Напоминание

Инновационные подходы к формированию практических навыков студентов в процессе обучения


Автор: Гавриков Владимир Геннадьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "Дальнегорский индустриально-технологический колледж"
Населённый пункт: Город Дальнегорск Приморского край
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные подходы к формированию практических навыков студентов в процессе обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ

Гавриков Владимир Геннадьевич,

преподаватель дисциплин профессионального цикла

КГА ПОУ «Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Горнодобывающая промышленность на территории Дальневосточного

региона является основной бюджетообразующей отраслью. Эффективность

работы горнодобывающих предприятий, направление и темпы развития

современных технологий и техники в горном деле в целом, уровень

безопасности

работы

предприятий

зависят

от

уровня

подготовки

специалистов горного производства. Для данной отрасли региона проводится

регулярная работа по совершенствованию системы подготовки специалистов

через проекты государственных образовательных стандартов и мероприятий,

направленных на формирование и развитие творческой компетентности

студентов.

Мы живем в эпоху, где технологии постоянно развиваются, и

образовательные методики также должны идти в ногу со временем, и вопрос

о повышение эффективности подготовки специалистов приобрел особую

актуальность. Обучение студентов в области подземной разработки полезных

ископаемых требует не только теоретических знаний, но и практических

навыков, которые будут необходимы для успешной карьеры в этой области.

Профессиональная

готовность

обучающихся

по

окончанию

учебного

заведения

рассматривается

как

личностное

качество

и

предпосылка

успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования

знаний,

опыта,

адаптироваться

к

условиям

труда

и

дальнейшему

профессиональному

совершенствованию.

Современному

производству

нужны инициативные специалисты, способные вносить новые идеи и

управлять ими.

На сегодняшний день в системе образования особенно актуальным

является

внедрение

инновационных

методов

обучения,

которое

осуществляется по следующим направлениям:

- демократизация образовательного процесса;

- обеспечение автономии студентов в обучении;

- существенное изменение роли преподавателя в учебном процессе;

- индивидуализация образовательного процесса;

- информатизация образовательного процесса;

- интенсификация образовательного процесса и максимальная

активизация студентов в нем;

- использование проблемного подхода к обучению;

- совершенствование системы контроля знаний (в том числе тестового),

навыков и умений, приобретенных студентами.

Один из ключевых инновационных подходов, который мы успешно

применяем, это использование виртуальных симуляторов и тренажеров. Это

позволяет студентам получить практические навыки работы в условиях,

максимально приближенных к реальным, без необходимости рисковать на

реальных объектах. Такой метод обучения не только повышает безопасность,

но и ускоряет процесс освоения навыков.

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему

сделать для себя это открытие». Эти слова Галилео Галилея как нельзя

лучше подходят к современной концепции образования, которая ставит своей

целью развитие личности, способной к реализации себя в сфере будущей

профессиональной деятельности.

Усвоение

учебного

материала

напрямую

зависит

от

такого

психического процесса как память. Она представляет собой комплекс

познавательных способностей и высших психических функций, с помощью

которых можно запечатлеть события, навыки, знания и воспроизвести их.

Степень запоминания информации обучающимися напрямую связана с их

заинтересованностью. То есть, чем больше человек заинтересован в

получении каких-либо знаний или навыков, тем больше он их запомнит и

сможет воспроизвести.

Одной из важных функций преподавателя является управление

процессом развития обучающихся. Чтобы осуществлять такое руководство,

преподаватель должен иметь объективную информацию относительно

уровня

учебных

достижений

студентов.

Использование

современных

информационных технологий, в частности персонального компьютера,

позволяет интенсифицировать оценку знаний у обучающихся, сделать его

более систематическим и оперативным.

Активные методы формируют ценностные ориентации личности,

повышают познавательную активность, развивают творческие способности,

создают дидактические условия, способствующие проявлению активности

обучающихся.

Педагогический коллектив КГА ПОУ «ДИТК» большое внимание

уделяет

инновационным

технологиям.

Инновации

сами

по

себе

не

возникают,

они

являются

результатом

научных

поисков,

передового

педагогического опыта своих коллег, коллег других учебных заведений. При

всём многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных,

проблемных, модульных реализация педагогических функций остаётся за

преподавателем.

Применяя инновационные технологии в современном образовательном

процессе,

преподаватель

должен

исходить

из

того,

что

цель

профессионального

образования

подготовка

конкурентноспособного

специалиста.

Для

этого

необходимо

стимулировать

у

обучающихся

ценностные отношения к знаниям, развивать потребность в умениях, которые

позволят

им

обрести

социальную

защищённость,

профессиональную

мобильность,

всестороннюю

компетентность

и

сформировать

навыки

творческого саморазвития.

Для решения профессиональных компетентностей большое внимание в

колледже уделяется выполнению и контролю лабораторно-практических

занятий. На лабораторно-практических занятиях преподаватель создает

условия для выработки способностей быстро ориентироваться в различных

производственных условиях, применять полученные знания и использовать

ранее полученные профессиональные умения и навыки.

Результаты проведенных лабораторно-практических занятий оценивает

преподаватель.

Оценка

выставляется

за

каждую

работу,

которая

складывается из результата наблюдения лабораторно-практической части,

проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее. При этом большое

воспитательное значения имеет гласность и аргументация каждой оценки т.к.

это

оказывает

положительное

влияние

на

последующую

работу

обучающихся.

Методы проведения лабораторно-практических занятий – это способы

деятельности преподавателя. Наиболее часто используемыми методам при

проведении лабораторно-практических занятий являются:

- устное изложение – лежит в основе формирования знаний;

- беседа

этот метод используют, когда необходимо предложить

обучающимся сформулировать ответы на поставленные вопросы;

-

демонстрация

– обучающемуся необходимо видеть, наблюдать

правильность заполнения документации;

- тестирование - проверка теоретических знаний, необходимых для

выполнения лабораторно - практических работ, самостоятельная работа

обучающихся.

Организуя

самостоятельную

работу,

преподаватель

стремится

обеспечить

максимальную

мотивацию

обучающихся.

Самостоятельная

работа – это основной этап работы обучающихся на лабораторно-

практических занятиях, который способствует выработке умений и навыков

или их закреплению. Преподаватель продумывает или разрабатывает для

обучающихся такие задания, для выполнения которых потребуется умение и

определенный навык работы со справочниками, методическими указаниями

к выполнению. Основной метод работы на этом этапе – решение

ситуационных задач, которые стимулируют развивать у обучающихся

навыки решения комплексных задач, определить проблему, формулировать и

выбирать пути ее решения.

Использование ситуационных задач на лабораторно-практических

занятиях осуществляется в формах: обсуждения в группе; самостоятельный

анализ; письменное рассмотрение с ограничением времени; индивидуальный

и групповой доклад; дискуссия в группе; ролевая игра по основным аспектам

задачи.

Использование ситуационного метода в учебном процессе позволяет:

предостеречь обучающихся от поспешных выводов и необоснованных

решений.

Роль преподавателя состоит в привлечении студентов к активному

изучению предложенных им ситуационных задач, установление обратной

связи при обсуждении проблемы.

На лабораторно-практических занятиях важно умело использовать

деловые игры. Деловая игра, являясь средством моделирования проблемных

ситуаций, представляет собой управленческую игру, в ходе которой

участники

имитируют

деятельность

специалиста

среднего

звена

и

принимают решения. Она направлена на развитие у обучающихся умений

анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения и

формировать такие умения и навыки, которые потребуются специалисту

среднего звена.

Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи:

-

игровая

задача

выполнение

играющим

определенной

профессиональной деятельности;

- учебная задача – овладение знаниями и умениями.

Проверка результатов выполненной лабораторно-практической работы

предусматривает, какие умения и навыки ими получены, а также выполняет

следующие

функции:

контрольную,

обучающую,

развивающую,

воспитательную.

Контроль включает – наблюдение за работой каждого обучающегося;

анализ их деятельности; дифференцированный подход к знаниям и умениям

на основе контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, презентаций.

Хотелось

бы

отметить,

что

лабораторно-практические

занятия

являются важным этапом в развитии профессиональных компетенций,

которые направлены на развитие профессиональных качеств личности,

освоению дисциплин и профессиональных модулей, совершенствованию

знаний, умений, навыков, освоению основных методик и технологий

специальности.

Также мы активно внедряем практические проекты и кейс-стадии в

учебный процесс. Это позволяет студентам применять полученные знания на

практике, решать реальные задачи и развивать креативное мышление. Кроме

того, такие проекты часто проводятся совместно с предприятиями, что дает

студентам возможность познакомиться с реальными условиями работы и

установить связи с потенциальными работодателями.

Современные тенденции в системе профессионального образования

требуют

сложившиеся

традиционные

методики

обучения

дополнять

компьютерными технологиями. Известно, что при использовании слухового

канала восприятия информации уровень запоминания составляет около 10 %.

При использовании же зрительного канала он может превышать 80 %.

Естественно, что этот уровень зависит от качества и информативности

наглядного материала. Для организации изучения теоретического материала,

можно выделить следующие технологии:

- интерактивные мультимедиа-лекции для самостоятельной работы над

лекционным материалом;

- видео лекции для дистанционной формы обучения;

- курсовые кейс-технологии, для обеспечения студентов комплектом

учебно-методических материалов;

- тематические консультации. Позволяют проводить контроль уровня

усвоения учебных дисциплин.

В заключении еще раз хотелось бы отметить, что задача системы

среднего

профессионального

образования

подготовка

специалистов,

способных

эффективно

использовать

средства

информатизации

и

информационные

технологии

для

решения

практических

задач

в

профессиональной деятельности. Наша цель – не только обучить студентов,

но и подготовить их к успешной карьере, обеспечивая необходимые

практические навыки и знания. Инновационные подходы к обучению играют

в

этом

процессе

ключевую

роль,

помогая

студентам

стать

конкурентоспособными специалистами в сфере подземной разработки

полезных ископаемых.



В раздел образования