Автор: Идаятова Зарифа Мамедали Кызы
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Нерюнгринский медицинский колледж"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, НЕРЮНГРИ
Наименование материала: презентация к занятию
Тема: Язык как средство общения, как развивающееся явление
Раздел: среднее профессиональное
Тема 1.1. Введение. Язык как
средство общения, как
развивающееся явление.
Русский язык в современном мире.
Литературный язык и языковая
норма.
Учебная литература
Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. –
М., 2007.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Русский язык и культура
речи. – М., 2012.
Мурашов А.А. Культура речи. – М., 2003.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2008.
Лобанов И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2007.
Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. –
М., 2009.
Русский язык и культура речи: Сборник упражнений / Под
ред. В.Д. Черняк. – М., 2010.
Гойхман О.Я. , Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.,
2007.
Курс «Русский язык и культура
речи» должен способствовать:
качественному повышению уровня речевой
культуры;
формированию коммуникативной компетенции;
вооружению умениями в области организации
речевой деятельности;
обогащению представлений о языке как
важнейшей составляющей духовного богатства
народа;
получению системного представления о
современной литературно-языковой норме;
расширению культурного уровня…
Современный русский
литературный язык: нормы, формы,
функции языка, стили
Современный русский язык относится к
числу мировых языков.
Достоинства русского языка определяются
его огромным словарным запасом,
богатством синонимов, разнообразием
способов словообразования,
подвижностью ударения, четким
синтаксисом.
Дифференциация понятий
Русский национальный
язык – это общенародный
русский язык. Он
охватывает все сферы
речевой деятельности и
включает в себя
литературный язык с его
функциональными
стилями, диалекты,
профессиональные
жаргоны, просторечие.
Русский литературный
язык – понятие более
узкое. Это язык,
обработанный мастерами
слова: писателями,
общественными
деятелями, учеными.
Культура речи…
«Под культурой речи понимается владение
нормами литературного языка в его
устной и письменной форме, при котором
осуществляются выбор и организация
языковых средств, позволяющих в
определенной ситуации общения и при
соблюдении этики общения обеспечить
необходимый эффект в достижении
поставленных задач коммуникации».
Компоненты речевой культуры…
нормативный (соблюдение норм и правил
русского литературного языка);
коммуникативный (функциональная
стилистика, ситуативное использование
языка);
этический (речевой этикет);
___________________________________________________________________________________________________________
эстетический (сфера литературы).
ЯЗЫК КАК СИСТЕМА
СОЦИАЛЕН – человек;
КРЕАТИВЕН – мышление;
СОВРЕМЕНЕН – история.
Совершенствование языка (речи) – есть
совершенствование человека, его мышления,
формы организации окружающего пространства,
эмоционально-чувственной сферы.
Возникновение языка
Относительно возникновения языка единой
точки зрения нет. Но, очевидно, что без
потребности в общении, в диалоге язык
не возник бы. Вероятнее всего
звукоподражание природе (шум воды,
ветер, крик животных…) могло стать
первоначальной формой подобия языка.
Роль и значение языка…
Язык дан человеку, чтобы он
самоопределился в мире. Любое
явление, процесс, объект – имеет имя,
следовательно, говорящий и описывает
окружающий его мир и познает
определяет себя в этом мире.
Реальность создается посредством языка,
знака, понятия, образа.
Литературный язык представляет собой
высшую форму совершенствования
общенационального языка.
Его основная задача – обслуживание культуры,
литературы, образования, средств массовой
информации, межнационального, научного,
официально-делового общения.
Литературный язык
Языковая норма
Современный литературный язык – это
строго нормированная и
кодифицированная форма. Под языковой
нормой обычно понимают совокупность
наиболее устойчивых, освященных
традицией языковых средств и правил их
употребления, принятых в данном
обществе в данную эпоху.
Типы / виды языковых норм
орфоэпические;
лексические;
грамматические;
орфографические;
пунктуационные.
Источники норм
Закрепление, фиксация языковых норм
называется кодификацией. Источниками
кодификации русского литературного
языка являются:
-
словари;
-
грамматики;
-
учебники.
Типы словарей…
толковые;
терминологические;
словари иностранных слов;
синонимов;
антонимов;
омонимов;
паронимов;
фразеологизмов;
словари языка писателей, поэтов…
Формы русского литературного
языка
УСТНАЯ ФОРМА
-
Обилие просторечной
лексики;
-
Употребление простых
предложений;
-
Диалог;
-
Использование
паралингвистики (жесты,
мимика…).
ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА
-
Сложная система графики;
-
Строгое соблюдение норм;
-
Особый отбор лексики;
-
Употребление сложных
предложений;
-
Монолог;
-
Особая роль порядка
слов.
Стили русского литературного языка
разговорный;
_____________________________________
научный (книжный);
официально-деловой (книжный);
публицистический (книжный);
_____________________________________
литературно-художественный.
Ситуативность стиля
Границы между стилями языка размыты.
Некоторые стили допускают
использование экспрессивно окрашенной
лексики для создания определенного
стилистического эффекта.
Фиксация стилистической окраски
указывается в словарях.
Функции языка
коммуникативная – функция общения;
конструктивная – формирование мышления;
когнитивная – передача информации и ее хранение;
эмоционально-экспрессивная – выражение чувств, эмоций;
волюнтативная – функция воздействия;
метаязыковая – разъяснение средствами языка самого
языка;
фатическая – использование языка для установления
психологического контакта собеседников;
идеологическая – использование языка для выражения
идеологических предпочтений;
омадативная – создание реальности и контроль;
Язык и речь. Характеристика
понятий. Особенности языка и речи,
основные признаки
Язык – основное средство общения людей.
Язык и речь представляют собой единый
феномен, но они далеко нетождественны.
Язык и речь могут быть дифференцированы
в ходе анализа процесса коммуникации.
Сущность языка
Язык – это особая знаковая система, код,
требующий декодирования /
расшифровки. Человек получает
информацию о предметах и явлениях
окружающей действительности с
помощью языковых знаков. Знак в
сознании человека обозначает
определенное понятие / образ.
Язык и мышление
Языковая картина мира формирует
мышление индивида, процессуально
обозначает его онтологическую сущность.
Без языка немыслимо ориентация
человека во времени и пространстве.
Минимальной смыслоразличительной
единицей языка является СЛОВО.
Формирование мысли
слово
язык
код
ПОНЯТИЕ
образ
представление
Слово и язык – самый тонкий
инструмент выражения мысли.
Слово максимально гибко, подвижно. Его
использование должно контролироваться
говорящим.
Слово способно «зародить» жизнь, оно
может и «остановить» ее. Вербальная
коммуникация позволяет наиболее точно
и правильно передать все, о чем думает
человек, что он чувствует и переживает.
Язык – это система.
Язык – есть нечто целое, составленное из частей,
упорядоченное. Все составные части системы
иерархически упорядочены.
Уровни языка:
фонемный (фонема);
морфемный (морфема);
лексический (лексема / слово);
синтаксический (словосочетание / предложение).
Речь – это практическое применение
языка.
Речь есть использование языковых
средств и правил в процессе
коммуникации. Речь может быть
определена как реализация
(функционирование) языка.
Язык vs. речь
1)
Язык формален и абстрактен, речь материальна и
конкретна;
2)
Язык имеет уровневую организацию, речь по своей
сути линейна;
3)
В языке сохраняется раздельность слов, речь
стремится к объединению слов в тексте;
4)
Язык объективен, речь всегда личностна;
5)
Язык относительно стабилен, речь – активна,
динамична;
6)
Язык в целом не зависит от ситуации общения,
речь всегда ситуативно и контекстно обусловлена.
Формы речи
Речь существует в двух основных формах:
письменная (знаковая);
устная (звуковая).
Письменная и устная формы речи имеют
свою специфику, свои структурные и
стилистические особенности.
Письменная форма речи
Основная функция письменной речи –
фиксация устной с целью ее длительного
хранения в пространстве и времени.
Письмо служит средством коммуникации
тогда, когда непосредственное общение
(устная речь) невозможно.
Письменная речь монологична, ей
свойственен развернутый характер.
Устная форма речи
Устная речь – это живая речь, она создается в
момент говорения, спонтанно; это – творимая,
произносимая речь.
Устная речь преимущественно диалогична.
Устной речи свойственна открытость,
импровизация, относительная заданность
изложения. Экспрессия в устной речи
выражается с помощью невербальных средств:
тембр голоса, интонация, мимика, жесты.
Общие условия организации устной
и письменной речи…
Письменная речь – в основном речь
книжная. Устная речь – преимущественно
разговорная.
Как письменная речь, так и устная строится
по нормам литературного языка и их
нарушение недопустимо. И письменной,
и устной речи свойственны
регламентированность и определенная
стереотипность.
Речевое общение
Речь по своей природе деятельностна. Она
порождается и воспринимается в
процессе речевого общения,
коммуникации.
Речевое общение – специфическая форма
взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности с
помощью языковых средств.
Цель речевого общения
получение информации;
ёе осознание (принятие и понимание);
обмен.
В процессе контакта также возникает
сопереживание, проявляется
взаимовлияние.
Общение обычно направлено на
выполнение социально значимых задач.
Функции общения
информативная;
интерактивная (побудительная);
перцептивная (установление
взаимопонимания);
экспрессивная (возбуждение
эмоциональных переживаний).
Виды общения
общение с помощью языковых средств
называется вербальным;
общение с помощью знаков и символов,
жестов, мимики, взгляда, выражения лица
называется невербальным.
Виды речевой деятельности
ГОВОРЕНИЕ;
СЛУШАНИЕ;
ПИСЬМО;
ЧТЕНИЕ.
Значение речевого общения
Без языковой коммуникации невозможно
формирование личности, невозможен
любой вид деятельности. Правильно
организованная речь в современных
условиях является основой
профессионального / индивидуального
успеха каждого человека.
Речевая ситуация
Речевая ситуация понимается как
совокупность речевых и неречевых
условий, в которых происходит
реализация языка.
Речевая ситуация требует строго отбора
языковых средств.
Речевая ситуация вызывает речевую
реакцию (согласие, диалог, чувства…).
Качественные показатели речевой
культуры
содержательность;
правильность и чистота;
точность и понятность;
логичность и лаконичность;
выразительность;
уместность.
Культура речевого общения…
определяется ясным представлением цели
и задач, возникающих в определенной
речевой ситуации, и выбором наиболее
эффективных языковых средств для их
реализации.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
// Анна Ахматова
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!