
практических
умений
и
объяснения
уровня
образованности
и
уровня
подготовки обучающихся по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая
эксплуатация промышленного оборудования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- выбирать режущий инструмент и назначать режимы резания в
зависимости от условий обработки;
- рассчитывать режимы резания при различных видах обработки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- классификацию и область применения режущего инструмента;
- методику и последовательность расчетов режимов резания.
Изучение
программного
материала
и
выполнения
самостоятельных
работ должно способствовать формированию у студентов необходимых для
профессиональной деятельности: знаний и навыков, умению самостоятельно
подбирать
заготовки
для
дальнейшей
разработки
технического
чертежа
изделия, выбирать методы и режущий инструмент для обработки заготовок.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количе
ство часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
Лабораторно - практические занятия
40
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
индивидуальное проектное задание
-
внеаудиторная самостоятельная работа
40
Итоговая аттестация 2семестр - экзамена
1. Внеаудиторная самостоятельная работа
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная
самостоятельная
работа
по
дисциплине
выполняется
на
учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его
заданию.
Внеаудиторная
самостоятельная
работа
выполняется
студентом
по
заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание
внеаудиторной
самостоятельной
определяется
в
соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы
учебной дисциплины .
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
являются:
для
овладения
знаниями:
чтение
текста
учебника,
первоисточника,
дополнительной
литературы;
составление
плана
текста;
конспектирование
текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; учебно-
исследовательская работа; использование компьютерной техники, Интернета и
др.
для
закрепления
и
систематизации
знаний:
работа
с
конспектом;
обработка
текста;
повторная
работа
над
учебным
материалом
учебника,
первоисточника, дополнительной литературы; составление плана; составление
таблиц
для
систематизации
учебного
материала;
ответ
на
контрольные
вопросы;
аналитическая
обработка
текста
(аннотирование,
рецензирование,
реферирование,
конспект-анализ
и
др.),
подготовка
мультимедиа
сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка
реферата,
информационных
сообщений,
тематических
кроссвордов,
тестирование, технологический расчет, составление и заполнение таблиц и др.
Самостоятельная
работа
может
осуществляться
индивидуально
или
группами
студентов
в
зависимости
от
цели,
объема,
конкретной
тематики
самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
может
осуществляться
в
пределах
времени,
отведенного
на
обязательные
учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу
студентов
по
дисциплине,
может
проходить
в
письменной,
устной
или
смешанной форме.
Методические рекомендации по выполнению презентации
Основной
единицей
электронной
презентации
в
среде
Power
Point
является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:
При
создании
мультимедийного
пособия
не
следует
увлекаться
и
злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить
эффективность презентации в целом.
Одним
из
важных
моментов
является
сохранение
единого
стиля,
унифицированной структуры и формы представления учебного материала на
всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух
или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой
палитре,
например
на
базе
одного
шаблона,
также
важно
проверить
презентацию на удобство её чтения с экрана.
Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать
сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь
вместить
максимум
информации
в
минимум
слов,
привлечь
и
удержать
внимание обучаемых.
При подготовке мультимедийных презентации возможно использование
ресурсов
сети
Интернет,
современных
мультимедийных
энциклопедий
и
электронных учебников.
Обязательными структурными элементами, как правило, являются:
обложка;
титульный слайд;
оглавление;
учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации,
графики);
словарь терминов;
справочная система по работе с управляющими элементами;
система контроля знаний;
информационные ресурсы по теме.
Методические рекомендации по выполнению сообщения
Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения,
несет новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение
отличается
от
докладов
и
рефератов
не
только
объёмом
информации, но и её характером сообщения дополняют изучаемый вопрос
фактическими или статическими материалами.
Оформляется
задание
письменно,
оно
может
включать
элементы
наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Этапы работы над сообщением
Подбор
и
изучение
основных
источников
по
теме
(как
и
при
написании реферата, рекомендуется использовать не менее 8 - 10
источников).
Составление библиографии.
Обработка
и
систематизация
материала.
Подготовка
выводов
и
обобщений.
Разработка плана сообщения
Написание.
Публичное выступление
Критерии оценки выполненной работы
Критериями
оценками самостоятельной
работы
студентов
является
набранная
сумма
баллов
за: максимальная
сумма
баллов
за
выполненную
работу = 40
От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
От 24 до 20 баллов – 3(удовлетворительно);
Менее 20 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо
Повторно выполнить внеаудиторную работу.
Методические рекомендации по выполнению информационного
сообщения
Это
вид
внеаудиторной
самостоятельной
работы
по
подготовке
небольшого
по
объему
устного
сообщения
для
озвучивания
на
семинаре,
практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или
обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным
проблемам.
Сообщение
отличается
от
докладов
и
рефератов
не
только
объемом
информации, но и ее характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос
фактическими
или
статистическими
материалами.
Оформляется
задание
письменно,
оно
может
включать
элементы
наглядности
(иллюстрации,
демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора
информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей
студента
и
определяются
преподавателем.
Ориентировочное
время
на
подготовку информационного сообщения – 1-2 часа.
Критерии оценки:
•
актуальность темы - 1 балл;
•
соответствие содержания теме - 1 балл;
•
глубина проработки материала - 1 балл;
•
грамотность и полнота использования источников - 1 балл;
•
наличие элементов наглядности - 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Реферативная работа
Целью
реферативной
работы
является
более
углубленное
изучение
материала. Тему реферата по дисциплине определяет преподаватель. Написание
реферата
–
это
более
объемный
вид
самостоятельной
работы
студента,
содержащий
информацию,
дополняющую
и
развивающую
основную
тему,
изучаемую
на
аудиторных
занятиях.
Ведущее
место
занимают
темы,
представляющие
профессиональный
интерес,
несущие
элемент
новизны.
Реферативные
материалы
должны
представлять
письменную
модель
первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может
включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на
определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора
информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей
студента
и
определяются
преподавателем.
Ориентировочное
время
на
подготовку – 4 ч.
Порядок сдачи и защиты рефератов
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного
занятия.
2.
При
оценке
реферата
преподаватель
учитывает
качество,
степень
самостоятельности студента и проявленную инициативу, связность, логичность
и грамотность составления, оформление в соответствии с требованиями.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном
одном занятии в рамках часов учебной дисциплины, либо по договоренности с
преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает:
доклад по реферату не более 5-7 минут; ответы на вопросы оппонента. На
защите запрещено чтение текста реферата.
Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад,
умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется по
строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова
«тема» и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного
листа,
указываются
фамилия,
инициалы
студента,
написавшего
реферат,
а
также его курс и группа.
Немного
ниже
или
слева
указываются
фамилия
и
инициалы
преподавателя
-
руководителя
работы.
В
нижнем
поле
указывается
год
написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все
заголовки
работы
и
указываются
страницы,
с
которых
они
начинаются.
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать
их
или
давать
в
другой
формулировке
и
последовательности
нельзя.
Все
заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы,
цель и содержание реферата, указывается объект рассмотрения, приводится
характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся
по
данной
теме
литературы.
Актуальность
предполагает
оценку
своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы
по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками,
умение
их
систематизировать,
критически
рассматривать,
выделять
существенное, определять главное.
Основная
часть.
Содержание
глав
этой
части
должно
точно
соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны
показать
умение
студента
логично
и
аргументировано
излагать
материал,
обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная
часть.
Предполагает
последовательное,
логически
стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Список
литературы
составляет
одну
из
частей
работы,
отражающей
самостоятельную
творческую
работу
автора,
позволяет
судить
о
степени
фундаментальности данного реферата.
В
работах
используются
следующие
спо собы
п о с т р о е н и я
библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по
тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного
построения.
Литература
в
списке
указывается
в
алфавитном
порядке
(более
распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после
указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного
источника,
место
издания
(пишется
сокращенно:
Москва
-
М.,Санкт
-
Петербург - СПб и т.д.), название издательства (Мир),
год издания
(2015),
можно указать страницы (с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте,
после
указания
номера,
под
которым
литературный
источник
находится
в
списке литературы (например, 7 (номер лит. источника), с. 67- 89). Номер
литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из
другого литературного источника.
В
приложении
помещают
вспомогательные
или
дополнительные
материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы,
карты,
графики,
неопубликованные
документы,
переписка
и
т.д.).
Каждое
приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в
правом
верхнем
углу
слова
«Приложение»
и
иметь
тематический
заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются
арабскими цифрами (без знака « №»), например, « Приложение 1». Нумерация
страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать
общую нумерацию страниц основного текста.
Структура реферативной работы
Реферативная работа состоит из следующих разделов:
титульный лист;
содержание;
введение;
специальная часть реферата;
литература.
Объем реферата не должен превышать 5 печатных листов формата А4.
Критерии оценки реферата
актуальность темы – 1 балл;
соответствие содержания теме – 3 балла;
глубина проработки материала – 3 балла;
грамотность и полнота использования источников – 1 балл;
соответствие оформления реферата требованиям – 2 балла;
доклад – 5 баллов;
умение вести дискуссию и ответы на вопросы – 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
«5» - 20-19
«4» - 18-15
«3» - 14-10
«2» - менее 10 баллов.
Методические рекомендации по графической части
Схема - это графический конструкторский документ, на котором показаны
в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и
связи
между
ними.
Схемы
применяют
при
изучении
принципа
действия
механизмов, машин, приборов, аппаратов, при их наладке и ремонте, монтаже
трубопроводов и электрических сетей, для уяснения связи между отдельными
составными частями изделия без уточнения особенностей их конструкции.
Схемы входят в комплект конструкторской документации и содержат вместе с
другими документами необходимые данные для проектирования, изготовления,
сборки, регулировки, эксплуатации изделий.
Схемы
предназначаются:
на
этапе
проектирования
-
для
выявления
структуры будущего изделия при дальнейшей конструкторской проработке; на
этапе производства - для ознакомления с конструкцией изделия, разработки
технологических
процессов
изготовления
и
контроля
деталей;
на
этапе
эксплуатации
-
для
выявления
неисправностей
и
использования
при
техническом обслуживании.
Правила
выполнения
и
оформления
схем
регламентируют
стандарты
седьмой
классификационной
группы
ЕСКД
Виды
и
типы
схем,
общие
требования к их выполнению должны соответствовать ГОСТ 2.701-84 ЕСКД.
Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению", правила выполнения
всех типов электрических схем - ГОСТ 2.702-75 ЕСКД. Правила выполнения
электрических
схем.
При
выполнении
электрических
схем
цифровой
вычислительной техники руководствуются правилами ГОСТ 2.709-81 ЕСКД.
Правила выполнения электрических схем цифровой вычислительной техники.
Обозначение
цепей
в
электросхемах
выполняют
по
ГОСТ
2.709-72
ЕСКД.
Система
обозначений
цепей
в
электрических
схемах,
буквенно-цифровые
обозначения в электрических схемах - по ГОСТ 2.710-81 ЕСКД. Обозначения
буквенно-цифровые в электрических схемах.
Перечислим общие требования к выполнению схем.
1.
Схемы
выполняют
без
соблюдения
масштаба
и
действительного
пространственного расположения составных частей изделия.
2.
Необходимое
количество
типов
схем,
разрабатываемых
на
проектируемое изделие, а также количество схем каждого типа определяется
разработчиком в зависимости от особенностей изделия. Комплект схем должен
быть
по
возможности
минимальным,
но
содержать
сведения
в
объеме,
достаточном
для
проектирования,
изготовления,
эксплуатации
и
ремонта
изделия. Между схемами одного комплекта конструкторских документов на
изделие
должна
быть
установлена
однозначная
связь,
обеспечивающая
возможность
быстрого
получения
необходимой
информации
об
элементах,
устройствах и соединениях на всех схемах данного комплекта.
3.
На
схемах,
как
правило,
используют
стандартные
графические
условные обозначения. Если необходимо использовать нестандартизованные
обозначения
некоторых
элементов,
то
на
схеме
делают
соответствующие
пояснения.
4. Следует добиваться наименьшего числа изломов и пересечений линий
связи, сохраняя между параллельными линиями расстояние не менее 3 мм.
5.
На
схемах
допускается
помещать
различные
технические
данные,
характеризующие
схему
в
целом
и
отдельные
ее
элементы.
Эти
сведения
помещают
либо
около
графических
обозначений,
либо
на
свободном
поле
схемы, как правило, над основной надписью.
6. Разрешается выполнять схему на нескольких листах (объединенную
или
комбинированную
схему).
Наименование
объединенной
схемы
определяется
видом
и
объединенными
типами
схем
(например,
схема
электрическая принципиальная и соединений), наименование комбинированной
схемы
-
комбинированными
видами
и
типом
схемы
(например,
схема
электрогидравлическая принципиальная).
ГОСТ 2.701-84 устанавливает классификацию, обозначение схем и общие
требования к их выполнению для изделий всех отраслей промышленности, а
также
схем
энергетических
сооружений
(электрических
станций,
электрооборудования промышленных предприятий и т. п.).
Стандартом
установлены
также
термины,
используемые
в
конструкторской документации, и их определения.
Элемент
схемы
-
составная
часть
схемы,
которая
выполняет
определенную
функцию
в
изделии
и
не
может
быть
разделена
на
части,
имеющие самостоятельное назначение (резистор, конденсатор, интегральная
микросхема, трансформатор, насос и т. п.).
Устройство
-
совокупность
элементов,
представляющая
единую
конструкцию
(блок,
плата).
Может
не
иметь
в
изделии
определенного
функционального назначения.
Функциональная
группа
—
совокупность
элементов,
выполняющих
в
изделии определенную функцию и не объединенных в единую конструкцию
(усилитель, модулятор, генератор и т. п.). Функциональная часть - элемент,
устройство
или
функциональная
группа,
имеющие
строго
определенное
функциональное
назначение.
Функциональная
цепь
-
линия,
канал,
тракт
определенного назначения (канал звука, видеоканал, тракт СВЧ и т. п.). Линия
взаимосвязи - отрезок линии на схеме, указывающей на наличие связи между
функциональными частями изделия. Линия электрической связи - линия на
схеме,
указывающая
путь
прохождения
тока,
сигнала
и
т.
д.
Установка
-
условное наименование объекта в энергетических сооружениях, на который
выпускается схема, например, главные цепи.
Классификация и обозначение схем.
Схемы в зависимости от элементов и связей между ними подразделяют на
следующие виды, обозначаемые буквами:
электрические - Э,
гидравлические — Г,
пневматические - П,
газовые (кроме пневматических) - X,
кинематические - К,
вакуумные - В,
оптические - Л,
энергетические - Р,
комбинированные - С,
деления — Е.
Схему деления изделия на составные части (схему деления) выпускают
для определения состава изделия.
Критерии оценки выполненной работы
Критериями
оценками самостоятельной
работы
студентов
является
набранная сумма баллов за:
- выполненную самостоятельную внеаудиторную работу;
Максимальная сумма баллов за выполненную работу = 40
От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
От 24 до 20 баллов – 3 (удовлетворительно);
Менее 20 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо
Повторно выполнить внеаудиторную работу.
Методические рекомендации по составлению таблиц и их
заполнению
Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по
размеру и легко обозримой. Общий заголовок таблицы должен кратко выражать
ее
основное
содержание.
В
нем
стараются
указать
время,
территорию,
к
которым относятся данные, единицы измерения, если они выступают едиными
для всей совокупности. Строки подлежащего и графы сказуемого располагают в
виде частных слагаемых с последующим подитоживанием по каждому из них.
Для удобства анализа таблицы при большом числе строк подлежащего и граф
сказуемого
возникает
потребность
в
нумерации
тех
из
них,
которые
заполняются данными. При заполнении таблиц нужно использовать следующие
условные обозначения: при отсутствии явления пишется (-) прочерк, если нет
информации о явлении, ставится многоточие (…) или пишется: «нет сведений».
Одинаковая степень точности, обязательная для всех чисел, обеспечивается
соблюдением правил их округления (от 0,1 до 0,01 и т. д.). Когда одна величина
превосходит другую многократно, полученные показатели динамики лучше
выражать не в процентах (%) , а в разах. Если в таблице с отчетными данными
приводятся сведения расчетного порядка, то нужно сделать соответствующую
оговорку.
Графы
и
строки
должны
содержать
единицы
измерения,
соответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. При
этом используются общепринятые сокращения единиц измерения, например:
чел.,
руб.
и
т.
д.
Если
графы
имеют
единую
единицу
измерения,
то
она
выносится в заголовок таблицы. Для удобной работы с цифровым материалом
числа
в
таблицах
следует
расставлять
в
середине
граф,
одно
под
другим:
единицы под единицами, запятая под запятой и т. д., четко соблюдая при этом
их
разрядность.
В
таблицу
можно
включать
примечания,
в
которых
будут
указываться источники данных, более подробное содержание показателей и
другие необходимые пояснения. Для того чтобы проанализировать данные,
которые
содержит
таблица,
необходимо
прежде
ознакомиться
с
названием
таблицы, заголовками ее граф и строк, установить, на какую дату и к какой
территории
относятся
зафиксированные
в
таблице
статистические
данные,
обратить
внимание
на
единицы
измерения
и
установить,
какие
процессы
характеризуются
средними
и
относительными
величинами.
Анализ
статистической таблицы логичнее начинать с общего итога, который позволяет
получить общую характеристику совокупности, затем переходить к изучению
данных отдельных строк и граф.
Критерии оценки выполненной работы
Критериями
оценками самостоятельной
работы
студентов
является
набранная
сумма
баллов
за: максимальная
сумма
баллов
за
выполненную
работу = 40
От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
От 24 до 20 баллов – 3 (удовлетворительно);
Менее 20 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо
Повторно выполнить внеаудиторную работу.
Методические рекомендации по подбору и классификации материала
для заготовок (марки черной и цветной металлургии)
Марку стали выбирают
на
о снове
т ех н и ко - э ко н ом и ч е с ко го
анализа у с л о в и й
р а б о т ы
ко н с т р у к ц и и
н а
с т а д и и
в а р и а н т н о г о
проектирования. Выбор марок стали зависит от:
степени ответственности конструкций зданий и сооружений;
климатических условий района строительства;
температуры и влажности и среды, в которой возводится и
эксплуатируется конструкция;
характера
нагружения –
ст атиче ское,
д и н а м и ч е с ко е ,
знакопеременное;
вида
напряженного
состояния –
одноосное,
плоское
или
объемное напряженное состояние;
уровня напряжений – сильнонагруженные или слабонагруженные
элементы конструкций;
способа соединения элементов – сварное или болтовое;
толщины проката;
Углеродистые стали обыкновенного качества (ГОСТ 380—88) маркируют
буквами и цифрами. Буквы Ст означают «сталь», цифра — номер марки стали, а
«кн», «ис», «сп» справа от номера марки — степень раскисления.
Углеродистые качественные конструкционные стали (ГОСТ 1050—74)
отличаются от углеродистых сталей обыкновенного качества уменьшенным
содержанием
вредных
примесей
и
неметаллических
включений,
а
также
уменьшенными
пределами
содержания
углерода,
т.
е.
с
гарантированным
химическим составом и механическими свойствами. В обозначение марки этих
сталей
входят
цифры,
указывающие
среднее
содержание
углерода
в
сотых
долях процента и степень раскисления для некоторых сталей. Например, сталь
05пс: среднее содержание углерода 0,05%, пс— полуспокойная; сталь 45—
среднее содержание углерода 0,45%.
Низколегированные
и
легированные
конструкционные
стали
(ГОСТ
19282—73
и
ГОСТ
4543—71)
в
обозначении
марки
содержат
условные
обозначения легирующих элементов: Р —. бор, Ю — алюминий, С — кремний,
Т — титан, Ф — ванадий, Х — хром, Г — марганец, Н — никель, М — мо-
либден, В — вольфрам. Д — медь, К — кобальт, Б —• ниобий. Например, сталь
12Х2Н4 содержит 0,12% углерода, около 2% хрома и около 4% никеля.
Инструментальные углеродистые стали (ГОСТ 1435—74) в обозначении
марки содержат буквы и цифры, обозначающие: У—углеродистая, следующие
за ней цифры — среднее содержание углерода в десятых долях процента, за
цифрами Г — повышенное содержание марганца, А — высококачественная.
Например, стали: У8ГА, У8Г, У8.
Цветные
металлы
-
крупная
группа
различных
типов
металлов,
объединенная общими признаками. Поскольку она является очень обширной, ее
принято
разделять
на
отдельные
категории.
цветные
металлы
принято
подразделять на легкие и тяжелые, то есть те, которые обладают низкой и
высокой плотностью соответственно.
К группе легких металлов обыкновенно относят литий, натрий, магний,
алюминий, калий, титан и некоторые другие вещества, к группе тяжелых - медь,
никель, свинец, цинк и прочие.
Третья группа цветных металлов - так называемые благородные металлы,
которые
используются
в
инвестиционных
целях
и
в
производстве
драгоценностей.
К
ним
относятся
золото,
серебро,
платина
и
некоторые
металлы, входящие в платиновую группу.
Кроме того, выделяются группа редкоземельных металлов, включающая
скандий, иттрий, лантан и его производные; группа радиоактивных металлов, в
которую
входят
25
веществ,
включая
технеций,
полоний
и
другие;
группа
рассеянных металлов, которые встречаются в основном в виде примесей, и
группа
тугоплавких
металлов,
которые
плавятся
при
температуре
свыше
1600°С.
Критерии оценки выполненной работы
Критериями
оценками самостоятельной
работы
студентов
является
набранная сумма баллов: максимальная сумма баллов за выполненную работу =
40
От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
От 24 до 20 баллов – 3 (удовлетворительно);
Менее 20 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо повторно выполнить
самостоятельную работу
Методические рекомендации для расчета режущего инструмента.
Общий
порядок
проектирования
инструмента
включает
следующие
основные этапы:
•
составление
технического
задания
на
проектирование
инструмента
согласно требованиям ГОСТ 2.103-68 и ГОСТ 15.001-73, определение вида
инструмента,
его
конструктивного
оформления
(насадного,
хвостового,
стержневого) и основных размеров;
• составление общей схемы расчета и его последовательности:
• выбор материала режущей части, типа конструкции (цельная, составная,
сборная) и основных размеров конструктивных элементов;
• геометрические, точностные, прочностные и другие расчеты основных
размеров режущей части, профиля режущих кромок, исполнительных размеров
(диаметра посадочного отверстия и др.);
• определение остальных размеров;
• оформление рабочего чертежа инструмента и назначение технических
требований;
•
проверка
обеспечения
требований
по
точности
обработки,
производительности,
экономичности
и
другим
критериям
разработанной
конструкции инструмента.
Поскольку
для
каждого
конкретного
случая
возможны
различные
решения
поставленных
задач,
то
в
проекте
должна
быть
дана
оценка
рассматриваемых и принимаемых вариантов решений, выполняемая по разным
критериям:
металлоемкости
и
производительности
инструмента,
числу
возможных переточек инструмента, влиянию прочностных характеристик на
предельные режимы обработки и др.
При выполнении заданий исследовательского или поискового характера
должно
быть
предусмотрено
предварительное
проведение
исследования
литературных и патентно-лицензионных источников.
Проектирование ведут на основе имеющегося стандартного инструмента
аналогичного назначения с максимальным использованием стандартизованных
и
унифицированных
элементов
конструкции
(корпуса,
оправки,
элементы
крепления пластин и т. д.).
Для инструмента с твердым сплавом возможно применение пластин с
износостойкими покрытиями из карбида, нитрида или карбонитрида титана.
Формы и условные обозначения твердосплавных пластин, предназначенных для
напайки,
их
15
конструкции,
размеры
и
области
применения
установлены
ГОСТ 2209-82, ГОСТ 17163-82, ГОСТ 20312-82, ГОСТ 25395-83. ГОСТ 25396-
82,
ГОСТ
25398-82,
ГОСТ
25401-82,
а
неперетачиваемых
многогранных
пластин - по ГОСТ 19042-80 ... ГОСТ 19086-80.
Выбор материала частей инструмента производится в зависимости от его
типа,
назначения,
размеров,
условий
работы
и
технологии
изготовления
инструмента.
Для установки инструмента на станке предназначена присоединительная
часть, которая обеспечивает правильную ориентацию его относительно рабочих
органов станка и воспринимает усилия, возникающие в процессе резания. По
форме рабочей поверхности присоединительная часть выполняется плоской,
цилиндрической или конической.
Плоскости
в
конструкции
присоединительной
части
используются
в
конструкциях
резцов,
ножей
и
зубьев
сборного
инструмента,
плоских
и
шпоночных протяжек. Сечение присоединительной части в этом случае имеет
форму прямоугольника или трапеции. При работе на растяжение проводят
проверку или расчет на прочность, во всех других случаях - на прочность и
жесткость.
Концевые инструменты крепят с помощью цилиндрических (ГОСТ 9523-
84) и конических (ГОСТ 25557-82) хвостовиков, выполняемых обычно в виде
конусов Морзе. Присоединительную часть цилиндрической формы (хвостовик)
имеют стержневые инструменты диаметром до 18 мм с креплением в патронах,
упругих втулках или оправках. Передача крутящего момента осуществляется за
счет
сил
трения,
поэтому
возможно
проскальзывание
инструмента
с
повреждением
присоединительной
поверхности.
С
целью
предотвращения
таких ситуаций, инструмент с цилиндрическим хвостовиком, работающий с
большими крутящими моментами (развертки, метчики) выполняют с квадратом
[1].
Указания по расчету фасонного резца
Рисунок 1 Чертеж готового фасонного резца
1.Методика выполнения расчета заготовки.
Содержание
1.
Подготовка исходных данных для расчета профиля фасонного резца
2.
Определение геометрии режущих кромок фасонных резцов
3.
Геометрия режущих кромок, обрабатывающих радиально-
расположенные поверхности деталей
4.
Аналитический расчет профиля фасонных резцов
5.
Графический расчет профиля
6.
Размеры профиля резца в связи и измерительными базами
7.
Дополнительные размеры резца
8.
Конструирование фасонного резца
9.
Проектирование шаблона и контршаблона для проверки профиля
фасонного резца
Список используемой литературы.
ПРИМЕР РАСЧЕТА.
2. Подготовка исходных данных для расчета профиля фасонного
резца
Рисунок 2 Профиль фасонного резца
Вследствие того, что размеры профиля обрабатываемой детали являются
допускными, для расчета размеров профиля резца принимаются не
номинальные размеры детали, а размеры, соответствующие серединам полей
допусков.
Определим значение половин полей допусков размеров детали:
м
Расчетная формула:
мм,
где Т – величина поля допуска
Находим средние размеры детали:
Расчетная формула:
мм,
мм
Определяем
D
imin
, D
imax
и l
imin
, l
imax
;
,
;
,
,
где D
0
, l
0
– номинальные значения размеров, ei и es – предельные
отклонения.
Определяем значения D
iср
и l
iср
0,25мм
Пункты 1 и 2 позволяют записать расчетные размеры детали,
соответствующие серединам полей допусков.
Расчетная формула:
;
Определяем радиусы размеров:
2. Определение геометрии режущих кромок фасонных резцов
Выбор материала резца.
Принимаю рекомендованный материал для фасонных резцов – Р6АМ6
Определение величины передних и задних углов.
Эта величина выбирается в зависимости от обрабатываемого материала
по справочной таблице. Материал детали – Сталь 3. В зависимости от
материалов детали и резца принимаю углы:
α
0
= 80; γ
0
= 220.
Причем, α
0
, γ
0
– величины заднего и переднего углов для меньшего
диаметра детали (Ш33,9 мм). Во всех остальных точках режущих кромок
величина передних и задних углов существенно отличается от α
0
и γ
0
.
Задние и передние углы в отдельных точках режущих кромок.
Расчетные формулы:
,
где
Величины передних углов:
Величины задних углов.
Рисунок 3 Схема определения геометрии режущей части
призматического резца
Критерии оценки выполненной работы
Критериями
оценками самостоятельной
работы
студентов
является
набранная
сумма
баллов
за: максимальная
сумма
баллов
за
выполненную
работу = 40
От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
От 24 до 20 баллов – 3 (удовлетворительно);
Менее 20 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо выполнить повторно
самостоятельную работу.
Методические рекомендации для изображения и составления
кинематических схем.
Под кинематической схемой понимается графическое изображение, на
котором показаны составные части изделия, их конструктивные особенности, а
также существующие между ними связи с помощью упрощенных обозначений
и символов. В составе пакетов конструкторской документации схемы играют
достаточно важную роль. Они наличествуют как в общих описаниях изделий,
инструкциях по их установке, наладке и эксплуатации. Схематические чертежи
оказывают неоценимую помощь персоналу, занимающемуся монтажом, пуско-
наладкой, ремонтом машин, механизмов и отдельных агрегатов. Схемы дают
возможность
быстро
разобраться
в
том,
каковы
функциональные
связи
существуют
между
механическими,
гидравлическими,
электрическими
и
другими звеньями и системами технических устройств. Кинематические схемы
устанавливают состав механизмов и поясняют взаимодействие их элементов.
Условные
обозначения
на
таких
схемах
представляют
собой
изображения
механизмов и их составных частей, напоминающие их лишь в общих чертах.
Каждый элемент, изображенный на схеме условно, должен иметь свое
обозначение:
порядковый
номер
или
буквенно-цифровое
позиционное
обозначение. Для каждого вида схем установлены правила нанесения таких
обозначений.
На гидравлических, пневматических и электрических схемах обозначения
заносятся в перечень элементов, оформляемый в виде таблицы, заполняемый
сверху
вниз.
Правила
выполнения
кинематических
схем
изложены
в ГОСТ
2.703-68. Условные графические обозначения элементов машин и механизмов
устанавливает ГОСТ 2.770-68.
На кинематических схемах валы, оси, стержни, шатуны, кривошипы и т.
п.
изображают
сплошными
основными
линиями
толщиной s.
Элементы,
изображаемые
условно
и
упрощенно,
выполняют
сплошными
линиями
толщиной s/2.
Кинематические
схемы
выполняют,
как
правило,
в
виде
развертки: все геометрические оси условно считаются расположенными
в
одной плоскости или в параллельных плоскостях. Каждому кинематическому
элементу,
изображенному
на
схеме,
как
правило,
присваивают
порядковый
номер, начиная от источника движения. Валы нумеруются римскими цифрами,
остальные элементы – арабскими. Порядковый номер элемента проставляют на
полке
линии-выноски.
Под
полкой
линии-выноски
указывают
основные
характеристики и параметры кинематического элемента.
В соответствии с ГОСТ 2.703-68 на схемах следует указывать следующие
характеристики и параметры элементов кинематических схем:
источник движения – наименование, тип, характеристика;
шкив ременной передачи – диаметр шкива;
зубчатое колесо - число зубьев, модуль, а для косозубых колес – также
направление и угол наклона зубьев;
червяк – модуль осевой, число заходов;
ходовой винт - ход винтовой линии, число заходов, надпись «лев.» (только
для левых резьб) и т. п.
Буквенное обозначение состоит из одной или двух букв: начальных или
характерных в названии элемента. Например, бак – Б, клапан обратный – КО и
т. П. Таблица буквенных обозначений помещена в обязательном приложении
к ГОСТ 2.704-76 – «Правила выполнения гидравлических и пневматических
схем». Например,гидробак– Б,гидро (пневмо) клапан– К, гидро (пневмо) клапан
предохранительный – КП, фильтр – Ф, насос – Н и т. п. Порядковый номер,
входящий в цифровое обозначение элемента, назначается с единицы в пределах
группы
одинаковых
элементов
с
одинаковыми
буквенными
обозначениями.
Например, Фильтр– Ф1, Ф2 и т.п. Порядковые номера обозначаются обычно в
зависимости
от
расположения
элементов
на
схеме
–
сверху
вниз
и
слева
направо. Позиционное обозначение наносят на схеме рядом, справа или над
условным
графическим
изображением
элемента.
Данные
об
элементах
записываются
в
стандартной
таблице
перечня
элементов
над
основной
надписью. Если вся таблица перечня не помещается над основной надписью
схемы (много элементов), то ее выполняют на отдельном листе формата А4.
Элементы и устройства изображают на схемах, как правило, в исходном
положении. Например, пружины изображают в состоянии предварительного
сжатия, обратный клапан – в закрытом положении и т. п.
Линии
связи (трубопроводы) на
схемах
обозначают
порядковыми
номерами, начиная с единицы, которые на схеме проставляют около концов
изображения этих линий. На линиях связи допускается указывать направление
потока рабочей среды (жидкости, воздуха) в виде треугольников. Если линия
связи представляет собой внутренний канал в каком-либо элементе, то перед
порядковым номером линии связи через точку ставится номер этого элемента.
Пример изображения кинематической схемы.
В
соответствии
с
домашним
заданием
необходимо
выполнить
кинематическую
схему
механизма,
приведенную
рисунке
4.
Поясняющие
рисунки
деталей
и
узлов (в
желтых
кружках) не
вычерчиваются
они
изображены
для разъяснения рабочих механизмов.
При
защите
работы
студент должен уметь объяснить принцип действия этого механизма по схеме.
Рисунок 4 Кинематическая схема
Критерии оценки выполненной работы
Критериями
оценками самостоятельной
работы
студентов
является
набранная сумма баллов за:
- выполненную самостоятельную внеаудиторную работу;
Максимальная сумма баллов за выполненную работу = 40
От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
От 24 до 20 баллов – 3 (удовлетворительно);
Менее 20 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Студенту, набравшему менее 20 баллов, необходимо
Повторно самостоятельную работу
Список используемых источников
Основные источники:
1.
Аверченков В.И. Технология машиностроения. – М.: Инфра-М, 2014
2.
Аршинов В.А.,Алексеев Т.А. Резание металлов и режущий инструмент-
М.:Машиностроение,2012
Дополнительные источники:
1.
Белоусов А.П. Проектирование станочных приспособлений. – М.:
Высш.школа, 2010.
2.
Гусев А.А. и др. Технология машиностроения. – М.: Машиностроение,
2006.
3.
Ковшов А.А. Технология машиностроения. – М.: Машиностроение, 2007.
4.
Маталин А.А. Технология машиностроения. – М.: Машиностроение,
2005.
5.
Резание конструкционных материалов, режущий инструмент и
станки/под ред. Петрухи - М.: Машиностроение, 2004
6.
Марголит Р.Б. Наладка станков с программным управлением. - М.:
Машиностроение, 2003г
.
Интернет-ресурсы:
1.
ru.wikipedia Электронный курс «Википедия»
2.
lib-ru Студенческая электронная библиотека «ВЕДА»
3.
autoweldin Профессиональный портал
4.
Labstend Электронные плакаты и демонстрационный портал
5.
gepta Информационный портал по технологии
машиностроения
6.
academia-moscow Учебная литература машиностроения