Автор: Королева Татьяна Герьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПбГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: "Ведение пациентов при ингаляционных отравлениях"
Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Учебно-методическое пособие
для преподавателей
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«ВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ИНГАЛЯЦИОННЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ».
ПМ.02. Лечебная деятельность
МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля.
Р02.02.04 Лечение пациентов при отравлении
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Санкт-Петербург 2017
ОДОБРЕНО:
Заместитель директора
по учебной работе ____________
Максимова И.Г.
Согласовано:
Методист___________
Дятковская О.А.
Рассмотрено на заседании ЦМК :
«Оказание неотложной и
хирургической помощи »
Протокол № ___Дата__________
Председатель_________________
Сафонова Н.Н.
Автор: преподаватель СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №2
Королева Т.Г.
Рецензент: Дятковская О.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС
СПО
по
специальности
31.02.01
«Лечебное
дело»
по
дисциплине
«Лечение
пациентов
при
отравлении»
ПМ.02
МДК
02.02,
раздел
Р02.02.04.
В
методической
разработке
по
теме
«Ведение пациентов при ингаляционных
отравлениях»
представлены
все
необходимые
элементы
проведения
занятия:
обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваемые
профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы меж предметных и
внутри предметных связей, граф-логическая структура, план проведения занятия,
словарь
терминов,
список
литературы.
Кроме
того
представлены
контрольно-
оценочные средства: вопросы для устного опроса, индивидуальные задания. В
методической
разработке
изложена
информация,
дополняющая
материал
лекций, даны вопросы и задания для самоподготовки (заполнение таблиц,
ситуационные
задачи,
алгоритмы
сестринского
ухода
при
основных
проблемах пациентов с болью и др.), что
позволит обеспечить усвоение знаний,
умений
и
формирование
общих
и
профессиональных
компетенций
по
специальности.
.
2. Место проведения занятия.
3. Актуальность темы.
4. Цели занятия.
5. Мотивация: избавление больного от страдания
6. Межредметные и внутрипредметные связи
7. Задание для самоподготовки
8. Этапы занятия и контроль их усвоения
2. Место проведения занятия: Кабинет доклинической практики МК 2.
2.1 Вид занятия: практическое
2.2 Тип занятия: комбинированное
Оснащение занятия: Иметь ручку, простой карандаш, ластик, тетрадь для
практических занятий, сменную обувь.
Продолжительность изучения темы: 6 часов.
Продолжительность данного занятия: 6 часов.
3. Актуальность темы:
Данная тема: «Ведение пациентов при ингаляционных отравлениях»
, вносит вклад в формирование следующих компетенций: ПК 2.1, 2.4, 2.6
4.1 Цель занятия: Сформировать базовые умения практического и
профессионального владения методикой ведения пациентов при
отравлениях.
4.2 Задачи занятия:
Образовательная
- обеспечить
усвоение
студентами
базовых
умений
практического
и
профессионального владения методикой ведения пациентов при отравлениях
Развивающая
- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое,
клиническое мышление
Воспитательная
- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия,
исполнительности
Студент должен знать:
1. Ингаляционные отравления: угарным газом; хлором; аммиаком; бытовым
газом (пропаном, бутаном, метаном или их смесями)
2. диагностика ингаляционных отравлений
3. тактика фельдшера при ингаляционных отравлениях.
Студент должен уметь:
1. диагностировать острое ингаляционное отравление
2. оказать первую доврачебную помощь при остром ингаляционном
отравлении
3.
составить
план
медикаментозной
и
немедикаментозной
коррекции
заболеваний;
4. определить тактику фельдшера в каждом конкретном случае;
5. определить показания и противопоказания к госпитализации пациента;
6.
оценить
эффективность
лечения
по
результатам
наблюдения
за
пациентами;
7. дать прогноз развития заболевания;
8. заполнять медицинскую документацию
Коды формируемых общих компетенций:
ОК 2, ОК 7
Коды формируемых профессиональных компетенций:
ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6
Манипуляции:
Манипуляции;
измерить АД и PS
определение пульса на сонных артериях, наличие реакции зрачков на
свет, самостоятельного дыхания.
наложить повязку на открытые участки тела (на голову и верхние
конечности)
заполнение медицинской документации
5. Мотивация: использование активных методов обучения
6. Межредметные и внутрипредметные связи.
Междисциплинарное взаимодействие
ИНГАЛЯЦИОННЫЕ
ОТРАВЛЕНИЯ
ОТОРИНОЛОГИ
Я
РЕАНИМАТОЛО
ГИЯ
НЕВРОЛОГИЯ
ГИНЕКОЛОГИЯ
УРОЛОГИЯ
ГЛАЗНЫЕ
БОЛЕЗНИ
НЕФРОЛОГИЯ
ПУЛЬМОНОЛОГИЯ
ТЕРАПИЯ
ХИРУРГИЯ
КАРДИОЛОГ
ИЯ
ГАСТРОЭНТЕРО
ЛОГИЯ
ОНКОЛОГИЯ
Ход занятия:
№
Этап занятия
Время
п/п
1.
Организационная часть
5 мин.
2.
Ф о р м ул и р о в к а
т е м ы
и
е ё
обоснование
5 мин.
3.
Определение целей занятия
5 мин.
4.
Изложение нового материала
40 мин.
5.
Самостоятельная работа студентов
165
мин.
6.
Заключительный контроль
40 мин.
7.
Подведение итогов
5 мин.
8.
Домашнее задание
5 мин.
Самостоятельная работа студентов
№
п/п
Этап самостоятельной
работы студентов
Способ
выполнения
Виды контроля
1.
Вводный инструктаж
преподавателя
(демонстрирует каждую
манипуляцию)
2.
Знакомство с историями
болезни пациентов с
острыми ингаляционными
отравлениями
Индивидуальная
работа и работа в
группе
Взаимопроверка.
Анализ ошибок.
Ответы на вопросы
преподавателя и
других студентов.
4.
Просмотр обучающих
видеофильмов
Работа в группе
Ответы на вопросы
преподавателя
5.
Изучение
последовательности
оказания неотложной
помощи при острых
ингаляционных
отравлениях
Индивидуальная
работа с
использованием
методического
материала
Ответы на вопросы
преподавателя и
других студентов
6.
Решение ситуационных
задач
Работа малыми
группами
Обсуждение
ситуационных задач
7.
Выполнение
индивидуальных заданий
Работают
самостоятельно
Взаимопроверка
Анализ ошибок
8.
Измерить АД и PS
Работа малыми
группами
Взаимопроверка
Анализ ошибок
9.
определение пульса на
сонных артериях, наличие
реакции зрачков на свет,
самостоятельного дыхания.
Работа малыми
группами
Взаимопроверка
Анализ ошибок
10.
Повторить правила и
технику наложения мягких
повязок на голову
(«чепец», наложение
повязки на один глаз, на
оба глаза, крестообразная
на затылок)
Работа малыми
группами
Взаимопроверка .
Анализ ошибок
11.
Повторить правила и
технику наложения мягких
повязок на конечности
(«варежка», расходящаяся
на локтевой и коленный
суставы, сходящаяся
расходящаяся на локтевой
сустав, «8-образной»
повязки на лучезапястный
сустав)
Работа малыми
группами
Взаимопроверка.
Анализ ошибок
12.
Решение тестовых заданий Работают
самостоятельно
Обсуждение
ситуационных задач
Заключительный контроль:
Выполнение манипуляций:
1. измерить АД и PS
2. определение пульса на сонных артериях, наличие реакции зрачков
на свет, самостоятельного дыхания.
3. наложить повязку на открытые участки тела (на голову и верхние
конечности)
4. заполнение медицинской документации
5. Решение ситуационной задачи.
6. Выполнение тестовых заданий.
Материально-техническое оснащение темы:
№
п/п
Наименование
Количество
1.
Методический материал
10
2.
А лго р и т мы
ма н и п уля ц ий
с
иллюстрациями
10
3.
Бинты 5×10
10
4.
Бинты 7×14
10
5.
Бинты 10×14
10
6.
Ножницы
5
7.
Тестовые задания
10
8.
Ситуационные задания
5
Итоговый контроль: тест по теме занятия, 20 вопросов
Оценка -90-100% - правильных ответов - отлично
-80-89 % - правильных ответов – хорошо
-70-79 % - правильных ответов – удовлетворительно
- 69% и меньше правильных ответов - неудовлетворительно
Задание на самоподготовку:
Задание:
1. Подготовить сообщение на тему: «Ингаляционные отравления. Помощь на
догоспитальном этапе».
Инструкция к выполнению:
1) Внимательно изучите лекционный материал, интернет-ресурсы по теме
«Ведение пациентов при отравлениях», выберите необходимый материал,
систематизируйте.
2) Подготовить сообщение по теме: «Ингаляционные отравления. Помощь на
догоспитальном этапе».
Сообщение обязательно должен включать следующие разделы:
1.
Введение (кратко излагается суть проблемы, ее история,
предпосылки того или иного события, актуальность темы).
2.
Основная часть (в этом разделе подробно раскрывают тему сообщения,
при необходимости раздел делят на подзаголовки и параграфы).
3.
Заключение
(необходимо
кратко
подытожить
все
вышеописанное
и
представить
выводы,
как
о
проделанной
вами
работе,
так
и
об
изученной проблеме).
Оформление сообщения:
1.
Титульный лист
2.
Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, полуторный интервал
между
строчками, красная строка.
3.
Все
литературные источники
должны быть расположены
в
алфавитном порядке, с указанием всех авторов, названия, года выпуска,
названия издательства, использовать литературные издания за последние 5
лет.
4.
В
тексте
должны
быть
ссылки
на
соответствующие
литературные
источники, которые указываются в квадратных скобках после цитаты.
5.
В сообщении дополнительно можно включать схемы, рисунки,
таблицы.
6.
По объему сообщение должно быть не менее 5-7 листов.
7. Задание для самоподготовки
1) Изучить теоретический материал, представленный в лекции и по теме
занятия.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):
1. Ингаляционные отравления: угарным газом; хлором; аммиаком; бытовым
газом (пропаном, бутаном, метаном или их смесями)
2. диагностика ингаляционных отравлений
3. тактика фельдшера при ингаляционных отравлениях.
Литература, рекомендованная для самоподготовки:
Основная:
1. Лекции по дисциплине «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело
в хирургии».
3. Лекционный материал по теме.
8. Этапы занятия и контроль их усвоения.
8.1. Решение ситуационных задач:
ЗАДАЧА 1
Рядовой Б. обратился в МПп через 1 ч после отравления. Отмечает, что через
полчаса
после
обработки
обмундирования
пятновыводителем
появилась
слабость, головокружение, тошнота.
МПп: Состояние средней степени тяжести, несколько возбужден, кожные
покровы и видимые слизистые оболочки бледные, сухие, в выщыкае- мом
воздухе - легкий ароматический запах. Пульс 90 уд/мин, ритмичный. Тоны
сердца приглушены, АД 110/60 мм рт. ст. Частота дыхания 20 в минуту.
Живот мягкий, безболезненный. После оказания первой врачебной помощи
эвакуирован в медр.
Медр:Состояние
удовлетворительное,
сознание
-
ясное.
Кожа
бледная.
Сохраняется легкий ароматический запах в выщыхаемом воздухе. Пульс 100
уд/мин, ритмичный, АД 110/60 мм рт. ст. Частота дыхания 19 в минуту.
Дыхание
везикулярное.
Язык
обложен
белым
налетом.
Живот
безболезненный при пальпации. Анализ крови: лейкоциты 9 х 10
9
/л, СОЭ 12
мм/ч, АлАТ 70 Ед/л, АсАТ 61 ЕД/л. На ЭКГ синусовая тахикардия с частотой
сердечных сокращений 100 в минуту. При рентгенографии органов грудной
клетки очаговых и инфильтративных изменений не вышвлено.
Задание:
1.
Уст ановите
о сновные
п ат о л о г и ч е с к и е
синдромы.
2.
Обоснуйте объем помощи.
Ответ на задачу № 1
МПп.
Диагноз:«Острое
ингаляционное
отравление
неизвестным
растворителем
(предположительно,
хлорированными
углеводородами
-
дихлорэтаном)
легкой
степени
тяжести.
Случайное.
Токсическая
миокардиодистрофия».
Диагноз установлен на основании анамнеза (работа с пятновыводителем),
данных объективного осмотра (легкий ароматический запах в выдыхаемом
воздухе, тахикардия, умеренная гипотония).
Объем помощи:
кордиамин
1
мл
подкожно,
кофеин
1
мл
20%
раствора
подкожно,
кристаллоидные
растворы
(растворы
глюкозы,
физиологический
раствор);
левомицетина-сукцинат
по
следующей
схеме:
одномоментно
внутривенно
и
внутримышечно
вводится
по
1
г
препарата,
а
в
дальнейшем внутримышечно по 1 г через каждые 4-6 ч в течение
первых суток;
унитиол (10 мл 5% раствора внутримышечно), тиосульфат натрия (50
мл 30% раствора внутривенно).
Задача 2
Сержант И. Во время боя на железнодорожной станции попал в желто-
коричневое облако, образовавшееся при взрыве цистерны. Почувствовал резь
в глазах, першение в горле, появился сухой кашель, чихание. Вскоре после
одевания противогаза указанные явления практически исчезли. Продолжал
выполнять боевую задачу. Через 6 часов состояние ухудшилось. Доставлен в
МПП.
Объективно:
состояние
тяжелое.
Ортопноэ,
цианоз,
кашель
с
отделением пенистой мокроты. Пульс 112 ударов в 1 мин. АД 160/100 мм
рт.ст.
Частота
дыхания
32
в
1
мин.
При
аускультации
выслушивается
значительное количество влажных разнокалиберных хрипов.
Задание:
1.
Установите
и
обоснуйте
диагноз.
2.
Определите
объем
мероприятий первой врачебной помощи.
DS: Острое ингаляционное поражение азотной кислотой тяжелой степени.
Токсический отек легких.
Задача 3
Рядовой К. извлечен из горящего помещения, где находился в течение 20 мин.
Доставлен в МПП через 10 мин. Находится в коматозном состоянии, тризм.
Кожные
покровы
и
слизистые
ярко-розовые.
Зрачки
расширены,
симметричны, реакция на свет вялая. Тонус мышц повышен. Периодически
отмечаются
приступы
кратковременных
клонико-тонических
судорог.
Непроизвольное мочеиспускание, дыхание затрудненное шумное до 40 в 1
мин. Над легкими на фоне жесткого дыхания выслушиваются рассеянные
сухие свистящие и жужжащие хрипы. Пульс 120 ударов в 1 мин., ритмичный,
слабого наполнения. АД 90/70 мм рт ст.
Задание: 1. Установите и обоснуйте диагноз. 2. Определите тактику лечения и
эвакуации отравленного.
DS: Острое ингаляционное отравление оксидом углерода тяжелой степени.
Задача 4
Старший сержант И. при тушении пожара находился в зоне огня без средств
защиты около 30 мин. Был кашель, одышка. Доставлен в МПП через 40 мин
после
выхода
из
зоны
пожара.
Чувствовал
слабость,
головокружение,
головную боль, особенно в лобно-височных областях, шум в ушах, кашель,
тошноту.
При
осмотре
возбужден,
говорлив,
эйфоричен.
Лицо
г и п е р е м и р о в а н о .
П ул ь с
11 0
уд а р о в
в
1
м и н . ,
р и т м и ч н ы й ,
удовлетворительного наполнения. Тоны сердца ослаблены. АД 180/95 мм рт
ст. Дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы. Температура тела 37,2.
Задание:
1.
Сформулируйте
и
обоснуйте
диагноз.
2.
Определите
объем
помощи на МПП и эвакуационное предназначение пострадавшего.
DS: Острое ингаляционное отравление оксидом углерода средней тяжести.
8.2. Составьте схему патогенеза ингаляционных отравлений:
Индивидуальная работа в тетради.
Эталон ответа:
8 . 3 .
3
С о с т а в ь т е
алгоритм
оказания
первой
помощи
при
ингаляционных
отравлениях.
Индивидуальная
работа
в
рабочей
тетради.
Эталон ответа.
Первая
помощь
при
ингаляционных отравлениях
(при поступлении токсического вещества через дыхательные пути)
Признаки отравления угарным газом: резь в глазах, звон в ушах, головная
боль, тошнота, рвота, потеря сознания, покраснение кожи.
Признаки отравления бытовым газом: тяжесть в голове, головокружение,
шум
в
ушах,
рвота;
резкая
мышечная
слабость,
усиление
сердцебиения;
сонливость, потеря сознания, непроизвольное мочеиспускание, побледнение
(посинение) кожи, поверхностное дыхание, судороги.
Убедись, что ни тебе, ни пострадавшему ничто не
угрожает,
вынеси
пострадавшего
в
безопасное
место или открой окна, проветри помещение.
Вызови скорую медицинскую помощь.
Определи наличие пульса на сонных артериях,
н а л и ч и е
р е а к ц и и
з р а ч к о в
н а
с в е т ,
самостоятельного дыхания.
Если пульс, дыхание и реакция зрачков на свет
отсутствуют - немедленно приступай к сердечно-
легочной реанимации.
При восстановлении самостоятельного дыхания и
сердцебиения придай пострадавшему устойчивое
боковое положение.
8.4. Решение тестовых заданий
1. Антидотом при отравлении ФОС является:
1.
сернокислая магнезия25%
2.
атропин0,1%
3.
прозерин0,05%
4.
унитиол
2. Неотложная помощь при судорожном синдроме:
1.
уложить пациента, расстегнуть стягивающую одежду
2.
ингаляция кислорода
3.
морфин
3. Учащение дыхания обозначают термином:
1.
брадипноэ
2.
апноэ
3.
диспноэ
4.
тахипноэ
4. Основные причины обтурации дыхательных путей:
1.
западение языка
2.
рвота
3.
аспирация инородных тел
4.
все перечисленное
5. Причины продленного апноэ:
1.
угнетение дыхательного центра
2.
передозировка релаксантов
3.
заболевания с поражением нервно-мышечной проводимости
4.
ателектаз легкого, инфаркт легкого, отек легкого
6. Появление розовой пенящейся жидкости в просвете интубационной
трубки во время ИВЛ связано с:
1.
накоплением мокроты
2.
развитием отека легких
3.
возникновением ателектаза
4.
смещением интубационной трубки
7. При всех методах ингаляции кислорода требуется:
1.
возвышенное положение больного
2.
увлажнение дыхательной смеси
3.
согревание дыхательной смеси
4.
назначение больному бронхоспазмолитиков
8. ЦВД измеряют на уровне:
1.
точки пересечения большой грудной мышцы и IV ребра
2.
среднеключичной линии в IV межреберье
3.
переднеподмышечной линии
4.
среднеподмышечной линии
9
. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
ЛЕЧЕБНЫМ
МЕРОПРИЯТИЕМ
ПРИ
ОТРАВЛЕНИИ
УГАРНЫМ
ГАЗОМ
НА
ДОГОСПИТАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ЯВЛЯЕТСЯ
1. промывание желудка
2. оксигенотерапия 100% кислородом
3.внутривенное введение налоксона
4. внутримышечное введение унитиола
Эталоны ответов:
1. 2
2. 1
3. 4
4. 4
5. 2
6. 2
7. 2
8. 4
9. 2