Автор: Глазкова Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ СО "Уральский хореографический колледж"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Понятие координационные способности и их роль для классического танца"
Раздел: среднее профессиональное
Глазкова Т.В.
Понятие координационные способности и их роль
для классического танца
Понятие «координационные способности» появилось лишь во второй
половине XX века. Долгое время использовались разные термины, понятия,
определения координационных способностей. В основном в физической
культуре при определении любой координационной деятельности применял-
ся термин ловкость. Но координационные способности и ловкость не одно и
то же, хотя очень близки. Ловкость-это умение «выкрутится» из неожидан-
ной двигательной ситуации. Ловкость обеспечивает решение сложных двига-
тельных задач. В балете –это вращения, прыжки, дуэтный танец. Координа-
ционные способности – это любое согласованное двигательное действие [1].
Н.А. Бернштейн говорил: «Координация движений есть преодоление избы-
точных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превраще-
ние последнего в управляемую систему» [1.с.51].
Координация движения – способность совместного согласованного
участия всего физиологического организма и устройств. Это согласованное
управление всего двигательного аппарата нашего тела. Координационная
структура – это умение решать двигательную задачу.
Движения человека многообразны. Он может двигаться быстро или
медленно, вперед или назад, просто или с усложненными элементами. Управ-
ление человеком такой двигательной системой является сложным, но управ-
ляемым
процессом.
Двигателем
человека
являются
его
мышцы.
Н.А.Бернштейн говорил, что существует более 100 направлений и видов по-
движности (степеней свободы). [2.с.42]. Перемещение в пространстве с помо-
щью двигательной деятельности называется локомоцией или локомоторными
движениями. Они могут быть ациклические, циклические и смешанные.
Ациклические движения – однократные (прыжки). Циклические - многократ-
но –повторяющиеся (шаги, галоп, бег). Смешанные движения состоят из
ациклических и циклических движений (например, разбег циклическое, пры-
жок ациклическое движение).
Огромную роль при выполнении сложных координационных движений
имеют анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, вестибулярный,
тактильный, двигательный, которые выполняют каждый свою роль. Посред-
ством этих анализаторов мы ощущаем себя в пространстве, анализируем из-
менения вокруг нас, ощущаем внутреннее состояние своего тела. В различ-
ных двигательных действиях роль каждого анализатора различна. Например,
при ориентировании в пространстве участвует зрительный, затем вестибу-
лярный и наконец, слуховой анализаторы. Головной мозг контролирует точ-
ную работу координации движений. Любое эмоциональное и физическое из-
менение приводит к не точному исполнению координации движений.
Координационные способности делятся на абсолютные (явные) и от-
носительные(скрытые). К абсолютным относятся скорость, дальность прыж-
ка или его высота, поднятый вес. Относительные – выносливость и координа-
ционные способности относительно скоростным или скоростно-силовым по-
казателям.
Координация – это умение не только координировать движения, но и
умение расслаблять, напрягать, сокращать определенные мышцы.«Это
способность к одновременному и последовательному согласованному сочета-
нию движений. Она зависит от четкой соразмерной работы мышц, в которой
строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения»
[10.с.126].«При выполнении координированных движений и принятий поз в
двигательных центрах головного и спинного мозгам происходит перераспре-
деление участков возбуждения и торможения. Это приводит к рефлекторно-
му изменению и перераспределению тонуса мышц. Перераспределение тону-
са мышц является физиологической основой координации движений»
[5.c.147].
Оценивая правильность координационных способностей, мы, прежде
всего, смотрим на качество исполнения движения, его точность и правиль-
ность. Все это требует согласованной мышечной деятельности и двигатель-
ной памяти. Способность к точному выполнению движений разного содержа-
ния в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта.
При развитии координационных способностей надо различать двига-
тельное умение, двигательный навык, автоматизм. Двигательное умение и
двигательные навыки тесно связаны между собой, но это разные понятия.
Они характеризуются различными способами двигательного действия. Сна-
чала при изучении нового движения происходит двигательное умение, при
котором ученик должен «сильнее» думать и контролировать себя. В дальней-
шем он переходит в двигательный навык, доводя это движение до автоматиз-
ма. Здесь уже речь не идет о развитии координационных способностей. Раз-
витие координационных способностей происходит только при постоянном
обучение новому или преобразовании новых связок на основе уже освоенных
двигательных навыков.
Координационные способности проявляются не каждый самостоятель-
но, а при тесной взаимосвязи. При разных двигательных действиях задей-
ствованы несколько координационных способностей. Одни играют главную
роль, а другие второстепенную.
Несмотря на огромные научные труды в области исследования двига-
тельных способностей их единая классификация так и не была создана.Меж-
ду тем, большинство авторов выделяют два больших класса способностей:
кондиционные и координационные.К кондиционным способностям относят-
ся: сила, выносливость, гибкость, скорость.Чем выше уровень их развития,
тем быстрее происходит развитие координационных способностей. Коорди-
национные способности делятся на специфические, специальные и сочетания
координационных способностей. К специальным координационным способ-
ностямотносятся отдельные группы двигательных действий. К специфиче-
ским способности к равновесию, способности к ориентированию, способно-
сти к реагированию, способности к дифференцированию параметрами дви-
жений, способности к ритму, способности к перестроению двигательных дей-
ствий, способности к вестибулярной устойчивости, способности к произволь-
ному расслаблению мышц, способности к согласованию (связкам).
Л.Д. Назаренко [6] в своей работе утверждает, что Н.А.Бернштейн вы-
делял еще одно двигательно-координационное качество, на которое мало об-
ращают внимание, но которое существует – этопластичность.«Пластичность
- отражение духовного и внутреннего мира человека» [6.с.49]. Она рассмат-
ривает статичную и динамичную пластичность, тесты по ее определению.
Л.Н. Сляднева[9] так же говорит о пластичности, хотя утверждает Н.А. Берн-
штейн хоть и выделял ее, для биомеханики она не представляет огромного
интереса, так как не имеет научно- содержательного разъяснения.В классиче-
ском танце пластичности уделяется огромное внимание. В. Д. Тихомиров
очень серьезно работал над пластической выразительностью. Считал, что для
пластичного движения недостаточно слияния только ритма музыки и самого
движения, важно «научиться строить непрерывную линию в движении, кан-
тилену» [11.с.54]. Чтобы комбинация воспринималась как единое целое, как
законченная фраза.
Понятие координационные способности очень широко, поэтому разные
координационные способности у одного учащегося могут проявляться по-
разному. Например, он может быстро ориентироватьсяв пространстве, но не
получаются упражнения на равновесие, или развита ритмическая способ-
ность, способность реагирования и совершенно не развита способность к
произвольному расслаблению мышц.
Значение координационных способностей для классического танца ве-
лико. Мария Алексеевна Кожухова говорила: «Человек, в совершенстве вла-
деющий своим телом, для которого не существует трудностей техники клас-
сического танца, свободен для выполнения актерских задач» [11.с.203].
А.Я.Ваганова[3],Н.И.Тарасов[7],А.И.
Чекрыгин[7],
В.Д. Тихомиров[7,10],Е.О. Вазем[7], В.И. Пономарев[7], Н.Г. Легат[8] и мно-
гие другие уделяли развитию координации огромное значение. На своих уро-
ках они давали комбинации, развивающие координацию, ловкость. Следили,
чтобы координация движения совпадала с музыкой. Музыка на уроке класси-
ческого танца занимает одно из ведущих мест и является, по мнению многих
педагогов-специалистов, основой творчества [3;7;8;11]. К вопросу подбора
музыкального материала к классическому уроку они подходили с особой
тщательностью.
«Координация в хореографии — это умение сочетать, варьировать,
применять на практике правила и приемы устойчивости (т.е. скоординиро-
вать их). Координация в хореографии — это сознательная профессиональная
организация движения в заданной форме, по времени, пространстве и обра-
зе» [4.с.20].
А. Я. Ваганова говорила: «...достижение в танцевальном экзерсисе пол-
ной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальней-
шем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту
выразительность, которая называется артистичностью» [3.с.12]. Она развива-
ла в своих ученицах понимание правильной координации, через осмысление
и разбор движений классического танца.
Координационные способности – это умение точно, правильно, эконо-
мично управлять своим телом в пространстве. Этот гармоничное сочетание
рук, ног, корпуса и головы.
В. Д. Тихомиров писал: «Необходимо умение владеть своим телом,
чтобы в то время, как одна из частей тела принимает какое-либо положение,
другая часть могла бы свободно принимать назначенное ей положение в ху-
дожественной позе» [11.с.55]. На своих уроках «часто давал движения на
смену ритма, как у палки, так и на середине» [7.с.197].
Способность к быстрому овладению новыми движениями очень важна
в классическом балете. Умение быстро, правильно, на высоком уровне усваи-
вать элементы классического танца, рационально использовать свои физиче-
ские силы, ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на неожи-
данные ситуации высоко ценятся в этом виде искусства. Музыкальная выра-
зительность, исполнение технически трудных элементов, актерская передача
образа вот к чему должен стремиться каждый будущий артист балета и в
этом ему помогает координация. Значение координационных способностей
для классического танца велико, так как на его основе идет освоение сложно-
координированных движений, совершенствуется артист балета.
Список литературы
1.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под редакцией
В.П.Зинченко.- М.: Издательство «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997-608с.
2.Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии.- М.: Физкультура и
спорт,1991.-288с.с ил.
3.Ваганова
А.Я.
Основы
классического
танца:
Учебник.
5-
изд.-Л.:
Искусство.1980.- 192с.
4.Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии.Ижевск: Изд-во
Удм. ун-та, 1992.-136 с.
5. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Издательство
«Медицина»,1972.- с.230.
6.Назаренко
Л.Д.
Пластичность
как
двигательно
-
координационное
качество// Теория и практика физической культуры, 1999,№ 8,с.48-53.
7.Силкин П.А. История и теория балетной педагогики. Классический танец:
учеб. пособие/ П.А. Силкин.-СПб: Академия Русского балета имени
А.Я.Вагановой,2014.-312с.
8. Силкин П.А. Николай Густавович Легат. Педагогическое наследие. //Вест-
ник АРБ №29(1) - 2013.-448с.-с.329-336.
9. Сляднева Л.Н. Телесная пластичность как биомеханическая реальность//
Теория и практика физической культуры, 2005, №4, с.20-23.
10.Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. посо-
бие для студентов высш. учеб. заведений/И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под
общ. ред. Н.Н. Маликова.- М.: Издательский центр «Академия»,2006.-528с.
11.
Холфина
С.С.
Вспоминая
мастеров
московского
балета…-
М.:
Искусство,1990.-377с., ил.