Авторы: Рассказов Арсений Юрьевич, Меркурьева Лариса Александровна
Должность: преподаватель, студент
Учебное заведение: МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Анализ структуры федерального бюджета за 2024 год
Раздел: среднее профессиональное
На фоне ухудшения международных отношений российская
экономика сталкивается с проблемой дефицита федерального бюджета.
Преодоление бюджетного дефицита является необходимым условием
для реализации важнейших направлений развития государственных
задач, а также для поддержания устойчивости экономики, что и
определяет актуальность данного исследования.
Анализируя проект федерального бюджета на 2024 год, принятый
в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ
(последняя редакция) "О федеральном бюджете на 2024 год и на
плановый период 2025 и 2026 годов" (далее Федеральный закон №540-
ФЗ), можно выделить следующие важные аспекты исходя из основных
характеристик федерального бюджета на 2024 год:
1.
Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта
(далее ВВП) -191 437 млрд. рублей.
2.
Уровень инфляции - не более 5,1%.
3.
Общий объем доходов - 35 062 513 540,7 тыс. рублей.
4.
Общий объем расходов - 37 182 647 797,4 тыс. рублей.
5.
Верхний предел государственного внутреннего долга –
26 680 413 893,3 тыс. рублей.
6.
Верхний предел государственного внешнего долга –
63,0 млрд. долларов США или 56,7 млрд. евро.
7.
Дефицит бюджета - 2 120 134 256,7 тыс. рублей.
В 2024 году прогнозируется увеличение доходов федерального
бюджета в номинальном выражении с 29 124 млрд. рублей в 2023 году
до 35 062,5 млрд. рублей в 2024 году (это на 20,4% больше, чем в 2023
году). В основном это связано с ожидаемой динамикой показателей
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
и
доработкой законодательства в нефтегазовом секторе.
1
По отношению к ВВП доходы увеличатся с 17,3% ВВП в 2023
году до 19,5% в 2024 году.
По итогам 2024 года объем государственного долга Российской
Федерации составит 18,1% ВВП.
Ожидается, что дефицит федерального бюджета на 2024-2026 годы
составит:
‒
0,9 % ВВП в 2024 году,
‒
0,4 % ВВП в 2025 году,
‒
0,8 % ВВП в 2026 году.
За этот период не нефтегазовый дефицит снизится до 6,4 % ВВП в
2026 году (на 0,7 % ВВП меньше, чем в 2023 году).
Основным источником дефицита федерального бюджета в 2024-
2026 годах являются государственные заимствования Российской
Федерации. В 2024 году в рамках переходного периода для обеспечения
сбалансированности бюджета будут использованы средства Фонда
национального благосостояния (далее ФНБ) в размере 1,3 трлн. рублей.
Поскольку прогнозируемые нефтегазовые доходы превышают базовые
уровни,
в
течение
прогнозного
периода
будут
генерироваться
дополнительные нефтегазовые доходы, которые могут быть включены в
2
Фонд национального благосостояния (в 2024-2026 годах они составят
1,8 трлн. руб. в год).
Согласно статье 17 Федерального закона N 540-ФЗ источниками
внешнего финансирования дефицита федерального бюджета является:
1.
Разница между средствами, поступившими от размещения
государственных займов, которые осуществляются путем выпуска
государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и
номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и
средствами, направленными на их погашение.
2.
Разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств,
включая
целевые
иностранные
кредиты,
с
учетом
средств,
перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам
товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного
внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых
организаций, иных субъектов международного права и иностранных
юридических лиц.
Расходы федерального бюджета в 2023-2026 годах (млрд руб.)
Обслуживание государственного долга станет для России все
более затратным. Через три года эти расходы превысят финансирование
здравоохранения и образования.
3
В
2024
году
из
федерального
бюджета
на
обслуживание
государственного долга будет выделено 2,3 трлн. рублей, в то время как
в 2023 году эта сумма составила 1,5 трлн. К 2026 году затраты
увеличатся до 3,3 трлн. рублей, что составит почти 10% от всех
расходов.
Также увеличатся и другие государственные расходы, зависящие
от уровня кредитных ставок такие как, выплаты банкам по льготным
ипотечным программам.
Национальная оборона впервые займёт первую позицию в
бюджете, с планируемыми расходами в 11 трлн. рублей, что составляет
30% от всех бюджетных затрат. По сравнению с 2023 годом, расходы на
оборону вырастут почти на 70%.
В последние несколько лет доля бюджетных расходов на
образование и здравоохранение также уменьшилась до 8,5%. Расходы на
здравоохранение в стране увеличатся лишь на 10%, что почти в три раза
ниже уровня накопленной инфляции с учетом прогнозов.
4
Экономика
является
наибольшим
пострадавшим
сектором
бюджета. На ее финансирование выделят только 4 трлн. рублей, что
меньше, чем в 2023 году. Учитывая инфляцию, снижение может
достигнуть 10%.
Рассмотрим фактическую отчетность Министерства финансов
Российской Федерации по исполнению федерального бюджета за 1-3
квартал 2024 года.
Согласно
предварительным
данным,
доходы
федерального
бюджета за период с января по октябрь 2024 года составили 29 668
миллиардов рублей, что на 28,4% превышает уровень доходов за
аналогичный
период
2023
года.
Наибольший
рост
показали
нефтегазовые доходы, они составили 9 539 млрд. рублей, превысив
показатели
аналогичного
периода
предыдущего
года
на
32,3%,
преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть. Доходы,
не связанные с нефтегазовой отраслью, также демонстрируют быстрый
рост: по итогам трех кварталов они выросли на 27% по сравнению с
прошлым годом.
По
предварительной
оценке,
объем
расходов
федерального
бюджета по итогам января-октября 2024 года составил 29 889 млрд.
рублей, что выше уровня предыдущего года на 23,7%.
В 2024 году объем расходов федерального бюджета определяется
первичным структурным дефицитом в 3,1 трлн. рублей. Эта структура
позволяет
поддерживать
стабильный
уровень
заимствований
и
государственного долга в переходный период.
5
С января по октябрь 2024 года федеральный бюджет показал
дефицит в 220 млрд. рублей, что на 830 млрд. рублей меньше, чем за
аналогичный период прошлого года. Ожидается, что по итогам года
дефицит составит около 1,7% от ВВП.
Исполнение федерального бюджета за январь-октябрь 2024 года
(млрд руб)
6
Бюджет на 2024 год отличается от предыдущих бюджетов не
только
очень
высокой
динамикой
доходов
и
расходов.
Такой
отрицательной динамики для нашей страны ранее не наблюдалось. Это
говорит о том, что составители не видели необходимости в сохранении
столь высоких расходов в будущем, возможно, это было сделано в
надежде на то, что дипломатическая ситуация нормализуется. Помимо
трудностей с пополнения бюджета, на которые могут повлиять новые
санкции, существует также риск несоблюдения установленных лимитов
расходов. Бюджет также уделяет внимание цифровой трансформации и
технологическому развитию, что должно способствовать устойчивости
экономики к внешним вызовам.
Таким
образом,
федеральный
бюджет
на
2024–2026
годы
направлен
на
выполнение
социальных
обязательств
государства,
поддержку граждан в условиях экономической нестабильности и поиск
путей развитие секторов экономики.
7
8