Напоминание

«Проектная деятельность студентов как средство сохранения семейных традиций»


Автор: Эккерт Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Карасукский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Карасук, Новосибирской области
Наименование материала: Мастер -класс
Тема: «Проектная деятельность студентов как средство сохранения семейных традиций»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мастер -класс «Проектная деятельность студентов как средство сохранения

семейных традиций»

Цель: знакомство и распространение педагогического опыта по сохранению семейных

ценностей и традиций в ходе проведения мастер –класса.

Задачи:

помочь запомнить последовательность этапов проектной деятельности;

вспомнить и записать семейные ценности, обсудить их с коллегами;

составить список семейных традиций;

придумать темы для своих будущих проектов по сохранению семейных

ценностей и традиций;

сделать вывод о проделанной работе с использованием кубика Блума;

оценить пользу мастер – класса.

Материалы и оборудование: раздаточный материал: листы А-4, фломастеры, тесьма,

кубик.

Примечания

Ход встречи:

Приветствие.

1-2 минуты

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я работаю преподавателем дошкольных дисциплин и преподаю

разные

дисциплины,

такие

как

«Методическое

обеспечение

образовательного

процесса

в

дошкольной

образовательной

организации» и «Взаимодействие с родителями детей дошкольного

возраста»

В своей работе мы пытаемся интегрировать разные дисциплины. И

вот сегодня я поделюсь с вами опытом реализации технологии

проектной деятельности по сохранению семейных ценностей и

традиций.

Тема сохранения семейных ценностей в этом году оказалась особенно

актуальна,

т.к

Президент

России Владимир

Владимирович

Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Такое решение он

принял, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные

ценности и традиции.

Беседа

5 минут

Что такое семейные традиции?

Семейные традиции – это своеобразные ритуалы, которые

соблюдаются регулярно членами семьи, обычаи и традиции, которые

передаются из поколения в поколение.

1

Совместная уборка в квартире по выходным

Составление родословной или родовая книга и фото рода (в такой

книге можно писать напутствия, обращения к своим потомкам,

благодарность предками, говорить о достижениях каждого)

Читать перед сном всей семьей мудрые книги, притчи, истории

Обсуждать что откликнулось.

Совместный досуг, игра в настольные игры

Вместе посещать храм и молиться за близких. Молитва перед едой

На одни день поменяться местами родителям и детям и дать

младшим право сегодня «быть у руля» (день самоуправления)

Приглашать гостей, готовить пир, угощать

Обучение какому-либо мастерству, рукоделию, которое передается

из поколения в поколение

Семейный чат, в котором состоят много членов семьи из разных

городов. Не забывают поздравлять друг друга с праздниками, и

обмениваются новостями, оказывают поддержку

На новый год писать письма благодарности или планы на

следующий год

Раз в год посещение дорогих сердцу мест, значимых для семьи и т.д

Все эти традиции передают нам родители. Как же работать с

родителями? А начинать эту работу нужно уже с детского сада.

Привлекать в процесс воспитания ребёнка.

Проблема работы с родителями в СПО стоит очень остро. Нам очень

важно сформировать отношения сотрудничества между всеми

субъектами образовательного процесса с целью оптимизации процесса

обучения и развития личности студента.

Некоторые формы работы с родителями в рамках такого

взаимодействия:

- диагностика семейного воспитания для определения воспитательного

потенциала семьи, изучение интеллектуальных и коммуникативных

возможностей семьи,

- привлечение их к процессу образования.

Как это сделать? В нашем колледже организована защита проектных

работ на первых курсах.

2

Вот, например, вы, что знаете о проектной деятельности?

Проектная деятельность - это способ достижения дидактической

цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая

должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность в колледже – это особая форма учебной

работы, способствующая воспитанию самостоятельности,

инициативности, ответственности, повышению мотивации и

эффективности учебной деятельности

Предлагается организовывать защиту совместно с родителями. Это

поможет налаживать взаимоотношения между педагогами и

родителями, родителями и студентами, между студентами, между

родителями. Зачастую именно родители являются генераторами

выработки тем проектных работ.

Как появляются темы? Спонтанно.

Показ

презентации

«Казахский

национальны

й

праздник

Наурыз»

10 минут

Вот, например. Мы со студентами на практике в детском саду

СЛАЙД 1 В конце марта на практике во время утреннего круга при

обсуждении проведённых выходных, Самира рассказала, как они с

родственниками отмечали праздник Наурыз. Тут же мы во время

беседы выявили проблему: дети подготовительной к школе группы

не знают, что это за праздник и как его отмечают.

Был проведён опрос: «Знают ли дети традиции казахского

национального праздника Наурыз?»

Как вы думаете, сколько детей знали или имели представления о

казахском

национальном

празднике

Наурыз?

(выслушиваете

несколько человек)

СЛАЙД 2. Давайте посмотрим на слайд.

Мы выяснили, что 2 ребёнка (это 10%) знают об этом празднике, т.к

родители вместе с ними были на этом празднике, 3 детей (это 15%)

имеют поверхностные представления об этом празднике, а 13 детей

(это 75%) не имеют представлений о казахском национальном

празднике.

Посмотрите, как мы решили эту проблему.

СЛАЙД 3. Тогда студенты с ребятами решили создать альбом с

3

картинками о традициях этого праздника. Сразу возник вопрос:

поможет ли работа по созданию альбома «Казахский национальный

праздник Наурыз» узнать традиции празднования этого праздника?

Используем теорию трёх вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как

узнать? (где? У кого?)

СЛАЙД 4. Конечно, сразу идём с вопросами к родителям. Перед

встречей с ними мы определили задачи для всех участников

образовательных отношений. На слайде вы можете видеть некоторые

из них.

СЛАЙД 5. Например, дети должны были сами изготовить страницу

для альбома, а затем объединить свою страницу со страницами других

детей для получения общего результата

СЛАЙД 6-7. Родители стали основным источником информации. Одна

из главных задач для них: закреплять представления у детей о том,

что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей и мы

чтим и уважаем их ценности и традиции.

СЛАЙД 8-10. Для педагога задач намного больше. Их вы можете

видеть на слайде. Педагог должен поощрять обсуждение проекта в

кругу сверстников, поддерживать инициативу каждого ребёнка, его

самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать

условия для презентации результата и распространять собственный

педагогический опыт.

СЛАЙД 11. Для реализации проекта всегда необходимы ресурсы:

человеческие,

информационные,

финансовые

и

материально

технические.

СЛАЙД 12. Вся работа над созданием альбома проходила в три этапа.

СЛАЙД 13. На подготовительном этапе мы уточнили тему проекта,

поставили цель определили задачи.

СЛАЙД 14. На конференции всех участников проекта распределили

обязанности.

СЛАЙД 15. Основной этап начался с составления календаря дел и

вовлечение родителей в проект самими детьми. Родители с детьми

рассматривали

иллюстрации,

видеофрагменты,

даже

привлекали

родственников и друзей для получения информации.

СЛАЙД 16. Во второй половине дня мы с детьми в основном читали и

играли. Особую популярность получила игра «Тюбетейка»

4

СЛАЙД 17. Родители помогли организовать поездку в краеведческий

музей. Там дети рассматривали казахские предметы быта, их

национальную одежду и даже жилище- юрту.

Каждый день дети приходили с новой информацией и делились ей с

другими

детьми

и

педагогами.

Приносили

множество

разных

фотографий.

СЛАЙД 18. Мы вместе выбрали некоторые фотографии и ребёнок

самостоятельно

изготовил

свою

страницу

для

альбома.

А

руководитель по изобразительной деятельности помог нам сделать

обложку - это была аппликация из предложенных детям иллюстраций.

Когда страницы и обложка были готовы, дети собрали альбом. И он

им очень понравился, т.к. эта был результат их совместного

творчества.

СЛАЙД 19.

Обязательно назначаете место и время презентации

готового продукта проектной деятельности.

Дети с удовольствием рассказали родителям на собрании о своей

работе. Особенно им хотелось поделиться новыми знаниями. Каждый

из них показывал свою страницу и говорил о том, что он хотел здесь

сказать.

СЛАЙД 20. Давайте мы тоже посмотрим на полученный продукт – это

альбом , который называется «Казахский национальный праздник

Наурыз».

СЛАЙД 21. Маша со своей мамой рассказала о национальных блюдах.

Особенно Маше нравится лаваш.

СЛАЙД 22. Оля и её мама даже тюбетейку приносили и рассказывали

о национальных костюмах.

СЛАЙД 23. Вове больше всего понравились национальные игры.

СЛАЙД 24. Настю заинтересовали музыкальные инструменты.

СЛАЙД 25. Влад отметил красоту казахских танцев.

СЛАЙД 24. А Света заметила, что у нас нет такой хорошей традиции

на праздник садить деревья, надо обязательно над этим задуматься.

СЛАЙД 25. Давайте вспомним какие результаты опроса детей были в

начале

проекта.

Как

вы

думаете,

изменились

ли

они

после

проведённой работы? Посмотрим?

СЛАЙД 26. 5 % опрошенных детей не знает традиций праздника–

5

это один ребёнок Данил, он был в отпуске с родителями.

Наш альбом не скреплён, в нём есть ещё место для информации и,

если Данила заинтересует данная тема, он станет автором следующей

страницы.

Изготовление

альбомов

10 минут

Какие темы для проектов могут быть у вас по сохранению семейных

ценностей и традиций?

(«Моя мама- повар». «Родословная».

«Семейные династии». «След войны в нашей семье» и многие другие,

которые имеют взаимосвязь со стандартами СПО.

Что же тогда мы понимаем под семейными ценностями?

Семейные ценности - это чувства, благодаря которым семья

становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри

дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

- А какие семейные ценности вы знаете? Что вы под этим понимаете,

объясните.

1.

поддержка

2.

взаимопонимание

3.

любовь.

4.

забота;

5.

взаимопомощь;

6.

терпение;

7.

верность;

8.

уважение;

9.

сострадание;

10.честность;

11.искренность;

12.доверие.

Запишите это на листочке, учитывая альбомную ориентацию.

У нас с вами получились вот такие книги с семейными ценностями,

они не закончены, их можно продолжать в своих образовательных

организациях на классных часах со студентами, а потом на

родительском собрании выяснить какие семейные ценности есть у

родителей и сравнить их.

6

Беседа

2 минуты

Прежде чем приступать к использованию в своей работе технологии

проектной деятельности, необходимо её более подробно изучить.

проект - это "пять П":

1. проблема

2.проектирование (планирование)

3.поиск информации

4.продукт

5.презентация

И, конечно же портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие

материалы. Единой точки зрения на то, как должны быть оформлены

эти материалы – нет. Мы в своей работе используем критерии оценки

с конкурса «Профессионалы» и демонстрационного экзамена.

Эти критерии лежат у вас на столах. Предлагаю вместе в них

разобраться.

Составление

паспорта

НАШЕГО

проекта

5 минут

Начинаем с паспорта проекта. (краткие пояснения)

Тема проекта

Семейные ценности

Вид проекта

Возраст

детей

Актуальност

ь проекта

ЗДЕСЬ проблема

Цель проекта

ИЗ ПРОБЛЕМЫ

Создание альбома «Семейные ценности» в ходе

мастер- класса (или проектной деятельности)

Задачи

проекта

Для студентов: по теме проекта….

на взаимодействие….

на самостоятельность…

Для педагога: создать условия для

создать положительную мотивацию во

время работы над проектом

совместно со студентами изготовить

Для родителей:

Проблемный

вопрос

Поможет ли создание альбома закрепить и запомнить

семейные ценности?

ОН ИЗ ПРОБЛЕМЫ

Продукт

проекта

7

Сроки

реализации

Практическая

значимость

в контексте СПО включают:

создание максимальных условий для роста и развития

ребёнка;

передача опыта создания и сохранения семьи,

воспитания в ней детей и отношения к старшим;

обучение детей полезным прикладным навыкам,

направленным на самообслуживание и помощь

близким;

воспитание чувства собственного достоинства,

ценности собственного «Я».

Можно посмотреть критерии для оформления паспорта проекта и

критерии для оформления презентации.

Рефлексия

5 минут

Для подведения итогов нашей встречи мы используем кубик Блума.

ПОДЕЛИСЬ

1) Поделись с нами тем, что узнал сегодня нового.

2)Поделись с нами своей семейной традицией.

3)Поделись впечатлениями: что понравилось и что не понравилось на

нашем мастер – классе.

ПОЧЕМУ

1)Почему очень важно налаживать взаимоотношения с родителями в

СПО?

2)Почему использование проектной деятельности может стать одним

их эффективных средств по формированию семейных ценностей?

3)Почему вы назвали любовь одной из первых семейных ценностей?

НАЗОВИ

1) Назови тему сегодняшнего мастер – класса

2) Назови этапы проектной деятельности

3)Назови самую главную семейную ценность, на ваш взгляд

ПРЕДЛОЖИ

8

1)Предложи тему проектной работы, которую вы организуете в своей

организации по формированию семейных ценностей.

2)Предложи тему для следующего семинара, который был бы

необходим нам всем.

3) Предложи кому - нибудь из нас рассказать о своей семейной

традиции.

ОБЪЯСНИ

1) Объясни, как выбрать тему со своими студентами

2) Объясни, чем отличается подготовительный этап в проекте от

заключительного.

3) Объясни пользу проектной деятельности для студентов СПО

ПРИДУМАЙ

1) Придумай, как использовать альбом, который мы изготовили

2) Придумай перечень семейных ценностей и традиций со своими

студентами

3)Придумай тему для своего будущего проекта.

Фото на память

9



В раздел образования