Напоминание

Дневник практических занятий. Анатомия и физиология человека. Общая характеристика скелета человека.


Автор: Караханян Кристина Гроевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ МК 5
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дневник практических занятий. Анатомия и физиология человека. Общая характеристика скелета человека.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОП №1

ДНЕВНИК

практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

студентки (а) I курса группы _____

_______________________________

Фамилия, Имя

специальность 31.02.01 «Сестринское дело»

Место проведения занятий: кабинет анатомии и физиологии человека

Преподаватель: Караханян К.Г.

Москва, 2024 г.

Практическое занятие № 2.

Тема: Общая характеристика скелета. Изучение препаратов костей черепа. Соединение костей черепа.

Дата ___________

Цель: изучение строения кости как органа, виды соединения костей; изучение костей черепа и видов соединения костей

черепа.

Оснащение: скелет человека, отдельные кости черепа, череп в целом, таблицы «Кости и их соединения», презентация по

теме.

После выполнения практической работы студент

должен уметь:

- называть на костных препаратах составные части костей;

- распознавать кости черепа, виды их соединения.

должен знать:

- строение и функции костей;

- виды соединения костей;

- кости мозгового и лицевого отдела черепа;

- возрастные и половые особенности черепа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:

1. Состав кости как органа.

2. Каковы функции скелета?

3. За счет каких образований осуществляется рост кости в длину и ширину?

4. Перечислите виды костей.

5. Назовите основные виды соединения костей.

6. Латинское название черепа.

7. Назовите и покажите на наглядных пособиях кости лицевого отдела черепа.

8. Назовите и покажите на наглядных пособиях кости мозгового отдела черепа.

9. Назовите виды соединения костей черепа.

10. Каково значение скелета головы?

II. Самостоятельная работа студентов.

1. Из списка, предложенного ниже, выберите:

а) длинные трубчатые кости: ________________________________________________________,

б) короткие трубчатые кости: ________________________________________________________,

в) плоские кости: __________________________________________________________________,

г) смешанные кости: _______________________________________________________________,

д) воздухоносные кости: ____________________________________________________________,

е) губчатые кости: _________________________________________________________________

Список: ребра, берцовая кость, лопатка, позвонки, фаланги пальцев, плечевая кость, лобная кость, грудина, кости

предплюсны, тазовая кость, верхняя челюсть, кости запястья, лопатка.

2. Изучите виды соединения костей и сделайте подписи к рисунку.

1-

_____________________________ 6 - _________________________________

2-

_____________________________ 7 - _________________________________

3-

_____________________________ 8 - _________________________________

4-

_____________________________ 9 - _________________________________

5-

_____________________________ 10 - ________________________________

3. Череп -

Перечислите на русском и латинском языках кости

черепа и выделить их на рисунке цветом:

А. Мозговой череп.

Б. Лицевой череп.

В. Височно-нижнечелюстной сустав (обозначьте и

опишите особенности строения).

Движения, выполняемые в данном суставе:

4. Обозначьте кости образующие полости и вместилища для органов чувств.

А. Глазница –

Перечислите кости образующие глазницу (выделите цветом и порядковым

номером):

Какой орган чувств располагается в глазнице –

Б. Полость носа –

Перечислите кости образующие полость носа (выделите цветом и порядковым

номером):

Какой орган чувств располагается в полости носа –

В. Полость рта –

Перечислите кости образующие полость рта (выделите цветом и порядковым

номером):

Какой орган чувств располагается в полости рта –

5. Околоносовые пазухи.

Определите месторасположение околоносовых пазух и выделите их на

схеме цветом:

1 –

2 –

3 –

4 -

Какую функцию выполняют пазухи, синусы?

Дайте определение синусита -

6. Клиновидная кость (вид сверху) –

Обозначьте основные структуры клиновидной кости, отметьте какие

нервы и сосуды проходят в её отверстиях:

1 –

2 –

3 –

4 -

5 -

6 -

7 –

8 -

7. Височная кость -

Обозначьте цветом части височной кости:

Каменистая часть (пирамида) – синий

Чешуйчатая часть – красный

Барабанная часть – зеленый

В пирамиде височной кости располагаются органы чувств –

Какие три канала проходят внутри височной кости –

8. Oснование черепа.

Внутренне основание черепа.

Наружное основание черепа.

Обозначьте отверстия, назовите какие сосуды и нервы в них

проходят:

3 -

6 -

7 -

8 -

11 -

12 -

13 -

16 -

18 -

23 -

27 –

Обозначьте отверстия, назовите какие сосуды и нервы в них

проходят:

1 -

9 -

11 -

13 –

21 -

24 –

9. Возрастные особенности черепа новорожденного.

Череп новорожденного А (вид сбоку), Б (вид сверху).

Определите название родничков и ответьте, к какому возрасту каждый из

родничков должен закрыться (отметить цветом):

1 –

2 –

3 –

4 -

К какому типу соединений относятся швы черепа –

В мозговом черепе швы –

В лицевом черепе швы –

В каком возрасте происходит сращение черепных швов?

10. Выполните задания тестового контроля.

1. К костям лицевого черепа относится:

1) нёбная кость; 3) теменная кость;

2) лобная кость; 4) клиновидная кость.

2. Роднички черепа полностью зарастают:

1) к 1-му месяцу жизни; 3) к 12-му месяцу;

2) к 6-му месяцу; 4) на втором году жизни.

3. Глабелла находится:

1) на затылочной кости; 3) на скуловой кости;

2) на теменной кости; 4) на лобной кости.

4. Венечный шов соединяет:

1) височную и теменную кости;

2) затылочную и клиновидную кости;

3) теменную и лобную кости;

4) верхнюю челюсть и носовую кости.

5. Передняя черепная ямка образована:

1) височными костями;

2) теменной и затылочной костями;

3) сошником и нёбными костями;

4) лобной и клиновидной костями.

6. Отдельной костью представлена:

1) верхняя носовая раковина;

2) нижняя носовая раковина;

3) средняя носовая раковина;

4) носовая перегородка.

7. Скат образуют:

1) лобная и решетчатая кости;

2) височная и скуловая кости;

3) затылочная и клиновидная кости;

4) верхняя челюсть и скуловая кости.

11. Разгадайте кроссворд.

1. Парные, наиболее крупные кости лицевого отдела

черепа.

2. Непарная кость мозгового отдела черепа.

3. Нижняя подвижная часть черепа.

4. Одна из непарных костей мозгового отдела черепа.

5. Одна из парных наиболее крупных костей лицевого

отдела черепа.

6. Парные кости мозгового отдела черепа.

7. Один из отделов черепа.

8. Парные кости мозгового отдела черепа.

9. Отдел черепа.

10. Парные кости лицевого отдела черепа.

11. Парные кости лицевого отдела черепа.

12. Кость, расположенная на шее.

13. Череп.

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________

Подпись преподавателя __________

Практическое занятие № 2.

Тема: Общая характеристика скелета. Изучение препаратов костей черепа. Соединение костей черепа.

Дата ___________

Цель: изучение строения кости как органа, виды соединения костей; изучение костей черепа и видов соединения костей

черепа.

Оснащение: скелет человека, отдельные кости черепа, череп в целом, таблицы «Кости и их соединения», презентация по

теме.

После выполнения практической работы студент

должен уметь:

- называть на костных препаратах составные части костей;

- распознавать кости черепа, виды их соединения.

должен знать:

- строение и функции костей;

- виды соединения костей;

- кости мозгового и лицевого отдела черепа;

- возрастные и половые особенности черепа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Ответьте на вопросы входного контроля знаний:

1. Состав кости как органа.

2. Каковы функции скелета?

3. За счет каких образований осуществляется рост кости в длину и ширину?

4. Перечислите виды костей.

5. Назовите основные виды соединения костей.

6. Латинское название черепа.

7. Назовите и покажите на наглядных пособиях кости лицевого отдела черепа.

8. Назовите и покажите на наглядных пособиях кости мозгового отдела черепа.

9. Назовите виды соединения костей черепа.

10. Каково значение скелета головы?

II. Самостоятельная работа студентов.

1. Из списка, предложенного ниже, выберите:

а) длинные трубчатые кости: ________________________________________________________,

б) короткие трубчатые кости: ________________________________________________________,

в) плоские кости: __________________________________________________________________,

г) смешанные кости: _______________________________________________________________,

д) воздухоносные кости: ____________________________________________________________,

е) губчатые кости: _________________________________________________________________

Список: ребра, берцовая кость, лопатка, позвонки, фаланги пальцев, плечевая кость, лобная кость, грудина, кости

предплюсны, тазовая кость, верхняя челюсть, кости запястья, лопатка.

2. Изучите виды соединения костей и сделайте подписи к рисунку.

6-

_____________________________ 6 - _________________________________

7-

_____________________________ 7 - _________________________________

8-

_____________________________ 8 - _________________________________

9-

_____________________________ 9 - _________________________________

10-

_____________________________ 10 - ________________________________

3. Череп -

Перечислите на русском и латинском языках кости

черепа и выделить их на рисунке цветом:

А. Мозговой череп.

Б. Лицевой череп.

В. Височно-нижнечелюстной сустав (обозначьте и

опишите особенности строения).

Движения, выполняемые в данном суставе:

4. Обозначьте кости образующие полости и вместилища для органов чувств.

А. Глазница –

Перечислите кости образующие глазницу (выделите цветом и порядковым

номером):

Какой орган чувств располагается в глазнице –

Б. Полость носа –

Перечислите кости образующие полость носа (выделите цветом и порядковым

номером):

Какой орган чувств располагается в полости носа –

В. Полость рта –

Перечислите кости образующие полость рта (выделите цветом и порядковым

номером):

Какой орган чувств располагается в полости рта –

5. Околоносовые пазухи.

Определите месторасположение околоносовых пазух и выделите их на

схеме цветом:

1 –

2 –

3 –

4 -

Какую функцию выполняют пазухи, синусы?

Дайте определение синусита -

6. Клиновидная кость (вид сверху) –

Обозначьте основные структуры клиновидной кости, отметьте какие

нервы и сосуды проходят в её отверстиях:

1 –

2 –

3 –

4 -

5 -

6 -

7 –

8 -

7. Височная кость -

Обозначьте цветом части височной кости:

Каменистая часть (пирамида) – синий

Чешуйчатая часть – красный

Барабанная часть – зеленый

В пирамиде височной кости располагаются органы чувств –

Какие три канала проходят внутри височной кости –

8. Oснование черепа.

Внутренне основание черепа.

Наружное основание черепа.

Обозначьте отверстия, назовите какие сосуды и нервы в них

проходят:

3 -

6 -

Обозначьте отверстия, назовите какие сосуды и нервы в них

проходят:

1 -

9 -

7 -

8 -

11 -

12 -

13 -

16 -

18 -

23 -

27 –

11 -

13 –

21 -

25 –

9. Возрастные особенности черепа новорожденного.

Череп новорожденного А (вид сбоку), Б (вид сверху).

Определите название родничков и ответьте, к какому возрасту каждый из

родничков должен закрыться (отметить цветом):

1 –

2 –

3 –

4 -

К какому типу соединений относятся швы черепа –

В мозговом черепе швы –

В лицевом черепе швы –

В каком возрасте происходит сращение черепных швов?

10. Выполните задания тестового контроля.

1. К костям лицевого черепа относится:

1) нёбная кость; 3) теменная кость;

2) лобная кость; 4) клиновидная кость.

2. Роднички черепа полностью зарастают:

1) к 1-му месяцу жизни; 3) к 12-му месяцу;

2) к 6-му месяцу; 4) на втором году жизни.

3. Глабелла находится:

1) на затылочной кости; 3) на скуловой кости;

2) на теменной кости; 4) на лобной кости.

4. Венечный шов соединяет:

1) височную и теменную кости;

2) затылочную и клиновидную кости;

3) теменную и лобную кости;

4) верхнюю челюсть и носовую кости.

5. Передняя черепная ямка образована:

1) височными костями;

2) теменной и затылочной костями;

3) сошником и нёбными костями;

4) лобной и клиновидной костями.

6. Отдельной костью представлена:

1) верхняя носовая раковина;

2) нижняя носовая раковина;

3) средняя носовая раковина;

4) носовая перегородка.

7. Скат образуют:

1) лобная и решетчатая кости;

2) височная и скуловая кости;

3) затылочная и клиновидная кости;

4) верхняя челюсть и скуловая кости.

11. Разгадайте кроссворд.

1. Парные, наиболее крупные кости лицевого отдела

черепа.

2. Непарная кость мозгового отдела черепа.

3. Нижняя подвижная часть черепа.

4. Одна из непарных костей мозгового отдела черепа.

5. Одна из парных наиболее крупных костей лицевого

отдела черепа.

6. Парные кости мозгового отдела черепа.

7. Один из отделов черепа.

8. Парные кости мозгового отдела черепа.

9. Отдел черепа.

10. Парные кости лицевого отдела черепа.

11. Парные кости лицевого отдела черепа.

12. Кость, расположенная на шее.

13. Череп.

Выводы:

_______________________________________________________________

_____________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________

Оценка _________

Подпись преподавателя __________



В раздел образования