Напоминание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу Предметно-практические действия 2б класс


Автор: Курцева Наталия Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: город Усмань, Липецкая область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу Предметно-практические действия 2б класс
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Липецкой области

«Специальная школа-интернат г.Усмань»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор ГБОУ «Специальная

методического объединения школа-интернат г.Усмань»

учителей коррекционных _____________Л.Ф. Алтухова

технологий и социально Приказ №___ от___________

психологического

направления

Протокол №__ от________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

Предметно-практические действия

2б класс

2017-2018 учебный год

Рабочую программу разработала

Курцева Наталия Александровна,

учитель-дефектологвысшей

квалификационной категории

г. Усмань, 2017год

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального «Закона об

образовании в РФ» от 29.12.12. №273.

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), утверждённый приказом министерства образования и науки

Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года.

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями).

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой,

глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти,

мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены,

поэтому формирование предметных действий происходит со значительной

задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста,

действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций.

В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь,

направленная на формирование разнообразных видов предметно-

практической деятельности. Обучение начинается с формирования

элементарных специфических манипуляций, которые со временем

преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными

предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных

действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с

материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и

материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы

элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,

перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах

продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и

трудовой деятельности, самообслуживании.

Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его

освоения обучающимися.

Обучение должно начинаться с формирования предметных действий. Именно

эти действия, как действия целенаправленные, результативные ориентируют

ребенка на успех, моторное развитие, дают возможность самостоятельного и

автономного

проявления

в

психических

процессах.

Все

остальные

направления

(сенсорноеразвитие,

формирование

самообслуживания

и

навыков социально-бытовой ориентации)являются следствием формирования

захвата, предметного действия.

Предметная

деятельность

сложный

процесс,

которому

предшествуют

умение

зрительно

проследить

направление

предмета,

соотнести

руку

с

предметом под контролем глаз, взять предмет в руку, произвести с ним

сначала манипуляции и

только

затем

ребенок

научается

предметному

действию,

как

действию,

направленному на результат.

Ребенок, овладев предметными действиями, переходит на более высокий

уровень развития – овладевает игровыми действиями. У глубоко умственно

отсталого ребенка игра существует в самом зачаточном состоянии. Высшее

проявление игровой деятельности будет представлять непрерывно длящийся

процесс(одно действие или цепочка действий или выученный с педагогом

сюжет, бедный по

содержанию). Игра у такого ребенка почти всегда связана с ситуативными

действиями, а не с воображаемой действительностью. Очень редко дети

используют предметы – заменители. Способ выполнения игрового действия –

линейно-построенный (действие плюс результат).

Ребенок овладевает предметными действиями, как и другим видом

деятельности

не

изолированно,

а

в

процессе

усвоения

навыков

самообслуживания,

обучения

сенсорным

эталонам,

в

процессе

развития

речевых способностей и коммуникативных возможностей.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 35 часов, 1 час в неделю, 35

учебных недели.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

к

АООП

для

обучающихся

с

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)

результативность

обучения

каждого

обучающегося

оценивается

с

учетом

особенностей

его

психофизического

развития

и

особых

образовательных

потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися

является

развитие

жизненной

компетенции,

позволяющей

достичь

максимальной

самостоятельности

соответствии

с

физическими

и

психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,

включение

в

жизнь

общества

через

индивидуальное

поэтапное

и

планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Личностные результаты:

Минимальный уровень:

Формирование минимального интереса к обучению, труду

предметному рукотворному миру;

Овладение элементарными навыками предметно-практической

деятельности как необходимой основой для самообслуживания,

коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

минимальный опыт конструктивного взаимодействия с

взрослыми и сверстниками

минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе

учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень:

Формирование интереса к обучению, труду предметному

рукотворному миру;

Овладение навыками предметно-практической деятельности как

необходимой основой для самообслуживания,

коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой

деятельности.

владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия

опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и

сверстниками

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,

других видах доступной деятельности.

потребность участвовать в совместной с другими деятельности,

направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и

помощь близким.

Предметные результаты :

Минимальный уровень:

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и

материалами

-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный

материал; бумага и картон; нитки, тканью.

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности

педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь погружать руки в сухой бассейн;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень:

- освоение простых действий с предметами и материалами.

-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при

выполнении предметных действий.

-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,

природный материал и т.д.;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности

педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой

руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной

фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием

на основу;

- уметь погружать руки в сухой бассейн ;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- уметь сортировать крупы (3 вида);

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой

(пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между

ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять

пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин

прямыми и круговыми движениям.

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,

села на стул и т.д.);

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными материалами.

- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся

предмете и объекте.

- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него

предметы;

- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.

Содержание программы коррекционного курса.

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца,

газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой,

пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя

руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну

руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к

себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз,

слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина,

пластичная масса) двумя руками (одной рукой).Пересыпание материала

(крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием

инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя

руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)).

Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и

др.).

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие

игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки

с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на

колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе

(игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся

крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и

др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей

кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных

материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).

Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.

Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление

предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание

предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень

(нить).

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности обучающихся.

«Предметно-практические действия»

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Теоретически

х

Практически

х

Вид

контроля

Действия с

материалами.

17

1.

Сминание

материала

(салфетки,

туалетная

бумага,

бумажные

полотенца,

газета, цветная,

папиросная

бумага, калька и

др.) двумя

руками (одной

рукой, пальцами)

2

2

текущий

2.

Разрывание

материала

(бумагу, вату,

природный

материал) двумя

руками,

направляя руки в

разные стороны

(двумя руками,

направляя одну

руку к себе,

другую руку от

себя; пальцами

обеих рук,

направляя одну

руку к себе,

другую руку от

себя)

2

2

текущий

3.

Размазывание

материала

руками (сверху

вниз, слева

направо, по

кругу)

3

3

текущий

4.

Разминание

материала

(тесто,

3

3

текущий

пластилин,

глина,

пластичная

масса) двумя

руками (одной

рукой)

5.

Пересыпание

материала

(крупа, песок,

земля, мелкие

предметы) двумя

руками, с

использованием

инструмента

(лопатка,

стаканчик и др.)

3

3

текущий

6.

Переливание

материала (вода)

двумя руками (с

использованием

инструмента

(стаканчик,

ложка и др.))

2

2

текущий

7.

Наматывание

материала

(бельевая

веревка, шпагат,

шерстяные

нитки, шнур и

др.)

2

2

текущий

Действия с

предметами.

18

8.

Захватывание,

удержание,

отпускание

предмета

(шарики, кубики,

мелкие игрушки,

шишки и др.)

2

2

текущий

9.

Встряхивание

предмета,

издающего звук

(бутылочки с

бусинками или

2

2

текущий

крупой и др.)

10.

Толкание

предмета от себя

(игрушка на

колесиках, ящик,

входная дверь и

др.)

2

2

текущий

11.

Притягивание

предмета к себе

(игрушка на

колесиках, ящик

и др.)

Вынимание

предметов из

емкости

2

2

текущий

13.

Складывание

предметов в

емкость

2

2

текущий

14.

Перекладывание

предметов из

одной емкости в

другую

2

2

текущий

15.

Вставление

предметов в

отверстия

(одинаковые

стаканчики,

мозаика и др.)

3

2

текущий

16.

Нанизывание

предметов

(шары, кольца,

крупные и

мелкие бусины и

др.) на стержень

(нить)

3

3

текущий

Итого

35

Описание материально-технического обеспечения образовательной

деятельности.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-

практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень,

шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания,

предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),

вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Освоение учебного предмета «Предметно практические действия»

предполагает использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной̆

формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку,

группировку различных предметов, их соотнесения по определенным

признакам

Вспомогательными

средствами

невербальной

( н е р еч е во й )

коммуникации:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий,

рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные

альбомы).

Учебно-методическая литература.

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию

познавательных способностей детей дошкольного возраста/Рус. Пер. под ред.

В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 2011.- 64 е., ил.

2. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка: Кн. для

воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред.

Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 2011.- 144 е.: ил.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для

воспитателя дет. Сада/Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.;

Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2013.- 144 е.,

4 л. ил.

4. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 2012.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим

словом. Пособие для воспитателя дет.сада.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:

Просвещение, 2011.- 144 е., ил.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 2010.- ООО

е., ил.

6. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка/ Министерство

здравоохранения СССР. - М., 2015.-108 с.

7. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2010.-

256 е.- (Школа развития).



В раздел образования