Напоминание

открытый урок на тему Туберкулез


Автор: Малинина Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Марийский аграрный колледж (филиал) ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открытый урок на тему Туберкулез
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка

открытого занятия по теме «Туберкулез»

по МДК 02.02 Методики диагностики и лечения инфекционных

заболеваний сельскохозяйственных животных

специальности 36.02.01 Ветеринария

Ход урока.

Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест к уроку.

Тема сегодняшнего урока: «Туберкулез» наиболее актуальна в настоящее

время (приложение 1 слайд 1).

Цель нашего урока

– изучить инфекционное заболевание «Туберкулез»

(приложение 1 слайд 2).

Задачи

урока:

1)

охарактеризовать

морфологические

особенности

возбудителя туберкулеза; 2) ознакомиться с основными клиническими

признаками,

патологоанатомическими

изменениями,

диагнозом,

дифференциальным диагнозом; 3) изучить профилактику и меры борьбы

(приложение 1 слайд 3).

Вопросы, которые мы изучим на уроке:

Определение заболевания, экономический ущерб, распространение,

характеристика возбудителя;

Эпизоотологические данные;

Клинические признаки;

Патологоанатомические изменения;

Диагноз, дифференциальный диагноз;

Профилактика туберкулеза;

Меры борьбы

Туберкулез – это хронически протекающая инфекционная болезнь,

характеризующаяся

образованием

в

различных

органах

и

тканях

PAGE \* MERGEFORMAT 14

специфических узелков — туберкулов, склонных к творожистому

распаду или обызвествлению. Восприимчивы к туберкулезу домашние

и

дикие

животные,

птицы

и

человек.

Болеют

туберкулезом

и

хладнокровные животные.

Туберкулез приносит несчастья человечеству с незапамятных времен.

Последние

молекулярно-генетические

исследования

показали,

что

возраст

предшественников

микобактерий

туберкулеза

составляет

примерно 3 млн. лет.

Исторические

документы

и

материалы

свидетельствуют

о

повсеместном распространении туберкулёза в далёком прошлом. Еще

за 9-12 тысяч лет до появления на земле человека имело место

заболевание

туберкулезом

животных.

Об

этом

свидетельствует

туберкулезное

поражение

костей

у

крокодила,

выявленное

при

раскопках слоев мезозойской эры (юрский период). Наиболее древняя

находка,

указывающая

на

заболевания

туберкулёзом

людей,

принадлежит Бартельсу. В 1904 году при обследовании найденного

вблизи Гейдельберга скелета человека, жившего в каменном веке

(приблизительно за 5000 лет до н. э.), установлены туберкулёзные

поражения нескольких грудных позвонков с образованием горба.

Изменения в позвоночнике, а также поражения крупных суставов

конечностей со свищами, обнаруживали на мумифицированных трупах

египтян,

живших

в

2000–2750

гг.

до

н. э.

Кислотоустойчивые

микобактерии были выделены из мумий, обнаруженных в Перу и

относящихся к 700 г. н. э. О туберкулезе писали Гален, Авицена. Эти

данные свидетельствуют о том, что история туберкулеза зарождалась в

условиях развития животного мира и человеческого общества.

После того как врачи получили возможность вскрывать трупы, был

обнаружен основной признак туберкулёза – образование в пораженных

тканях специфических узелков (туберкулов). Сильвей де ла Бос в ХVII

веке описал туберкуломы, а Бойль в 1809 г. проследил их развитие от

PAGE \* MERGEFORMAT 14

начала образования до стадии творожистого распада. Лаенек в 1819 г.

написал классическое произведение, названное им «Туберкулёз». В

1843 г. Клинке заразил кролика материалом от больного человека, а

Виллемин в 1865 г. подтвердил заразность туберкулёза в опытах на

морских свинках и кроликах, после этого туберкулёз был отнесен к

инфекционным заболеваниям.

После открытия немецким ученым Р. Кохом в 1882 году возбудителя

туберкулёза, русские ученые И. И. Мечников, Н. Ф. Гамалея, О.

Буйвод,

Г. А.

Захарьин,

В. Л.

Яхнис,

М. М.

Цехновицер,

П. П.

Вишневский, В. Н. Матвеев, А. И. Каграманов, М. К. Юсковец внесли

свою лепту в изучение этого заболевания.

Вскоре были обнаружены и другие кислотоустойчивые микобактерии,

но

их

эпидемиологическое

и

эпизоотическое

значение

было

проигнорировано, пока не были выяснены их патогенные свойства. Эти

микобактерии были обозначены как атипичные.

На

протяжении

веков

заболевания,

вызываемые

микобактериями

туберкулеза, были и остаются наиболее серьёзной проблемой как

гуманной, так и ветеринарной медицине. Необходимо отметить, что

более

1,5 млрд.

людей,

т.е.

почти

30%

мирового

населения,

инфицированы этим микробом. В настоящее время туберкулёз остается

основной причиной смерти от инфекционных заболеваний (5–10 млн.

умерших ежегодно). МБТ являются причиной 7 % всех смертей от

заболеваний, вторичных по отношению к инфекционным заболеваниям,

и 26 % смертей от всех инфекционных заболеваний, которые можно

предупредить. Кроме того, микобактерии туберкулеза могут быстро

адаптироваться к меняющимся условиям и внутри, так и вне хозяина.

Экономический

ущерб:

большой,

связан

с

вынужденным

убоем

положительно

реагирующих

животных,

затрат

на

проведение

профилактических, диагностических и карантинных мероприятий (слайд 7).

Возбудитель: открыт в 1882 году Робертом Кохом.

PAGE \* MERGEFORMAT 14

Выступление обучающегося Жизнь и деятельность Роберта Коха

Роберт Кох родился 11 декабря 1843 года в провинциальном немецком

городке Клаусталь-Целлерфельд. Он был третьим из тринадцати детей в

многодетном семействе Кохов. Мальчик с раннего возраста был увлечен

изучением

природы.

Его

интерес

к

натуралистическим

наукам

приветствовали дедушка и дядя Бивенды.

Роберт был очень способным мальчиком: он рано научился чтению и письму.

В 5 лет он начинает посещать начальную школу. Школьные науки давались

Роберту легко, поэтому после школы он с легкостью поступил в местную

гимназию, где быстро стал лучшим учеником в классе.

После выпуска из гимназии в 19 лет Роберт поступил на факультет

естествознания в университет Геттингена, но интерес к бактериологии через

два года привел Роберта на медицинский факультет. В 1866 году Кох

выпустился дипломированным медиком.

В 1893 году Кох разводится с первой женой и женится во второй раз. Его

второй супругой стала актриса ХедвигеФрайбург, с которой Роберт провел,

по его словам, самые счастливые годы своей жизни.

В 1870 году с началом войны Кох идет работать в военный госпиталь.

Именно там он впервые столкнулся с острой проблемой борьбы с опасными

и массовыми инфекционными болезнями, такими как холера и брюшной тиф.

После окончания войны в 1871 году Роберт был направлен на работу

санитарным врачом в Вольштейн (территория современной Польши). Зная

интерес супруга к микробиологии, его жена Эмма в день его рождения

подарила Роберту микроскоп. Теперь все свое свободное от работы время

Кох

коротал

у

микроскопа.

Вскоре

он

потерял

интерес

к

своей

непосредственной врачебной работе и увлекся исследованиями бактерий,

экспериментами на мышах и чтением трудов по бактериологии.

В 70-е годы 19-го века в округе Вольштейна свирепствовала сибирская язва.

Столкнувшись с этим заболеванием, Роберт принялся тщательно изучать

микроорганизмы из раневого содержимого больных животных. Вскоре он

PAGE \* MERGEFORMAT 14

обнаружил, что единственными микробами, которые присутствуют в ранах

всех больных животных, являются бактерии в форме палочки. Проводя свои

опыты, Кох впервые применил окрашивание микроскопических препаратов и

сфотографировал внутриклеточное строение бактерий.

Изобретение

Кохом

твердых

питательных

сред

изменило

подход

к

культивированию микроорганизмов, предложенный Пастером. Естественно,

этот

успех

Роберта

был

отрицательно

воспринят

его

коллегой-

микробиологом Луи Пастером.

Между тем, Кох ни на минуту не прекращал своих исследований. Его очень

заинтересовала проблема туберкулеза, которая была в то время очень

актуальной в Германии. Никаких действенных лекарств от него не было. На

тот момент туберкулез считался врачами наследственным заболеванием.

Микробиологическое чутье не подвело Коха и в этот раз. Подозревая

бактериальную природу туберкулеза, он начал активно искать причину

туберкулеза. Для этого из срезов тканей пораженных органов людей,

умерших

от

туберкулеза,

он

готовил

микроскопические

препараты,

окрашивал их разными красителями и исследовал под микроскопом. Долгие

месяцы кропотливой работы над микроскопом увенчались успехом.

24 марта 1982 года Роберт Кох сделал заявление, что ним обнаружена

палочковидная бактерия, которая вызывает туберкулез. Эту бактерию в

последующем назвали палочкой Коха.

В своих научных работах Кох впервые сформулировал принцип, который

стал основой медицинской бактериологии. Позже это высказывание назвали

постулатом Коха. Суть постулата Коха в том, что то или иное инфекционное

заболевание вызывается конкретным микроорганизмом.

Успехи Коха в бактериологии послужили причиной того, что его в составе

научной экспедиции отправляют в Египет и Индию для изучения природы

холеры. Исследования туберкулеза были временно приостановлены.

1885 — по возвращению из Индии Роберт Кох возглавляет созданный в

Берлине Институт гигиены.

PAGE \* MERGEFORMAT 14

1891 — ученого назначают директором Института инфекционных болезней в

Берлине.

В 1890 году Кох заявил, что он нашел способ лечения туберкулеза. Он имел

ввиду особое вещество — туберкулин, которое было ним выделено из среды,

в которой культивировалась чистая культура туберкулезных палочек. После

этого открытия в Германии начали активно внедрять туберкулин для лечения

туберкулеза. Однако вскоре выяснилось, что такое лечение не обеспечивает

выздоровления больным. Больше того, в ответ на введение туберкулина у

пациентов возникали сильные аллергические реакции. На Коха обрушилась

буря критики и негодования.

Когда страсти немного улеглись, выяснилось, что туберкулин все-таки

можно использовать, но не для лечения, а для диагностики туберкулеза.

Оказалось, что аллергические реакции на введение туберкулина чаще всего

возникают у людей, болеющих туберкулезом. У здоровых же людей такие

реакции

на

введение

туберкулина

встречались

редко.

Аналогично

реагировали на туберкулин и сельскохозяйственные животные. Таким

образом, туберкулин стали использовать для диагностики туберкулеза у

коров.

В течение своей жизни Роберт Кох был удостоен многих ученых степеней:

профессора Берлинского университета;

доктора наук университетов Гейдельберга и Болоньи;

иностранного члена Академий Наук Франции и России;

Королевского научного сообщества в Лондоне;

Британской ассоциации медицины.

Существует три вида возбудителя: человека, крупного рогатого скота и птиц

(слайд 8).

Все микобактерии грамм положительные аэробы, не образуют спор и

капсул, по Грамму они окрашиваются в ярко-красный цвет.

Устойчивость: в навозе возбудитель сохраняется 5 лет, в земле – 10 лет

(слайд 9).

PAGE \* MERGEFORMAT 14

Эпизоотологические данные (слайд 11):

Источник заражения

– больные животные, которые выделяют

возбудителя в большом количестве с мокротой, молоком. В 1 мл молока

содержится 5 мл бактерий.

Наиболее восприимчивы

крупный рогатый скот, птицы и человек

(слайд 12).

Не восприимчивы – рыбы, змеи, лягушки, черепахи (слайд 13).

Лабораторные животные - кролики и белые мыши (14).

Пути

передачи:

алиментарный,

аэрогенный,

контактный,

через

поврежденную кожу, внутриутробный.

Факторы передачи: с кормом, с водой, с молоком, с мокротой, при

кашле, через подстилку и предметы ухода (слайд 15).

Патогенез фильм :

попадая в легкие и пищеварительный тракт,

возбудитель проникает в кровь и разносится в органы и ткани. Развивается

воспалительный процесс (экссудативный, пролиферативный, продуктивный),

разрастаются лимфоидная и эпителиальная ткани, образуется узелок.

При поражении

только органа - явление называется первичный

комплекс (слайд 17). В случае, когда в воспалительный процесс вовлекаются

и поражаются лимфатические узлы - называется полный первичный комплекс

(слайд 17), если поражаются только лимфатические узлы – это называется

неполный первичный комплекс (слайд 17).

Клинические признаки (слайд 18): инкубационный период 60 дней.

Туберкулез бывает открытой формы, активный (возбудитель, выделяется во

внешнюю среду), латентный или закрытой формы.

У КРС при поражении легких наблюдается сухой кашель, который

потом переходит во влажный (слайд 19).

При поражении вымени увеличиваются надвыменные лимфатические

узлы, молоко с примесью крови, с хлопьями.

При поражении кишечника – поносы с примесью крови.

У свиней: увеличение заглоточных лимфатических узлов (слайд 20).

PAGE \* MERGEFORMAT 14

У лошадей: чаще развивается латентная инфекция, протекающая без

заметных функциональных расстройств. Отмечают увеличение, плотность и

бугристость лимфатических узлов (слайд 21).

У птиц: бледность гребешка, снижение яйценоскости, угнетение (слайд

22).

Патологоанатомические изменения (слайд 24). Труп истощен. Увеличение

лимфатических узлов.

В органах и тканях обнаруживают туберкулезные очаги. Чаще

поражаются легкие, печень и вымя. При множественном поражении только

одного органа явление называется миллиарный туберкулез (слайд 24). При

множественном поражении брыжейки, серозных покровов наблюдается

жемчужница

(слайд 24).

При снижении резистентности организма

поражение носит генерализованную форму (слайд 24).

Диагноз (слайд 26): ставят комплексно на основании

эпизоотических

данных,

клинических

признаков,

патологоанатомических

изменений,

лабораторного

исследования,

применяя

микроскопию

мазков,

бактериологическое

исследование,

биопробу

и

гистологическое

исследование (слайд 27).

Важной

прижизненной

диагностикой

является

проведение

аллергического

исследования (слайд 28). Туберкулин вводят крупному

рогатому скоту строго внутрикожно в область средней трети шеи. У

больного животного на этом месте, как правило, появляется разлитой,

тестообразный, горячий и болезненный на ощупь воспалительный отек.

Реакцию на туберкулин учитывают через 72 часа, измеряя толщину

кожной складки. При ее увеличении на 3 мм и более животных считают

реагирующими. Это специфическая реакция на туберкулин. Если реакция

организма идет на атипичные микобактерии, то это неспецифическая реакция

на туберкулин.

Дифференциальный диагноз (слайд 29).

PAGE \* MERGEFORMAT 14

Исключить

актиномикоз

по

результатам

аллергического

и

бактериологического исследования. При актиномикозе пораженные ткани

более плотные, отмечается абсцедирование, с образованием фистулы и

сращение с подкожной клетчаткой.

Паратуберкулез

исключают

по

результатам

аллергического

исследования. Основные признаки паратуберкулеза: симптомы диареи, как

следствие - обезвоживание, иногда отеки век, межчелюстного пространства,

подгрудка, нижней части живота секреция молока прекращается. При

патологоанатомическом вскрытии – изменения в кишечнике.

Лейкоз

по результатам гематологического, бактериологического и

аллергического исследований. Это так же, как и туберкулез, хроническое,

инфекционное заболевание, которое протекает годами, опухолевой природы,

характеризуется поражение кроветворной ткани со злокачественным ее

разрастанием. Иногда наблюдают гипотонию преджелудков, признаки

нарушения сердечно сосудистой системы, снижается удой.

Самостоятельно составить блок по диагностике и дифференциальной

диагностике (приложение 1 слайд 30).

Профилактика (слайд 31).

Профилактические мероприятия носят разнообразный характер. Это и

специфические мероприятия, организационные и разъяснительные работы

среди населения.

К специфическим мероприятиям относят проведение прижизненной

диагностики – аллергическое исследование на туберкулин (слайд 32).

К

разъяснительной

работе

среди

населения

относят

беседы,

выступление среди населения с лекциями об опасности заболевания,

выпускают стенгазеты особенно среди работников животноводства (слайд

33).

На товарных фермах аллергическое исследование на туберкулез проводят 1

раз в год у всех животных не зависимо от их общего состояния с 2-х

месячного возраста. В племенных хозяйствах, там, где ведут репродуктивную

PAGE \* MERGEFORMAT 14

работу, направленную на получение племенного молодняка, исследуют на

туберкулез животных старше года, два раза в год.

Организационные мероприятия: Важно не допускать заноса инфекции в

хозяйство. Каждая ферма должна быть огорожена. Вход на ее территорию

разрешается только через ветеринарно-санитарный пропускник, въезд – через

дезбарьер. У дверей каждого помещения должны быть дезковрики для

обеззараживания обуви. Весной и осенью на всех производственных

участках необходимо проводить профилактическую дезинфекцию.

Приобретать скот только в хозяйствах, благополучных по туберкулезу не

менее четырех лет, что подтверждено ветеринарным свидетельством. Все

вновь поступающее поголовье в течение 30 дней держат на карантине в

специальном отделении и проверяют на туберкулез. В общее стадо

допускают новых животных только после разрешения ветеринарного врача.

Людей, больных туберкулезом, нельзя допускать к уходу за скотом

Меры борьбы: хозяйства объявляют неблагополучными по туберкулезу, если

при проведении аллергического исследования обнаружились положительно

реагирующие на туберкулез животные, при диагностическом убое выявлены

характерные

патологоанатомические

изменения

и

бактериологическое

исследование дало положительный результат.

В таких хозяйствах необходимо немедленно проводить систему мер,

направленных на недопущение распространения заболевания и ликвидацию

его в хозяйстве.

При объявлении хозяйства неблагополучным, необходимо

известить руководителей хозяйства, главных ветеринарных специалистов

ветеринарной

станции

по

борьбе

с

болезнями

животных.

Проводят

эпизоотологическое обследование хозяйства и составляют акт, т.е. выясняют

степень благополучия хозяйства по туберкулезу. На основании всех

собранных

данных

разрабатывается

план

мероприятий

по

борьбе

с

туберкулезом и на хозяйство накладывается карантин.

Для наложения

карантина комиссионно пишется проект решения .

PAGE \* MERGEFORMAT 14

В плане оздоровления предусматривают: строительство или реконструкцию

родильного отделения, телятника, санпропускника, изолятора; оборудование

пастеризационного

пункта

для

обеззараживания

молока

и

обрата;

изолированное выращивание здорового молодняка и приобретение здоровых

животных в благополучных хозяйствах для замены больного поголовья;

закрепление пастбищ и мест водопоя за группами животных; графики

исследования

животных,

проведения

дезинфекции,

дезинсекции

и

дератизации помещений и территории; методы и сроки оздоровления стада;

полноценное кормление; выделение денежных средств и строительных

материалов

для

санитарного

ремонта

животноводческих

помещений;

закрепление лиц, ответственных за исполнение отдельных видов работ;

мероприятия по охране людей от заражения туберкулезом.

Перед

снятием

карантина

на

оздоровительной

ферме

проводят

заключительные ветеринарные и другие мероприятия. Важное звено в их

комплексе при ликвидации туберкулеза представляют закрепительные

санитарные меры.

Для закрепления нового материала повторим новые термины

Запишите домашнее задание: Работа с конспектом.

Составить кроссворд по теме с ключевым словом.

История и традиции Дня борьбы с туберкулезом

В этот день в 1882 году немецким микробиологом Робертом Кохом был

открыт возбудитель туберкулеза. В 1905 году этот ученый получил

Нобелевскую премию в области медицины.

Международный день борьбы с туберкулезом был учрежден в 1982 году по

решению Всемирной организации здравоохранения и Международного

союза борьбы с туберкулезом и легочными заболеваниями (International

Union Against Tuberculosis and Lung Disease — IUATLD).

Символом праздника стала белая ромашка, олицетворяющая здоровое

дыхание.

PAGE \* MERGEFORMAT 14

В XIX-XX веках уровень медицины во многих странах мира значительно

вырос. Появилось множество новых лекарств и видов медицинского

оборудования, помогающего диагностировать туберкулез – одно из самых

опасных заболеваний.

Уже в 1910 году в России была организована Всероссийская лига по борьбе с

туберкулезом. В 1913 году она руководила работой 67 амбулаторий-

попечительств и нескольких санаториев.

В 1911 году в нашей стране впервые прошел День белой ромашки, когда

средства от продажи этих цветов были направлены на лечение больных

туберкулезом.

В 1912 году только в Москве было собрано 230 тысяч рублей на эти цели.

Праздник проходил под покровительством страдавших от этого заболевания

представителей великокняжеской (царской) фамилии и лично государя

императора.

В последние годы эти акции вновь стали устраиваться в России.

Сейчас во многих странах мира рост заболеваемости и смертности населения

от туберкулеза снизился, и все же ситуация далека от идеальной.

В настоящее время из 9 миллионов человек, ежегодно заболевающих

туберкулезом, 3 миллиона больных не проходит лечение. Эта болезнь

ежегодно уносит жизни 1,6 миллионов людей, большинство из которых

являются жителями развивающихся стран.

Обобщение

Проблема туберкулеза, купирования и ликвидации эпизоотических очагов

еще далека от решения и приобрела особую актуальность в связи с

переходом животноводства на промышленную основу.

Перемещение скота постоянно таит угрозу заноса источника возбудителя

туберкулеза в благополучные хозяйства. Поэтому случаи заболевания

животных нередко возникают даже в регионах, считавшихся свободными от

этой инфекции.

PAGE \* MERGEFORMAT 14

Успех

борьбы

с

туберкулезом

во

многом

зависит

от

изученности

эпизоотической ситуации, наличия надежной системы информации и

контроля.

Туберкулез

определяют

как

зооантропанозное

заболевание.

Поэтому

необходимо

объединение

усилий

ученых

ветеринарного

и

медицинского профилей.

В условиях промышленного животноводства обеспечить эффективную

работу по борьбе с болезнью можно только при ее планировании и

организации в масштабах крупных территориальных единиц, что зависит от

характера

и

интенсивности

хозяйственных

связей.

Профилактические

мероприятия

в

благополучных

районах

также

обязательны,

как

и

оздоровительные мероприятия на неблагополучных территориях.

Заключение

Использование информационных и коммуникационных технологий

(ИКТ)

в

учебном

процессе

является

актуальной

проблемой

современного

образования.

Сегодня

необходимо,

чтобы

каждый

преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести

занятие с использованием ИКТ. Использование ИКТ в учебном

процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ

способствуют

развитию

творческой

личности

не

только

обучающегося, но и преподавателя, помогают реализовать главные

человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Предлагаемый материал представляет собой разработку открытого

занятия и призван помочь преподавателям организовать занятие по

усвоению обучающимися знаний и формированию у них гражданско-

патриотического сознания. Благодаря изучению конкретных человеческих

судеб молодой человек начинает понимать: история – это история людей;

корни человека – в истории и традициях своего народа, прошлом родной

страны.

PAGE \* MERGEFORMAT 14

Используемые источники:

1. Авилов В.М. Ветеринария. – СПб.: Питер, 2006. – 338 с.

2. Гинзбург А.Г. Организация и планирование ветеринарного дела. – М.:

Аспект-Пресс, 2005. – 492 с.

3. Дорохин Н. Животноводству – неослабное внимание и поддержка // АПК:

экономика, управление. – 2005. - №10. - С. 10-13.

4.

Евлоев

Я.

Эффективность

современных

форм

организации

сельскохозяйственного

производства

//

Международный

сельскохозяйственный журнал. – 2005. - №3. - С. 10-14.

5.

Конопаткин

А.А.

Эпизоотология

и

инфекционные

болезни

сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 1993. – 268 с.

6. Никитин И.Н., Шайхаманов М.Х., Воскобойник В.Ф. Организация и

экономика ветеринарного дела. - М.: Колос, 1996. – 238 с.

7. Организация и экономика ветеринарного дела / Под ред. А.Д. Третьякова.

– М.: Проспект, 2001. – 260 с.

8. Организация сельскохозяйственного производства / Под ред. Ф.К.

Шакирова, В.А. Удалова, С.И. Грядова и др. – М.: Колос, 2006. - 504 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 14



В раздел образования