Автор: Сулимов Ярослав Дмитриевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК Армавирский техникум технологии и сервиса
Населённый пункт: г.Армавир
Наименование материала: Педагогические технологии
Тема: Технологии ИИ в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Сулимов Я.Д. ГБПОУ КК АТТС
Нейросети в образовании
Образование меняет жизнь и меняется само за счет внедрения
образовательных технологий. Передовые технологии не только облегчают
доступ к обучающим процессам, но и делают их более наукоемкими и
человекоцентричными. Одной из таких прорывных технологий является
искусственный интеллект (ИИ).
ИИ поможет автоматизировать часть рутинной работы преподавателя,
освободив ему место и время для более важных творческих задач. Для
обучающихся
новые
технологии
становятся
средством
оперативной
персонализированной обратной связи и адаптивного обучения, способом
попасть в интеллектуально подобранную учебную группу, которая будет
эффективно решать задачи. Таким образом, внедрение ИИ призвано не
заменить человека, а, наоборот, стать ему большим помощником. При этом
нужно понимать, что новые технологии искусственного интеллекта сильно
зависимы от человека и требовательны к условиям своего создания, нет
готовых коробочных решений: необходимы вычислительные мощности,
накопление
большого
объема
данных;
требуются
ресурсы
высококвалифицированных
специалистов
для
построения
и
обучения
моделей искусственного интеллекта; необходимо время на это обучение.
Искусственный интеллект — долгосрочная инвестиция и технология
для людей длинной воли. Тем не менее искусственный интеллект уже сегодня
применяется в сфере образования, предлагая возможности более гибкого и
вовлекающего обучения. Так, технологии ИИ предоставляют обучающимся
расширенные возможности адаптивного обучения, повышают эффективность
взаимодействия
с
обучающей
системой,
группой
и
преподавателем:
Интеллектуальные
обучающие
системы
позволяют
составить
персонализированный трек обучения в зависимости от уровня знаний и дать
оперативную
индивидуальную
обратную
связь.
Интеллектуальное
формирование группы обучающихся на основе цифрового следа способствует
максимально гармоничной совместной работе.
Интеллектуальная
модерация
взаимодействия
обучающихся
с
системой,
преподавателями,
командой
поддержки
и
одногруппниками
позволяет выявить конфликтные ситуации, часто встречающиеся ошибки,
отклонение от темы и т. д.
Технологии ИИ предоставляют «третью руку» и «третий глаз»
преподавателям,
автоматизируя
рутину
и
находя
неожиданные
закономерности в массивах данных учебной аналитики: Автоматизация
проверки заданий позволяет реже прибегать к экспертной оценке и снижает
субъективность проверки знаний. Автоматически сгенерированные задания
снижают нагрузку, связанную с созданием однотипных тестовых вариантов.
Интеллектуальная оценка педагогического дизайна позволяет получать
своевременную
обратную
связь
об
удачных
и
неудачных
элементах
программы и вовремя проводить ее редизайн. Этот выпуск журнала призван
погрузить читателя в контекст искусственного интеллекта в целом как
технологии и концепции, а также раскрыть его возможности применительно к
задачам обучения.
В ходе освещения темы мы будем искать ответы на вопросы: Что такое
искусственный интеллект, как он развивался и где применяется сегодня? Как
он устроен с технологической точки зрения? Как ИИ применяется в
образовательных
целях?
Какие
примеры
использования
ИИ
есть
в
российском образовательном ландшафте? Как использовать ИИ на разных
этапах педагогического дизайна? Какие ограничения и этические вопросы
нужно учесть, применяя ИИ? Наша цель — найти баланс между реальностью
и фантастикой и определить конкретные сферы приложения технологий ИИ в
образовании.