Автор: Буканова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватель профессионального цикла, преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Цифровые инструменты в образовательной деятельности современного педагога
Раздел: среднее профессиональное
Цифровые инструменты в образовательной деятельности современного
педагога.
Буканова С.А преподаватель высшей квалификационной категории,
ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»
В двадцать первом веке быстрыми темпами идет развитие высокотехнологичной
медицины,
которая
предъявляет
повышенные
требования
к
качеству
оказания
медицинских услуг.
В
системе здравоохранения появились и широко внедряются
разнообразные тренажеры, виртуальные симуляторы, модели, муляжи, фантомы и другие
технические средства обучения, позволяющие с той или иной степенью достоверности
моделировать
обучающие
процессы,
клинические
ситуации
и
иные
аспекты
профессиональной деятельности медицинских работников.
Сегодня информационные системы в медицине используются всё шире, без IT-
составляющей уже не обойтись. Особенно актуально их внедрение в практику обучения
будущих специалистов среднего звена. Применяемые информационные технологии дают
следующие преимущества:
Обучение студентов применению цифровых технологий в медицинской
деятельности позволит снизить разрыв между традиционным обучением и
современными
возможностями
медицины,
чтобы
они
были
востребованными специалистами в области здравоохранения.
Использование IoT в образовательной среде приведет к повышению
качества образовательного процесса, потому что студенты будут учиться
быстрее, а преподавательский состав сможет эффективнее выполнять свои
задачи.
Поэтому, одной из задач умного образования, которую ставит перед собой
современный преподаватель, является использование симуляционного обучения как
одной
из
форм
сквозных
цифровых
технологий
-
технологии
виртуальной
и
дополнительной реальности.
Симуляционное обучение – это современная технология обучения и оценки
практических
навыков,
основанная
на
моделировании
клинической
ситуации,
приближенной
к
реалиям
действительности.
Это
обязательный
компонент
профессиональной подготовки. Каждому обучающемуся предоставляется возможность,
используя
модель
профессиональной
деятельности,
выполнить
профессиональные
компетенции или различные элементы в соответствии с профессиональными стандартами
оказания медицинской помощи.
Эта образовательная методика предусматривает интерактивный вид деятельности
Цель, которую мы стремимся достичь во время симуляционного обучения – это
приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности.
В настоящее время об обязательном этапе симуляционного обучения и\или
контроля, для студентов говорится в нормативных документах, приказах Министерства
здравоохранения и социального развития РФ.
По требованиям, предъявляемым к
результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, будущие
медицинские
работники
должны
обладать
профессиональными
компетенциями:
квалифицированно оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и
травмах и оказать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях, поэтому
симуляция, как метод обучения позволяет приобрести студентам бесценный опыт.
Симуляционное обучение, как никогда, актуально в наши дни. К сожалению,
ежегодно в мире насчитывается сотни тысяч смертей, связанных с предотвратимыми
медицинскими ошибками. Поэтому возникла необходимость повышения качества
подготовки медицинских специалистов. Образовательные организации должны выпускать
молодых специалистов, имеющих полный арсенал практических навыков, отвечающих
современным потребностям практического здравоохранения.
В настоящее время тренажеры-симуляторы занимают все большее пространство в
образовательном процессе, поскольку их использование позволяет повысить уровень
знаний и эффективность обучения студентов новым высокотехнологичным методикам,
оценить
выживаемость
полученных
знаний
и
качество
приобретенных
навыков,
спрогнозировать ход и результаты предстоящих реальных манипуляций, отработать
последовательность действий в процессе выполнения, какого-либо вмешательства. Всё
это дает большие возможности медицинскому образованию в работе над повышением
качества оказания медицинской помощи, уменьшением числа возможных осложнений, а
также позволяет проводить аттестацию студентов, объективно определяя уровень их
профессиональной подготовки.
Использование симуляционных методик в обучении также позволяет повысить и
эффективность пациент-ориентированного общения, так как возможна всесторонняя
оценка действий, обучающихся без присутствия пациента. Симуляторы, тренажеры и
манекены легко воспроизводят практически любую клиническую ситуацию, и позволяют
проводить
обучение
медицинских
работников
устойчивым
навыкам
быстрой
и
согласованной работы без риска для жизни пациента. Воссоздается проблема, в которой
обучающийся должен отреагировать так, как он бы это сделал в реальной обстановке.
Кроме
того,
сегодня
в
качестве
ведущего
инструмента
достижения
образовательных результатов является решение клинических сценариев с использованием
симулятроров-тренажеров,
что
позволяет
максимально
отражать
реальную
профессиональную ситуацию.
Техника
симуляционного
обучения
позволяет
дополнить
полученные
теоретические знания, расширить клиническое мышление, которое так необходимо при
формировании профессиональных компетенций. Мы знаем, что не всегда в условиях
клинической
практики
есть
оптимальные
возможности
для
формирования
профессиональных навыков. На практических занятиях ребята отрабатывают простейшие
мануальные навыки, идет скоординированность движений при выполнении манипуляций,
приобретается базовый практический опыт.
Необходимо учитывать тот факт, что в профессиональные образовательные
учреждения, как правило, приходят недостаточно мотивированные студенты. Они еще не
имеют полного представления о содержании и характере будущей профессии. Поэтому
если с первых дней обучения, мы будем привлекать ребят к работе с фантомами,
муляжами и тренажерами, то сможем решить проблему их мотивации, а в дальнейшем, и
качественное формирование профессиональных компетенций.
Кроме того, значительно снижается уровень тревоги и стресса при проведении
первых самостоятельных манипуляций при работе с пациентами в лечебных учреждениях.
При проведении симуляционного обучения студенты набираются практического
опыта без риска для пациента.
Добавление обучения на симуляционных фантомах и тренажерах – это один из
значимых решающих факторов результативности. Наши студенты всегда могут прийти в
кабинеты практического обучения и дополнительно самостоятельно, в удобное время,
позаниматься, тем самым закрепляя и сохраняя полученные навыки. Многократные
тренировки дают возможность оттачивать технику выполнения различных манипуляций,
повышать уровень получаемых результатов, что, впоследствии, положительно отразится
на качестве медицинской помощи и приведет к уменьшению количества ошибок, как в
профессиональной деятельности персонала, так и медицинской организации в целом.
Во время моделирования клинических ситуаций студенты обучаются навыкам
общения. Технология симуляции, безусловно, является коммуникативной, поскольку
предполагает
установление
контакта
и
взаимодействие
между
участниками
образовательного процесса. Информация, проникая в сознание, инициирует его активную
работу и, как следствие, запускает обратный информационный процесс, ответную
реакцию, действие.
При использовании симуляционного оборудования большое значение придаётся
обучению работе в команде. Формируются компетенции, которые представляют особую
важность
для
будущей
профессиональной
деятельности:
полифункциональность,
многомерность. В процессе симуляции, студенты могут продемонстрировать свои
навыки, порефлексировать о своих ошибках и способах их разрешения. Дебрифинг
способствует
активации
личностной
позиции
студента.
Разумное
сочетание
симуляционных технологий обучения и прохождения клинической пратики позволит
повысить уровень подготовки и профессионализм будущих специалистов, а также
эффективность оказания медицинской помощи населению.
На сегодняшний день современный специалист – это человек, свободно владеющий
своей профессией, готовый к непрерывному профессиональному росту, владеющий
инновационными технологиями, ориентирующийся в смежных специальностях.
Будущие специалисты ответственны за жизнь и здоровье людей, поэтому
современное профессиональное образование должно соответствовать инновационным
технологиям, и строиться на использовании симуляционного компонента.
Список использованной литературы:
1.
Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М., Лычёва Н.А., Бондарчук Ю.А.,
Шахматов И.И., Вдовин В.М., Шатилло Г.Ю., Киселёв В.и., Моисеева Т.Г., Блажко
А.А., Николаев В.Ю. Симуляционные методики в учебном процессе медицинского
вуза //
С
овременные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
2.
Специалист медицинского симуляционного обучения /Под редакцией профессора
Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва.: РОСОМЕД, 2016 - 319с.
3.
Косаговская
И.И.,
Волчкова
Е.В.,
Пак
С.Г.
«Современные
проблемы
симуляционного обучения в медицине», 2016.
4.
Юсуфов Р. Технология IoT: применение в сфере образования, АНО ВО
«Университет Иннополис», Цифровые технологии в образовательном процессе,
2022.
5.
Приказ МЗ РФ № 911н «Об утверждении Требований к государственным
информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской
Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и
информационным системам фармацевтических организаций» от24.12.2018 г.