Автор: Дорощук Дмитрий Олегович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 301 Федеральной службы исполнения и наказания
Населённый пункт: Омск г., Омская область
Наименование материала: ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Тема: ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Раздел: среднее профессиональное
ПУТИ И СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В настоящее время существует проблема, что к нам приходят обучающиеся, не
имея достаточно сильного желания к выбранной профессии. Любой поступающий
мало знает о профессии, среди них немало таких, у которых отсутствует интерес к
занятиям, желание учиться, стремление к расширению и углублению знаний.
Отсутствует познавательный интерес, так как познавательная деятельность для него
лишена какого либо смысла. Любые требования бессильны, если обучающиеся не
хотят
учиться.
Познавательная
деятельность
является
одним
из
стимулов
формирования и развития познавательного интереса, который не только активизирует
умственную деятельность обучающихся, но и направляет её к последующему
решению различных задач, творческой деятельности в будущем.
Актуальность темы состоит в том, что в соответствии с ФГОС СПО
обучающийся
-
активный
участник
учебного
процесса.
Задача
мастера
производственного обучения - обеспечить формирование и развитие познавательных
интересов и способностей обучающихся, творческого мышления, умений и навыков
самостоятельного умственного труда.
Активная познавательная деятельность обучающихся – важный этап их
подготовки к реальной жизни. Максимальное развитие инициативности, активности,
формирование умения и желания находить необходимую информацию – требование
сегодняшней жизни и важное условие будущей социализации каждого выпускника.
Компонентами, входящими в структуру познавательной активности являются:
готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить
свой личный интеллектуальный уровень. Задача современного профессионального
образования - подготовить компетентного, востребованного специалиста, готового к
профессиональному и личностному развитию. Особая роль в формировании общих и
профессиональных
компетенций
будущих
выпускников
принадлежит
занятиям
учебной практики.
Поэтому перед мастером производственного обучения возникла проблема: как
активизировать познавательную активность обучающихся.
В своей работе мастер производственного обучения использует активные
методы
обучения
–
методы
и
формы
организации
обучения,
побуждавшие
обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности.
Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных
компетенций обучающихся. Приоритетным для занятия учебной практики является:
формирование
профессиональных
умений
обучающихся
перед
формированием
профессиональных знаний; ведущим методом учебной практики остается упражнение;
основным
средством
учебной
практики
является
производительный
труд
обучающихся; осуществляется неразрывная связь теории и практики; происходит
сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального
производства.
На занятиях учебной практики я использую такие способы повышения
познавательной активности, как:
- обогащение содержания материала дополнительной информацией;
- разнообразие уроков, включения в уроки элементов, придающих каждому
уроку своеобразный характер;
-
использование
технических
средств
обучения,
наглядных
пособий,
разнообразия устных заданий;
- активизация познавательной деятельности студентов с использованием форм
самостоятельной и творческой работы;
- использование различных форм обратной связи: систематического проведения
устных опросов, тестовые заданий;
- установление внутренних и межпредметных связей, показа и разъяснения
применения в жизни.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих
условий:
использовать
содержание
обучения
как
источник
стимуляции
познавательных интересов; стимулировать познавательные интересы многообразием
приемов (наглядный материал, кроссворды, занимательные упражнения и т. д.);
специально
обучать
приемам
умственной
деятельности
и
учебной
работы,
использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Наблюдения за обучающимися показывают, что знания и умения будут
прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а
являются продуктом собственных размышлений, проб, опыта и закрепились в
результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Необходимо умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно.
Сосредоточить
внимание
обучающихся
на
главном,
настроить
каждого
на
самостоятельный труд.
Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной
деятельности обучающихся. Каждый профессиональный модуль предусматривает
формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя
определенный
уровень
готовности
к
принятию
решений,
использованию
интерпретации информации.
Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами
профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются в
рамках каждого профессионального модуля.
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей
учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:
профессионализм
(отработка
правильности
и
точности
трудовых
действий,
достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
профессиональная самостоятельность; профессиональная мобильность.
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся невозможно без с
соблюдением следующих условий:
- правильно подобранных методов обучения;
- необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение
целей, (например, наличие учебных пособий, документация, необходимая для уроков
учебной практики, инструкционные карты, ТТК, тестовые задания);
- материально-технического обеспечения уроков учебной практики.
При
прохождении
учебной
практики
все
обучающиеся
обеспечиваются
индивидуальными рабочими местами.
Лаборатория укомплектована необходимым оборудованием, инструментами и
инвентарем.
Оснащенность
рабочих
мест
для
проведения
учебной
практики
предусматривает возможность приобретения профессиональных умений и навыков в
соответствии с профессиональными компетенциями.
Характерная особенность учебной практики – это целенаправленная учебно-
производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого
продумываю весь ход урока, проверяю комплектность и исправность необходимого
оборудования, определяю и конкретизирую деятельность обучающихся на каждом
этапе учебного занятия. Разрабатываю и применяю инструкционно-технологические
карты, технико-технологические карты, практические задания, тестовые задания. Эти
задания побуждают обучающихся проверить свои знания, приучают к самоконтролю,
указывают им на пробелы, заставляют обращаться к технической литературе, к
мастеру производственного обучения, к более сильному в учебе товарищу.
Практически показываю приемы выполнения практических заданий в рабочем и
замедленном темпе, показ сопровождаю исчерпывающим объяснением. Рассказывая и
показывая, я учу обучающихся правильно выполнять трудовые приемы, соблюдая при
этом правила техники безопасности. Знакомлю их с новой техникой, прививаю любовь
к избранной профессии, показываю элементы творческой работы.
Понятное, доступное, располагающее объяснение, четкий показ приемов
выполнения рабочих операций, посильные задания – все это позволяет обучающимся
успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобрести уверенность в
собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего
психологического
и
эмоционального
состояния
обучающихся,
для
развития
самостоятельности, мобильности, творческих способностей.