Напоминание

"Роль концертмейстера в работе над вокальным репертуаром"


Автор: Казённова Янина Евгеньевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль концертмейстера в работе над вокальным репертуаром"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Я.Е.Казённова

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ НАД ВОКАЛЬНЫМ

РЕПЕРТУАРОМ

«Мы – работники невидимого фронта…»

(Левон Оганезов)

Творческий альянс «певец – концертмейстер» существует несколько

тысяч лет. Как только были изобретены первые музыкальные инструменты,

человек старался сопровождать музыкой не только свои танцы, но и свое

пение.

С

годами

функциональное

значение

концертмейстера

трансформировалось, приобрело новые формы.

В наши дни музыкальные представления и вкусы слушателей

разнообразны, иногда банальны, но упрекнуть современного человека в

недостатке музыкальных представлений нельзя. Музыка окружает человека

повсеместно: на отдыхе, в транспорте, в телефонах и во всевозможных

гаджетах. Представить такого «умудренного» слушателя на концерте

вокальной музыки без сопровождения (acapella) трудно. Любой музыкальный

инструмент

придает

звучанию

голоса

большую

значимость

и

выразительность, помогает в раскрытии образа, характера произведения,

подчеркивает ритмическую пульсацию музыкального материала.

На современном этапе развития музыкального исполнительского

искусства

встает

вопрос

целесообразности

использования

в

качестве

концертмейстера человека. Компьютерные технологии позволяют заменить

звучание одного инструмента на целый оркестр. Запись с музыкальным

сопровождением всегда может быть под рукой, позволяя певцу быть

мобильным и универсальным в современном активном жизненном потоке.

Но…машина всегда останется машиной, а человек всегда может позволить

себе стать чем-то большим….

Пианист помогает певцу при разучивании репертуара, нередко, и при

выборе произведений, сопровождает во время концертного выступления. В

образовательном процессе концертмейстер, также, берет на себя функцию

иллюстратора, воспитателя, использует различные педагогические приемы и

технологии, разделяя с преподавателем по вокалу ответственность за рост

будущего музыканта.

В оперном театре концертмейстер является правой рукой дирижера и

режиссера,

и

«родной

мамой»

для

вокалистов.

Именно

с

концертмейстером режиссер обсуждает концепцию постановки, дирижер –

темпы, динамические оттенки всего музыкального материала. Лишь после

этой подготовительной работы концертмейстер встречается с певцами. В

конечном итоге, результат именно этого этапа кропотливой работы вокалиста

с

пианистом

зритель

услышит

на

сцене.

Недаром

опытным

концертмейстерамведущих оперных театров покланяются. Прекрасного

пианиста

Давида

Михайловича

Лернера

кроме

как

«легендарный

концертмейстер» не называли. Его приглашали в жюри на вокальные

конкурсы, к нему приходили за советом не только начинающие вокалисты,

но и вполне состоявшиеся певцы с многотысячными контрактами в оперных

театрах мира.

Звезда отечественной и мировой оперной сцены Зураб Соткилава так

отзывался о степени взаимодействия музыкантов в программе Лилии

Виноградовой в студии радио «Орфей»: «Певец и концертмейстер – это одно

целое. Вместе они показывают то, что написано композитором. Прежде чем

выйти

певцу

на

сцену,

этому

предшествует

большая

работа

с

концертмейстером. С Важей Николаевичем Чачавой мне повезло – потому

что, если я полюбил камерную музыку, то лишь благодаря ему. Я был совсем

молодой и мне нравились только оперы, где можно было покричать и

выразить свои эмоции. Он ко мне однажды подошел и предложил заняться

камерной музыкой, на что я ответил отказом. Но когда меня пригласили

участвовать в Конкурсе Чайковского, и мы стали вместе с ним готовить

романсы Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Штрауса и других,

я вдруг вошел во вкус. Важу Николаевича Чачаву я считаю своим

вдохновителем в камерной музыке. Впоследствии мы вместе очень много

пели…»

Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом не всегда легко,

но нужен еще контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе

концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист

должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и

ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности,

тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, юные в особенности, ждут

от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и

человеческой чуткости.

При поиске «своего» концертмейстера вокалист не застрахован от

ошибок и негативного опыта. Если же подобная встреча состоялась, то

творческие результаты такого «единения» порадуют самого придирчивого

слушателя.

Мы знаем примеры длительного сотрудничества певцов

с

вокалистами. Такие отношения перерастают из простого сотрудничества в

настоящую дружбу родственных душ. Иосиф Кобзон устроил праздник для

своего бессменного концертмейстера Народного артиста РФ Алексея

Евсюкова в честь 60-летия пианиста и 30-летия их совместной деятельности.

Концерт начался с того, что зрители вереницей потянулись к сцене с

внушительными букетами. На протяжении всего мероприятия рояль утопал

в цветах…

Являясь помощником певца на сцене, концертмейстер зачастую

становиться

помощником

вокалиста-педагога

и

в

образовательной

деятельности. В данном случае он не только учит с учеником репертуар, но и

помогает

ему

усваивать

указания

педагога.

Чем

больше

работает

концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается

между ними взаимопонимание, даже «рабочая терминология» у

них

становится общая. Концертмейстеру на уроке надо быть в подтянутом,

творческом состоянии, благожелательно и добросовестно заниматься с

любым учеником-вокалистом, независимо от его способностей.

В

последние

годы

профессия

«концертмейстер»

для

молодых

музыкантов не является привлекательной. Лучшие пианисты выпускаются из

ведущих музыкальных вузов страны, покидают пределы России, становятся

сольными исполнителями, не считают достойным этот не всегда легкий труд.

В связи со сложившимся «дефицитом» концертмейстеров, усилился интерес

к этой профессии среди средств массовой информации.

Радио «Орфей»

представило

цикл

программ

«Концертмейстер.

Мастер

концерта»,

посвященный профессии концертмейстера. Герои передач – выдающиеся

концертмейстеры прошлого и современности.

Гостями передач были:

известный концертмейстер и продюсер, директор Московского театра «Новая

опера», а также основатель Арт-проекта «Тенора XХI века» Дмитрий

Сибирцев; солист Большого театра и лауреат международных конкурсов

Максим Пастер; солист Московского театра «Геликон-опера» Михаил

Давыдов; пианист и профессор Парижской консерватории, концертмейстер

Максима

Венгерова

Итамар

Голан;

концертмейстер

Московской

Государственной консерватории имени П.И. Чайковского Татьяна Федосеева

и др. Эти музыканты на первый взгляд играют роль второго плана, однако на

самом деле именно их высокое искусство позволяет солистам добиваться

большого успеха.



В раздел образования