Напоминание

Особенности обучения взрослых


Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель высшей категории Западно- Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Учебное заведение: Омское подразделение УЦПК
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения взрослых
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности обучения взрослых

Обучение взрослых имеет свои особенности, о которых необходимо не

только знать, но и применять в процессе передачи знаний.

Взрослый осознает себя самостоятельной личностью, которая обладает

запасом жизненного и профессионального опыта. И этот опыт необходимо

использовать на занятиях. Когда человек понимает свою значимость, его

отношение к занятиям меняется. Это не то место, где можно отсидеться или

подремать, а то, где можно проявить себя, показать что «я» знаю.

С какими же психолого- педагогическими трудностями сталкиваются

преподаватель и обучающийся?

Преподаватель

желает

убеждать

и

настаивать

там,

где

можно

прислушаться и согласиться, навязывает цели и результаты обучения.

Обучающийся

испытывает

потенциальную

угрозу

самооценке

и

компетентности взрослого человека (страх оказаться в позиции ученика);

отсутствие четкого осознания целей обучения; индивидуальные особенности

(семья, работа, дом).

Роли преподавателя и обучающегося должны быть в равных позициях,

не должна создаваться школьная обстановка «учитель -ученик», поэтому

становится очевидным. Что обучение должно происходить в процессе

совместной деятельности обучающихся и преподавателей. Традиционная

форма обучения в виде лекции не должна быть основной, так как есть

доказанный

факт,

человек,

слушая

лекции.

Запоминает

только

5%

информации.

Наиболее эффективными являются активные формы обучения такие

как:

1.

Метод «мозговой атаки» («мозговой штурм»).

Суть метода заключается в поиске ответа на сложную проблему

посредствам

генерирования

идей,

догадок,

предположений,

аналогий,

основанный на творческом подходе и интеллекте. Характерная черта метода

и его преимущество заключается в возможности найти нестандартный

подход к решению задачи. Идеи можно высказывать по очереди или по

желанию. Преподавателю необходимо соблюдать следующие правила:

принимаются любые идеи и ни одна идея не критикуется.

2.

Метод «Деловой игры».

Этот метод имитации принятия решения в различных ситуациях путем

игры по заданным правилам. Существуют разные «оболочки» деловых игр,

наиболее

широко

применяемые

«Что?Где?Когда?»,

«Кто

хочет

стать

миллионером», «Судебное заседание». В этих играх применимы уже

накопленные знания, профессиональный опыт и проявление имеющихся

компетенций.

3.

Занятие с заранее запланированными ошибками.

Преподаватель заранее предупреждает обучающихся, что в лекции

будет сделано несколько ошибок, не называя их содержание и количество.

Подобная лекция проводится

в тех случаях, когда где преподавателю

необходимо убедиться в том, что обучающиеся системно усваивают

лекционный материал. Эта форма проведения лекции была разработана для

развития

у

обучающихся

умение

оперативно

анализировать

профессиональные

ситуации.

Это

требует

специальной

работы

преподавателя над содержанием лекции и высокого уровня владения

материалом. Лекции с запланированными ошибками вызывают высокую

интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. обучающиеся в своей

деятельности используют полученные ранее знания.

4.

Перевернутый урок.

Преподаватель заранее обозначает тему урока, которую обучающиеся

(один или несколько) должны сами изложить на занятии перед коллегами.

Освещая наиболее проблемные места с его точки зрения.

5.Семинар. Преимущества семинара заключаются в возможности

учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков учащихся,

устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у обучающихся

опытом.

6.Тренинг. Преимущества тренинга состоят в возможности изучить

проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы,

подготовить обучающихся к действиям в жизненных ситуациях, а так же

повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.

7.Модульное обучение- это разбивка учебной ситуации на несколько

относительно

самостоятельных

частей,

называемых

модулями.

Положительные характеристики метода модульного обучения заключается в

его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих –

модулей.

8.Дистанционное обучение- + позволяет вовлекать большое количество

числа обучающихся, возможность обучения на дому, возможность выбора

обучающимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность

переносить результаты на различные электронные носители.

9.Ценностная

ориентировка-

служит

для

привития

ценностей

обучающимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями

и правилами.

10.Кейс-стади (метод разбора конкретных ситуаций) основывается на

полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь м место в

изучаемой обучающимися области знаний и деятельности.

11.Коучинг – представляет собой коллективное или индивидуальное

управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их

адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по

исследуемой теме.

12.Ролевые игры

13.Действие по образцу- суть метода сводится к демонстрации

поведенческой модели, которая и

является примером для

поведения,

выполнения заданий и подражания в осваиваемой области, после чего

отрабатывают на практике.

14.Креативные группы

15.Разбор «завалов»- заключается в моделировании ситуаций, которые

часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объемом работ, а

также в выработке наиболее эффективных способов решения задач,

обусловленных такими ситуациями.

16.Работа в парах

17.Метод

рефлексии

-

выполнение

обучающимися

заданий

с

систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой

отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные пути решения.

18.Подумайте

19.Метод ротаций – заключается в закреплении разных ролей за

обучающимися, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

20. Метод «Лидер-ведомый»- слабый закрепляется за более опытным

21.Метод «Летучка» актуальные вопросы при изучении темы –

проблемы решаются по средствам обсуждений и обмена мнениями

22.Мифологемы – поиск необычных способов решения проблем,

которые возникают в реальных ситуациях.

23.Обмен опытом – переход обучающегося в другие условия обучения

24.Мозговой штурм – совместная работа в малых группах, главной

целью является поиск решения.

25. Тематические обсуждения – отличается от мозгового штурма тем,

что

процесс

обсуждения

ограничен

отдельными

рамками,

а

любые

изначально кажущиеся перспективными решения и идеи отбрасываются

26.Консалтинг – метод консультирования сводится к тому, что

обучающиеся обращаются за информационно или практической помощью

долее к опытному человеку.

Преодоление психолого- педагогических трудностей в обучении

взрослых рабочим профессиям заключается в:

1.

Выборе методов обучения. Предполагающих активное участие

самих обучающихся.

2.

Повышении

мотивации

у

обучающихся

(стимулирование

любопытства, демонстрация полезности результата).

3.

Избегании «формализации» учебного процесса.

4.

Создании

благоприятной

психологической

среды,

в

которой

обучающиеся могут свободно обмениваться своими мнениями.

слышать чужие мнения и соотносить их со своими.

5.

Использование опыта обучающихся в учебном процессе.



В раздел образования