Напоминание

"Чрезвычайные ситуации. Что это?"


Автор: Шумкина Анастасия Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса"
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Чрезвычайные ситуации. Что это?"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»

Уровень профессионального образования

Среднее профессиональное образование

Методическая разработка

Чрезвычайные ситуации. Что это?

(название)

Учебная дисциплина

Безопасность жизнедеятельности

Специальность

46.02.01 621 Документационное обеспечение управления и архивоведение

(код и название специальности/профессии)

Комсомольск-на-Амуре

2024

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Организация

разработчик:

Краевое

государственное

бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре

колледж технологий и сервиса»

Разработчики Шумкина А.С, преподаватель КГБ ПОУ «Комсомольский–на–

Амуре колледж технологий и сервиса»

Аннотация: Целью данного урока является углубление и расширение знаний по

теме «Чрезвычайные ситуации. Что это?», а также сформировать умение

действовать

при

урагане,

пожаре,

наводнениях,

цунами,

терроризме,

химическом заражении.

На уроке будут рассмотрены вопросы по действиям населения при угрозе

урагана, пожара, наводнения, цунами, терроризма, химического заражения.

Методическая разработка согласована и утверждена на заседании кафедры

Физической культуры и ОБЖ______________________

Протокол № ______ от __________________ 202__ г.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКАХ

БЖ

План-конспект урока

Чрезвычайные ситуации. Что это?

Цель:

Углубить и расширить знания по теме «Чрезвычайные ситуации. Что это?».

Вопросы урока:

1.

Действия населения при наводнении.

2.

Действия населения при урагане.

3.

Действия населения при пожаре.

4.

Действия населения при химическом заражении

5.

Действия населения при терроризме

Вид урока: комбинированный.

Учебно-материальное обеспечение:

ТСО (телевизор, видеомагнитофон), картинки с чрезвычайными ситуациями,

учебники, памятки.

План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление изученного материала

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание

VII. Выставление оценок

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Ход занятия

I. Организационный момент (1 минута).

1 слайд:

Учитель отмечает присутствующих.

II. Актуализация знаний (3 минуты).

Учитель: Сегодняшний урок посвящен Гражданской обороне. Ребята,

давайте мы с вами вспомним, что же такое «Гражданская оборона»?

2 слайд:

Ученики: Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к

защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от

опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих

действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного

характера.

3 слайд:

Учитель: Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших

функций

государства,

составной

частью

оборонного

строительства

и

обеспечения безопасности населения страны.

Ежегодно в организациях проводятся дни ГО.

«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при

проведении Дня гражданской обороны.

III. Изучение нового материала (35 минут).

4 слайд: Работа с картинками

– Внимание на слайд.

/Картинки землетрясений, пожаров,

наводнений, смерчей, ураганов, пожаров произошедших в различное время в

разных местах/

– Что вы сейчас видите?

– Какие впечатления произвели на вас эти рисунки?

– Что самое ужасное от этих стихий?

– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

PAGE \* MERGEFORMAT 1

5 слайд:

На слайде появляется список ЧС. Чрезвычайные ситуации: шторм,

землетрясение, буря, пожар, наводнение, ураган, теракт, смерч, землетрясение,

кораблекрушение, авиакатастрофа, отравление химическими газами.

6 слайд:

Каждому ряду выдаётся по две карточки с ЧС. Студентам необходимо

соотнести ЧС по колонкам. На выполнение задания отводится 3 минуты, на

проверку и корректировку ответов – 2 минуты.

Учитель: ребята, ваша задача распределить чрезвычайные ситуации по

группам.

7 слайд:

Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы с вами выполнили задание.

Природные

Произошедшие по вине

человека

землетрясение

отравление хим. веществами

бури

авиакатастрофы

ураганы

кораблекрушения

смерч

пожары

наводнение

теракты

Учитель: Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с

нами?

Ученики: наводнение, пожары, теракты, отравление химическими

веществами.

8 слайд:

Учитель: Давайте посмотрим с вами видеоролик, а вы скажете, что это за

чрезвычайная ситуация.

Учитель организует просмотр видеоролика (2:24).

Ученики: в видеоролике говорилось про наводнение в Комсомольске-на-

Амуре в 2013 году.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Учитель: В нашей местности разрушительной может быть стихия воды.

В 2013 году максимальный уровень воды в Амуре у города достиг

отметки в 912 см. До этого самое мощное наводнение было в 1959 году, тогда

уровень Амура был 701 см.

Одиннадцать лет назад в зоне затопления оказались 975 жилых домов, в

подавляющем большинстве это дома частного сектора, с населением 12 659

человек. Было эвакуировано более 2600 человек. Размещено в пунктах

временного размещения чуть более 1 тыс. человек. Всего было развёрнуто 26

пунктов временного размещений пострадавших.

На подтопленной территории посёлка было организованно дежурство

спасателей и полиции. Налажено транспортное сообщение на плавающих

транспортёрах. Ежедневно осуществлялась доставка пайков, для оставшихся в

посёлке граждан.

Что делать при наводнении?

9 слайд:

Наводнение — это временное затопление значительной части суши водой

в результате действий сил природы.

Данное явление может произойти в результате:

• сброса воды с гидротехнических сооружений;

• быстрого таяния снегов, образования ледяных заторов;

• обильных продолжительных осадков, либо кратковременных, но очень

интенсивных;

• нагонов воды с моря или больших рек на побережья и в устья рек

сильным навальным ветром или приливом.

Наводнения (паводки) можно прогнозировать, а значит, принять

предупредительные меры. С получением прогноза о возможном наводнении

осуществляется оповещение населения с помощью сирен, через сеть радио- и

телевизионного вещания, другими возможными средствами.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите

об этом вашим близким, соседям, окажите помощь престарелым и больным. В

PAGE \* MERGEFORMAT 1

информации будет сообщено о времени и границах затопления, рекомендации

жителям о целесообразном поведении и порядке эвакуации.

Перед эвакуацией для сохранения своего дома следует:

• отключить воду, газ, электричество;

• погасить огонь в печах;

• перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и

имущество;

• закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых

этажей досками или фанерой.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и

взять с собой:

• документы (в герметичной упаковке), ценности, лекарства;

• комплект одежды и обуви по сезону;

• запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на

объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее, если

затопление в селе или частном секторе, отогнать скот в безопасные места,

отдаленные от зоны затопления. Занять ближайшее безопасное возвышенное

место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо

принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей,

отрезанных водой и нуждающихся в помощи:

а) в светлое время - вывесить на высоком месте полотнища;

б) в темное время - подавать световые сигналы.

Если вода застала в поле, лесу, то необходимо выйти на возвышенные

места, если нет такой возвышенности - забраться на дерево. Используются все

предметы, способные удержать человека на воде (бревна, доски, деревянные

двери, бочки, автомобильные шины и т. д.)

Помните! В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты,

соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду.

В любой обстановке не теряйте самообладания, не поддавайтесь панике,

действуйте быстро, но без суеты и уверенно!

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Действия после наводнения:

· при подходе к зданию соблюдайте осторожность, проверьте надежность

всех его конструкций (стены, полы), остерегайтесь падения каких-либо

предметов, порванных и провисших электрических проводов;

· при осмотре внутренних комнат не применяйте в качестве источника

света открытый огонь, спички, свечи и т.д. из-за возможного присутствия газа в

воздухе. Для этих целей следует использовать электрические фонари на

батарейках;

· проветрите комнаты, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из

подвалов и просушите жилое помещение, обеззаразьте загрязненную посуду,

столовые приборы, поверхность мебели. Для этих целей используйте кипяток

или отбеливатель;

· проверьте исправность электропроводки, трубопроводов газоснабжения,

водопровода и канализации. Не пользуйтесь ими до тех пор, пока не убедитесь

в их исправности с помощью специалистов;

· выбросите пищевые продукты и запасы питьевой воды, которые были в

контакте с водой;

· организуйте очистку колодцев от нанесенной грязи и выкачайте из них

воду.

Будьте внимательны к речевым сообщениям органов управления по

делам ГО и ЧС!

Что делать при стихийных бедствиях

10 слайд:

Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они

могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного

бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они

могли

к

ним

подготовиться.

Если

вы

услышали

сигнал

сирены

дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте

окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы,

электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми

PAGE \* MERGEFORMAT 1

спуститесь

в

укрытие

во

время

смерча

в

подвал).

Не

подходите

к

окнам, лучше встаньте в нише, у стены.

Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу,

укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле.

При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться

в

ближайшем

подвале,

овраге,

дорожном

кювете.

Если

буря

с

дождем,

градом,

грозой

не

прячьтесь

под

высоким

деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.

Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах,

рядом

с

бензоколонками,

нефте-

и

газопроводами,

линиями

электропередач.

11 слайд:

Пожар

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся

уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и

здоровья людей.

Основные поражающие факторы пожара:

 высокая температура окружающей среды;

 в дыме содержится ядовитые вещества;

 потеря видимости вследствие задымления.

12 слайд:

Что делать при пожаре

При пожаре нужно звонить 101.

Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро

выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!

Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе.

Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и

закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!

Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой

мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый

поток

свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное

помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.

Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует

пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.

Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него

пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.

Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не

спастись.

– Как действовать при пожаре, если он случился в школе.

Ученики проговаривают алгоритм действий при эвакуации во время

пожара.

– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и

невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на

ближайшем

заводе,

фабрике

может

привести

к

опасности

заражения

химическими веществами.

Химические заражения

13 слайд:

Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и

других родственных ей видов промышленности.

Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые

вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем

под действием ветра образуется зона химического заражения.

Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.

Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные

помещения зданий.

Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь

в глазах, слезотечение, одышка.

Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное

дыхание, насморк, кашель.

Что делать в случае угрозы химического заражения

Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома,

учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему

маршруту.

Прежде

чем

выходить

наденьте

ватно-марлевые

повязки,

предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.

Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру,

дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна

скотчем, или бумагой.

Учитель: Как вы считаете, будем ли мы укрываться в подвале?

Ученики: В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее

воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.

При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие

правила:

двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;

избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где

возможен застой ядовитых веществ;

на всем пути движения используйте простейшие средства защиты

органов дыхания и кожи.

– Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но

нужно помнить, что мы живем в век терроризма.

– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации.

14 слайд:

Терроризм

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей

или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных

объектов, создающие опасность гибели людей.

Что делать в экстремальной ситуации

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что

необходимо

заранее

представлять,

куда

бежать

и

что

делать

в

критической ситуации.

Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой

необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте –

так,

чтобы

при

необходимости

не

тратить

много

времени

на

их

поиск.

Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не

гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в

машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.

Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от

страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.

Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.

Что нужно сделать, чтобы успокоиться:

 глубоко вздохните, начните дышать спокойно;

 поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;

Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится

страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.

Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в

отношении подозрительных лиц или предметов.

Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.

IV. Закрепление изученного материала (1 минута).

15-22 слайд:

Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые

правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение”.

При пожаре звонить

101

Спички детям

не игрушка

От дыма и огня нужно

убегать

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Телефон милиции

102

Телефон скорой помощи

103

Через задымленное

помещение

лучше двигаться

пригнувшись

При угрозе заражения хлором

избегать

низких участков местности

При любой чрезвычайной

ситуации взять с собой

документы

V. Подведение итогов (3 минуты).

23 слайд:

Синквейн. Подведем итог нашей работы. Составим синквейн.

1.

Чрезвычайные ситуации

2.

Какие (опасные, вредные, травмирующие)?

3.

Что

делают

(вредят,

ломают,

взрывают,

затапливают,

горят,

уничтожают)?

4.

Предложение (эвакуируемся из опасной зоны)

5.

Синоним (опасность).

- О чем мы с вами говорили на уроке? (О ЧС, о вреде для организма, алгоритм

действий).

- Что нового вы узнали? Какая информация вас удивила?

VI. Домашнее задание (1 минута).

Студентам необходимо разделиться на группы/пары, чтобы создать памятки по

следующим темам на выбор:

Как вести себя при смерче и урагане.

Как вести себя при пожаре.

Как вести себя при теракте.

Как вести себя при угрозе химического заражения.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

VII. Выставление оценок (1 минута).

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Приложение

Природные

Произошедшие по вине

человека

PAGE \* MERGEFORMAT 1



В раздел образования