Напоминание

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии


Автор: Грозная Екатерина Николаевна
Должность: Преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ "Городецкий Губернский колледж"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Городец
Наименование материала: Статья
Тема: Использование интерактивных методов обучения на уроках химии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно»

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет

к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания

условий для проявления познавательной активности обучающихся: для

успешной самостоятельной работы, самореализации при решении

поставленных на уроке задач. Повышению активизации познавательной

деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно

способствуют элементы проблемного и программированного обучения,

обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию

различных средств наглядности и моделирования, исследовательская

деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания

условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по

предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и

применения их на практике.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего

хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю

создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом

для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления

успехом на уроке.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы

обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно,

был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем

происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение

успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь

бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет,

личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются

залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация

деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание

репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты

залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять,

привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая

чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать

других.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной

степени зависит успех всего урока.

Домашние задания должны быть красивыми, интересными,

творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными,

доступными, разноуровневыми, интересными по форме,

учитывающими способности и особенности детей.

Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет

исключительную роль в стимулировании учебной деятельности

ребенка.

Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию

их одаренности, но также важно относиться к обычному ученику как к

одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно

внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую

диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой

деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко

всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того

обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше

интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес –

задача педагога. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с

интересом - такую цель я ставлю перед обучающимися. Нельзя не

согласиться со словами В.Г. Маранцмана: "Идея гуманизации образования,

настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с

потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями

ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период

развития".

Анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно

полно отношение учеников к предмету, уровень их подготовленности,

необходимые меры для улучшения ситуации.

Среди различных средств активизации познавательной деятельности

обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя.

Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения

учеников к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности.

Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического

материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают

различные задания. Эти приемы использую на всех этапах обучения, при

любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы,

можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и

явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты,

подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во

всех связях и в развитии. С помощью вопросов можно получать информацию

о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового

материала, вопросы используются как стимулирующее средство в

познавательной деятельности студентов, являются структурным элементом в

педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством

контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового

материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как

самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и

заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от

адекватных им заданий. Особое внимание уделяю таким видам заданий,

которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам,

заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям.

Одним из эффективных путей повышения качества образования

студентов является реализация идей проблемного обучения. Система заданий

поискового характера способствует более осознанному и глубокому

усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию

обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и

способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы

под руководством педагога.

Возможно достигнуть решения этих задач, в том числе и через

использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные

интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами

традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют

обширные материалы, целесообразные для изучения литературного

произведения, и как источник накопления знаний (своеобразная

энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить развитие

обучающегося.

Информационные технологии можно использовать на всех типах

уроков:

изучение новых знаний и формирование новых умений;

практического применения знаний, умений;

обобщения и систематизации изученного;

контроля и коррекции знаний, умений;

комбинированные (смешанные)

Неотъемлемой частью эффективного образования должна стать

исследовательская работа обучающихся. Так как при использовании

объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к

запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного

действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик

получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в

ходе самостоятельного исследования.

Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по

учебным предметам;

вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

формирует умения применять теоретические знания в решении

конкретных практических задач;

развивает личностные качества ученика;

влияет на выбор будущей профессии учеников.

Использование исследовательского метода изменяет позицию

школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а

становятся творческими участниками учебного процесса. Основу такой его

организации составляет совокупность методов и приемов обучения,

способствующих активизации познавательной деятельности: индуктивный и

дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства

стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и

установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и

конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию;

поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и

опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление

результатов исследования). Их реализации способствуют учебные ситуации,

которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности.

Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с

увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Среди

нестандартных уроков стоит отдать предпочтение деловым играм, пресс-

конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам,

театрализованным фантазиям, диалогам, где можно использовать

информационные технологии, методики диалогового общения. Игровые

формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от

процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения,

который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;

поддержание и усиление значения полученной ранее информации в

другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания

различных возможностей и проблем;

развитие навыков критического мышления и анализа; принятия

решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений

(обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к

специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой,

работа в непредвиденных условиях);

изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и

сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников,

социальных ролей;

саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка

преподавателем тех же умений участника; осознание уровня

собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся

в игре, лидерских качеств.

С помощью игры снимается психологическое утомление; иногда стоит

использовать её для мобилизации умственных усилий учащихся, для

развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости

на уроке.

Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется

новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником

постоянного интереса к происходящим событиям. А.С.Макаренко сказал: «У

ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять».

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из

основных целей, стоящих передо мной как преподавателем, является

создание условий для проявления познавательной активности учеников. А

средствами достижения этой цели считаю:

использование разнообразных форм и методов организации учебной

деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе

класса;

стимулирование школьников к высказываниям, использованию

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и

по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения

задания, анализировать способы других учеников, выбирать и

осваивать наиболее рациональные

создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику

проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание

обстановки для естественного самовыражения ученика.

И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, и

педагогов, и студентов, может привести к обоюдному изменению в структуре

личности, в поведении, деятельности, взаимоотношениях и, конечно,

результату учебного процесса. В качестве вывода необходимо подчеркнуть,

что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к

эволюции педагогической системы в целом.



В раздел образования