Напоминание

Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности


Автор: Наталья Николаевна Востокова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Архангельский торгово-экономический колледж"
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности
Тема: Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Правовое воспитание студентов в процессе учебной деятельности

Осуществление правового воспитания студентов колледжа на

современном этапе является одной из приоритетных задач государства.

Правовое воспитание играет

огромную

роль,

ведь

стимулирование

правопослушного поведения направлено, в первую очередь, на обеспечение

законности и развитие Российской Федерации как правового государства.

Роль педагога при осуществлении правового воспитания студентов очень

значительна. Осуществление преподавателем организации и управления

учебным

процессом

при

использовании

диалога

реализует

также

собственные личностные

студентов. Правовое воспитание неразрывно

связано с гражданским воспитанием личности.

Под

гражданским

воспитанием

сегодня

понимается

стихийное

и произвольное

(продуманное)

воздействие

семьи,

государственных,

образовательных и других структур гражданского общества на личность

студента. Такое воспитание преследует вполне определенную цель —

добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими

гражданами своей страны. Результатом гражданского воспитания студентов

должна

стать

их

готовность

к осуществлению

прав

и реализации

обязанностей гражданина. Первостепенное место в формировании данного

компонента

принадлежит

всему

комплексу

социально-гуманитарных

дисциплин —философии,

социологии,

политологии,

культурологии,

правоведению,

психологии

и т. д..

К сожалению,

в учебных

планах

современных уч. заведений отсутствует такая важная дисциплина как

логика.

Представляется важным, чтобы в студенческие годы молодые люди

приобретали необходимые умения и навыки в сфере общественной жизни,

осваивали процедуры гражданского общества.

Патриотическое воспитание. Воспитательную работу в этом направлении

необходимо вести с учетом того, что за последние годы содержание понятия

«патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его

понимании новыми поколениями.

Патриотическое

воспитание

сегодня —

это

систематическая

и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности

к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Формирование

правосознания

студента

сложный

и длительный

процесс, требующий творческого подхода, готовности, желания и умения

всех

и каждого

бороться

за

укрепление

общественной

дисциплины

и правопорядка

в обществе,

за

искоренение

негативных

явлений

в

общественной жизни. Таким образом, правовое воспитание представляет

собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на

молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры.

Такое воспитание может также осуществляться во внеаудиторное время

(беседы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, институты правовых

познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на правовые темы,

встречи с работниками суда и прокуратуры, проведение собраний в группах с

обсуждением поведения правонарушителей-студентов.).

Правовое воспитание студентов является систематическим и поэтапным

воспитательным воздействием на студентов в области стимулирования

правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и

свобод.

Тест для студентов

Правосознание, правовая культура и правовое воспитание

1. Дополните:

Совокупность элементов, образующих

правовоспитательный процесс, называется *** правового

воспитания.

2. Установите логическую последовательность понятий

из сферы правовоспитательного процесса:

Нормативно-правовой акт

Беседа

Воспитатели

Воспитуемые

3. Установите логическую последовательность понятий в

порядке возрастания значения для укрепления

правопорядка:

Уважение к праву

Знание правовых предписаний

Правовая активность

Правовое регулирование

4. Подберите правильный ответ:

Правовое воспитание не распространяется на:

1. Должностных лиц – руководителей государственных

органов

2. Законопослушных граждан

3. Студентов технических вузов

4. Правонарушителей

5. Душевнобольных

5. Определите соответствие понятий и элементов их

содержания в сфере процесса правового воспитания:

1. Формы

2. Средства

3. Методы

Кино, театр, газеты, тексты законов

Профессиональное образование, воспитание

правонарушителей

Реализация права

Правонарушение

Поощрение

6. Установите соответствие между правовыми

понятиями и элементами правового воспитания:

1. Субъекты

2. Объекты

3. Правовоспитательные мероприятия

4. Предметы

Воспитуемые и их сознание

Воспитатели

Формы, средства, методы

7. Подберите правильный ответ:

Совокупность взглядов, эмоций, чувств и т. п.,

выражающих отношение людей к праву действовавшему,

действующему и желаемому, – это:

1. Правосознание

2. Правовая культура

3. Правовая психология

4. Правовое воспитание

8. Установите соответствие между понятиями и их

видами:

1. Правосознание

2. Правовая культура

3. Правовое воспитание

4. Деформация правосознания

Обыденное, профессиональное, научное

Общества, социальной группы, личности

Правовая пропаганда, правовое обучение,

самовоспитание

Правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой

фетишизм

9. Дополните:

*** есть исторически развивающаяся мера освоения и

использования накопленных правовых ценностей.

10. Подберите правильный ответ:

Отрицание необходимости существования права,

осознанное и волевое игнорирование правовых предписаний

– это:

1. Правовой дилетантизм

2. Правовая демагогия

3. Правовой идеализм

4. Правовой фетишизм

5. Правовой нигилизм

Правомерное поведение и правонарушения

1. Подберите правильный ответ:

Социально значимое поведение людей, предусмотренное нормами права и

влекущее юридические последствия, – это:

1.

Правомерное поведение

2.

Правонарушение

3.

Объективно-противоправное поведение

4.

Правовое поведение

5.

Злоупотребление правом

6.

Правильных ответов нет

2. Подберите правильный ответ:

Основные черты, присущие правомерному поведению:

1.

Общественная полезность

2.

Массовость

3.

Сознательность

4.

Не запрещенность нормами права

3. Дополните:

*** поведение характеризуется особым пограничным состоянием личности,

обладающей предрасположенностью к совершению правонарушений, но

единственным сдерживающим мотивом служит угроза наказания.

4. Подберите правильный ответ:

Поведение, которое характеризуется приспособленчеством к

обстоятельствам или к окружающей среде, отсутствием собственных

позиций, принятием существующего порядка без попыток воздействия на

него, называется:

1.

Маргинальное

2.

Пассивное

3.

Стереотипное

4.

Конформистское

5. Дополните:

Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные

посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные

отношения являются ***.

6. Дополните:

Фактическим основанием для наступления юридической ответственности

является ***.

7. Дополните:

Правовая норма права является *** основанием наступления юридической

ответственности.

8. Дополните:

При объяснении причин правонарушений необходимо исходить из ***

социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в

выборе варианта поведения.

9. Подберите правильный ответ:

Отрицательные обстоятельства ситуативного характера, возникающие в

определенных ситуациях и выступающие толчком, побудительным фактором

для действия причины правонарушения, – это:

1.

Мотив

2.

Мотивация

3.

Условия

4.

Повод

10. Дополните:

Нежелание лица законными способами и средствами осуществлять свои

потребности, интересы и желания – это *** совершения правонарушения.

Тема: Юридическая ответственность

1. Дополните:

Юридическая ответственность в *** аспекте – это осознание личностью

собственного долга перед обществом и другими людьми.

2. Дополните:

*** ответственность представляет собой обязанность правонарушителя

претерпевать определ енные неблагоприятные последствия.

3. Установите соответствие между видами мер государственного

принуждения и соответствующими им примерами:

1. Мера юридической ответственности

2. Мера пресечения

3. Мера предупреждения

Досмотр

Штраф

Задержание

4. Установите соответствие правовых понятий и их характерных признаков

1. Норма права

2. Правонарушение

3. Обязанность

4. Лишения

5. Освобождение

6. Исключение

Штраф

Невменяемость

Необходимость

Проступок

Запрещение

Деятельное раскаяние

5. Соответствие наказаний видам юридической ответственности:

1. Уголовная

2. Административная

3. Гражданско-правовая

4. Дисциплинарная

5. Безнравственность

Внутренний распорядок

Моральные нормы

Неисполнение договора

Лишение специальных прав

Приговор суда

6. Подберите правильный ответ:

К уголовной ответственности можно привлечь за совершение:

1.

Любого нарушения личных прав

2.

Гражданско-правового деликта

3.

Группового нарушения административных правил

4.

Деяния, предусмотренного уголовным законом

7. Подберите правильный ответ:

Целями юридической ответственности являются:

1.

Ответственность за виновные деяния

2.

Соответствие тяжести правонарушения и наказания за него

3.

Восстановление социальной справедливости

4.

Защита правопорядка

5.

Наказание правонарушителей

8. Подберите правильный ответ:

Основные функции юридической ответственности:

1.

Гуманистическая и воспитательная

2.

Карательная и компенсационная

3.

Статическая и динамическая

4.

Правоохранительная и социальная

9. Дополните:

Юридическая ответственность всегда носит ***, а не частный характер,

поскольку именно государство призвано охранять существующий правопорядок

в обществе и привлекать правонарушителей к ответственности.

10. Подберите правильный ответ:

По содержанию санкций выделяют следующие виды юридической

ответственности:

1.

Судебную и административную

2.

Штрафную и правовосстановительную

3.

Уголовно-правовую, гражданско-правовую и др.

11. Подберите правильный ответ:

При каком виде ответственности лицо может добровольно без

вмешательства государства возместить причиненный ущерб:

1.

Правовосстановительной

2.

Карательной

3.

Административной

12. Дополните:

В случае возмещения вреда, причиненного лицу незаконными действиями

(бездействием) органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53

Конституции РФ), последние выступают субъектами *** ответственности.

13. Дополните:

Под основанием *** от юридической ответственности понимаются

юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в

силу норм права снимается обязанность претерпевать меры

государственного принудительного воздействия за совершенное

правонарушение.

14. Подберите правильный ответ:

К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния, из

нижеперечисленных относятся:

1.

Необходимая оборона

2.

Крайняя необходимость

3.

Обоснованный риск

4.

Истечение сроков давности

5.

Малозначительность деяния

6.

Физическое или психическое принуждение



В раздел образования