Автор: Керн Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение 277 ФСИН России про Красноярскому краю
Населённый пункт: Красноярск, Красноярского края
Наименование материала: Доклад на методической комиссии
Тема: Виды и формы проведения классного часа в образовательном учреждении ИУ
Раздел: среднее профессиональное
Выступление на заседании МК председателя МК Керн Т.Г.
Тема: Виды и формы проведения классного часа в образовательном учреждении при
ИУ.
Цель - повышение уровня мастерства преподавателей и мастеров п/о.
Задачи-познакомить преподавателей и мастеров п/о с видами и формами проведения
классного часа, помочь в выборе форм проведения классных часов для обучающихся
отбывающих срок наказания.
Классный час — это то время, когда мастер п/о, либо преподаватель, общаясь с
обучающимися, может применять разные формы воспитательной работы, при которых
обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности. Мастер п/о,
либо преподаватель, способствует формированию у обучающихся системы отношений к
окружающему миру, прививает общечеловеческие ценности и др.
Классный час является прямой формой общения мастера п/о, либо преподавателя, с
обучающимися.
Функции классного часа.
Просветительская
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность
расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных
программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в
городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое
явление или событие.
Ориентирующая
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к
окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей.
Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя
научить обучающихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда
классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении
широко известного события.
Направляющая
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки
реального опыта обучающихся.
Формирующая
Формирующая функция вырабатывает у обучающихся навыки обдумывания и оценки
своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и
высказывания, отстаивания собственного мнения.
Классный час может проводиться в форме:
Тематической лекции;
Беседа (этическая, нравственная);
Диспуты;
Викторины по различным областям знаний;
Дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по
заданной теме);
Игры — путешествия;(с применением ИКТ)
Психологические
игры
и
тренинги; (с
привлечением
психологической
службы
учреждения)
Виды классных часов
Тематический классный час. Тематические классные часы требуют подготовки и могут
быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Направлены на
развитие кругозора обучающихся, способствуют духовному развитию обучающихся,
формированию их интересов и духовных потребностей.
Примерная тематика:
1. Моя малая Родина
2. Памятные даты моей страны
3. Обычаи и традиции моей страны
4. Профессии милосердия и добра
Нравственный классный час Главным назначением нравственного классного часа
является: Нравственное просвещение обучающихся с целью выработки собственных
нравственных взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ нравственного
опыта поколений. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных
поступков и поступков окружающих. Развитие таких личностных качеств, как умение
признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть
прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Вариант тематики нравственных классных часов
1. «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.
2. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.
3. «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» - дискуссия.
4. «А если не получилось?.. Что дальше?»- диспут.
Психологические игры и тренинги. Проведение психологических игр и тренингов не тре-
бует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный
положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята
осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
Информационный
классный
час. Главное
назначение
информационного
часа
-
формирование
учащихся
собственной
принадлежности
к
событиям
и
явлениям
общественно — политической жизни страны, своего города, района.
Примерная тематика:
1.Политическая лексика. Чем она изобилует?
2.Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
3.Интересное и важное газетной полосы.
4. Горячие точки планеты Земля.
Советы по организации классного часа
Необходимо
учитывать
психологические
особенности
восприятия
материала
обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по
содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу,
сменить вид деятельности. На классных часах рекомендуется использовать презентации,
раздаточный материал, буклеты. А так же привлекать обучающихся к подготовке и
проведению классного часа.