Автор: Жужгова Ирина Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: Октябрьский филиал КГА ПОУ "Уссурийский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: с.Покровка
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные практики развития финансовой грамотности в образовательной сфере»
Раздел: среднее профессиональное
Министерство профессионального образования и занятости населения
Приморского края Филиал краевого государственного автономного
профессионального образовательного учреждения «Уссурийский
агропромышленный колледж» в Октябрьском районе
Статья: «Современные практики развития финансовой
грамотности в образовательной сфере»
Выполнила: Жужгова Ирина Ивановна, преподаватель
2
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение
4.Список использованной литературы
Приложение
3
1.Введение
Ваше будущее создаётся тем,
что вы делаете сегодня, к не тем,
что будете делать завтра.
Роберт Кийосаки, американский предприниматель
В
«Национальной
программе
повышения
уровня
финансовой
грамотности
населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в
последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед
людьми
весьма
сложные
задачи,
к
решению
которых
они
оказываются
неподготовленными.
В
этой
связи
подготовка
молодого
человека
к
разумному
финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой
сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а
также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает
актуальной задачей образования и ресурсом развития государства.
В настоящее время во многих странах мирах осуществляется процесс разработки и
внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности
населения,
который
активно
поддерживается
Всемирным
банком,
Организацией
экономического сотрудничества и развития и рядом других международных организаций.
Оценки внедрения финансового образования в российские учебные заведения,
основанные на изучении опыта других стран, свидетельствуют, что распространение
финансовых знаний посредством системы образования является ключевым источником
роста финансовой грамотности населения страны.
13 апреля 2017 года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр
образования и науки РФ Ольга Васильева подписали Дорожную карту мероприятий по
включению
финансовой
грамотности
в
программы
российских
образовательных
организаций
Обязательное
преподавание
финансовой
грамотности
закреплено
в
новых
федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного
общего образования, которые были утверждены в июле 2021 года.
С 1 сентября 2022 года в нашем колледже начали преподавать финансовую
грамотность как самостоятельный предмет Основы финансовой грамотности, который
был включен в учебные планы по всем профессиям.
ФГБОУ ДПО ИРПО, в октябре 2024г, разработана и утверждена обновленная
рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».
Целью изучения основ финансовой грамотности в образовательных организациях
среднего профессионального образования является освоение знаний о финансовой жизни
современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых
рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные
ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и
возможных альтернатив.
В рабочей программе данной дисциплины закреплены формирование и развитие
следующих образовательных компетенций:
ОК.01
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности
4
ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК.04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Обучающиеся должны научиться определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; знать содержание нормативно-правовой
документации; применять современную научную профессиональную терминологию;
уметь презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;
знать основы финансовой грамотности.
2.Основная часть
Какие задачи стоят перед педагогами? Работа педагога в современных реалиях
является многокомпонентной. Сфера педагогической деятельности изначально направлена
на обучение, а уже затем на воспитание. И тут важно учесть, что воспитать финансово
грамотного человека, способного применять полученные знания в своей обычной жизни,
вести разумное потребление, оценивать риски и угрозы финансовых пирамид, осознанно
относиться к налогам и обязательным платежам – это значит воспитать активного
гражданина,
умеющего
распоряжаться
собственными
и
заемными
средствами
и
способного оценивать современную финансовую информацию.
Одним из самых важных вопросов в современной жизни является вопрос: «Как
правильно распоряжаться деньгами?».
К сожалению, не каждый выпускник современного образовательного учреждения
может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски, возникающие при использовании
денежных средств.
В связи с этим одной из важнейших задач современного обучения стало
воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой
к жизни и хозяйственной деятельности в условиях суровых рыночных отношений.
В рабочей программе, в ОК.03 заложены знания и умения, которые обучающиеся
должны приобрести в процессе изучения дисциплины Основы финансовой грамотности, к
ним относятся:
-
планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения,
составлять личный бюджет;
- использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными
финансами в целях достижения финансового благополучия;
- осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы
оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности;
- учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном
планировании;
- выявлять сильные и слабые стороны бизнес-идеи, плана достижения личных
финансовых целей;
- производить основные финансовые расчеты в сферах предпринимательской
деятельности и планирования личных финансов;
- оценивать финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности и планирования личных финансов.
Обучающиеся должны знать принципы и методы презентации собственных бизнес
- идей, в том числе различным категориям заинтересованных лиц; основные принципы и
методы
проведения
финансовых
расчетов
в
процессе
осуществления
предпринимательской деятельности и планирования личных финансов;
Методы
обучения
и
организации
занятий
по
финансовой
грамотности
характеризуются использованием разнообразных методик обучения, направленных на
поддержку собственной активности обучающихся в процессе обучения; прикладной
5
характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и
применение полученных знаний; использование разнообразных видов деятельности на
уроке: обучение в сотрудничестве, работа в команде, самостоятельная работа, получение
знаний из различных источников (библиотеки, Интернет, семейный опыт).
Применяются различные технологии, в которых и преподаватель, и обучающиеся
являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в
равной мере зависит успех обучения.
Так
решение
практико-ориентированных
финансовых
задач
позволяет
адаптировать
обучающихся
к
жизненным
ситуациям,
с
которыми
приходится
сталкиваться каждый день.
Современные обучающиеся очень рано знакомятся с ролью денег в жизни
человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано
понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к
самостоятельному использованию денег.
Фактически современные обучающиеся выросли вместе с рыночной экономикой,
которые живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе
человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Времена, когда
главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», ушли, теперь актуальна другая
поговорка – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Обучение с юношеских лет финансовой грамотности позволит молодым людям в
дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя
в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и
сколько откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников
дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь человека
гораздо проще.
Мир не стоит на месте, появляются новые термины, определения, понятия,
возникает необходимо самосовершенствоваться нам, педагогам.
В нашем колледже преподаватель ежегодно повышает
квалификацию по
направлению «Финансовая грамотность», принимает участие в вебинарах различной
тематики, но с основным содержанием - финансовая грамотность, вебинары посвящены
рассмотрению
актуальных
вопросов
формирования
финансовой
грамотности
обучающихся СПО, преподаватели и обучающиеся участвуют
в Общероссийской
образовательной акции «Всероссийский экономический диктант», преподаватели других
дисциплин принимают участие во Всероссийском
онлайн-зачете по финансовой
грамотности, который был организован Центральным Банком Российской Федерации
совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых
проектов» с получением сертификатов, Преподаватель дисциплины Основы финансовой
грамотности представляла опыт работы во всероссийском конкурсе профессионального
мастерства «Лучшая учебная презентация» с темой «Риски в управлении финансовыми
ресурсами», в краевой педагогической конференции «Методики повышения финансовой
грамотности в системе СПО».
Так же преподаватель принимала участие в работе вебинара «Финансовая культура
обучающегося
в
ПОО:
нормативные
требования,
вопросы
формирования»,
где
обсуждались вопросы формирования финансовой грамотности в образовательной
организации, рассмотреть актуальные проекты для образовательных организаций,
предлагаемые
Банком
России,
новые
популярные
схемы
кибермошенничества,
участвовала
в
консультационно-методическом
вебинаре
"Особенности
реализации
учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла программ СПО". В рамках вебинара
эксперты обсуждали актуализированные методические материалы по дисциплинам СГ
цикла:
"Основы
финансовой
грамотности",
"Основы
бережливого
производства",
участвовала в федеральном вебинаре
«Профессиональное становление молодежи и
6
достижение
ими
экономического
благополучия
через
формирование
финансовой
грамотности в СПО на примере УМК «Финансовая грамотность».
Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены
конкурсы и тематические олимпиады, диктанты, недели по финансовой грамотности.
В 2023 году обучающиеся колледжа принимали активное участие в ежегодной
акции Всероссийские Недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2023 года,
выполняли предложенные мероприятия в виде тестов, обучающаяся по профессии Повар,
кондитер принимала участие в краевом заочном конкурсе презентаций «Риски в мире
денег: как защититься от разорения».
В 2024 году, в рамках Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»,
были проведены ряд мероприятий внутри колледжа:
- открытый урок по финансовой грамотности «Первые деньги – как управлять ими»
- лекция «От первой работы к первым деньгам: юридические аспекты»
- лекция «Первые деньги – как управлять ими»
- КВИЗ «Первые деньги»
- урок по финансовой грамотности “Ответственный кредит: как он устроен?»
В рамках недели по финансовой грамотности проводились мероприятия:
- финансовая игра «Ребусы, загадки «Мои финансы»»
- интеллектуальная игра «Финансовый квиз»
- урока игра «Семейный бюджет»
- игра - викторина «Я + финансы»
Преподаватель провела обучающий семинар с обучающимися на тему «Кто такие
дропперы».
На уроках в качестве разминки, пятиминуток, рефлексии преподаватель использует
пословицы, загадки, анограммы, цитатники «Закончи верные утверждения», ребусы из
онлайн-источников.
В колледже проводим экскурсии в финансовые организации: налоговая инспекция,
Сбербанк, приглашаем представителей этих организаций с выступлениями на разные
темы, для того, чтобы ребята могли повысить свой кругозор в области финансов.
Надо сказать, что ребята проявляют больший интерес к знаниям через такие
учебные и экскурсионные мероприятия, чем через написание лекций и решение тестовых
заданий. Но без этих продуктов никак нельзя. Применение традиционных методов
(лекции, опрос, самостоятельные задания в виде карточек с разной тематикой, тесты) в
преподавании дисциплины Основы финансовой грамотности» обязательно, способствует
формированию навыков написания, осмысления, визуального запоминания.
3.Заключение
Современные дети самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми
картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют
денежными
знаками
и
являются
активными
участниками
торгово-финансовых
взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Чем раньше у детей будут сформированы базовые представления о финансовой
стороне жизни человека, а на их основе – понимание необходимости самостоятельно
планировать
свою
дальнейшую
жизнь,
планировать
свою
профессиональную
деятельность, тем безболезненней будет их социальная адаптация во взрослом мире, тем
легче будет осуществлен их выбор в будущем, а общество получит более грамотных
потребителей и производителей.
7
4.Список использованной литературы
1. Финансовая грамотность : сборник эталонных заданий : учебное пособие в 2 ч. /
под ред. Г. С. Ковалёвой, Е. Л. Рутковской. – Вып. 2. – 2-е изд., стер. – М. ; С.-Пб. :
Просвещение. 2022. – 94 с. : ил. – (Финансовая грамотность. Учимся для жизни). Ч.2. –
125 с. : ил. – Текст : непосредственный.
2.
Интернет-предпринимательство.
10-11
классы
:
учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций / М. Р. Злобина и [др.]. – М. : Просвещение, 2019. –
238 с. : ил. – (Внеурочная деятельность).
3.Грани мастерства : сб. конкурсных работ II регионального профессионального
конкурса педагогов финансовой грамотности / под ред. М. Е. Блок, Н. В. Колпаковой ;
КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова». – Барнаул, 2021. – 176 с. – Текст :
непосредственный.
8
Приложение
1.Финансовый КВИЗ
2.Финансовая игра «Ребусы, загадки «Мои финансы»»