Напоминание

ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


Автор: Дорощук Дмитрий Олегович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 301 Федеральной службы исполнения и наказания
Населённый пункт: Омск г., Омская область
Наименование материала: ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тема: ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В настоящее время существует проблема, что к нам приходят обучающиеся, не

имея достаточно сильного желания к выбранной профессии. Любой поступающий

мало знает о профессии, среди них немало таких, у которых отсутствует интерес к

занятиям, желание учиться, стремление к расширению и углублению знаний.

Отсутствует познавательный интерес, так как познавательная деятельность для него

лишена какого либо смысла. Любые требования бессильны, если обучающиеся не

хотят

учиться.

Познавательная

деятельность

является

одним

из

стимулов

формирования и развития познавательного интереса, который не только активизирует

умственную деятельность обучающихся, но и направляет её к последующему

решению различных задач, творческой деятельности в будущем.

Актуальность темы состоит в том, что в соответствии с ФГОС СПО

обучающийся

-

активный

участник

учебного

процесса.

Задача

мастера

производственного обучения - обеспечить формирование и развитие познавательных

интересов и способностей обучающихся, творческого мышления, умений и навыков

самостоятельного умственного труда.

Активная познавательная деятельность обучающихся – важный этап их

подготовки к реальной жизни. Максимальное развитие инициативности, активности,

формирование умения и желания находить необходимую информацию – требование

сегодняшней жизни и важное условие будущей социализации каждого выпускника.

Компонентами, входящими в структуру познавательной активности являются:

готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить

свой личный интеллектуальный уровень. Задача современного профессионального

образования - подготовить компетентного, востребованного специалиста, готового к

профессиональному и личностному развитию. Особая роль в формировании общих и

профессиональных

компетенций

будущих

выпускников

принадлежит

занятиям

учебной практики.

Поэтому перед мастером производственного обучения возникла проблема: как

активизировать познавательную активность обучающихся.

В своей работе мастер производственного обучения использует активные

методы

обучения

методы

и

формы

организации

обучения,

побуждавшие

обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности.

Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных

компетенций обучающихся. Приоритетным для занятия учебной практики является:

формирование

профессиональных

умений

обучающихся

перед

формированием

профессиональных знаний; ведущим методом учебной практики остается упражнение;

основным

средством

учебной

практики

является

производительный

труд

обучающихся; осуществляется неразрывная связь теории и практики; происходит

сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального

производства.

На занятиях учебной практики я использую такие способы повышения

познавательной активности, как:

- обогащение содержания материала дополнительной информацией;

- разнообразие уроков, включения в уроки элементов, придающих каждому

уроку своеобразный характер;

-

использование

технических

средств

обучения,

наглядных

пособий,

разнообразия устных заданий;

- активизация познавательной деятельности студентов с использованием форм

самостоятельной и творческой работы;

- использование различных форм обратной связи: систематического проведения

устных опросов, тестовые заданий;

- установление внутренних и межпредметных связей, показа и разъяснения

применения в жизни.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих

условий:

использовать

содержание

обучения

как

источник

стимуляции

познавательных интересов; стимулировать познавательные интересы многообразием

приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);

специально

обучать

приемам

умственной

деятельности

и

учебной

работы,

использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Наблюдения за обучающимися показывают, что знания и умения будут

прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а

являются продуктом собственных размышлений, проб, опыта и закрепились в

результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Необходимо умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно.

Сосредоточить

внимание

обучающихся

на

главном,

настроить

каждого

на

самостоятельный труд.

Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной

деятельности обучающихся. Каждый профессиональный модуль предусматривает

формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя

определенный

уровень

готовности

к

принятию

решений,

использованию

интерпретации информации.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами

профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются в

рамках каждого профессионального модуля.

Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей

учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:

профессионализм

(отработка

правильности

и

точности

трудовых

действий,

достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);

профессиональная самостоятельность; профессиональная мобильность.

Освоение профессиональных компетенций у обучающихся невозможно без с

соблюдением следующих условий:

- правильно подобранных методов обучения;

- необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение

целей, (например, наличие учебных пособий, документация, необходимая для уроков

учебной практики, инструкционные карты, ТТК, тестовые задания);

- материально-технического обеспечения уроков учебной практики.

При

прохождении

учебной

практики

все

обучающиеся

обеспечиваются

индивидуальными рабочими местами.

Лаборатория укомплектована необходимым оборудованием, инструментами и

инвентарем.

Оснащенность

рабочих

мест

для

проведения

учебной

практики

предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и навыков в

соответствии с профессиональными компетенциями.

Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-

производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого

продумываю весь ход урока, проверяю комплектность и исправность необходимого

оборудования, определяю и конкретизирую деятельность обучающихся на каждом

этапе учебного занятия. Разрабатываю и применяю инструкционно-технологические

карты, технико-технологические карты, практические задания, тестовые задания. Эти

задания побуждают обучающихся проверить свои знания, приучают к самоконтролю,

указывают им на пробелы, заставляют обращаться к технической литературе, к

мастеру производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.

Практически показываю приемы выполнения практических заданий в рабочем и

замедленном темпе, показ сопровождаю исчерпывающим объяснением. Рассказывая и

показывая, я учу обучающихся правильно выполнять трудовые приемы, соблюдая при

этом правила техники безопасности. Знакомлю их с новой техникой, прививаю любовь

к избранной профессии, показываю элементы творческой работы.

Понятное, доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов

выполнения рабочих операций, посильные задания – все это позволяет обучающимся

успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в

собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего

психологического

и

эмоционального

состояния

обучающихся,

для

развития

самостоятельности, мобильности, творческих способностей.



В раздел образования