Автор: Ловягина Ирина Александровна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский колледж производственных и социальных технологий"
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: Тема: "Обездоленное детство в рассказе А.П.Чехова «Спать хочется»"
Раздел: среднее профессиональное
Тема: "Обездоленное детство в рассказе А.П.Чехова
«Спать хочется»"
ЦЕЛИ. Изучить рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» методом целостного
анализа.
ЗАДАЧИ:
- развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно
читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на
поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное
отношение к окружающей действительности; воспитывать добрые чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- тексты рассказа А. П. Чехова "Спать хочется";
- репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: эвристическая и аналитическая работа по
тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.
ХОД УРОКА
Тогда человек станет лучше,
когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П. Чехов
Подготовительная работа - индивидуальные задания (сообщения о детстве
А.П.Чехова).
I.
Сообщения
заранее
подготовленных
учеников
о
детских
годах
А.П.Чехова.
II.
Проверка первичного восприятия текста рассказа "Спать хочется":
Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?
Что вас взволновало?
К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о
каком-либо эпизоде из жизни героя.)
III.
После прочтения рассказа дома вам надо было нарисовать обложку к
рассказу. На магниты прикрепляем обложки на доску, учащиеся
комментируют свои рисунки.
IV.
СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Рассказ «Спать хочется» появился в «Петербургской газете» в 1888
году. Событийная ситуация в этом рассказе почти та же, что и в уже
знакомом детям рассказе «Ванька»: Варька тоже служит в доме са-
пожника и, хоть взяли ее нянькой к ребенку, тоже должна ставить
самовар, помогать по дому, чистить сапоги и бегать за пивом. Варьке,
как и Ваньке, все время хочется спать. Однажды ночью, доведенная до
отчаяния, Варька засыпает, задушив плачущего ребенка.
Не прочитав рассказа, поверить в это нельзя. Убить человека,
даже если это грудной ребенок, невероятно трудно. Тем более не
может этого сделать тринадцатилетняя деревенская девочка, которая и
в няньках-то оказалась только потому, что у нее умер отец и они с
матерью пошли от нищеты наниматься в город. Что же произошло?
Анализ рассказа.
- Что вы можете рассказать о жизни Варьки до того, как она попала в няньки?
- Какая это была жизнь?
- А как живётся девочке в няньках? (Измученная, она видит перед собой
ночную комнату: «Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату
от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные
панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а
пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на
Варьку...». Варька качает колыбель и, несмотря на то, что ребенок кричит,
засыпает. Во сне она видит бредущих по грязи людей, постоянно твердящих:
«Спать! Спать!». Сон превращается в бред и тут же сменяется обстановкой
комнаты: Варька снова слышит ребенка, видит колыбель и на полу тени от
пеленок и панталон. Тени превращаются в фигуру умирающего отца, Варька
видит склонившегося к нему доктора, суетящуюся мать. Сон прерывается
реальностью: хозяйка приходит покормить ребенка. Тот не унимается.
Варька берет его обратно и засыпает в тени от панталон, но день уже
начался, и надо снова топить печи, ставить самовар, чистить картошку,
бежать в лавочку.
Всё окружающее девочка и днем воспринимает в режиме бреда. За
любой монотонной работой она рискует заснуть. И тогда ее побьют. Варька
борется, крепится, бредит и спит, и, когда снова наступает ночь и она опять
качает кричащую колыбельку и видит все те же тени от пеленок и панталон,
ей в голову впервые приходит чисто практический вопрос: «Что мешает ей
спать?». Она долго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг —
ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с
ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол и засыпает.
- Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?
- Какова роль художественной детали в рассказе? (Методично повторяя одну
и ту же деталь обстановки (тени от панталон), Чехов показывает, что Варька
— со всеми своими мыслями, горестями и усталостью — стала всего лишь
частью этой обстановки, превратилась в маленькую машинку, способную
реагировать лишь на окрики и поручения. Она перестала быть простой
деревенской девчонкой, находчивой и верткой, способной огрызнуться,
убежать, спрятаться где-нибудь на чердаке и там хорошенько выспаться)
- Что мешает спать Варьке? (Она долго прислушивается к крику, пока не
понимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени от
панталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол и
засыпает)
- Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее?
Можно ли ее обвинять? (Варька не ждет помощи - неоткуда. Доведённая до
невменяемого состояния девочка не справляется с кошмаром. Убийство
ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к
убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм)).
- Кто виновник тех событий, что описаны в рассказе? Что довело Варьку до
такого безумия? Можно ли было его избежать?
Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказа ''Спать
хочется'' в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом в
Галиче двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. –
Рассмотрите репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского
«Свидание».
Скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Спать хочется»?
(Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей.
Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится ребёнку лет семь или восемь,
родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится
работать с утра до ночи)
- Какие выводы можно сделать? (Писатель выбирает самые настоящие,
жизненные сюжеты для своих произведений)
-
Кому
можно
адресовать
слова
эпиграфа
сегодняшнего
урока?
- Можно ли сказать, что в конце рассказа Чехова происходит развязка?
(Наверное, нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового
отрезка пути. Финал рассказа открыт в жизнь)
-
Как
автор
показывает
это?
(Многоточием
заканчивается
рассказ)
- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают,
живут в семьях и т.д.) Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы
выросли образованными, воспитанными людьми; права детей защищаются
на уровне государства.
V. Домашнее задание. Можно ли было избежать того безумия, которое
показывает Чехов в рассказе? Напишите возможное развитие событий,
закончите рассказ по-своему.