Напоминание

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.


Автор: Дугужева Фаризат Абдурахимовна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное заведение: НОВОРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Населённый пункт: НОВОРОССИЙСК
Наименование материала: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Тема: Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их

разрешения."

Цели урока:

Образовательная: сформировать и углубить знания учащихся об этносоциальных

сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения

конфликтов в современном мире. Подвести учащихся к пониманию принципа

гуманистического подхода к этническим проблемам как одного из элементов культуры

межнациональных отношений;

Развивающая: сформировать умения анализировать текст учебника, проводить сравнение,

делать выводы, приводить примеры, давать им оценку.

Воспитательная: способствовать воспитанию у подростков культуры отношений между

людьми различных национальностей; уважения к духовной культуре как своего народа, так и

других народов.

Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, род, народность, национальное

самосознание, межнациональные (этнические) конфликты, этноцентризм.

Планируемые результаты:

Личностные - формировать у обучающихся ориентиры для гражданской, этносоциальной,

культурной самоидентификации в современном мире;

Метапредметные - умение работать с учебной информацией (текстовой, графической,

аудиовизуальной), самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на

основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметные – углубление знаний о ведущих тенденциях развития наций и

межнациональных отношений в современном мире, возможных путях межнациональной

интеграции и гармонизации межнациональных отношений; охарактеризовать основные

принципы национальной политики Российской Федерации

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.

Межнациональные отношения.

2.

Этнические общности.

3.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

4.

Диалог культур.

5.

Понятие «этнос», «нация».

6.

Основные тенденции развития нации.

7.

Понятие «конфликт», «межнациональный конфликт».

8.

Причины межнациональных конфликтов.

9.

Понятие «национализм», «шовинизм», «геноцид»

Ход урока:

1.

Организационный момент

1

2.

Актуализация знании по пройденным темам

3.

Изложение новой темы

Кроме классов, сословий и других групп социальную структуру общества составляют и

исторически сложившиеся общности, называемые этническими.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием

нерасторжимости исторической судьбы.

Б. Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы,

нам осталось одно - научится жить на земле, как люди»

«Этнос- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность

людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и

психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.»

Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры,

языка,психологического склада, сознанием нерасторжимости исторической

судьбы,осознанием своих интересов и целей,своего единства и отличия от других подобных

образований.

Этнические общности: племена, народности и нации.

Этническая общность это исторически сложившаяся на определённой территории

устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями

культуры, языка, самосознания.

Предпосылки складывания этнической общности:

1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей

(естественная предпосылка).

2) Общность языка.

3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы

поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики

сознания и поведения людей. Приведите примеры этнических общностей.

Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей,

характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути,

языка, культуры, этнического самосознания.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, у каждой нации свой фольклор,

обычаи, традиции, менталитет.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном

сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего

народа в мире, о его историческом опыте.

Внутри одной нации могут существовать различные этнические группы:

сохраняющие свой язык и особенности самобытной культуры (немцы, французы и

итальянцы в составе единой швейцарской нации),

использующие два языка — общенациональный и свой этнический и сохраняющие

определенные бытовые и психологические особенности (англичане, шотландцы, валлийцы в

составе Британии; часть ирландского, латиноамериканского, еврейского населения США,

2

которые одновременно считают себя представителями американской нации и при этом

осознают себя особой этнической общностью).

В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).

Культурный плюрализм . При культурном плюрализме ни одно национальное

меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он

подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают

привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека

к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает

овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Исторически сложившиеся формы взаимодействия этносов.

Ещё с древности наблюдалось постоянное перемещение этносов по территории, т.н.

социальная мобильность. Межэтнические отношения возникли очень давно, ещё в древности

шло активное взаимодействие народов друг с другом, это было связано с завоеваниями,

массовым переселением народов.

Формы взаимодействия этносов

Мирные.

А) этническое смешение (миксация) – разные этнические группы стихийно смешиваются

между собой на протяжении многих поколений, в результате чего, образуют одну нацию.

Приведите примеры. (латиноамериканские и североамериканские народы).

Б) Формирование многонационального государства, в котором бы соблюдались права и

свободы всех народов.

Чем отличаются две этих мирных формы? Какая из них характеризует более высокий

уровень развития государства и почему?

Приведите примеры: РФ, Бельгия (нац. языки – фр., дат., нем), Швейцария(нем., фр., итал.)

Военные.

Этническое поглощение (ассимиляция) – почти полное растворение народа, иногда и

нескольких в другом, она может быть мирная и военная. Крупная нация подавляет более

мелкую, запреты, нац. ограничения.

Отношения между разными национальностями-государствами

Все это связывает между собой формы отношений и вытекает либо в мирное

сотрудничество, либо в этнический конфликт.

Способы мирного сотрудничества

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются

между собой на протяжении многих поколений и в

результате образуют одну нацию. Происходит это

обычно через национальные браки. Таким путём

сформировалось латиноамериканские народы: в одно

целое здесь смешались традиции испанцев, местных

индейцев и привезённых из Африки рабов.

Этническое

поглощение (ассимиляция – от

Представляет собой почти полное растворение одного

народа (иногда нескольких народов) в другом.

3

лат. Assimilation -

уподобление)

Истории известны мирные и военные формы

ассимиляции. Современная Америка – пример

мирного пути, а древние империи, завоевавшие

соседние народы, например Ассирия и Рим, служат

образцом не мирного пути. В одном случае

захватчики растворили в себе покорённые народы, в

другом – сами растворялись в них. В насильственном

сценарии более крупная нация запрещает

использование родного языка в публичной жизни,

прекращает образование на нём, закрывает книжные

издательства и средство массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального

государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В

современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций. В

нашем мире не существует этнически однородных государств. К таковым можно отнести

условно только 12 стран, что составляет 9% всех государств мира. Таким образом, людям

разных национальностей, так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и

мирная жизнь складывается далеко не всегда. Как указывалось выше нам можно выбрать два

пути развития мирный и конфликтный.

КОНФЛИКТ- это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-

то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между

национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым

противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию

противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций»

американского исследователя с. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в

частности недавние террористические акты международного масштаба, конфессиональные

различия. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культуре будто бы не

находят отклика идеи западной цивилизации- либерализм, равенство, законность, права

человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства

Национальный вопрос - вопрос об освобождении угнетенных народов, их

самоопределении и преодолении этнического неравенства.

- Вспомните из истории, каковы корни национального вопроса.

Межнациональный конфликт — крайнее обострение противоречий между народами,

возникающих в ходе решения политических, feppитopиaльныx, экономических, культурных,

религиозных проблем.

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными

общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым

противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию

к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

- Назовите уровни возникновения и действия конфликтов.

4

- Назовите страны, где национальный вопрос стоит довольно остро.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических

принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Национализм - Идеология и политическое течение, основывающееся на признании

превосходства одной нации над другой, национальной исключительности того или иного

народа.

Национализм.

1. Превосходство

2. Насилие

3. Неравенство

4. Дискриминация

Основные причины конфликтов:

Территориальные – стремление выйти из состава или присоединиться другому государству,

за создание нового независимого государства.

Экономические – борьба за материальные ресурсы (земля, недра).

Социальные – борьба за гражданское равноправие.

Культурно-языковые – стремление к сохранению языка, национальной культуры.

Национализм является идеологией, которая проповедует идею национальной превосходности

и служит источником межэтнических конфликтов.

— Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с

границами расселения народов.

Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение

господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий

5

в уровне современной религиозности населения.

Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической

культуры народа.

Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного

героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», сторонника величия Франции

в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и

действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее

интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а

зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми

различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и

систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или

религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных

на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида

является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время

Второй мировой войны.

Межнациональные конфликты не возникают на пустом месте. Как правило для их

проявления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение

системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта,

обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции

межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний,

выполняющий функцию группового выживания.

Прочитайте текст и проанализируйте его.

- индеец будет удивлён, увидев, что жена европейца обращается к мужу по имени в

присутствии его матери и без её разрешения

- японцы при рассказе о печальном событии улыбаются, чтобы не огорчить слушателя

- арабы больше доверяют эмоциональным высказываниям, а японцы повышение голоса

считают плохим тоном

- для североамериканца удобное расстояние при разговоре – 75 см, а для латиноамериканца,

почти в 2 раза меньше.

Какие общие выводы можно сделать из этих фактов?

Почему необходимо знать об особенностях культуры других народов?

Итог: мы познакомились с понятием этноцентризм и увидели что он является основной

причиной возникновения межнациональных конфликтов и возникает он, зачастую, от

незнания особенностей культуры разных народов.

6

Чтобы смягчить межнациональные отношения необходимо использовать гуманистический

подход при их регулировании, т. е. проявлять уважение к многообразию культур, обеспечить

права и свободы личности независимо от национальной принадлежности и, что важно,

воспитывать толерантное отношение к представителям разных национальностей.

Пути урегулирования конфликтов:

1.

На основе правовых механизмов ликвидировать этнические привилегии.

2.

Переговоры.

3.

Обмен информацией о мерах по преодолению конфликтов.

4.

Миротворческая деятельность представителей конфессий.

Диалог культур может стать средством сглаживания противоречий в уникальном

разнообразии этносов и конфессий.

Большая роль в межэтнических отношениях принадлежит национальная политика

государства.

Основой этой политики является Конституция РФ. В преамбуле российской конституции

подчеркивается, что для сохранения межэтнического согласия в нашем многонациональном

государстве необходимо уважать память предков, соблюдать права и свободы граждан,

сохранять гражданский мир и согласие. Для обеспечения суверенной государственности

России и ее демократической основы важно соблюдать принцип равноправия всех

национальностей и конфессий.

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

1.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к

национальным чувствам всех этнических групп;

2.

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и

народностей.

3.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других

организаций для мирного решения национальных споров;

4.

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным

меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

1.

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной

политики:

2.

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа

паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные

должности, поддержка национальной культуры.

7

Ученые утверждают, что не существует чистой расы. Крупнейший русский ученый-этнолог

Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови»,

«исключительности», «избранности». В этой связи особенно опасным становится явление,

получившее название «национализм». Яркое проявление национализма в современном мире

продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945

гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид»,

«Холокост».

Прокомментируйте «Отсутствие чувства национального достоинства так же

отвратительно, как и другая крайность — национализм».

(И.Н.Шевелев)

Принципы национальной политики:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств;

б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических

общностей;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой,

национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток

разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;

е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской

Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской

Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом

российского общества;

ж) преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе

таких как солидарность и взаимопомощь;

з) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных

народов Российской Федерации, защита их исконной среды обитания, традиционного образа

жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов;

8



В раздел образования