Автор: Дугужева Фаризат Абдурахимовна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное заведение: НОВОРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Населённый пункт: НОВОРОССИЙСК
Наименование материала: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Тема: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения."
Цели урока:
Образовательная: сформировать и углубить знания учащихся об этносоциальных
сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения
конфликтов в современном мире. Подвести учащихся к пониманию принципа
гуманистического подхода к этническим проблемам как одного из элементов культуры
межнациональных отношений;
Развивающая: сформировать умения анализировать текст учебника, проводить сравнение,
делать выводы, приводить примеры, давать им оценку.
Воспитательная: способствовать воспитанию у подростков культуры отношений между
людьми различных национальностей; уважения к духовной культуре как своего народа, так и
других народов.
Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, род, народность, национальное
самосознание, межнациональные (этнические) конфликты, этноцентризм.
Планируемые результаты:
Личностные - формировать у обучающихся ориентиры для гражданской, этносоциальной,
культурной самоидентификации в современном мире;
Метапредметные - умение работать с учебной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной), самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на
основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметные – углубление знаний о ведущих тенденциях развития наций и
межнациональных отношений в современном мире, возможных путях межнациональной
интеграции и гармонизации межнациональных отношений; охарактеризовать основные
принципы национальной политики Российской Федерации
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1.
Межнациональные отношения.
2.
Этнические общности.
3.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
4.
Диалог культур.
5.
Понятие «этнос», «нация».
6.
Основные тенденции развития нации.
7.
Понятие «конфликт», «межнациональный конфликт».
8.
Причины межнациональных конфликтов.
9.
Понятие «национализм», «шовинизм», «геноцид»
Ход урока:
1.
Организационный момент
1
2.
Актуализация знании по пройденным темам
3.
Изложение новой темы
Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и
исторически сложившиеся общности, называемые этническими.
Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием
нерасторжимости исторической судьбы.
Б. Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы,
нам осталось одно - научится жить на земле, как люди»
«Этнос- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность
людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и
психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.»
Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры,
языка,психологического склада, сознанием нерасторжимости исторической
судьбы,осознанием своих интересов и целей,своего единства и отличия от других подобных
образований.
Этнические общности: племена, народности и нации.
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории
устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями
культуры, языка, самосознания.
Предпосылки складывания этнической общности:
1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей
(естественная предпосылка).
2) Общность языка.
3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы
поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики
сознания и поведения людей. Приведите примеры этнических общностей.
Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей,
характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути,
языка, культуры, этнического самосознания.
Представители нации говорят и пишут на одном языке, у каждой нации свой фольклор,
обычаи, традиции, менталитет.
Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном
сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего
народа в мире, о его историческом опыте.
Внутри одной нации могут существовать различные этнические группы:
сохраняющие свой язык и особенности самобытной культуры (немцы, французы и
итальянцы в составе единой швейцарской нации),
использующие два языка — общенациональный и свой этнический и сохраняющие
определенные бытовые и психологические особенности (англичане, шотландцы, валлийцы в
составе Британии; часть ирландского, латиноамериканского, еврейского населения США,
2
которые одновременно считают себя представителями американской нации и при этом
осознают себя особой этнической общностью).
В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).
Культурный плюрализм . При культурном плюрализме ни одно национальное
меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он
подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают
привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека
к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает
овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Исторически сложившиеся формы взаимодействия этносов.
Ещё с древности наблюдалось постоянное перемещение этносов по территории, т.н.
социальная мобильность. Межэтнические отношения возникли очень давно, ещё в древности
шло активное взаимодействие народов друг с другом, это было связано с завоеваниями,
массовым переселением народов.
Формы взаимодействия этносов
Мирные.
А) этническое смешение (миксация) – разные этнические группы стихийно смешиваются
между собой на протяжении многих поколений, в результате чего, образуют одну нацию.
Приведите примеры. (латиноамериканские и североамериканские народы).
Б) Формирование многонационального государства, в котором бы соблюдались права и
свободы всех народов.
Чем отличаются две этих мирных формы? Какая из них характеризует более высокий
уровень развития государства и почему?
Приведите примеры: РФ, Бельгия (нац. языки – фр., дат., нем), Швейцария(нем., фр., итал.)
Военные.
Этническое поглощение (ассимиляция) – почти полное растворение народа, иногда и
нескольких в другом, она может быть мирная и военная. Крупная нация подавляет более
мелкую, запреты, нац. ограничения.
Отношения между разными национальностями-государствами
Все это связывает между собой формы отношений и вытекает либо в мирное
сотрудничество, либо в этнический конфликт.
Способы мирного сотрудничества
Наименование способа
Его характеристика
Этническое смешивание
Разные этнические группы стихийно смешиваются
между собой на протяжении многих поколений и в
результате образуют одну нацию. Происходит это
обычно через национальные браки. Таким путём
сформировалось латиноамериканские народы: в одно
целое здесь смешались традиции испанцев, местных
индейцев и привезённых из Африки рабов.
Этническое
поглощение (ассимиляция – от
Представляет собой почти полное растворение одного
народа (иногда нескольких народов) в другом.
3
лат. Assimilation -
уподобление)
Истории известны мирные и военные формы
ассимиляции. Современная Америка – пример
мирного пути, а древние империи, завоевавшие
соседние народы, например Ассирия и Рим, служат
образцом не мирного пути. В одном случае
захватчики растворили в себе покорённые народы, в
другом – сами растворялись в них. В насильственном
сценарии более крупная нация запрещает
использование родного языка в публичной жизни,
прекращает образование на нём, закрывает книжные
издательства и средство массовой информации.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального
государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В
современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций. В
нашем мире не существует этнически однородных государств. К таковым можно отнести
условно только 12 стран, что составляет 9% всех государств мира. Таким образом, людям
разных национальностей, так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и
мирная жизнь складывается далеко не всегда. Как указывалось выше нам можно выбрать два
пути развития мирный и конфликтный.
КОНФЛИКТ- это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-
то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между
национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым
противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию
противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций»
американского исследователя с. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в
частности недавние террористические акты международного масштаба, конфессиональные
различия. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культуре будто бы не
находят отклика идеи западной цивилизации- либерализм, равенство, законность, права
человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства
Национальный вопрос - вопрос об освобождении угнетенных народов, их
самоопределении и преодолении этнического неравенства.
- Вспомните из истории, каковы корни национального вопроса.
Межнациональный конфликт — крайнее обострение противоречий между народами,
возникающих в ходе решения политических, feppитopиaльныx, экономических, культурных,
религиозных проблем.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными
общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым
противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию
к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
- Назовите уровни возникновения и действия конфликтов.
4
- Назовите страны, где национальный вопрос стоит довольно остро.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических
принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
Национализм - Идеология и политическое течение, основывающееся на признании
превосходства одной нации над другой, национальной исключительности того или иного
народа.
Национализм.
1. Превосходство
2. Насилие
3. Неравенство
4. Дискриминация
Основные причины конфликтов:
Территориальные – стремление выйти из состава или присоединиться другому государству,
за создание нового независимого государства.
Экономические – борьба за материальные ресурсы (земля, недра).
Социальные – борьба за гражданское равноправие.
Культурно-языковые – стремление к сохранению языка, национальной культуры.
Национализм является идеологией, которая проповедует идею национальной превосходности
и служит источником межэтнических конфликтов.
— Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с
границами расселения народов.
— Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение
господства-подчинения и т. д.).
— Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий
5
в уровне современной религиозности населения.
— Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической
культуры народа.
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного
героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», сторонника величия Франции
в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и
действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее
интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а
зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и
систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или
религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных
на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида
является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время
Второй мировой войны.
Межнациональные конфликты не возникают на пустом месте. Как правило для их
проявления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение
системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта,
обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции
межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний,
выполняющий функцию группового выживания.
Прочитайте текст и проанализируйте его.
- индеец будет удивлён, увидев, что жена европейца обращается к мужу по имени в
присутствии его матери и без её разрешения
- японцы при рассказе о печальном событии улыбаются, чтобы не огорчить слушателя
- арабы больше доверяют эмоциональным высказываниям, а японцы повышение голоса
считают плохим тоном
- для североамериканца удобное расстояние при разговоре – 75 см, а для латиноамериканца,
почти в 2 раза меньше.
Какие общие выводы можно сделать из этих фактов?
Почему необходимо знать об особенностях культуры других народов?
Итог: мы познакомились с понятием этноцентризм и увидели что он является основной
причиной возникновения межнациональных конфликтов и возникает он, зачастую, от
незнания особенностей культуры разных народов.
6
Чтобы смягчить межнациональные отношения необходимо использовать гуманистический
подход при их регулировании, т. е. проявлять уважение к многообразию культур, обеспечить
права и свободы личности независимо от национальной принадлежности и, что важно,
воспитывать толерантное отношение к представителям разных национальностей.
Пути урегулирования конфликтов:
1.
На основе правовых механизмов ликвидировать этнические привилегии.
2.
Переговоры.
3.
Обмен информацией о мерах по преодолению конфликтов.
4.
Миротворческая деятельность представителей конфессий.
Диалог культур может стать средством сглаживания противоречий в уникальном
разнообразии этносов и конфессий.
Большая роль в межэтнических отношениях принадлежит национальная политика
государства.
Основой этой политики является Конституция РФ. В преамбуле российской конституции
подчеркивается, что для сохранения межэтнического согласия в нашем многонациональном
государстве необходимо уважать память предков, соблюдать права и свободы граждан,
сохранять гражданский мир и согласие. Для обеспечения суверенной государственности
России и ее демократической основы важно соблюдать принцип равноправия всех
национальностей и конфессий.
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
1.
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к
национальным чувствам всех этнических групп;
2.
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и
народностей.
3.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других
организаций для мирного решения национальных споров;
4.
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным
меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
1.
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной
политики:
2.
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
3.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа
паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные
должности, поддержка национальной культуры.
7
Ученые утверждают, что не существует чистой расы. Крупнейший русский ученый-этнолог
Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови»,
«исключительности», «избранности». В этой связи особенно опасным становится явление,
получившее название «национализм». Яркое проявление национализма в современном мире
продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945
гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид»,
«Холокост».
Прокомментируйте «Отсутствие чувства национального достоинства так же
отвратительно, как и другая крайность — национализм».
(И.Н.Шевелев)
Принципы национальной политики:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств;
б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических
общностей;
в) защита прав национальных меньшинств;
г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток
разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;
е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской
Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской
Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом
российского общества;
ж) преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе
таких как солидарность и взаимопомощь;
з) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных
народов Российской Федерации, защита их исконной среды обитания, традиционного образа
жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов;
8