Автор: Лялин Владимир Евгеньевич
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: КОГПОБУ "НТМСХ"
Населённый пункт: г. Нолинска Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к преподаванию физической культуры в системе СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Современные подходы к преподаванию физической культуры в
системе СПО.
Современные Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего
профессионального
образования
выдвигают
новые
требования
к
преподаванию
всех
дисциплин,
включая
физическую
культуру.
Главная
цель
реализации
этих
стандартов
–
формирование
у
обучающихся
не
только
профессиональных, но и общекультурных компетенций, в том числе ценностного
отношения к здоровому образу жизни.
Ключевыми подходами к преподаванию физической культуры в соответствии с
новыми стандартами образования являются:
-компетентностный
подход
(основное
содержание
образовательного
процесса
смещается с освоения только техники упражнений на развитие компетенций: умения
работать в команде, навыков личной самодисциплины, формирования ответственности
за собственное здоровье);
-личностно-ориентированный подход (учёт индивидуальных особенностей, интересов и
уровня физической подготовленности учащихся,ндивидуализация программ, внедрение
элементов самостоятельной деятельности);
-интеграция с цифровыми ресурсами (использование онлайн-платформ, мобильных
приложений для мониторинга физической активности и состояния здоровья, внедрение
дистанционного и смешанного формата обучения);
-модульная структура учебных программ (деление курса на модули предоставляет
студентам возможность выбора специализированных блоков, соответствующих их
образовательным и личным целям);
-включение
элементов
здоровьесберегающих
технологий
(направленность
на
формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой,
развитие умений самодиагностики физического состояния, умение корректировать
режим дня и питания);
-проектная и исследовательская деятельность (проведение внеурочных спортивно-
оздоровительных, творческих и социальных проектов, взаимодействие с местным
сообществом, участие в соревнованиях, организация мастер-классов).
В КОГПОБУ « Нолинский техникум механизации сельского хозяйства» планомерно ведётся
работа в данном направлении. Программы учебных дисциплин составляются в соответствии с
требованиями ФГОС по специальностям СПО. Уходит в прошлое однобокая модель ведения
физкультурно-спортивной работы. Ранее цели и задачи сводились к повышению уровня
физической подготовки, сохранению и укреплению здоровья. Упускалась из вида такая задача,
как формирование у человека системы знаний о своём физическом состоянии и путях его
улучшения, не в полной мере использовался огромный гуманистический, социально-культурный
потенциал спортивной работы.
Также вызывает беспокойство уровень физического развития учащихся, которые поступают в
наше учебное заведение после окончания школы. Всё это требует пересмотра методических
подходов к преподаванию предмета. Чтобы занятие проходило на современном методическом
уровне, необходимы инновационные подходы к преподаванию. Опыт последних лет показывает,
что элементы здоровьесберегающих технологий , валеологическая направленность занятия
наиболее привлекательна для современных студентов. Традиционно система обучения студентов
ориентирована на развитие двигательных качеств: выносливости, ловкости, силы, быстроты и
гибкости и др. В то же время такое отношение к содержанию обучения не связано с
интересами человека, с его жизненным опытом, который прежде всего связан с удовлетворением
потребностей в оздоровлении и улучшении физического состояния, получения удовольствия
от практических занятий физическими упражнениям. Отсюда низкая мотивация, нежелание
заниматься. Задача учителя- помочь ученику в данной ситуации. Для установки необходимой
мотивации с опорой на научные исследования разработана система самотестирования и
самооценки учащимися своего физического развития. Она позволяет осуществлять мониторинг
физического состояния и индивидуальный подход к каждому
Современная методика предлагает для формирования потребности в здоровом образе жизни на
занятиях физической культуры применять блочно-модульную технологию обучения. Данная
технология позволяет нашим студентам двигаться в направлении к поставленным целям
самостоятельно и осознанно. Преподаватель направляет, координирует это движение. Блочно-
модульное планирование процесса физического воспитания базируется на системно -
деятельностном подходе. Обобщающий модуль включает в себя следующие блоки:
-блок входных данных определяет степень готовности студентов к освоению учебной
дисциплины. Сюда входят данные о физическом развитии и данные медицинского
анамнеза.
Мониторинг
состояния здоровья определил, что 4% обучающихся
нуждаются в полном освобождении от практических занятий физической культурой,
6% имеют ограничения по состоянию здоровья.
На
основании данных о состоянии
здоровья и уровня физического развития и подготовленности студентов они
распределяются для практических занятий на 3 группы.
1.Основная: без отклонений в состоянии здоровья, нагрузка в полном объёме.
2. Подготовительная: небольшие отклонения в состоянии здоровья или недостаточная
физическая подготовленность, ограничения по показаниям в контрольных нормативах.
3.Специальная медицинская группа: значительные временные или постоянные
отклонения в состоянии здоровья, занятия по индивидуальным программам в
соответствии с врачебными рекомендациям.
Студенты, освобождённые от занятий физкультурой,. выполняют альтернативную
работу( написание рефератов);
- блок теоретической подготовки предполагает освоение системы знаний, необходимых
для понимания роли физической культуры в развитии общества и личности, осознание
необходимости вести здоровый образ жизни для самосовершенствования в личностном
и
профессиональном
развитии.
Сюда
включена
работа
с
тестами,
занятия
валеологической направленности.
-блок практической подготовки состоит из 6 тематических модулей( лёгкая атлетика,
гимнастика, баскетбол, волейбол, лыжи, спортивное ориентирование). Для каждого
модуля разработана программа, включающая в себя теоретическую подготовку,
практические занятия, стартовый, текущий и итоговый контроль, занятия по коррекции
знаний,умений, навыков,часы самостоятельной работы.
Специфика технологии модульного обучения позволяет моделировать занятие с
учётом профессиональной специализации учащихся. Так, на занятиях со студентами-
юношами выпускных курсов ( специальности «Механизация сельского хозяйства»,
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») особое внимание
уделяется силовой и общей физической подготовке , которая состоит в увеличении
физических возможностей человеческого организма.
В основе модульного обучения лежат субъект- субъективные отношения между
учителем
и
учеником.
Это
даёт
возможность
преподавателю
работать
по
формированию не только предметных, но и ключевых компетенций, необходимых в
дальнейшей жизни. Например, брать на себя ответственность за других( лидер команды
в
игровых
видах
спорта),
умение
анализировать
и
решать
проблемную
ситуацию( разбор игры), способность работать самостоятельно и в коллективе и др.
Модульная технология имеет преимущества по сравнению с традиционным учебным
процессом: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что
должны уметь после изучения модуля; могут самостоятельно планировать свое время,
эффективно использовать свои способности.
Работа преподавателя не ограничивается только урочной деятельностью. Она
имеет логическое продолжение во внеурочных занятиях. Внеклассная работа ведется в
двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа..
С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни
проводятся первенства техникума по игровым видам спорта, турслёты. Привлечение
ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя
физической культуры. Студенты имеют возможность регулярно посещать спортивные
секции( волейбол, баскетбол, мини-футбол, лёгкая атлетика). Об уровне работы секций
говорят результаты участия команд техникума в областных Спартакиадах студентов
профессиональных образовательных организаций:
2022-2023 уч.г: настольный теннис-1 место, волейбол-2 место, лёгкая атлетика-3место ;
2023-2024 уч.г: настольный теннис-1 место, волейбол-2 место;
2024-2025 уч.г: настольный теннис-1 место, волейбол-2 место, лёгкая атлетика -3место.
Таким образом, современные подходы к преподаванию физической культуры в
системе СПО, основанные на требованиях новых ФГОС, направлены на формирование
у обучающихся высокой мотивации к здоровому образу жизни, развитию личной
ответственности
за
своё
физическое
состояние,
овладение
компетентностями,
необходимыми будущему специалисту. Это обеспечивает успешную социализацию,
устойчивость к профессиональным нагрузкам и жизненным стрессам.
В.Е. Лялин, преподаватель
физического воспитания
КОГПОБУ «НТСМХ»