Напоминание

Проблемы шельфовых разработок в развитии комплекса Арктической зоны Российской Федерации


Авторы: Лаврентьева Людмила Анваровна, Людмила Анваровна Лаврентьева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НГО МПК Тюменский индустриальный университет
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: научно-практическая работа
Тема: Проблемы шельфовых разработок в развитии комплекса Арктической зоны Российской Федерации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Югорский государственный университет»

Научно-практическая работа

на тему:

Проблемы шельфовых разработок в развитии комплекса

Арктической зоны Российской Федерации

Автор: Лаврентьева Л.А.

преподаватель

ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»

специальность: 21.02.01 Разработка

и эксплуатация нефтяных

и газовых месторождений

Направление подготовки:

Нефтегазовое дело

Лянтор, 2019

Содержание

АННОТАЦИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1 ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМ…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….

7

3 ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ…………………….

10

ВЫВОД. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

2

АННОТАЦИЯ

Научно-практическая

работа

посвящена рассмотрению тенденций,

проблем

и

перспектив

освоения

нефтегазовых

ресурсов

в

Арктике.

Определена актуальность исследуемого вопроса, выделены основные причины

отставания, развития шельфа Арктики России. Особое внимание в работе

уделено

особенностям

государственного

регулирования

освоения

месторождений Арктики, в том числе рассмотрены вопросы налогообложения.

Анализ, проведенный в работе, показал, что в отличие от ведущих мировых

держав, нормативно-правовая база освоения нефтегазовых ресурсов шельфа

находится на начальной стадии развития и требует совершенствования. В

процессе исследования были использованы аналитические методы, методы

стратегического и сравнительного анализа.

Ключевые слова: углеводородные ресурсы, Арктика, Россия, шельф,

нормативно-правовая база, налогообложение, освоение.

3

1 ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Арктический регион является одним из наиболее богатых природными

ресурсами, поэтому имеет важное политическое значение. Это вызывает

повышенный интерес со стороны арктических и неарктических государств в

отношении

эффективного

освоения

природных

ресурсов

арктических

шельфов, границы которых до сих пор четко не определены. Однако освоение

этой

зоны

связано

с

климатическими,

политическими

и

социально-

экономическими вызовами.

Рисунок 1 - Расположение Арктической зоны Российской Федерации

Рисунок 2 - Расположение лицензионных участков месторождения на

северных морях РФ

4

Нефтегазовый

комплекс

играет

различную,

но

неизменно

очень

большую роль в социально-экономическом развитии арктических регионов

Российской Федерации. В Ненецком и Ямало-Ненецком автономных (ЯНАО)

округах

он

обеспечивает

производство

доминирующей

доли

валового

регионального продукта. В целом по Арктической зоне комплекс производит

60% промышленной продукции: более 50 млн тонн нефти и около 500 млрд м3

газа.

Не так давно Арктика практически никого не интересовала, многие и сегодня

не знают, что за эту, казалось бы, ни чем не приметную, не пригодную для

жизни, вечно суровую и холодную часть нашей планеты идет непрерывная

борьба, борьба между крупнейшими добывающими корпорациями, борьба на

международном уровне. И причиной ее является не поверхность Арктики, а

то, что под ней. На больших глубинах находится четверть мировых запасов

полезных ископаемых, которые нам предстоит извлечь. Арктика — трудный

регион для освоения, своими богатствами привлекающий многие народы в

течение длительного периода истории человечества. Большой опыт в изучении

этого труднодоступного региона накоплен Россией и Норвегией. В настоящее

время Россия и Норвегия активно сотрудничают в изучении Западной

Арктики.

На

российском

шельфе

обнаружены

наиболее

крупные

месторождения (Штокмановское, Русановское, Ленинградское, Долгинское,

Приразломное и др.) с запасами нефти и газа около 10 млрд тонн нефтяного

эквивалента. Особо следует отметить уникальность шельфа Баренцева моря не

только в связи с его потенциалом нефтегазоносности, а скорее с тем, что в

пределах

этой

акватории

отрабатываются

методы

ведения

поисково-

разведочных работ в труднодоступных районах Арктики. Норвежский

континентальный шельф также обладает значительными ресурсами нефти и

газа,

которые

распределяются

между

тремя

крупными

акваториями:

континентальным шельфом Северного моря (35%), Норвежского моря (36%) и

Баренцева моря (29%). По оценке Норвежского нефтяного директората,

норвежский континентальный шельф в настоящее время содержит 3,4 млрд

тонн у.т. Запасы Северного Ледовитого океана до сих пор толком не изучены.

Основные залежи углеводородных ресурсов располагаются на юге Карского и

на востоке Баренцева морей и суммарно оцениваются в 98 миллиардов тонн

нефтяного эквивалента. Это очень много, если принять во внимание, что все

доказанные запасы нефти в мире составляют около 140 миллиардов тонн.

Кроме того, совсем ничего не известно о резервах, которые в себе таит восток

российского шельфа в Ледовитом океане, но эксперты подозревают, что и там

запасы должны быть более чем солидные.

Основные проблемы шельфовых разработок — высокие затраты и

недостаточность места для размещения оборудования. Для районов с

суровыми условиями и глубокими водами, количество и размер платформ

будет ограничиваться до минимума. Кроме ограничений на пространство тот

факт, что скважины можно бурить только в одном положении, ограничивает

дренаж

и

ведет

к

использованию

горизонтальных

скважин

большой

5

протяженности. Кроме сурового арктического климата, на побережьях

арктических морей практически отсутствует береговая инфраструктура,

практически нет транспортной системы. Необходимо учитывать и жесткие

экологические требования, предъявляемые при разработке месторождений

нефти и газа в открытом море, где любая авария самым негативным образом

может отразиться на всей экосистеме. Все эти специфические особенности

приводят к тому, что освоение месторождений на российском шельфе требует

существенных инвестиций, в том числе в закупку дорогостоящих технологий,

которые позволят вести добычу при сложной ледовой обстановке и в суровых

климатических условиях. Конечно, даже при высокой себестоимости освоения

ресурсов в наиболее перспективных арктических районах шельфа открытие

гигантских и уникальных по запасам месторождений уравновешивает риски и

компенсирует затраты по разведке и освоению месторождений.

В пределах Арктической зоны намечено выделить 11 опорных зон

развития, которые естественным образом опираются на транспортный и

энергетический каркас макрорегиона и формируют адекватную особенностям

развития каждого из муниципальных образований, его составляющих, систему

расселения. Опорные зоны развития обуславливают выделение четырех типов

территорий Арктической зоны:

-

регионы

индустриального

и

постиндустриального

развития,

включающие

относительно

старые

промышленно

развитые

территории

(Мурманскую и Архангельскую области);

-

регионы

современного

активного

промышленного

и

инфраструктурного освоения;

- регионы перспективного хозяйственного освоения, располагающие

значительными

потенциальными

ресурсами

высоколиквидных

видов

полезных

ископаемых

или

занимающие

выгодное

геоэкономическое

положение;

- регионы дикой природы, не подверженные активному техногенному и

антропогенному

воздействию

и

формирующие

среду

сохранения

естественного

пространства.

Сопутствующими

факторами

реализации

каркасно-кластерного

подхода

являются

локализация

структур

жизнеобеспечения (отсечение расходов, удорожающих продукцию и услуги,

оптимизация

северного

завоза),

а

также

увеличение

отчислений

от

ресурсодобычи в региональные бюджеты, учет в законе о шельфе места

регионов и др.

6

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ

По прогнозам специалистов, уже к 2040 г. значительная часть

Северного Ледовитого океана освободится ото льда.

Нефтегазовый потенциал арктического шельфа довольно спорен.

Природные

резервуары

бассейнов

Арктики

формировались

в

различных геологических условиях и в разное время. Но всех их

объединяет

единая

природа

Арктического

шельфа,

большая

часть

которого

представляет

собой

платформенные

области

с

мощным

осадочным

чехлом

(до

10-15

км).

Чехол

не

имеет

сплошного

распространения, а состоит из огромных линз осадочного материала,

простирающихся на многие сотни километров.

Таблица 1 - Запасы УВ Российского Арктического шельфа

Регион

Потенциальные

ресурсы

Разведочные

ресурсы

Разведанность

ресурсов

Количество

месторождений

нефть

+конденсат

106 м3

Газ,

109м3

нефть

+конденсат

106 м3

Газ,

109м3

нефть,

%

газ,

%

Весь Российский

шельф

16 767

52 308 582.5

4 744

3.4

9.1

24

Арктический

13 415

46 170 147.5

3 870

1.1

8.4

9

Дальневосточный

3 005

5 378

407.5

8 222

13.2

15.3

8

Каспийский

227

509

10

14

4.4

2.8

1

Азовского и

Черного морей

50

251

6.25

38

12.5

15.1

4

Балтийский

70

-

11.25

-

16.1

-

2

Осадочные

бассейны

Арктической

континентальной

окраины

расположены в двух крупных сегментах – восточном и западном.

Восточный

сегмент

охватывает

структуры

Северного,

Норвежского,

Баренцева, Карского морей и частично моря Лаптевых. К западному

сегменту относятся структуры Гренландского, Канадского, Аляскинского,

Чукотского, Восточно-Сибирского шельфов и частично шельфа моря

Лаптевых.

Непосредственно интересующий нас восточный сегмент содержит

следующие

нефтегазоносные

бассейны:

Баренцевоморский,

Североморский,

Норвежско-Западно-Баренцевоморский,

Тимано-

Печорский, моря Лаптевых (западная часть).

Западный сегмент включает Свердрупский бассейн, бассейн дельты

реки

Макензи-моря

Бофорта,

Северо-Аляскинский

(Арктического

склона), Северо- и Южно-Чукотский.

В числе факторов, которые будут оказывать влияние на возможности

приарктических государств и нефтегазовых компаний по разработке морских

нефтегазовых ресурсов Арктики, можно выделить следующие.

7

1. Развитие технологий

Сегодня нефтегазовые проекты, реализуемые на арктическом шельфе,

существенным образом отличаются друг от друга в технологическом плане,

что обусловлено различными природно-климатическими условиями тех

регионов, в которых они находятся. Это приводит к необходимости

разработки новых технологий и поиска соответствующих технических

решений практически под каждый конкретный проект, что увеличивает время

реализации и стоимость проектов.

2. Развитие инфраструктуры

Количество объектов наземной инфраструктуры (ремонтные базы, базы

снабжения и аварийно-спасательные центры), необходимой для обеспечения

морских

операций,

связанных

с

нефтегазовой

деятельностью,

крайне

ограничено.

Кроме того, мощности и конфигурация действующих в регионе

трубопроводных систем и портов (терминалов) ограничивают возможности по

доставке новых объемов углеводородов потребителям за пределами Арктики.

3. Природно-климатические условия

Низкие температуры, паковые льды и айсберги – отличительные

особенности природно-климатических условий региона. Эти особенности во

многом сужают временные возможности проведения буровых и иных морских

работ, а также предъявляют дополнительные требования к оборудованию и

персоналу.

4. Экологическая безопасность

Очевидно, что любая антропогенная активность в Арктике должна

минимальным образом воздействовать на арктическую экосистему, не нанося

ей существенного вреда. Уже сегодня часть акваторий Северного Ледовитого

океана имеет статус заповедных территорий, в которых запрещается любая

деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых.

Активизация природоохранных организаций, выступающих против

нефтегазовой деятельности в Арктике, может существенно осложнить планы

приарктических государств и компаний по реализации соответствующих

проектов.

Необходимо учитывать и риски, связанные с последствиями возможных

морских нефтяных разливов. Они могут привести не только к банкротству

компании, по вине которой произошел разлив, но и к остановке под давлением

природоохранных организаций всей морской нефтегазовой деятельности в

Арктике.

5. Финансово-экономические условия

По оценкам некоторых экспертов, рентабельность арктических морских

нефтегазовых проектов, в зависимости от региона, обеспечивается при цене на

8

нефть 40–90 долл. за баррель. Снижение мировых цен на нефть, начавшееся в

2014 г., привело к тому, что целый ряд нефтегазовых компаний заявил о

приостановке своих арктических проектов в связи с их нерентабельностью. В

то же время многие компании, уже вложившие значительные средства в

арктические проекты, продолжают работу над ними, ожидая благоприятной

ценовой конъюнктуры в период после начала промышленной добычи нефти.

Дополнительную финансовую нагрузку на арктические проекты может

наложить ужесточение национальных и международных требований по

промышленной и экологической безопасности, в частности требований в

отношении наличия оборудования для оперативного бурения разгрузочных

скважин в случае разливов нефти.

6. Санкционные ограничения

Россия столкнулась с санкционными ограничениями со стороны целого

ряда западных стран, включая все приарктические государства, в вопросах

поставок технологий и услуг для работы на арктическом шельфе. Эти

ограничения серьезно сдерживают ее возможности по реализации проектов в

Арктике. К тому же ограничения в доступе к апробированным технологиям и

решениям увеличивают риск аварий.

Очевидно, что каждый из вышеуказанных факторов несет свои риски

неопределенности. Например, сегодня сложно предсказать, какими будут

цены

на

нефть

в

долгосрочной

перспективе,

насколько

продвинутся

технологии морской добычи нефти и газа в Арктике, растает ли, как

предсказывают некоторые ученые, арктическая «ледяная шапка» к 2040 г.

3 ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

9

Анализ мероприятий действующих программ, инфраструктурных и

промышленных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны, а

также перспективных планов показал, что задачи, определённые Стратегией, в

настоящее время решаются разрозненно, фрагментарно и не системно. Так, не

в полной мере обеспечивается достижение таких целей и задач, как:

– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве

национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное

функционирование,

включающей

в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные

и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;

– оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счёт

использования возобновляемых и альтернативных источников энергии,

реконструкции

и

модернизации

выработавших

ресурс

энергетических

установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий;

– дифференциация схем электроснабжения;

– разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области

рационального

природопользования,

освоения

морских

месторождений

полезных ископаемых и водных биологических ресурсов и т.д.

Преодоление указанных диспропорций и решение приоритетных задач

развития Арктики, определённых Стратегией, возможны на базе единого

комплексного подхода к социальноэкономическому развитию макрорегиона.

Данный подход должен быть отражен в документах стратегического

планирования с комплексом планируемых мероприятий, взаимоувязанных по

задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и инструментам

государственной

политики. В

рамках

разработки

новой

редакции

Государственной

программы

Российской

Федерации

«Социально-

экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период

до 2020 года» представляется необходимым предусмотреть:

1.

Подпрограмму

по

координации

деятельности

федеральных

и

региональных органов исполнительной власти и организаций по реализации

инвестиционных проектов, оказывающих влияние на социальноэкономическое

развитие Арктической зоны. В рамках подпрограммы планируется разработка

и

реализация

«координирующего

сводного

документа

по

развитию

Арктической зоны Российской Федерации», в котором будут отражены

приоритетные проекты, реализуемые на территории данного макрорегиона в

рамках

«отраслевых»

государственных

программ

РФ,

государственных

программ субъектов и программ субъектов естественных монополий.

Включение мероприятий в данный «свод» будет способствовать их

приоритетной реализации.

2. В целях достижения задач по разработке и реализации мер

господдержки и стимулированию хозяйствующих субъектов в Арктической

зоне планируется сформировать механизм, позволяющий оперативно отбирать

и

реализовывать

проекты,

максимально

способствующие

социально-

экономическому развитию Арктики. Первичный отбор проектов будет

10

осуществляться Минэкономразвития России и одобряться Государственной

комиссией по вопросам развития Арктики или её президиумом. При этом

окончательное решение о целесообразности реализации того или иного

проекта будет приниматься Правительством Российской Федерации.

Детальная

проработка

указанных

направлений

осуществляется

в

профильных подгруппах:

– развития нефтегазового сектора в Арктической зоне;

– развития угольной и торфяной промышленности в Арктической зоне;

– развития энергетики в Арктической зоне;

– обеспечения энергетической безопасности и антитеррористической

защищённости объектов ТЭК в Арктической зоне.

Основными задачами Минэнерго России по развитию инфраструктурных

проектов ТЭК на территории Арктической зоны на ближайшую перспективу

являются:

1.

Завершение работы по определению перспективных потребностей

нефтегазовых компаний в судах и морской технике для разведки, бурения и

транспортировки углеводородного сырья до 2030 года.

2. Совместная проработка с заинтересованными ФОИВами вопросов

пересмотра

существующих

ограничений

доступа

негосударственных

компаний к участкам недр Арктического шельфа.

3. Разрешение проблем газификации населённых пунктов на территории

Арктической зоны Российской Федерации.

4.

Реализация

комплексного

Плана

стимулирования

освоения

месторождений

углеводородного

сырья

на

континентальном

шельфе

Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна

Каспийского моря, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 7

июня 2014 г. № 987р.

5.

Реализация

совместно

с

Минпромторгом

России

проектов

по

внедрению импортозамещающих технологий на объектах ТЭК Арктической

зоны с учётом санкционного режима.

Поддержка проектов импортозамещения и локализации производств

машиностроения

также

осуществляется

Минпромторгом

в

рамках

Госпрограммы

РФ

о

развитии

промышленности

и

повышении

её

конкурентоспособности

по

следующим

основным

направлениям:

субсидирование промышленных предприятий, процентов по кредитам этих

предприятий на техническое перевооружение, пополнение оборотных средств,

реализацию комплекса организационных проектов; предоставление льготного

заёмного финансирования из Фонда развития промышленности под 5%

годовых

для

реализации

ключевых

инвестпроектов,

направленных

на

импортозамещение и создание новых производств; субсидирование затрат на

проведение научноисследовательских и опытноконструкторских работ по

приоритетным направлениям развития гражданской промышленности.

11

Таким образом, в Минпромторге РФ проводится достаточно серьёзная

работа по налаживанию прозрачного взаимодействия и синхронизации

потребностей

всех

вертикально

интегрированных

нефтяных

компаний,

предприятий

ТЭК

и

технологических

возможностей

производителей

высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения.

Исходно одним из основных вызовов в освоении и развитии Арктической

зоны считается недостаточная транспортная обеспеченность. Транспортная

система Арктического севера России объединяет множество видов: на первом

месте по обороту грузов – трубопроводный транспорт (до 400 млн. тонн груза

в год), на втором – железнодорожный (около 100 млн. тонн груза в год), на

третьем – морской и речной (порядка 20 млн. тонн груза в год), также есть

авиация, дорожное строительство. В развитии каждого из этих «блоков» есть

узкие звенья, о которых необходимо рассказать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12

Исторически в открытии и изучении Арктики доминантная роль

принадлежит российским исследователям: от экспедиции офицера русского

флота В.Беринга в 1733-1745 гг. до подводной экспедиции на Северный

Полюс под руководством А. Чилингарова в 2007 г.

Опыт России в научной, технической и нефтяной областях хорошо

известен, однако он недостаточен при освоении Арктического шельфа,

особенно это касается проблемы охраны окружающей среды.

Значительными успехами в освоении шельфа Россия похвастать не

может.

В настоящее время в России существуют лишь отдельные общие и

специальные

нормативные

документы,

и

отсутствует

всеобъемлющая

нормативная база, разработанная специально для Российского шельфа.

Все доказанные ресурсы уже находятся в нашей юрисдикции – на

принадлежащем нам континентальном шельфе.

Освоение

ресурсов

Арктического

шельфа

требует

огромных

капиталовложений.

Бюджет

РФ

не

готов

нести

затраты

даже

по

геологоразведке шельфа, составляющей меньшую часть предполагаемых

инвестиций, т. е. все этапы поиска, разведки, добычи и транспортировки

продукта будут осуществлять нефтегазодобывающие компании.

Для планирования добычи УВ из морских месторождений в условиях

Арктики необходимо уже в настоящее время проводить работы по выявлению

и изучению нефтегазоносности новых перспективных структур – сателлитов

выявленных месторождений.

Принцип выделения лицензионных участков уже многие годы является

спорным вопросом.

Налоговая система также требует доработки для того, чтобы она в

большей степени отвечала целям экономической политики государства.

В 2008 г. в российское законодательство были внесены изменения:

право пользования недрами на шельфе получат только российские компании,

в которых государству принадлежит не менее 50% уставного капитала, а опыт

работы на российском шельфе не менее пяти лет. Предполагается, что участки

будут распределены между "Газпромом" и "Роснефтью" по принципу

превалирующей доли газа или нефти в запасах.

Очевидно, что при эксплуатации месторождений арктического шельфа

РФ будет вынуждена прибегать к сотрудничеству с другими странами

Планируется, что российское присутствие в Северном Ледовитом океане

будет активно наращиваться.

Необходимо создание для Арктики новой системы управления, на базе

уже существующих и разрабатываемых: статья 234 Конвенции ООН по

морскому праву, Полярный кодекс, предназначенный для судов, работающих

в Арктике и т.д.

Список литературы

13

1. Материалы Международных конференций по освоению Российского

Арктического шельфа, СПб, 1993-1999

2. Золотухин А.Б и др. М: «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им.

И.М.Губкина, 2000. Часть I, Глава 2

3. Кравченко К.Н. Арктические акватории России – проблемы геологии

и нефтегазоносности. ВНИГНИ. М, 2003. стр. 13

4. Кравченко К.Н. Арктические акватории России – проблемы геологии

и нефтегазоносности. ВНИГНИ. М, 2003. стр.9

5. Кравченко К.Н. Арктические акватории России – проблемы геологии

и нефтегазоносности. ВНИГНИ. М, 2003. стр. 66-87

6. Яшин Д.С., Ким Б.И. Геохимические признаки нефтегазоносности

Восточно-Арктического шельфа России//Геология нефти и газа. №4, 2007.

стр.25-29

7. Большакова М.А., Кирюхина Т. А. Газоконденсаты Штокмановского

месторождения. Геология нефти и газа. №3, 2007. стр.39

8. Федоровский Ю.Ф., Захаров Е.В. Локализованные ресурсы нефти и

газа

главный

фактор

выделения

участков

при

лицензировании

недропользования

(на

примере

российского

шельфа

Баренцева

моря)//Геология нефти и газа. №4, 2008. стр. 9-12

14



В раздел образования