Напоминание

"Ведение пациентов при ингаляционных отравлениях"


Автор: Королева Татьяна Герьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПбГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: "Ведение пациентов при ингаляционных отравлениях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Учебно-методическое пособие

для преподавателей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:

«ВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ИНГАЛЯЦИОННЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ».

ПМ.02. Лечебная деятельность

МДК 02.02 Лечение пациентов хирургического профиля.

Р02.02.04 Лечение пациентов при отравлении

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Санкт-Петербург 2017

ОДОБРЕНО:

Заместитель директора

по учебной работе ____________

Максимова И.Г.

Согласовано:

Методист___________

Дятковская О.А.

Рассмотрено на заседании ЦМК :

«Оказание неотложной и

хирургической помощи »

Протокол № ___Дата__________

Председатель_________________

Сафонова Н.Н.

Автор: преподаватель СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №2

Королева Т.Г.

Рецензент: Дятковская О.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС

СПО

по

специальности

31.02.01

«Лечебное

дело»

по

дисциплине

«Лечение

пациентов

при

отравлении»

ПМ.02

МДК

02.02,

раздел

Р02.02.04.

В

методической

разработке

по

теме

«Ведение пациентов при ингаляционных

отравлениях»

представлены

все

необходимые

элементы

проведения

занятия:

обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваемые

профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы меж предметных и

внутри предметных связей, граф-логическая структура, план проведения занятия,

словарь

терминов,

список

литературы.

Кроме

того

представлены

контрольно-

оценочные средства: вопросы для устного опроса, индивидуальные задания. В

методической

разработке

изложена

информация,

дополняющая

материал

лекций, даны вопросы и задания для самоподготовки (заполнение таблиц,

ситуационные

задачи,

алгоритмы

сестринского

ухода

при

основных

проблемах пациентов с болью и др.), что

позволит обеспечить усвоение знаний,

умений

и

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

по

специальности.

.

2. Место проведения занятия.

3. Актуальность темы.

4. Цели занятия.

5. Мотивация: избавление больного от страдания

6. Межредметные и внутрипредметные связи

7. Задание для самоподготовки

8. Этапы занятия и контроль их усвоения

2. Место проведения занятия: Кабинет доклинической практики МК 2.

2.1 Вид занятия: практическое

2.2 Тип занятия: комбинированное

Оснащение занятия: Иметь ручку, простой карандаш, ластик, тетрадь для

практических занятий, сменную обувь.

Продолжительность изучения темы: 6 часов.

Продолжительность данного занятия: 6 часов.

3. Актуальность темы:

Данная тема: «Ведение пациентов при ингаляционных отравлениях»

, вносит вклад в формирование следующих компетенций: ПК 2.1, 2.4, 2.6

4.1 Цель занятия: Сформировать базовые умения практического и

профессионального владения методикой ведения пациентов при

отравлениях.

4.2 Задачи занятия:

Образовательная

- обеспечить

усвоение

студентами

базовых

умений

практического

и

профессионального владения методикой ведения пациентов при отравлениях

Развивающая

- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое,

клиническое мышление

Воспитательная

- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия,

исполнительности

Студент должен знать:

1. Ингаляционные отравления: угарным газом; хлором; аммиаком; бытовым

газом (пропаном, бутаном, метаном или их смесями)

2. диагностика ингаляционных отравлений

3. тактика фельдшера при ингаляционных отравлениях.

Студент должен уметь:

1. диагностировать острое ингаляционное отравление

2. оказать первую доврачебную помощь при остром ингаляционном

отравлении

3.

составить

план

медикаментозной

и

немедикаментозной

коррекции

заболеваний;

4. определить тактику фельдшера в каждом конкретном случае;

5. определить показания и противопоказания к госпитализации пациента;

6.

оценить

эффективность

лечения

по

результатам

наблюдения

за

пациентами;

7. дать прогноз развития заболевания;

8. заполнять медицинскую документацию

Коды формируемых общих компетенций:

ОК 2, ОК 7

Коды формируемых профессиональных компетенций:

ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6

Манипуляции:

Манипуляции;

измерить АД и PS

определение пульса на сонных артериях, наличие реакции зрачков на

свет, самостоятельного дыхания.

наложить повязку на открытые участки тела (на голову и верхние

конечности)

заполнение медицинской документации

5. Мотивация: использование активных методов обучения

6. Межредметные и внутрипредметные связи.

Междисциплинарное взаимодействие

ИНГАЛЯЦИОННЫЕ

ОТРАВЛЕНИЯ

ОТОРИНОЛОГИ

Я

РЕАНИМАТОЛО

ГИЯ

НЕВРОЛОГИЯ

ГИНЕКОЛОГИЯ

УРОЛОГИЯ

ГЛАЗНЫЕ

БОЛЕЗНИ

НЕФРОЛОГИЯ

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ

ТЕРАПИЯ

ХИРУРГИЯ

КАРДИОЛОГ

ИЯ

ГАСТРОЭНТЕРО

ЛОГИЯ

ОНКОЛОГИЯ

Ход занятия:

Этап занятия

Время

п/п

1.

Организационная часть

5 мин.

2.

Ф о р м ул и р о в к а

т е м ы

и

е ё

обоснование

5 мин.

3.

Определение целей занятия

5 мин.

4.

Изложение нового материала

40 мин.

5.

Самостоятельная работа студентов

165

мин.

6.

Заключительный контроль

40 мин.

7.

Подведение итогов

5 мин.

8.

Домашнее задание

5 мин.

Самостоятельная работа студентов

п/п

Этап самостоятельной

работы студентов

Способ

выполнения

Виды контроля

1.

Вводный инструктаж

преподавателя

(демонстрирует каждую

манипуляцию)

2.

Знакомство с историями

болезни пациентов с

острыми ингаляционными

отравлениями

Индивидуальная

работа и работа в

группе

Взаимопроверка.

Анализ ошибок.

Ответы на вопросы

преподавателя и

других студентов.

4.

Просмотр обучающих

видеофильмов

Работа в группе

Ответы на вопросы

преподавателя

5.

Изучение

последовательности

оказания неотложной

помощи при острых

ингаляционных

отравлениях

Индивидуальная

работа с

использованием

методического

материала

Ответы на вопросы

преподавателя и

других студентов

6.

Решение ситуационных

задач

Работа малыми

группами

Обсуждение

ситуационных задач

7.

Выполнение

индивидуальных заданий

Работают

самостоятельно

Взаимопроверка

Анализ ошибок

8.

Измерить АД и PS

Работа малыми

группами

Взаимопроверка

Анализ ошибок

9.

определение пульса на

сонных артериях, наличие

реакции зрачков на свет,

самостоятельного дыхания.

Работа малыми

группами

Взаимопроверка

Анализ ошибок

10.

Повторить правила и

технику наложения мягких

повязок на голову

(«чепец», наложение

повязки на один глаз, на

оба глаза, крестообразная

на затылок)

Работа малыми

группами

Взаимопроверка .

Анализ ошибок

11.

Повторить правила и

технику наложения мягких

повязок на конечности

(«варежка», расходящаяся

на локтевой и коленный

суставы, сходящаяся

расходящаяся на локтевой

сустав, «8-образной»

повязки на лучезапястный

сустав)

Работа малыми

группами

Взаимопроверка.

Анализ ошибок

12.

Решение тестовых заданий Работают

самостоятельно

Обсуждение

ситуационных задач

Заключительный контроль:

Выполнение манипуляций:

1. измерить АД и PS

2. определение пульса на сонных артериях, наличие реакции зрачков

на свет, самостоятельного дыхания.

3. наложить повязку на открытые участки тела (на голову и верхние

конечности)

4. заполнение медицинской документации

5. Решение ситуационной задачи.

6. Выполнение тестовых заданий.

Материально-техническое оснащение темы:

п/п

Наименование

Количество

1.

Методический материал

10

2.

А лго р и т мы

ма н и п уля ц ий

с

иллюстрациями

10

3.

Бинты 5×10

10

4.

Бинты 7×14

10

5.

Бинты 10×14

10

6.

Ножницы

5

7.

Тестовые задания

10

8.

Ситуационные задания

5

Итоговый контроль: тест по теме занятия, 20 вопросов

Оценка -90-100% - правильных ответов - отлично

-80-89 % - правильных ответов – хорошо

-70-79 % - правильных ответов – удовлетворительно

- 69% и меньше правильных ответов - неудовлетворительно

Задание на самоподготовку:

Задание:

1. Подготовить сообщение на тему: «Ингаляционные отравления. Помощь на

догоспитальном этапе».

Инструкция к выполнению:

1) Внимательно изучите лекционный материал, интернет-ресурсы по теме

«Ведение пациентов при отравлениях», выберите необходимый материал,

систематизируйте.

2) Подготовить сообщение по теме: «Ингаляционные отравления. Помощь на

догоспитальном этапе».

Сообщение обязательно должен включать следующие разделы:

1.

Введение (кратко излагается суть проблемы, ее история,

предпосылки того или иного события, актуальность темы).

2.

Основная часть (в этом разделе подробно раскрывают тему сообщения,

при необходимости раздел делят на подзаголовки и параграфы).

3.

Заключение

(необходимо

кратко

подытожить

все

вышеописанное

и

представить

выводы,

как

о

проделанной

вами

работе,

так

и

об

изученной проблеме).

Оформление сообщения:

1.

Титульный лист

2.

Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, полуторный интервал

между

строчками, красная строка.

3.

Все

литературные источники

должны быть расположены

в

алфавитном порядке, с указанием всех авторов, названия, года выпуска,

названия издательства, использовать литературные издания за последние 5

лет.

4.

В

тексте

должны

быть

ссылки

на

соответствующие

литературные

источники, которые указываются в квадратных скобках после цитаты.

5.

В сообщении дополнительно можно включать схемы, рисунки,

таблицы.

6.

По объему сообщение должно быть не менее 5-7 листов.

7. Задание для самоподготовки

1) Изучить теоретический материал, представленный в лекции и по теме

занятия.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):

1. Ингаляционные отравления: угарным газом; хлором; аммиаком; бытовым

газом (пропаном, бутаном, метаном или их смесями)

2. диагностика ингаляционных отравлений

3. тактика фельдшера при ингаляционных отравлениях.

Литература, рекомендованная для самоподготовки:

Основная:

1. Лекции по дисциплине «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело

в хирургии».

3. Лекционный материал по теме.

8. Этапы занятия и контроль их усвоения.

8.1. Решение ситуационных задач:

ЗАДАЧА 1

Рядовой Б. обратился в МПп через 1 ч после отравления. Отмечает, что через

полчаса

после

обработки

обмундирования

пятновыводителем

появилась

слабость, головокружение, тошнота.

МПп: Состояние средней степени тяжести, несколько возбужден, кожные

покровы и видимые слизистые оболочки бледные, сухие, в выщыкае- мом

воздухе - легкий ароматический запах. Пульс 90 уд/мин, ритмичный. Тоны

сердца приглушены, АД 110/60 мм рт. ст. Частота дыхания 20 в минуту.

Живот мягкий, безболезненный. После оказания первой врачебной помощи

эвакуирован в медр.

Медр:Состояние

удовлетворительное,

сознание

-

ясное.

Кожа

бледная.

Сохраняется легкий ароматический запах в выщыхаемом воздухе. Пульс 100

уд/мин, ритмичный, АД 110/60 мм рт. ст. Частота дыхания 19 в минуту.

Дыхание

везикулярное.

Язык

обложен

белым

налетом.

Живот

безболезненный при пальпации. Анализ крови: лейкоциты 9 х 10

9

/л, СОЭ 12

мм/ч, АлАТ 70 Ед/л, АсАТ 61 ЕД/л. На ЭКГ синусовая тахикардия с частотой

сердечных сокращений 100 в минуту. При рентгенографии органов грудной

клетки очаговых и инфильтративных изменений не вышвлено.

Задание:

1.

Уст ановите

о сновные

п ат о л о г и ч е с к и е

синдромы.

2.

Обоснуйте объем помощи.

Ответ на задачу № 1

МПп.

Диагноз:«Острое

ингаляционное

отравление

неизвестным

растворителем

(предположительно,

хлорированными

углеводородами

-

дихлорэтаном)

легкой

степени

тяжести.

Случайное.

Токсическая

миокардиодистрофия».

Диагноз установлен на основании анамнеза (работа с пятновыводителем),

данных объективного осмотра (легкий ароматический запах в выдыхаемом

воздухе, тахикардия, умеренная гипотония).

Объем помощи:

кордиамин

1

мл

подкожно,

кофеин

1

мл

20%

раствора

подкожно,

кристаллоидные

растворы

(растворы

глюкозы,

физиологический

раствор);

левомицетина-сукцинат

по

следующей

схеме:

одномоментно

внутривенно

и

внутримышечно

вводится

по

1

г

препарата,

а

в

дальнейшем внутримышечно по 1 г через каждые 4-6 ч в течение

первых суток;

унитиол (10 мл 5% раствора внутримышечно), тиосульфат натрия (50

мл 30% раствора внутривенно).

Задача 2

Сержант И. Во время боя на железнодорожной станции попал в желто-

коричневое облако, образовавшееся при взрыве цистерны. Почувствовал резь

в глазах, першение в горле, появился сухой кашель, чихание. Вскоре после

одевания противогаза указанные явления практически исчезли. Продолжал

выполнять боевую задачу. Через 6 часов состояние ухудшилось. Доставлен в

МПП.

Объективно:

состояние

тяжелое.

Ортопноэ,

цианоз,

кашель

с

отделением пенистой мокроты. Пульс 112 ударов в 1 мин. АД 160/100 мм

рт.ст.

Частота

дыхания

32

в

1

мин.

При

аускультации

выслушивается

значительное количество влажных разнокалиберных хрипов.

Задание:

1.

Установите

и

обоснуйте

диагноз.

2.

Определите

объем

мероприятий первой врачебной помощи.

DS: Острое ингаляционное поражение азотной кислотой тяжелой степени.

Токсический отек легких.

Задача 3

Рядовой К. извлечен из горящего помещения, где находился в течение 20 мин.

Доставлен в МПП через 10 мин. Находится в коматозном состоянии, тризм.

Кожные

покровы

и

слизистые

ярко-розовые.

Зрачки

расширены,

симметричны, реакция на свет вялая. Тонус мышц повышен. Периодически

отмечаются

приступы

кратковременных

клонико-тонических

судорог.

Непроизвольное мочеиспускание, дыхание затрудненное шумное до 40 в 1

мин. Над легкими на фоне жесткого дыхания выслушиваются рассеянные

сухие свистящие и жужжащие хрипы. Пульс 120 ударов в 1 мин., ритмичный,

слабого наполнения. АД 90/70 мм рт ст.

Задание: 1. Установите и обоснуйте диагноз. 2. Определите тактику лечения и

эвакуации отравленного.

DS: Острое ингаляционное отравление оксидом углерода тяжелой степени.

Задача 4

Старший сержант И. при тушении пожара находился в зоне огня без средств

защиты около 30 мин. Был кашель, одышка. Доставлен в МПП через 40 мин

после

выхода

из

зоны

пожара.

Чувствовал

слабость,

головокружение,

головную боль, особенно в лобно-височных областях, шум в ушах, кашель,

тошноту.

При

осмотре

возбужден,

говорлив,

эйфоричен.

Лицо

г и п е р е м и р о в а н о .

П ул ь с

11 0

уд а р о в

в

1

м и н . ,

р и т м и ч н ы й ,

удовлетворительного наполнения. Тоны сердца ослаблены. АД 180/95 мм рт

ст. Дыхание жесткое, рассеянные сухие хрипы. Температура тела 37,2.

Задание:

1.

Сформулируйте

и

обоснуйте

диагноз.

2.

Определите

объем

помощи на МПП и эвакуационное предназначение пострадавшего.

DS: Острое ингаляционное отравление оксидом углерода средней тяжести.

8.2. Составьте схему патогенеза ингаляционных отравлений:

Индивидуальная работа в тетради.

Эталон ответа:

8 . 3 .

3

С о с т а в ь т е

алгоритм

оказания

первой

помощи

при

ингаляционных

отравлениях.

Индивидуальная

работа

в

рабочей

тетради.

Эталон ответа.

Первая

помощь

при

ингаляционных отравлениях

(при поступлении токсического вещества через дыхательные пути)

Признаки отравления угарным газом: резь в глазах, звон в ушах, головная

боль, тошнота, рвота, потеря сознания, покраснение кожи.

Признаки отравления бытовым газом: тяжесть в голове, головокружение,

шум

в

ушах,

рвота;

резкая

мышечная

слабость,

усиление

сердцебиения;

сонливость, потеря сознания, непроизвольное мочеиспускание, побледнение

(посинение) кожи, поверхностное дыхание, судороги.

Убедись, что ни тебе, ни пострадавшему ничто не

угрожает,

вынеси

пострадавшего

в

безопасное

место или открой окна, проветри помещение.

Вызови скорую медицинскую помощь.

Определи наличие пульса на сонных артериях,

н а л и ч и е

р е а к ц и и

з р а ч к о в

н а

с в е т ,

самостоятельного дыхания.

Если пульс, дыхание и реакция зрачков на свет

отсутствуют - немедленно приступай к сердечно-

легочной реанимации.

При восстановлении самостоятельного дыхания и

сердцебиения придай пострадавшему устойчивое

боковое положение.

8.4. Решение тестовых заданий

1. Антидотом при отравлении ФОС является:

1.

сернокислая магнезия25%

2.

атропин0,1%

3.

прозерин0,05%

4.

унитиол

2. Неотложная помощь при судорожном синдроме:

1.

уложить пациента, расстегнуть стягивающую одежду

2.

ингаляция кислорода

3.

морфин

3. Учащение дыхания обозначают термином:

1.

брадипноэ

2.

апноэ

3.

диспноэ

4.

тахипноэ

4. Основные причины обтурации дыхательных путей:

1.

западение языка

2.

рвота

3.

аспирация инородных тел

4.

все перечисленное

5. Причины продленного апноэ:

1.

угнетение дыхательного центра

2.

передозировка релаксантов

3.

заболевания с поражением нервно-мышечной проводимости

4.

ателектаз легкого, инфаркт легкого, отек легкого

6. Появление розовой пенящейся жидкости в просвете интубационной

трубки во время ИВЛ связано с:

1.

накоплением мокроты

2.

развитием отека легких

3.

возникновением ателектаза

4.

смещением интубационной трубки

7. При всех методах ингаляции кислорода требуется:

1.

возвышенное положение больного

2.

увлажнение дыхательной смеси

3.

согревание дыхательной смеси

4.

назначение больному бронхоспазмолитиков

8. ЦВД измеряют на уровне:

1.

точки пересечения большой грудной мышцы и IV ребра

2.

среднеключичной линии в IV межреберье

3.

переднеподмышечной линии

4.

среднеподмышечной линии

9

. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

ЛЕЧЕБНЫМ

МЕРОПРИЯТИЕМ

ПРИ

ОТРАВЛЕНИИ

УГАРНЫМ

ГАЗОМ

НА

ДОГОСПИТАЛЬНОМ

ЭТАПЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1. промывание желудка

2. оксигенотерапия 100% кислородом

3.внутривенное введение налоксона

4. внутримышечное введение унитиола

Эталоны ответов:

1. 2

2. 1

3. 4

4. 4

5. 2

6. 2

7. 2

8. 4

9. 2



В раздел образования