Автор: Грозная Екатерина Николаевна
Должность: Преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ "Городецкий Губернский колледж"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Городец
Наименование материала: Статья
Тема: Использование интерактивных методов обучения на уроках химии
Раздел: среднее профессиональное
«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно»
Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет
к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания
условий для проявления познавательной активности обучающихся: для
успешной самостоятельной работы, самореализации при решении
поставленных на уроке задач. Повышению активизации познавательной
деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно
способствуют элементы проблемного и программированного обучения,
обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию
различных средств наглядности и моделирования, исследовательская
деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания
условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по
предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и
применения их на практике.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего
хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю
создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом
для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления
успехом на уроке.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы
обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно,
был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем
происходило.
Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение
успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь
бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет,
личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются
залогом успеха обучающихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация
деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание
репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты
залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способность учителя удивлять,
привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая
чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать
других.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной
степени зависит успех всего урока.
Домашние задания должны быть красивыми, интересными,
творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными,
доступными, разноуровневыми, интересными по форме,
учитывающими способности и особенности детей.
Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет
исключительную роль в стимулировании учебной деятельности
ребенка.
Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию
их одаренности, но также важно относиться к обычному ученику как к
одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно
внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую
диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой
деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко
всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того
обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше
интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес –
задача педагога. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с
интересом - такую цель я ставлю перед обучающимися. Нельзя не
согласиться со словами В.Г. Маранцмана: "Идея гуманизации образования,
настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с
потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями
ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период
развития".
Анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно
полно отношение учеников к предмету, уровень их подготовленности,
необходимые меры для улучшения ситуации.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности
обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя.
Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения
учеников к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности.
Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического
материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают
различные задания. Эти приемы использую на всех этапах обучения, при
любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы,
можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и
явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты,
подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во
всех связях и в развитии. С помощью вопросов можно получать информацию
о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового
материала, вопросы используются как стимулирующее средство в
познавательной деятельности студентов, являются структурным элементом в
педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством
контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового
материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как
самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и
заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от
адекватных им заданий. Особое внимание уделяю таким видам заданий,
которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам,
заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям.
Одним из эффективных путей повышения качества образования
студентов является реализация идей проблемного обучения. Система заданий
поискового характера способствует более осознанному и глубокому
усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию
обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и
способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы
под руководством педагога.
Возможно достигнуть решения этих задач, в том числе и через
использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные
интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами
традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют
обширные материалы, целесообразные для изучения литературного
произведения, и как источник накопления знаний (своеобразная
энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить развитие
обучающегося.
Информационные технологии можно использовать на всех типах
уроков:
изучение новых знаний и формирование новых умений;
практического применения знаний, умений;
обобщения и систематизации изученного;
контроля и коррекции знаний, умений;
комбинированные (смешанные)
Неотъемлемой частью эффективного образования должна стать
исследовательская работа обучающихся. Так как при использовании
объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к
запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного
действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик
получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в
ходе самостоятельного исследования.
Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по
учебным предметам;
вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
формирует умения применять теоретические знания в решении
конкретных практических задач;
развивает личностные качества ученика;
влияет на выбор будущей профессии учеников.
Использование исследовательского метода изменяет позицию
школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а
становятся творческими участниками учебного процесса. Основу такой его
организации составляет совокупность методов и приемов обучения,
способствующих активизации познавательной деятельности: индуктивный и
дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства
стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и
установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и
конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию;
поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и
опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление
результатов исследования). Их реализации способствуют учебные ситуации,
которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности.
Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с
увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Среди
нестандартных уроков стоит отдать предпочтение деловым играм, пресс-
конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам,
театрализованным фантазиям, диалогам, где можно использовать
информационные технологии, методики диалогового общения. Игровые
формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от
процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения,
который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;
поддержание и усиление значения полученной ранее информации в
другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания
различных возможностей и проблем;
развитие навыков критического мышления и анализа; принятия
решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений
(обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к
специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой,
работа в непредвиденных условиях);
изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и
сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников,
социальных ролей;
саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка
преподавателем тех же умений участника; осознание уровня
собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся
в игре, лидерских качеств.
С помощью игры снимается психологическое утомление; иногда стоит
использовать её для мобилизации умственных усилий учащихся, для
развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости
на уроке.
Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется
новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником
постоянного интереса к происходящим событиям. А.С.Макаренко сказал: «У
ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять».
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из
основных целей, стоящих передо мной как преподавателем, является
создание условий для проявления познавательной активности учеников. А
средствами достижения этой цели считаю:
использование разнообразных форм и методов организации учебной
деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса;
стимулирование школьников к высказываниям, использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и
по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения
задания, анализировать способы других учеников, выбирать и
осваивать наиболее рациональные
создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику
проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание
обстановки для естественного самовыражения ученика.
И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, и
педагогов, и студентов, может привести к обоюдному изменению в структуре
личности, в поведении, деятельности, взаимоотношениях и, конечно,
результату учебного процесса. В качестве вывода необходимо подчеркнуть,
что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к
эволюции педагогической системы в целом.