Автор: Наталья Николаевна Востокова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Архангельский торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности
Тема: Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности
Осуществление правового воспитания студентов колледжа на
современном этапе является одной из приоритетных задач государства.
Правовое воспитание играет
огромную
роль,
ведь
стимулирование
правопослушного поведения направлено, в первую очередь, на обеспечение
законности и развитие Российской Федерации как правового государства.
Роль педагога при осуществлении правового воспитания студентов очень
значительна. Осуществление преподавателем организации и управления
учебным
процессом
при
использовании
диалога
реализует
также
собственные личностные
студентов. Правовое воспитание неразрывно
связано с гражданским воспитанием личности.
Под
гражданским
воспитанием
сегодня
понимается
стихийное
и произвольное
(продуманное)
воздействие
семьи,
государственных,
образовательных и других структур гражданского общества на личность
студента. Такое воспитание преследует вполне определенную цель —
добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими
гражданами своей страны. Результатом гражданского воспитания студентов
должна
стать
их
готовность
к осуществлению
прав
и реализации
обязанностей гражданина. Первостепенное место в формировании данного
компонента
принадлежит
всему
комплексу
социально-гуманитарных
дисциплин —философии,
социологии,
политологии,
культурологии,
правоведению,
психологии
и т. д..
К сожалению,
в учебных
планах
современных уч. заведений отсутствует такая важная дисциплина как
логика.
Представляется важным, чтобы в студенческие годы молодые люди
приобретали необходимые умения и навыки в сфере общественной жизни,
осваивали процедуры гражданского общества.
Патриотическое воспитание. Воспитательную работу в этом направлении
необходимо вести с учетом того, что за последние годы содержание понятия
«патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его
понимании новыми поколениями.
Патриотическое
воспитание
сегодня —
это
систематическая
и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Формирование
правосознания
студента —
сложный
и длительный
процесс, требующий творческого подхода, готовности, желания и умения
всех
и каждого
бороться
за
укрепление
общественной
дисциплины
и правопорядка
в обществе,
за
искоренение
негативных
явлений
в
общественной жизни. Таким образом, правовое воспитание представляет
собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на
молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры.
Такое воспитание может также осуществляться во внеаудиторное время
(беседы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, институты правовых
познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на правовые темы,
встречи с работниками суда и прокуратуры, проведение собраний в группах с
обсуждением поведения правонарушителей-студентов.).
Правовое воспитание студентов является систематическим и поэтапным
воспитательным воздействием на студентов в области стимулирования
правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и
свобод.
Тест для студентов
Правосознание, правовая культура и правовое воспитание
1. Дополните:
Совокупность элементов, образующих
правовоспитательный процесс, называется *** правового
воспитания.
2. Установите логическую последовательность понятий
из сферы правовоспитательного процесса:
Нормативно-правовой акт
Беседа
Воспитатели
Воспитуемые
3. Установите логическую последовательность понятий в
порядке возрастания значения для укрепления
правопорядка:
Уважение к праву
Знание правовых предписаний
Правовая активность
Правовое регулирование
4. Подберите правильный ответ:
Правовое воспитание не распространяется на:
1. Должностных лиц – руководителей государственных
органов
2. Законопослушных граждан
3. Студентов технических вузов
4. Правонарушителей
5. Душевнобольных
5. Определите соответствие понятий и элементов их
содержания в сфере процесса правового воспитания:
1. Формы
2. Средства
3. Методы
Кино, театр, газеты, тексты законов
Профессиональное образование, воспитание
правонарушителей
Реализация права
Правонарушение
Поощрение
6. Установите соответствие между правовыми
понятиями и элементами правового воспитания:
1. Субъекты
2. Объекты
3. Правовоспитательные мероприятия
4. Предметы
Воспитуемые и их сознание
Воспитатели
Формы, средства, методы
7. Подберите правильный ответ:
Совокупность взглядов, эмоций, чувств и т. п.,
выражающих отношение людей к праву действовавшему,
действующему и желаемому, – это:
1. Правосознание
2. Правовая культура
3. Правовая психология
4. Правовое воспитание
8. Установите соответствие между понятиями и их
видами:
1. Правосознание
2. Правовая культура
3. Правовое воспитание
4. Деформация правосознания
Обыденное, профессиональное, научное
Общества, социальной группы, личности
Правовая пропаганда, правовое обучение,
самовоспитание
Правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой
фетишизм
9. Дополните:
*** есть исторически развивающаяся мера освоения и
использования накопленных правовых ценностей.
10. Подберите правильный ответ:
Отрицание необходимости существования права,
осознанное и волевое игнорирование правовых предписаний
– это:
1. Правовой дилетантизм
2. Правовая демагогия
3. Правовой идеализм
4. Правовой фетишизм
5. Правовой нигилизм
Правомерное поведение и правонарушения
1. Подберите правильный ответ:
Социально значимое поведение людей, предусмотренное нормами права и
влекущее юридические последствия, – это:
1.
Правомерное поведение
2.
Правонарушение
3.
Объективно-противоправное поведение
4.
Правовое поведение
5.
Злоупотребление правом
6.
Правильных ответов нет
2. Подберите правильный ответ:
Основные черты, присущие правомерному поведению:
1.
Общественная полезность
2.
Массовость
3.
Сознательность
4.
Не запрещенность нормами права
3. Дополните:
*** поведение характеризуется особым пограничным состоянием личности,
обладающей предрасположенностью к совершению правонарушений, но
единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания.
4. Подберите правильный ответ:
Поведение, которое характеризуется приспособленчеством к
обстоятельствам или к окружающей среде, отсутствием собственных
позиций, принятием существующего порядка без попыток воздействия на
него, называется:
1.
Маргинальное
2.
Пассивное
3.
Стереотипное
4.
Конформистское
5. Дополните:
Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные
посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные
отношения являются ***.
6. Дополните:
Фактическим основанием для наступления юридической ответственности
является ***.
7. Дополните:
Правовая норма права является *** основанием наступления юридической
ответственности.
8. Дополните:
При объяснении причин правонарушений необходимо исходить из ***
социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в
выборе варианта поведения.
9. Подберите правильный ответ:
Отрицательные обстоятельства ситуативного характера, возникающие в
определенных ситуациях и выступающие толчком, побудительным фактором
для действия причины правонарушения, – это:
1.
Мотив
2.
Мотивация
3.
Условия
4.
Повод
10. Дополните:
Нежелание лица законными способами и средствами осуществлять свои
потребности, интересы и желания – это *** совершения правонарушения.
Тема: Юридическая ответственность
1. Дополните:
Юридическая ответственность в *** аспекте – это осознание личностью
собственного долга перед обществом и другими людьми.
2. Дополните:
*** ответственность представляет собой обязанность правонарушителя
претерпевать определ енные неблагоприятные последствия.
3. Установите соответствие между видами мер государственного
принуждения и соответствующими им примерами:
1. Мера юридической ответственности
2. Мера пресечения
3. Мера предупреждения
Досмотр
Штраф
Задержание
4. Установите соответствие правовых понятий и их характерных признаков
1. Норма права
2. Правонарушение
3. Обязанность
4. Лишения
5. Освобождение
6. Исключение
Штраф
Невменяемость
Необходимость
Проступок
Запрещение
Деятельное раскаяние
5. Соответствие наказаний видам юридической ответственности:
1. Уголовная
2. Административная
3. Гражданско-правовая
4. Дисциплинарная
5. Безнравственность
Внутренний распорядок
Моральные нормы
Неисполнение договора
Лишение специальных прав
Приговор суда
6. Подберите правильный ответ:
К уголовной ответственности можно привлечь за совершение:
1.
Любого нарушения личных прав
2.
Гражданско-правового деликта
3.
Группового нарушения административных правил
4.
Деяния, предусмотренного уголовным законом
7. Подберите правильный ответ:
Целями юридической ответственности являются:
1.
Ответственность за виновные деяния
2.
Соответствие тяжести правонарушения и наказания за него
3.
Восстановление социальной справедливости
4.
Защита правопорядка
5.
Наказание правонарушителей
8. Подберите правильный ответ:
Основные функции юридической ответственности:
1.
Гуманистическая и воспитательная
2.
Карательная и компенсационная
3.
Статическая и динамическая
4.
Правоохранительная и социальная
9. Дополните:
Юридическая ответственность всегда носит ***, а не частный характер,
поскольку именно государство призвано охранять существующий правопорядок
в обществе и привлекать правонарушителей к ответственности.
10. Подберите правильный ответ:
По содержанию санкций выделяют следующие виды юридической
ответственности:
1.
Судебную и административную
2.
Штрафную и правовосстановительную
3.
Уголовно-правовую, гражданско-правовую и др.
11. Подберите правильный ответ:
При каком виде ответственности лицо может добровольно без
вмешательства государства возместить причиненный ущерб:
1.
Правовосстановительной
2.
Карательной
3.
Административной
12. Дополните:
В случае возмещения вреда, причиненного лицу незаконными действиями
(бездействием) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53
Конституции РФ), последние выступают субъектами *** ответственности.
13. Дополните:
Под основанием *** от юридической ответственности понимаются
юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в
силу норм права снимается обязанность претерпевать меры
государственного принудительного воздействия за совершенное
правонарушение.
14. Подберите правильный ответ:
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния, из
нижеперечисленных относятся:
1.
Необходимая оборона
2.
Крайняя необходимость
3.
Обоснованный риск
4.
Истечение сроков давности
5.
Малозначительность деяния
6.
Физическое или психическое принуждение