Автор: Эккерт Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Карасукский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Карасук, Новосибирской области
Наименование материала: Мастер -класс
Тема: «Проектная деятельность студентов как средство сохранения семейных традиций»
Раздел: среднее профессиональное
Мастер -класс «Проектная деятельность студентов как средство сохранения
семейных традиций»
Цель: знакомство и распространение педагогического опыта по сохранению семейных
ценностей и традиций в ходе проведения мастер –класса.
Задачи:
помочь запомнить последовательность этапов проектной деятельности;
вспомнить и записать семейные ценности, обсудить их с коллегами;
составить список семейных традиций;
придумать темы для своих будущих проектов по сохранению семейных
ценностей и традиций;
сделать вывод о проделанной работе с использованием кубика Блума;
оценить пользу мастер – класса.
Материалы и оборудование: раздаточный материал: листы А-4, фломастеры, тесьма,
кубик.
Примечания
Ход встречи:
Приветствие.
1-2 минуты
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я работаю преподавателем дошкольных дисциплин и преподаю
разные
дисциплины,
такие
как
«Методическое
обеспечение
образовательного
процесса
в
дошкольной
образовательной
организации» и «Взаимодействие с родителями детей дошкольного
возраста»
В своей работе мы пытаемся интегрировать разные дисциплины. И
вот сегодня я поделюсь с вами опытом реализации технологии
проектной деятельности по сохранению семейных ценностей и
традиций.
Тема сохранения семейных ценностей в этом году оказалась особенно
актуальна,
т.к
Президент
России Владимир
Владимирович
Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Такое решение он
принял, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные
ценности и традиции.
Беседа
5 минут
Что такое семейные традиции?
Семейные традиции – это своеобразные ритуалы, которые
соблюдаются регулярно членами семьи, обычаи и традиции, которые
передаются из поколения в поколение.
1
Совместная уборка в квартире по выходным
Составление родословной или родовая книга и фото рода (в такой
книге можно писать напутствия, обращения к своим потомкам,
благодарность предками, говорить о достижениях каждого)
Читать перед сном всей семьей мудрые книги, притчи, истории
Обсуждать что откликнулось.
Совместный досуг, игра в настольные игры
Вместе посещать храм и молиться за близких. Молитва перед едой
На одни день поменяться местами родителям и детям и дать
младшим право сегодня «быть у руля» (день самоуправления)
Приглашать гостей, готовить пир, угощать
Обучение какому-либо мастерству, рукоделию, которое передается
из поколения в поколение
Семейный чат, в котором состоят много членов семьи из разных
городов. Не забывают поздравлять друг друга с праздниками, и
обмениваются новостями, оказывают поддержку
На новый год писать письма благодарности или планы на
следующий год
Раз в год посещение дорогих сердцу мест, значимых для семьи и т.д
Все эти традиции передают нам родители. Как же работать с
родителями? А начинать эту работу нужно уже с детского сада.
Привлекать в процесс воспитания ребёнка.
Проблема работы с родителями в СПО стоит очень остро. Нам очень
важно сформировать отношения сотрудничества между всеми
субъектами образовательного процесса с целью оптимизации процесса
обучения и развития личности студента.
Некоторые формы работы с родителями в рамках такого
взаимодействия:
- диагностика семейного воспитания для определения воспитательного
потенциала семьи, изучение интеллектуальных и коммуникативных
возможностей семьи,
- привлечение их к процессу образования.
Как это сделать? В нашем колледже организована защита проектных
работ на первых курсах.
2
Вот, например, вы, что знаете о проектной деятельности?
Проектная деятельность - это способ достижения дидактической
цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая
должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектная деятельность в колледже – это особая форма учебной
работы, способствующая воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности
Предлагается организовывать защиту совместно с родителями. Это
поможет налаживать взаимоотношения между педагогами и
родителями, родителями и студентами, между студентами, между
родителями. Зачастую именно родители являются генераторами
выработки тем проектных работ.
Как появляются темы? Спонтанно.
Показ
презентации
«Казахский
национальны
й
праздник
Наурыз»
10 минут
Вот, например. Мы со студентами на практике в детском саду
СЛАЙД 1 В конце марта на практике во время утреннего круга при
обсуждении проведённых выходных, Самира рассказала, как они с
родственниками отмечали праздник Наурыз. Тут же мы во время
беседы выявили проблему: дети подготовительной к школе группы
не знают, что это за праздник и как его отмечают.
Был проведён опрос: «Знают ли дети традиции казахского
национального праздника Наурыз?»
Как вы думаете, сколько детей знали или имели представления о
казахском
национальном
празднике
Наурыз?
(выслушиваете
несколько человек)
СЛАЙД 2. Давайте посмотрим на слайд.
Мы выяснили, что 2 ребёнка (это 10%) знают об этом празднике, т.к
родители вместе с ними были на этом празднике, 3 детей (это 15%)
имеют поверхностные представления об этом празднике, а 13 детей
(это 75%) не имеют представлений о казахском национальном
празднике.
Посмотрите, как мы решили эту проблему.
СЛАЙД 3. Тогда студенты с ребятами решили создать альбом с
3
картинками о традициях этого праздника. Сразу возник вопрос:
поможет ли работа по созданию альбома «Казахский национальный
праздник Наурыз» узнать традиции празднования этого праздника?
Используем теорию трёх вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как
узнать? (где? У кого?)
СЛАЙД 4. Конечно, сразу идём с вопросами к родителям. Перед
встречей с ними мы определили задачи для всех участников
образовательных отношений. На слайде вы можете видеть некоторые
из них.
СЛАЙД 5. Например, дети должны были сами изготовить страницу
для альбома, а затем объединить свою страницу со страницами других
детей для получения общего результата
СЛАЙД 6-7. Родители стали основным источником информации. Одна
из главных задач для них: закреплять представления у детей о том,
что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей и мы
чтим и уважаем их ценности и традиции.
СЛАЙД 8-10. Для педагога задач намного больше. Их вы можете
видеть на слайде. Педагог должен поощрять обсуждение проекта в
кругу сверстников, поддерживать инициативу каждого ребёнка, его
самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать
условия для презентации результата и распространять собственный
педагогический опыт.
СЛАЙД 11. Для реализации проекта всегда необходимы ресурсы:
человеческие,
информационные,
финансовые
и
материально
–
технические.
СЛАЙД 12. Вся работа над созданием альбома проходила в три этапа.
СЛАЙД 13. На подготовительном этапе мы уточнили тему проекта,
поставили цель определили задачи.
СЛАЙД 14. На конференции всех участников проекта распределили
обязанности.
СЛАЙД 15. Основной этап начался с составления календаря дел и
вовлечение родителей в проект самими детьми. Родители с детьми
рассматривали
иллюстрации,
видеофрагменты,
даже
привлекали
родственников и друзей для получения информации.
СЛАЙД 16. Во второй половине дня мы с детьми в основном читали и
играли. Особую популярность получила игра «Тюбетейка»
4
СЛАЙД 17. Родители помогли организовать поездку в краеведческий
музей. Там дети рассматривали казахские предметы быта, их
национальную одежду и даже жилище- юрту.
Каждый день дети приходили с новой информацией и делились ей с
другими
детьми
и
педагогами.
Приносили
множество
разных
фотографий.
СЛАЙД 18. Мы вместе выбрали некоторые фотографии и ребёнок
самостоятельно
изготовил
свою
страницу
для
альбома.
А
руководитель по изобразительной деятельности помог нам сделать
обложку - это была аппликация из предложенных детям иллюстраций.
Когда страницы и обложка были готовы, дети собрали альбом. И он
им очень понравился, т.к. эта был результат их совместного
творчества.
СЛАЙД 19.
Обязательно назначаете место и время презентации
готового продукта проектной деятельности.
Дети с удовольствием рассказали родителям на собрании о своей
работе. Особенно им хотелось поделиться новыми знаниями. Каждый
из них показывал свою страницу и говорил о том, что он хотел здесь
сказать.
СЛАЙД 20. Давайте мы тоже посмотрим на полученный продукт – это
альбом , который называется «Казахский национальный праздник
Наурыз».
СЛАЙД 21. Маша со своей мамой рассказала о национальных блюдах.
Особенно Маше нравится лаваш.
СЛАЙД 22. Оля и её мама даже тюбетейку приносили и рассказывали
о национальных костюмах.
СЛАЙД 23. Вове больше всего понравились национальные игры.
СЛАЙД 24. Настю заинтересовали музыкальные инструменты.
СЛАЙД 25. Влад отметил красоту казахских танцев.
СЛАЙД 24. А Света заметила, что у нас нет такой хорошей традиции
на праздник садить деревья, надо обязательно над этим задуматься.
СЛАЙД 25. Давайте вспомним какие результаты опроса детей были в
начале
проекта.
Как
вы
думаете,
изменились
ли
они
после
проведённой работы? Посмотрим?
СЛАЙД 26. 5 % опрошенных детей не знает традиций праздника–
5
это один ребёнок Данил, он был в отпуске с родителями.
Наш альбом не скреплён, в нём есть ещё место для информации и,
если Данила заинтересует данная тема, он станет автором следующей
страницы.
Изготовление
альбомов
10 минут
Какие темы для проектов могут быть у вас по сохранению семейных
ценностей и традиций?
(«Моя мама- повар». «Родословная».
«Семейные династии». «След войны в нашей семье» и многие другие,
которые имеют взаимосвязь со стандартами СПО.
Что же тогда мы понимаем под семейными ценностями?
Семейные ценности - это чувства, благодаря которым семья
становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри
дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
- А какие семейные ценности вы знаете? Что вы под этим понимаете,
объясните.
1.
поддержка
2.
взаимопонимание
3.
любовь.
4.
забота;
5.
взаимопомощь;
6.
терпение;
7.
верность;
8.
уважение;
9.
сострадание;
10.честность;
11.искренность;
12.доверие.
Запишите это на листочке, учитывая альбомную ориентацию.
У нас с вами получились вот такие книги с семейными ценностями,
они не закончены, их можно продолжать в своих образовательных
организациях на классных часах со студентами, а потом на
родительском собрании выяснить какие семейные ценности есть у
родителей и сравнить их.
6
Беседа
2 минуты
Прежде чем приступать к использованию в своей работе технологии
проектной деятельности, необходимо её более подробно изучить.
проект - это "пять П":
1. проблема
2.проектирование (планирование)
3.поиск информации
4.продукт
5.презентация
И, конечно же портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы. Единой точки зрения на то, как должны быть оформлены
эти материалы – нет. Мы в своей работе используем критерии оценки
с конкурса «Профессионалы» и демонстрационного экзамена.
Эти критерии лежат у вас на столах. Предлагаю вместе в них
разобраться.
Составление
паспорта
НАШЕГО
проекта
5 минут
Начинаем с паспорта проекта. (краткие пояснения)
Тема проекта
Семейные ценности
Вид проекта
Возраст
детей
Актуальност
ь проекта
ЗДЕСЬ проблема
Цель проекта
ИЗ ПРОБЛЕМЫ
Создание альбома «Семейные ценности» в ходе
мастер- класса (или проектной деятельности)
Задачи
проекта
Для студентов: по теме проекта….
на взаимодействие….
на самостоятельность…
Для педагога: создать условия для
создать положительную мотивацию во
время работы над проектом
совместно со студентами изготовить
Для родителей:
Проблемный
вопрос
Поможет ли создание альбома закрепить и запомнить
семейные ценности?
ОН ИЗ ПРОБЛЕМЫ
Продукт
проекта
7
Сроки
реализации
Практическая
значимость
в контексте СПО включают:
создание максимальных условий для роста и развития
ребёнка;
передача опыта создания и сохранения семьи,
воспитания в ней детей и отношения к старшим;
обучение детей полезным прикладным навыкам,
направленным на самообслуживание и помощь
близким;
воспитание чувства собственного достоинства,
ценности собственного «Я».
Можно посмотреть критерии для оформления паспорта проекта и
критерии для оформления презентации.
Рефлексия
5 минут
Для подведения итогов нашей встречи мы используем кубик Блума.
ПОДЕЛИСЬ
1) Поделись с нами тем, что узнал сегодня нового.
2)Поделись с нами своей семейной традицией.
3)Поделись впечатлениями: что понравилось и что не понравилось на
нашем мастер – классе.
ПОЧЕМУ
1)Почему очень важно налаживать взаимоотношения с родителями в
СПО?
2)Почему использование проектной деятельности может стать одним
их эффективных средств по формированию семейных ценностей?
3)Почему вы назвали любовь одной из первых семейных ценностей?
НАЗОВИ
1) Назови тему сегодняшнего мастер – класса
2) Назови этапы проектной деятельности
3)Назови самую главную семейную ценность, на ваш взгляд
ПРЕДЛОЖИ
8
1)Предложи тему проектной работы, которую вы организуете в своей
организации по формированию семейных ценностей.
2)Предложи тему для следующего семинара, который был бы
необходим нам всем.
3) Предложи кому - нибудь из нас рассказать о своей семейной
традиции.
ОБЪЯСНИ
1) Объясни, как выбрать тему со своими студентами
2) Объясни, чем отличается подготовительный этап в проекте от
заключительного.
3) Объясни пользу проектной деятельности для студентов СПО
ПРИДУМАЙ
1) Придумай, как использовать альбом, который мы изготовили
2) Придумай перечень семейных ценностей и традиций со своими
студентами
3)Придумай тему для своего будущего проекта.
Фото на память
9