Напоминание

Анализ структуры федерального бюджета за 2024 год


Авторы: Рассказов Арсений Юрьевич, Меркурьева Лариса Александровна
Должность: преподаватель, студент
Учебное заведение: МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Анализ структуры федерального бюджета за 2024 год
Раздел: среднее профессиональное





Назад




На фоне ухудшения международных отношений российская

экономика сталкивается с проблемой дефицита федерального бюджета.

Преодоление бюджетного дефицита является необходимым условием

для реализации важнейших направлений развития государственных

задач, а также для поддержания устойчивости экономики, что и

определяет актуальность данного исследования.

Анализируя проект федерального бюджета на 2024 год, принятый

в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ

(последняя редакция) "О федеральном бюджете на 2024 год и на

плановый период 2025 и 2026 годов" (далее Федеральный закон №540-

ФЗ), можно выделить следующие важные аспекты исходя из основных

характеристик федерального бюджета на 2024 год:

1.

Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта

(далее ВВП) -191 437 млрд. рублей.

2.

Уровень инфляции - не более 5,1%.

3.

Общий объем доходов - 35 062 513 540,7 тыс. рублей.

4.

Общий объем расходов - 37 182 647 797,4 тыс. рублей.

5.

Верхний предел государственного внутреннего долга –

26 680 413 893,3 тыс. рублей.

6.

Верхний предел государственного внешнего долга –

63,0 млрд. долларов США или 56,7 млрд. евро.

7.

Дефицит бюджета - 2 120 134 256,7 тыс. рублей.

В 2024 году прогнозируется увеличение доходов федерального

бюджета в номинальном выражении с 29 124 млрд. рублей в 2023 году

до 35 062,5 млрд. рублей в 2024 году (это на 20,4% больше, чем в 2023

году). В основном это связано с ожидаемой динамикой показателей

социально-экономического

развития

Российской

Федерации

и

доработкой законодательства в нефтегазовом секторе.

1

По отношению к ВВП доходы увеличатся с 17,3% ВВП в 2023

году до 19,5% в 2024 году.

По итогам 2024 года объем государственного долга Российской

Федерации составит 18,1% ВВП.

Ожидается, что дефицит федерального бюджета на 2024-2026 годы

составит:

0,9 % ВВП в 2024 году,

0,4 % ВВП в 2025 году,

0,8 % ВВП в 2026 году.

За этот период не нефтегазовый дефицит снизится до 6,4 % ВВП в

2026 году (на 0,7 % ВВП меньше, чем в 2023 году).

Основным источником дефицита федерального бюджета в 2024-

2026 годах являются государственные заимствования Российской

Федерации. В 2024 году в рамках переходного периода для обеспечения

сбалансированности бюджета будут использованы средства Фонда

национального благосостояния (далее ФНБ) в размере 1,3 трлн. рублей.

Поскольку прогнозируемые нефтегазовые доходы превышают базовые

уровни,

в

течение

прогнозного

периода

будут

генерироваться

дополнительные нефтегазовые доходы, которые могут быть включены в

2

Фонд национального благосостояния (в 2024-2026 годах они составят

1,8 трлн. руб. в год).

Согласно статье 17 Федерального закона N 540-ФЗ источниками

внешнего финансирования дефицита федерального бюджета является:

1.

Разница между средствами, поступившими от размещения

государственных займов, которые осуществляются путем выпуска

государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и

номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и

средствами, направленными на их погашение.

2.

Разница между полученными и погашенными Российской

Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств,

включая

целевые

иностранные

кредиты,

с

учетом

средств,

перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам

товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного

внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых

организаций, иных субъектов международного права и иностранных

юридических лиц.

Расходы федерального бюджета в 2023-2026 годах (млрд руб.)

Обслуживание государственного долга станет для России все

более затратным. Через три года эти расходы превысят финансирование

здравоохранения и образования.

3

В

2024

году

из

федерального

бюджета

на

обслуживание

государственного долга будет выделено 2,3 трлн. рублей, в то время как

в 2023 году эта сумма составила 1,5 трлн. К 2026 году затраты

увеличатся до 3,3 трлн. рублей, что составит почти 10% от всех

расходов.

Также увеличатся и другие государственные расходы, зависящие

от уровня кредитных ставок такие как, выплаты банкам по льготным

ипотечным программам.

Национальная оборона впервые займёт первую позицию в

бюджете, с планируемыми расходами в 11 трлн. рублей, что составляет

30% от всех бюджетных затрат. По сравнению с 2023 годом, расходы на

оборону вырастут почти на 70%.

В последние несколько лет доля бюджетных расходов на

образование и здравоохранение также уменьшилась до 8,5%. Расходы на

здравоохранение в стране увеличатся лишь на 10%, что почти в три раза

ниже уровня накопленной инфляции с учетом прогнозов.

4

Экономика

является

наибольшим

пострадавшим

сектором

бюджета. На ее финансирование выделят только 4 трлн. рублей, что

меньше, чем в 2023 году. Учитывая инфляцию, снижение может

достигнуть 10%.

Рассмотрим фактическую отчетность Министерства финансов

Российской Федерации по исполнению федерального бюджета за 1-3

квартал 2024 года.

Согласно

предварительным

данным,

доходы

федерального

бюджета за период с января по октябрь 2024 года составили 29 668

миллиардов рублей, что на 28,4% превышает уровень доходов за

аналогичный

период

2023

года.

Наибольший

рост

показали

нефтегазовые доходы, они составили 9 539 млрд. рублей, превысив

показатели

аналогичного

периода

предыдущего

года

на

32,3%,

преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть. Доходы,

не связанные с нефтегазовой отраслью, также демонстрируют быстрый

рост: по итогам трех кварталов они выросли на 27% по сравнению с

прошлым годом.

По

предварительной

оценке,

объем

расходов

федерального

бюджета по итогам января-октября 2024 года составил 29 889 млрд.

рублей, что выше уровня предыдущего года на 23,7%.

В 2024 году объем расходов федерального бюджета определяется

первичным структурным дефицитом в 3,1 трлн. рублей. Эта структура

позволяет

поддерживать

стабильный

уровень

заимствований

и

государственного долга в переходный период.

5

С января по октябрь 2024 года федеральный бюджет показал

дефицит в 220 млрд. рублей, что на 830 млрд. рублей меньше, чем за

аналогичный период прошлого года. Ожидается, что по итогам года

дефицит составит около 1,7% от ВВП.

Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 2024 года

(млрд руб)

6

Бюджет на 2024 год отличается от предыдущих бюджетов не

только

очень

высокой

динамикой

доходов

и

расходов.

Такой

отрицательной динамики для нашей страны ранее не наблюдалось. Это

говорит о том, что составители не видели необходимости в сохранении

столь высоких расходов в будущем, возможно, это было сделано в

надежде на то, что дипломатическая ситуация нормализуется. Помимо

трудностей с пополнения бюджета, на которые могут повлиять новые

санкции, существует также риск несоблюдения установленных лимитов

расходов. Бюджет также уделяет внимание цифровой трансформации и

технологическому развитию, что должно способствовать устойчивости

экономики к внешним вызовам.

Таким

образом,

федеральный

бюджет

на

2024–2026

годы

направлен

на

выполнение

социальных

обязательств

государства,

поддержку граждан в условиях экономической нестабильности и поиск

путей развитие секторов экономики.

7

8



В раздел образования