Автор: Кирилюк Татьяна Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБОУ СПО ЛНР "Ровеньковский колледж"
Населённый пункт: г. Ровеньки, пгт. Ясеновский
Наименование материала: методическая разработка занятия учебной практики
Тема: приготовление блюда "Рыба запеченная в целом виде"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
ПО ПРОФЕССИИ
43.01.09. ПОВАР, КОНДИТЕР
ТЕМА. Приготовление кулинарного блюда
« Рыба запеченная»
г. Ровеньки
2025 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий
учебной практики по ПМ. 02. Приготовление, оформление и подготовка к
реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного
ассортимента по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Занятие разработано с элементами педагогической технологии – формирования
профессиональных и общих компетенций.
Вопросы для проверки теоретических знаний студентов составлены таким
образом, что позволяет мастеру производственного обучения отследить
теоретический и практический уровень подготовки студентов по пройденной
теме. Вместе с тем каждый студент имеет возможность самостоятельной
проверки своих знаний. Занятие обеспечено в полном объёме дидактическими
средствами обучения. В ходе изучения профессионального модуля 02.
Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд,
кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента, формируются
следующие профессиональные компетенции:
ПК 2.7. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к
реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из рыбы, нерыбного
водного сырья разнообразного
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3 . Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ПМ. 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих
блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента.
Тема. Технология приготовления и оформления простых блюд из рыбы.
Тема урока. Приготовление и оформление запеченных блюд из рыбы в целом
виде.
I. Цели и задачи:
Учебная цель:
Определить уровень усвоения профессиональных и общих
компетенций, обучающихся II курса по профессии «Повар, кондитер»:
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК4 Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач
ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК7 Готовить к работе производственное помещение и
поддерживать его санитарное состояние.
Развивающая цель: развивать аналитическое, логическое и критическое
мышление при решении производственных ситуаций, самостоятельность в
работе.
Воспитательная цель: воспитывать эстетический вкус, доброжелательность и
требовательность, культуру общения.
Межпредметные связи: ОП. 01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в
пищевом производстве. ОП. 03 Техническое оснащение и организация рабочего
места. Необходимые знания и умения: МДК. 04.01. Технология обработки сырья
и приготовления блюд из рыбы.
Иметь практический опыт: обработки сырья;
приготовления полуфабрикатов из рыбы;
Уметь: проверять органолептическим способом качество рыбы;
выбирать производственный инвентарь и оборудование;
использовать различные технологии приготовления блюд;
оценивать качество готовых блюд
. Знать: требования к качеству сырья, п/ф и готовых блюд;
правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним;
последовательность выполнения технологических операций при подготовке
сырья и приготовлении блюд; правила проведения бракеража;
способы сервировки и варианты оформления;
формирование профессиональных компетенций:
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с
костным скелетом.
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами;
Задачи:
формировать умения проверять органолептическим способом качество рыбы;
развивать умения рационально организовывать свой труд и умело
использовать оборудование и инвентарь в процессе работы;
формировать умения у обучающихся технологически правильно, с
применением;
профессиональных трудовых действий и приемов, готовить и подавать блюда
из рыбы и рыбной массы;
формировать способность адекватно оценивать производственные ситуации;
развивать умения оперативно мыслить и анализировать выполненные работы;
воспитывать чувство долга, ответственности за отработанные операции при
коллективном труде; воспитывать стремление к познанию профессии и
добиваться высоких показателей.
К концу урока каждый обучающийся будет иметь практический опыт:
обработки сырья;
приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы;
будет уметь:
проверять органолептическим способом качество мяса;
выбирать производственный инвентарь и оборудование;
использовать различные технологии приготовления блюд;
оценивать качество готовых блюд.
требования к качеству сырья, п/ф и готовых блюд;
будет знать: правила выбора основных продуктов и дополнительных
ингредиентов к ним;
последовательность выполнения технологических операций при подготовке;
сырья и приготовлении блюд; правила проведения бракеража;
способы сервировки и варианты оформления;
II. Организационный момент. Взаимное приветствие. Проверить явку
учащихся, их внешний вид в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями. Заполнение журнала по технике безопасности.
Мотивация: постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на
данном этапе занятий ( что должно быть сделано учащимися, чтобы их
дальнейшая работа на учебной практике была эффективной)
Тип урока. Урок закрепления новых знаний, умений и формирования навыков.
Материально-техническое обеспечение урока.
Продукты: рыба, масло растительное, сухари панировочные, соус сметанный;
Инструменты: ножи и разделочные доски, маркированные «РС»;
Инвентарь
:
сковорода, противень, посуда для подачи блюд.
Технологические карты, рисунки, схемы, карточки-задания.
Прогнозируемый результат:
-каждый учащийся охвачен учебной и производственной деятельностью ;
-повышается эффективность при закреплении материала по теме урока;
-активизируется работа внутри групп путем внесения элемента соперничества;
-образуются новые знания, новые способы действия.
Требования к выполняемой работе: 1) правильная организация рабочего места
2) соблюдения технологического процесса 3) соблюдение правил техники
безопасности 4) соблюдение правил санитарии и гигиены.
III. Вводный инструктаж.
1.
Сообщение темы и цели урока.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Актуализация знаний учащихся с помощью карточек-заданий.
4.
Объяснение новой темы с практическим показом.
5.
Первичный инструктаж по охране труда на уроке:
а) Сообщение темы, цели урока. Приготовление и оформление запеченных
блюд из рыбы в целом виде.
б) Техника безопасности:
Перед работой вымыть руки с мылом;
Правильно надеть спецодежду;
Волосы убрать под головной убор;
Рукава одежды подвернуты до локтей или застегнуты на пуговицы;
Не закалывать иголками одежду;
Не держать в карманах булавок и острых предметов;
Привести в порядок свое рабочее место: осмотреть инвентарь, убедится в
его исправности:
Во время работы:
Разделку замороженной рыбы производить только после оттаивания;
При работе с ножом быть осторожным, правильно держать руку при
обработке продуктов;
Поверхность кухонной плиты должна быть ровной;
Не допускайте перегрева жиров, они могут вспыхнуть от высоких
температур;
При жарке рыбы класть продукты наклоном от себя;
Если на плиту упали продукты, принимать меры по уборке их, или
пролитой жидкости;
Разделочные доски класть на ровную поверхность стола;
Будьте внимательны, не отвлекайтесь сами и не отвлекайте от дела
других.
г) Последовательность технологических операций при обработке мелкой
рыбы для полуфабриката целиком.
Операция № 1. Подготовка рыбы к использованию. После получения рыбы
определяют
ее
доброкачественность.
Основные
показатели
доброкачественности: внешний вид, запах, консистенция. Рыба должна иметь
ярко-красные жабры, прозрачные глаза, чешую гладкую и блестящую, мякоть
плотную и упругую. Доброкачественность мороженой рыбы определяют
проколом горячей иглой: если рыба несвежая, то появится гнилостный запах.
Операция № 2. Организация рабочего места. Рыбу обрабатывают в рыбном
или мясорыбном цехе на рабочем столе с маркировкой «РС». Инструменты,
инвентарь должны быть с соответствующей маркировкой. Рыбу размещают с
левой стороны, инвентарь – справа, весы устанавливают на расстояние
вытянутой руки, разделочную доску с маркировкой «РС» кладут перед собой.
Операция №3. Оттаивание рыбы. Чешуйчатую мелкую рыбу оттаивают в воде
температурой 10…15˚С. На 1 кг рыбы берут 2 л воды. В воду добавляют 7…13 г
соли на 1 л для сохранения минеральных веществ.
Операция №4. Очистка от чешуи. Рыбу очищают электрическим скребком РО-
1, теркообразным ручным скребком или средним ножом поварской тройки.
Очистку чешуи производят в направлении от хвоста к голове.
Операция №5. Удаление плавников. Начинают со спинного плавника. Рыбу
кладут на бок, прорезают мякоть вдоль плавника с одной стороны, затем с
другой. Ножом прижимают подрезанный плавник, держат рыбу за хвостовую
часть, нож отводят в сторону, при этом плавник легко отсоединяется. Затем
удаляют анальный, после чего отрезают остальные плавники.
Операция №6. Удаление жабр и глаз. Делают надрез с двух сторон под
жаберными крышками и удаляют жабры, затем глаза.
Операция №7. Удаление внутренностей, зачистка. Рыбу кладут на доску
головой к себе, придерживают левой рукой, делают надрезмежду грудными
плавниками, ведут нож к голове острием к себе, далее, не вынимая из брюшка,
его поворачивают и ведут в противоположном направлении до анального
отверстия. Зачищают внутреннюю полость от черной пленки.
Операция №8. Промывание и обсушивание. Рыбу промывают холодной водой,
для удаления сгустков крови в воду добавляют соль. Обсушивают, уложив на
противень. Ставят в холодильник.
Последовательность технологических операций при разделке средней рыбы
на порционные куски для получения полуфабриката «кругляш».
Операция № 1. Подготовка рыбы к использованию. После получения рыбы
определяют
ее
доброкачественность.
Основные
показатели
доброкачественности: внешний вид, запах, консистенция. Рыба должна иметь
ярко-красные жабры, прозрачные глаза, чешую гладкую и блестящую, мякоть
плотную и упругую. Доброкачественность мороженой рыбы определяют
проколом горячей иглой: если рыба несвежая, то появится гнилостный запах.
Операция № 2. Организация рабочего места. Рыбу обрабатывают в рыбном
или мясорыбном цехе на рабочем столе с маркировкой «РС». Инструменты,
инвентарь должны быть с соответствующей маркировкой. Рыбу размещают с
левой стороны, инвентарь – справа, весы устанавливают на расстояние
вытянутой руки, разделочную доску с маркировкой «РС» кладут перед собой.
Операция №3. Оттаивание рыбы. Чешуйчатую мелкую рыбу оттаивают в воде
температурой 10…15˚С. На 1 кг рыбы берут 2 л воды. В воду добавляют 7…13 г
соли на 1 л для сохранения минеральных веществ.
Операция №4. Очистка от чешуи. Рыбу очищают электрическим скребком РО-
1, теркообразным ручным скребком или средним ножом поварской тройки.
Очистку чешуи производят в направлении от хвоста к голове.
Операция №5. Удаление плавников. Начинают со спинного плавника. Рыбу
кладут на бок, прорезают мякоть вдоль плавника с одной стороны, затем с
другой. Ножом прижимают подрезанный плавник, держат рыбу за хвостовую
часть, нож отводят в сторону, при этом плавник легко отсоединяется. Затем
удаляют анальный, после чего отрезают остальные плавники.
Операция №6. Удаление головы. Средним поварским ножом надрезают мякоть
у жаберных крышек с обеих сторон, перерубают позвоночную кость и отделяют
голову с частью внутренностей.
Операция №7. Удаление внутренностей. Удаляют внутренности и зачищают
полость от пленки. Брюшко остается целым.
Операция №8. Промывание, обсушивание. Рыбу промывают холодной водой,
для удаления сгустков крови в воду добавляют соль. Обсушивают, уложив на
противень. Ставят в холодильник.
Операция
№9. Нарезание
на
порционные
куски
«кругляши». Для
варки порционные куски нарезают поперек тушки рыбы. Нож держат под
прямым углом. Каждый кусок надрезают в 2…3 местах. Для жаренья основным
способом рыбу нарезают под прямым углом к позвоночной кости. Для
фарширования из порционных кусков вырезают позвоночную и реберные кости,
оставляя на коже тонкий слой мякоти.
Актуализация знаний: карточки - задания
Повторение
Теперь обратимся к повторению пройденных тем
Вопросы:
1.Как разделывают рыбу для жарения во фритюре? (Филе без костей и обычно
без кожи)
2.Как нарезают рыбные полуфабрикаты для припускания ? (Под углом 90 град.)
3.Какие виды панировки вы знаете? (Двойная панировка, льезон мука, мука,
кляр)
4.Какой жир используют для жарения? (Фритюрный)
5.Какой должна быть температура духовки? (Около 180- 220 С.)
6.Каковы правила сохранения качества фритюра? (Он должен быть чистым ,без
примесей)
Теперь вспомним ассортимент блюд из жареной рыбы.
Рыба фри, рыба, жаренная в тесте (орли), судак фигурный (кольбер), рыба
жареная с луком по –ленинградски, рыба жареная с зеленым маслом.
Для закрепления темы я предлагаю вам посмотреть презентацию приготовления
блюд из запеченной рыбы.
Закрепление темы
Вопросы.
1.Назовите способы разделки рыбы для жаренья основным способом и во
фритюре?
(В целом виде, порционными кусками , осетровую- звеньями или порционным
куском дожаривают в жарочном шкафу; порционными кусками с кожей без
костей; чистое филе.)
2.Назовите правила жарения рыбы основным способом и во фритюре?
(Рыба кожей вниз, 5-10 минут до образования поджаристой золотистой корочки
(температура -140-160 гр.С), дожаривают в жарочном шкафу. Общее время
жарки - 10-20 минут.)
(Подготовленные порционные куски закладывают во фритюр, нагретый до 180
гр.С с помощью шумовки, жарят 5-10 минут до образования на поверхности
золотистой корочки,
Вынимают, дают стечь жиру, укладывают на сковороду и дожаривают в
жарочном шкафу).
3.Назовите процессы, происходящие при жарении рыбы.
( Жареная рыба имеет ярко выраженный вкус за счет образующейся на
поверхности поджаристой корочки, содержит большое количество ценных
пищевых веществ, т.к. при жарке они почти не теряются. В процессе жарки рыба
поглощает определенное количество жира, что повышает ее калорийность.)
4.С каким соусом можно подать рыбу, жаренную в тесте?
(Соус майонез с зеленью или корнишонами; с горячим томатным соусом)
5. Назовите правила запекания рыбы ( Подготовленную рыбу укладывают на
противень, смазывают майонезом, сметаной или жиром и жарят в жарочном
шкафу разогретом до 180 гр.
IV. Текущий инструктаж.
Проверка организации рабочего места, соблюдение правил охраны труда и
техники безопасности.
- И так мы теоретически обговорили все моменты приготовления блюд из
рыбы, вспомнили, как провести первичную обработку рыбы, подготовить рыбу к
тепловой обработке. Давайте закрепим сказанное на практических занятиях.
Достаем технологические карточки и начинаем работать по подгруппам.
1 подгруппа: Астахова Д., Борзенко В., Дорошенко Е.
2 подгруппа: Винцевич О., Ляшенко К., Бирюков А.
3 подгруппа: Попета А., Писаренко А.
4 подгруппа: Снурников М., Тищенко Г., Черешня Д.
Объяснение темы с практическим показом:
Сейчас мы приступим к практической части урока. В процессе работы вы
можете пользоваться инструкционной и технологической картой.
В работе важно рационально организовывать рабочее место, соблюдать
технологию приготовления, технику безопасности, санитарию и личную
гигиену.
Посмотрите, правильно ли у нас организованы рабочие места?
Нет ли на столах чего-то лишнего?
Доски и ножи с какой маркировкой используют для работы с сырой рыбой,
овощами? («РС», «ОС»)
Нам понадобятся следующие продукты:
1.Рыба карп
массой 117/89 2. Масло растительное 5
3.Мука 5 4. Соус сметанный 75
5. сухари молотые 3 6. Масло слив. 5
Выход 275
1.Рыбу очищаем, моем, натираем солью и перцем.
2.Панируем в муке и обжариваем.
3. Перекладываем на порционную сковороду.
4. Обрабатываем овощи.
5. Обжариваем картофель.
6. Выкладываем картофель вокруг рыбы.
7. Смазываем сметанным соусом, посыпаем сухарями, сбрызгиваем сливочным
маслом и запекаем в жарочном шкафу при температуре 250 - 280 С., в течении
15- 35 минут. 8. Бракераж готовых блюд.9. Готовую рыбу укладываем на блюдо,
подаем.
Вкус рыбы нежный, сочный. Картофель равномерно пропечен. Запах и аромат
блюда соответствует входящим в состав продуктам. Корочка румяная,
золотистая.
Обход рабочих мест с целью:
- проверки правильности организации рабочих мест;
- проверки правильности технологического процесса выполнения работ и
норм времени;
- проверки соблюдения правил санитарии;
- проверки соблюдения безопасных условий труда.
Бракераж готовых полуфабрикатов.
V. Заключительный инструктаж
1.
Сделать выводы о достигнутой цели.
2.
Провести анализ проведенной работы каждого учащегося отдельно.
3.
Показ лучших работ и их анализ, при этом обратить внимание на
ответственность учащихся за качественный выпуск изготовленной
продукции во время урока.
4.
Анализ типичных ошибок и характерных недостатков, которые имели
место при выполнении работ и пути их устранения.
5.
Анализ соблюдения правил безопасности труда.
6.
Анализ использования рабочего времени.
7.
Анализ организации рабочих мест.
8.
Выставление аргументированных оценок.
VI. Домашнее задание.
Подготовка технологической карточки для приготовления запеченных блюд из
рыбы порционными кусками.
VII.Литература, используемая при подготовке занятия
1. А.И. Сдобнов, В.А. Циганенко «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий»
- Москва «лада» 2005г.
2. Н.А. Анфимова «Кулинария» - Москва Издательский центр «академия» 2010г.
3. Е.П. Шалагинова, Н.Н. Шабалина, С.В. Соколова, Т.Н. Жегалина
Практические основы профессиональной деятельности рабочая тетрадь
Издательский центр «Академия 2009г;
4. Т.Г. Семиряжко, М. Ю. Дерюгина Кулинария контрольные материалы Москва
Издательский центр «Академия» 2009;