Автор: Пескова Наталья Борисовна
Должность: преподаватель высшей категории Западно- Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Учебное заведение: Омское подразделение УЦПК
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения взрослых
Раздел: среднее профессиональное
Особенности обучения взрослых
Обучение взрослых имеет свои особенности, о которых необходимо не
только знать, но и применять в процессе передачи знаний.
Взрослый осознает себя самостоятельной личностью, которая обладает
запасом жизненного и профессионального опыта. И этот опыт необходимо
использовать на занятиях. Когда человек понимает свою значимость, его
отношение к занятиям меняется. Это не то место, где можно отсидеться или
подремать, а то, где можно проявить себя, показать что «я» знаю.
С какими же психолого- педагогическими трудностями сталкиваются
преподаватель и обучающийся?
Преподаватель
желает
убеждать
и
настаивать
там,
где
можно
прислушаться и согласиться, навязывает цели и результаты обучения.
Обучающийся
испытывает
потенциальную
угрозу
самооценке
и
компетентности взрослого человека (страх оказаться в позиции ученика);
отсутствие четкого осознания целей обучения; индивидуальные особенности
(семья, работа, дом).
Роли преподавателя и обучающегося должны быть в равных позициях,
не должна создаваться школьная обстановка «учитель -ученик», поэтому
становится очевидным. Что обучение должно происходить в процессе
совместной деятельности обучающихся и преподавателей. Традиционная
форма обучения в виде лекции не должна быть основной, так как есть
доказанный
факт,
человек,
слушая
лекции.
Запоминает
только
5%
информации.
Наиболее эффективными являются активные формы обучения такие
как:
1.
Метод «мозговой атаки» («мозговой штурм»).
Суть метода заключается в поиске ответа на сложную проблему
посредствам
генерирования
идей,
догадок,
предположений,
аналогий,
основанный на творческом подходе и интеллекте. Характерная черта метода
и его преимущество заключается в возможности найти нестандартный
подход к решению задачи. Идеи можно высказывать по очереди или по
желанию. Преподавателю необходимо соблюдать следующие правила:
принимаются любые идеи и ни одна идея не критикуется.
2.
Метод «Деловой игры».
Этот метод имитации принятия решения в различных ситуациях путем
игры по заданным правилам. Существуют разные «оболочки» деловых игр,
наиболее
широко
применяемые
«Что?Где?Когда?»,
«Кто
хочет
стать
миллионером», «Судебное заседание». В этих играх применимы уже
накопленные знания, профессиональный опыт и проявление имеющихся
компетенций.
3.
Занятие с заранее запланированными ошибками.
Преподаватель заранее предупреждает обучающихся, что в лекции
будет сделано несколько ошибок, не называя их содержание и количество.
Подобная лекция проводится
в тех случаях, когда где преподавателю
необходимо убедиться в том, что обучающиеся системно усваивают
лекционный материал. Эта форма проведения лекции была разработана для
развития
у
обучающихся
умение
оперативно
анализировать
профессиональные
ситуации.
Это
требует
специальной
работы
преподавателя над содержанием лекции и высокого уровня владения
материалом. Лекции с запланированными ошибками вызывают высокую
интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. обучающиеся в своей
деятельности используют полученные ранее знания.
4.
Перевернутый урок.
Преподаватель заранее обозначает тему урока, которую обучающиеся
(один или несколько) должны сами изложить на занятии перед коллегами.
Освещая наиболее проблемные места с его точки зрения.
5.Семинар. Преимущества семинара заключаются в возможности
учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков учащихся,
устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у обучающихся
опытом.
6.Тренинг. Преимущества тренинга состоят в возможности изучить
проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы,
подготовить обучающихся к действиям в жизненных ситуациях, а так же
повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат.
7.Модульное обучение- это разбивка учебной ситуации на несколько
относительно
самостоятельных
частей,
называемых
модулями.
Положительные характеристики метода модульного обучения заключается в
его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих –
модулей.
8.Дистанционное обучение- + позволяет вовлекать большое количество
числа обучающихся, возможность обучения на дому, возможность выбора
обучающимися наиболее подходящего времени для занятий и возможность
переносить результаты на различные электронные носители.
9.Ценностная
ориентировка-
служит
для
привития
ценностей
обучающимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями
и правилами.
10.Кейс-стади (метод разбора конкретных ситуаций) основывается на
полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь м место в
изучаемой обучающимися области знаний и деятельности.
11.Коучинг – представляет собой коллективное или индивидуальное
управление педагогов или более опытных обучающихся менее опытными, их
адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по
исследуемой теме.
12.Ролевые игры
13.Действие по образцу- суть метода сводится к демонстрации
поведенческой модели, которая и
является примером для
поведения,
выполнения заданий и подражания в осваиваемой области, после чего
отрабатывают на практике.
14.Креативные группы
15.Разбор «завалов»- заключается в моделировании ситуаций, которые
часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объемом работ, а
также в выработке наиболее эффективных способов решения задач,
обусловленных такими ситуациями.
16.Работа в парах
17.Метод
рефлексии
-
выполнение
обучающимися
заданий
с
систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой
отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные пути решения.
18.Подумайте
19.Метод ротаций – заключается в закреплении разных ролей за
обучающимися, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.
20. Метод «Лидер-ведомый»- слабый закрепляется за более опытным
21.Метод «Летучка» актуальные вопросы при изучении темы –
проблемы решаются по средствам обсуждений и обмена мнениями
22.Мифологемы – поиск необычных способов решения проблем,
которые возникают в реальных ситуациях.
23.Обмен опытом – переход обучающегося в другие условия обучения
24.Мозговой штурм – совместная работа в малых группах, главной
целью является поиск решения.
25. Тематические обсуждения – отличается от мозгового штурма тем,
что
процесс
обсуждения
ограничен
отдельными
рамками,
а
любые
изначально кажущиеся перспективными решения и идеи отбрасываются
26.Консалтинг – метод консультирования сводится к тому, что
обучающиеся обращаются за информационно или практической помощью
долее к опытному человеку.
Преодоление психолого- педагогических трудностей в обучении
взрослых рабочим профессиям заключается в:
1.
Выборе методов обучения. Предполагающих активное участие
самих обучающихся.
2.
Повышении
мотивации
у
обучающихся
(стимулирование
любопытства, демонстрация полезности результата).
3.
Избегании «формализации» учебного процесса.
4.
Создании
благоприятной
психологической
среды,
в
которой
обучающиеся могут свободно обмениваться своими мнениями.
слышать чужие мнения и соотносить их со своими.
5.
Использование опыта обучающихся в учебном процессе.