Напоминание

"Понятие координационные способности и их роль для классического танца"


Автор: Глазкова Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ СО "Уральский хореографический колледж"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Понятие координационные способности и их роль для классического танца"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Глазкова Т.В.

Понятие координационные способности и их роль

для классического танца

Понятие «координационные способности» появилось лишь во второй

половине XX века. Долгое время использовались разные термины, понятия,

определения координационных способностей. В основном в физической

культуре при определении любой координационной деятельности применял-

ся термин ловкость. Но координационные способности и ловкость не одно и

то же, хотя очень близки. Ловкость-это умение «выкрутится» из неожидан-

ной двигательной ситуации. Ловкость обеспечивает решение сложных двига-

тельных задач. В балете –это вращения, прыжки, дуэтный танец. Координа-

ционные способности – это любое согласованное двигательное действие [1].

Н.А. Бернштейн говорил: «Координация движений есть преодоление избы-

точных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превраще-

ние последнего в управляемую систему» [1.с.51].

Координация движения – способность совместного согласованного

участия всего физиологического организма и устройств. Это согласованное

управление всего двигательного аппарата нашего тела. Координационная

структура – это умение решать двигательную задачу.

Движения человека многообразны. Он может двигаться быстро или

медленно, вперед или назад, просто или с усложненными элементами. Управ-

ление человеком такой двигательной системой является сложным, но управ-

ляемым

процессом.

Двигателем

человека

являются

его

мышцы.

Н.А.Бернштейн говорил, что существует более 100 направлений и видов по-

движности (степеней свободы). [2.с.42]. Перемещение в пространстве с помо-

щью двигательной деятельности называется локомоцией или локомоторными

движениями. Они могут быть ациклические, циклические и смешанные.

Ациклические движения – однократные (прыжки). Циклические - многократ-

но –повторяющиеся (шаги, галоп, бег). Смешанные движения состоят из

ациклических и циклических движений (например, разбег циклическое, пры-

жок ациклическое движение).

Огромную роль при выполнении сложных координационных движений

имеют анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, вестибулярный,

тактильный, двигательный, которые выполняют каждый свою роль. Посред-

ством этих анализаторов мы ощущаем себя в пространстве, анализируем из-

менения вокруг нас, ощущаем внутреннее состояние своего тела. В различ-

ных двигательных действиях роль каждого анализатора различна. Например,

при ориентировании в пространстве участвует зрительный, затем вестибу-

лярный и наконец, слуховой анализаторы. Головной мозг контролирует точ-

ную работу координации движений. Любое эмоциональное и физическое из-

менение приводит к не точному исполнению координации движений.

Координационные способности делятся на абсолютные (явные) и от-

носительные(скрытые). К абсолютным относятся скорость, дальность прыж-

ка или его высота, поднятый вес. Относительные – выносливость и координа-

ционные способности относительно скоростным или скоростно-силовым по-

казателям.

Координация – это умение не только координировать движения, но и

умение расслаблять, напрягать, сокращать определенные мышцы.«Это

способность к одновременному и последовательному согласованному сочета-

нию движений. Она зависит от четкой соразмерной работы мышц, в которой

строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения»

[10.с.126].«При выполнении координированных движений и принятий поз в

двигательных центрах головного и спинного мозгам происходит перераспре-

деление участков возбуждения и торможения. Это приводит к рефлекторно-

му изменению и перераспределению тонуса мышц. Перераспределение тону-

са мышц является физиологической основой координации движений»

[5.c.147].

Оценивая правильность координационных способностей, мы, прежде

всего, смотрим на качество исполнения движения, его точность и правиль-

ность. Все это требует согласованной мышечной деятельности и двигатель-

ной памяти. Способность к точному выполнению движений разного содержа-

ния в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта.

При развитии координационных способностей надо различать двига-

тельное умение, двигательный навык, автоматизм. Двигательное умение и

двигательные навыки тесно связаны между собой, но это разные понятия.

Они характеризуются различными способами двигательного действия. Сна-

чала при изучении нового движения происходит двигательное умение, при

котором ученик должен «сильнее» думать и контролировать себя. В дальней-

шем он переходит в двигательный навык, доводя это движение до автоматиз-

ма. Здесь уже речь не идет о развитии координационных способностей. Раз-

витие координационных способностей происходит только при постоянном

обучение новому или преобразовании новых связок на основе уже освоенных

двигательных навыков.

Координационные способности проявляются не каждый самостоятель-

но, а при тесной взаимосвязи. При разных двигательных действиях задей-

ствованы несколько координационных способностей. Одни играют главную

роль, а другие второстепенную.

Несмотря на огромные научные труды в области исследования двига-

тельных способностей их единая классификация так и не была создана.Меж-

ду тем, большинство авторов выделяют два больших класса способностей:

кондиционные и координационные.К кондиционным способностям относят-

ся: сила, выносливость, гибкость, скорость.Чем выше уровень их развития,

тем быстрее происходит развитие координационных способностей. Коорди-

национные способности делятся на специфические, специальные и сочетания

координационных способностей. К специальным координационным способ-

ностямотносятся отдельные группы двигательных действий. К специфиче-

ским способности к равновесию, способности к ориентированию, способно-

сти к реагированию, способности к дифференцированию параметрами дви-

жений, способности к ритму, способности к перестроению двигательных дей-

ствий, способности к вестибулярной устойчивости, способности к произволь-

ному расслаблению мышц, способности к согласованию (связкам).

Л.Д. Назаренко [6] в своей работе утверждает, что Н.А.Бернштейн вы-

делял еще одно двигательно-координационное качество, на которое мало об-

ращают внимание, но которое существует – этопластичность.«Пластичность

- отражение духовного и внутреннего мира человека» [6.с.49]. Она рассмат-

ривает статичную и динамичную пластичность, тесты по ее определению.

Л.Н. Сляднева[9] так же говорит о пластичности, хотя утверждает Н.А. Берн-

штейн хоть и выделял ее, для биомеханики она не представляет огромного

интереса, так как не имеет научно- содержательного разъяснения.В классиче-

ском танце пластичности уделяется огромное внимание. В. Д. Тихомиров

очень серьезно работал над пластической выразительностью. Считал, что для

пластичного движения недостаточно слияния только ритма музыки и самого

движения, важно «научиться строить непрерывную линию в движении, кан-

тилену» [11.с.54]. Чтобы комбинация воспринималась как единое целое, как

законченная фраза.

Понятие координационные способности очень широко, поэтому разные

координационные способности у одного учащегося могут проявляться по-

разному. Например, он может быстро ориентироватьсяв пространстве, но не

получаются упражнения на равновесие, или развита ритмическая способ-

ность, способность реагирования и совершенно не развита способность к

произвольному расслаблению мышц.

Значение координационных способностей для классического танца ве-

лико. Мария Алексеевна Кожухова говорила: «Человек, в совершенстве вла-

деющий своим телом, для которого не существует трудностей техники клас-

сического танца, свободен для выполнения актерских задач» [11.с.203].

А.Я.Ваганова[3],Н.И.Тарасов[7],А.И.

Чекрыгин[7],

В.Д. Тихомиров[7,10],Е.О. Вазем[7], В.И. Пономарев[7], Н.Г. Легат[8] и мно-

гие другие уделяли развитию координации огромное значение. На своих уро-

ках они давали комбинации, развивающие координацию, ловкость. Следили,

чтобы координация движения совпадала с музыкой. Музыка на уроке класси-

ческого танца занимает одно из ведущих мест и является, по мнению многих

педагогов-специалистов, основой творчества [3;7;8;11]. К вопросу подбора

музыкального материала к классическому уроку они подходили с особой

тщательностью.

«Координация в хореографии — это умение сочетать, варьировать,

применять на практике правила и приемы устойчивости (т.е. скоординиро-

вать их). Координация в хореографии — это сознательная профессиональная

организация движения в заданной форме, по времени, пространстве и обра-

зе» [4.с.20].

А. Я. Ваганова говорила: «...достижение в танцевальном экзерсисе пол-

ной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальней-

шем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту

выразительность, которая называется артистичностью» [3.с.12]. Она развива-

ла в своих ученицах понимание правильной координации, через осмысление

и разбор движений классического танца.

Координационные способности – это умение точно, правильно, эконо-

мично управлять своим телом в пространстве. Этот гармоничное сочетание

рук, ног, корпуса и головы.

В. Д. Тихомиров писал: «Необходимо умение владеть своим телом,

чтобы в то время, как одна из частей тела принимает какое-либо положение,

другая часть могла бы свободно принимать назначенное ей положение в ху-

дожественной позе» [11.с.55]. На своих уроках «часто давал движения на

смену ритма, как у палки, так и на середине» [7.с.197].

Способность к быстрому овладению новыми движениями очень важна

в классическом балете. Умение быстро, правильно, на высоком уровне усваи-

вать элементы классического танца, рационально использовать свои физиче-

ские силы, ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на неожи-

данные ситуации высоко ценятся в этом виде искусства. Музыкальная выра-

зительность, исполнение технически трудных элементов, актерская передача

образа вот к чему должен стремиться каждый будущий артист балета и в

этом ему помогает координация. Значение координационных способностей

для классического танца велико, так как на его основе идет освоение сложно-

координированных движений, совершенствуется артист балета.

Список литературы

1.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под редакцией

В.П.Зинченко.- М.: Издательство «Институт практической психологии»,

Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997-608с.

2.Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии.- М.: Физкультура и

спорт,1991.-288с.с ил.

3.Ваганова

А.Я.

Основы

классического

танца:

Учебник.

5-

изд.-Л.:

Искусство.1980.- 192с.

4.Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии.Ижевск: Изд-во

Удм. ун-та, 1992.-136 с.

5. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Издательство

«Медицина»,1972.- с.230.

6.Назаренко

Л.Д.

Пластичность

как

двигательно

-

координационное

качество// Теория и практика физической культуры, 1999,№ 8,с.48-53.

7.Силкин П.А. История и теория балетной педагогики. Классический танец:

учеб. пособие/ П.А. Силкин.-СПб: Академия Русского балета имени

А.Я.Вагановой,2014.-312с.

8. Силкин П.А. Николай Густавович Легат. Педагогическое наследие. //Вест-

ник АРБ №29(1) - 2013.-448с.-с.329-336.

9. Сляднева Л.Н. Телесная пластичность как биомеханическая реальность//

Теория и практика физической культуры, 2005, №4, с.20-23.

10.Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. посо-

бие для студентов высш. учеб. заведений/И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под

общ. ред. Н.Н. Маликова.- М.: Издательский центр «Академия»,2006.-528с.

11.

Холфина

С.С.

Вспоминая

мастеров

московского

балета…-

М.:

Искусство,1990.-377с., ил.



В раздел образования