Напоминание

"Современные подходы к преподаванию физической культуры в системе СПО"


Автор: Лялин Владимир Евгеньевич
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: КОГПОБУ "НТМСХ"
Населённый пункт: г. Нолинска Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к преподаванию физической культуры в системе СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современные подходы к преподаванию физической культуры в

системе СПО.

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты

среднего

профессионального

образования

выдвигают

новые

требования

к

преподаванию

всех

дисциплин,

включая

физическую

культуру.

Главная

цель

реализации

этих

стандартов

формирование

у

обучающихся

не

только

профессиональных, но и общекультурных компетенций, в том числе ценностного

отношения к здоровому образу жизни.

Ключевыми подходами к преподаванию физической культуры в соответствии с

новыми стандартами образования являются:

-компетентностный

подход

(основное

содержание

образовательного

процесса

смещается с освоения только техники упражнений на развитие компетенций: умения

работать в команде, навыков личной самодисциплины, формирования ответственности

за собственное здоровье);

-личностно-ориентированный подход (учёт индивидуальных особенностей, интересов и

уровня физической подготовленности учащихся,ндивидуализация программ, внедрение

элементов самостоятельной деятельности);

-интеграция с цифровыми ресурсами (использование онлайн-платформ, мобильных

приложений для мониторинга физической активности и состояния здоровья, внедрение

дистанционного и смешанного формата обучения);

-модульная структура учебных программ (деление курса на модули предоставляет

студентам возможность выбора специализированных блоков, соответствующих их

образовательным и личным целям);

-включение

элементов

здоровьесберегающих

технологий

(направленность

на

формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой,

развитие умений самодиагностики физического состояния, умение корректировать

режим дня и питания);

-проектная и исследовательская деятельность (проведение внеурочных спортивно-

оздоровительных, творческих и социальных проектов, взаимодействие с местным

сообществом, участие в соревнованиях, организация мастер-классов).

В КОГПОБУ « Нолинский техникум механизации сельского хозяйства» планомерно ведётся

работа в данном направлении. Программы учебных дисциплин составляются в соответствии с

требованиями ФГОС по специальностям СПО. Уходит в прошлое однобокая модель ведения

физкультурно-спортивной работы. Ранее цели и задачи сводились к повышению уровня

физической подготовки, сохранению и укреплению здоровья. Упускалась из вида такая задача,

как формирование у человека системы знаний о своём физическом состоянии и путях его

улучшения, не в полной мере использовался огромный гуманистический, социально-культурный

потенциал спортивной работы.

Также вызывает беспокойство уровень физического развития учащихся, которые поступают в

наше учебное заведение после окончания школы. Всё это требует пересмотра методических

подходов к преподаванию предмета. Чтобы занятие проходило на современном методическом

уровне, необходимы инновационные подходы к преподаванию. Опыт последних лет показывает,

что элементы здоровьесберегающих технологий , валеологическая направленность занятия

наиболее привлекательна для современных студентов. Традиционно система обучения студентов

ориентирована на развитие двигательных качеств: выносливости, ловкости, силы, быстроты и

гибкости и др. В то же время такое отношение к содержанию обучения не связано с

интересами человека, с его жизненным опытом, который прежде всего связан с удовлетворением

потребностей в оздоровлении и улучшении физического состояния, получения удовольствия

от практических занятий физическими упражнениям. Отсюда низкая мотивация, нежелание

заниматься. Задача учителя- помочь ученику в данной ситуации. Для установки необходимой

мотивации с опорой на научные исследования разработана система самотестирования и

самооценки учащимися своего физического развития. Она позволяет осуществлять мониторинг

физического состояния и индивидуальный подход к каждому

Современная методика предлагает для формирования потребности в здоровом образе жизни на

занятиях физической культуры применять блочно-модульную технологию обучения. Данная

технология позволяет нашим студентам двигаться в направлении к поставленным целям

самостоятельно и осознанно. Преподаватель направляет, координирует это движение. Блочно-

модульное планирование процесса физического воспитания базируется на системно -

деятельностном подходе. Обобщающий модуль включает в себя следующие блоки:

-блок входных данных определяет степень готовности студентов к освоению учебной

дисциплины. Сюда входят данные о физическом развитии и данные медицинского

анамнеза.

Мониторинг

состояния здоровья определил, что 4% обучающихся

нуждаются в полном освобождении от практических занятий физической культурой,

6% имеют ограничения по состоянию здоровья.

На

основании данных о состоянии

здоровья и уровня физического развития и подготовленности студентов они

распределяются для практических занятий на 3 группы.

1.Основная: без отклонений в состоянии здоровья, нагрузка в полном объёме.

2. Подготовительная: небольшие отклонения в состоянии здоровья или недостаточная

физическая подготовленность, ограничения по показаниям в контрольных нормативах.

3.Специальная медицинская группа: значительные временные или постоянные

отклонения в состоянии здоровья, занятия по индивидуальным программам в

соответствии с врачебными рекомендациям.

Студенты, освобождённые от занятий физкультурой,. выполняют альтернативную

работу( написание рефератов);

- блок теоретической подготовки предполагает освоение системы знаний, необходимых

для понимания роли физической культуры в развитии общества и личности, осознание

необходимости вести здоровый образ жизни для самосовершенствования в личностном

и

профессиональном

развитии.

Сюда

включена

работа

с

тестами,

занятия

валеологической направленности.

-блок практической подготовки состоит из 6 тематических модулей( лёгкая атлетика,

гимнастика, баскетбол, волейбол, лыжи, спортивное ориентирование). Для каждого

модуля разработана программа, включающая в себя теоретическую подготовку,

практические занятия, стартовый, текущий и итоговый контроль, занятия по коррекции

знаний,умений, навыков,часы самостоятельной работы.

Специфика технологии модульного обучения позволяет моделировать занятие с

учётом профессиональной специализации учащихся. Так, на занятиях со студентами-

юношами выпускных курсов ( специальности «Механизация сельского хозяйства»,

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») особое внимание

уделяется силовой и общей физической подготовке , которая состоит в увеличении

физических возможностей человеческого организма.

В основе модульного обучения лежат субъект- субъективные отношения между

учителем

и

учеником.

Это

даёт

возможность

преподавателю

работать

по

формированию не только предметных, но и ключевых компетенций, необходимых в

дальнейшей жизни. Например, брать на себя ответственность за других( лидер команды

в

игровых

видах

спорта),

умение

анализировать

и

решать

проблемную

ситуацию( разбор игры), способность работать самостоятельно и в коллективе и др.

Модульная технология имеет преимущества по сравнению с традиционным учебным

процессом: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что

должны уметь после изучения модуля; могут самостоятельно планировать свое время,

эффективно использовать свои способности.

Работа преподавателя не ограничивается только урочной деятельностью. Она

имеет логическое продолжение во внеурочных занятиях. Внеклассная работа ведется в

двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа..

С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни

проводятся первенства техникума по игровым видам спорта, турслёты. Привлечение

ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя

физической культуры. Студенты имеют возможность регулярно посещать спортивные

секции( волейбол, баскетбол, мини-футбол, лёгкая атлетика). Об уровне работы секций

говорят результаты участия команд техникума в областных Спартакиадах студентов

профессиональных образовательных организаций:

2022-2023 уч.г: настольный теннис-1 место, волейбол-2 место, лёгкая атлетика-3место ;

2023-2024 уч.г: настольный теннис-1 место, волейбол-2 место;

2024-2025 уч.г: настольный теннис-1 место, волейбол-2 место, лёгкая атлетика -3место.

Таким образом, современные подходы к преподаванию физической культуры в

системе СПО, основанные на требованиях новых ФГОС, направлены на формирование

у обучающихся высокой мотивации к здоровому образу жизни, развитию личной

ответственности

за

своё

физическое

состояние,

овладение

компетентностями,

необходимыми будущему специалисту. Это обеспечивает успешную социализацию,

устойчивость к профессиональным нагрузкам и жизненным стрессам.

В.Е. Лялин, преподаватель

физического воспитания

КОГПОБУ «НТСМХ»



В раздел образования