Напоминание

музыкально-поэтический вечер "У Есенина День рождения!", посвященный 120-летию со дня рождения поэта


Авторы: Болдырева Татьяна Алексеевна, Яковлева Марина Петровна
Должность: преподаватели русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Заларинский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: поселок Залари
Наименование материала: сценарий внеурочного мероприятия
Тема: музыкально-поэтический вечер "У Есенина День рождения!", посвященный 120-летию со дня рождения поэта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сценарий музыкально-поэтического вечера «У Есенина День Рождения!»,

посвященного 120-летию со дня рождения С.А. Есенина.

Звучит фонограмма песни «У Есенина день рождения» (исп. Е. Мартынов)

во время песни на экране показ фотографий поэта.

Выход ведущих, музыка микшируется.

На экране Заставка (фото осенней березы на фоне воды)

1 вед. – Как о нем сказать? Весенним словом иль осенним?

2 вед. – Сказать, как боль перевязать. Как по ножу пройти – Есенин!

1

вед.

Есенин

в

профиль

и

в

анфас,

Есенин

в

мраморе

и

бронзе

запечатлен…

2 вед. – Но все ж для нас он ближе в клене и березе.

1 вед. – Есенин – все, что сам сказал и в смех, и в плач, и в посвист снега…

2 вед. – Есенин – горше, чем слеза. Родней родни и дальше эха…

1 вед. – Здравствуйте, дорогие ребята!

2 вед. – Добрый день, уважаемые коллеги!

1 вед. – Мы рады видеть вас на мероприятии, посвященном 120-летию со дня

рождения великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина.

2 вед. – Есенин принадлежит к числу тех поэтов, чье творчество нравится

многим.

1 вед. – Он родился 3 октября 1995 года в селе Константиново Рязанской

губернии.

2

вед.

«…Это

было

тихое,

чистое,

утопающее

в

зелени

село…»,

-

вспоминала сестра поэта Александра.

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные

многолетние

березы

с

множеством

грачиных

гнезд

служили

убранством

этому красивому памятнику архитектуры.

2 вед. – Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь

взглядом, - все это с детских лет окружало будущего поэта.

1 вед. – Изба крестьянская, Хомутный запах дегтя,

Божница старая, Лампады кроткий свет…

2 вед. – Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года…

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

1 вед.

– «Я родился, - писал Есенин в автобиографии, - в 1895 году, 21

сентября в селе Константиново Рязанской губернии. Отец мой – крестьянин

Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Детство провел у

деда и бабки по матери в другой части села».

2 вед. – Большой след в памяти Есенина оставили деревенская улица, дружба

с

мальчишками

и,

конечно

же,

его

родные,

особенно

мать,

которой

впоследствии он посвятит не одно свое стихотворение.

На экране слайд с фотографией родителей С.А. Есенина.

Звучит фонограмма стихотворения «Письмо к матери» -

(исп. С. Безруков).

1 вед. – От природы наделенная умом, красотой, чудесным песенным даром,

Татьяна Федоровна замечательно исполняла русские народные песни: и

шуточные, и обрядовые. Топила ли печь, пряла ли – она всегда пела. Сергей и

его сестры незаметно для себя приобщились к русской песенной культуре.

2 вед. – «Письмо к матери» - это рассказ о нежной, сыновней любви.

Щемящая грусть пронизывает эти строки. В самые трудные минуты жизни

Есенин обращается именно к матери: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна

мне несказанный свет…

1 вед. – Татьяна Федоровна, вспоминая сына, вздыхая, говорила: «Сергей

был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…»

На экране слайды с видами рязанской природы.

2 вед. – Отсюда, от этих берез и кленов, от этих бескрайних рязанских

раздолий, которые поэт не раз будет вспоминать, находясь вдали от родных

мест, ушел Сергей Есенин в шумную жизнь больших городов.

1 вед. – Но всегда поэт помнил свое родное село, свою малую родину:

крестьянская жизнь, ее радости и надежды – все это отразилось во многих

есенинских задушевных строках. «Моя лирика, - не без гордости говорил

поэт, - жива одной большой любовью к Родине!».

2 вед. – Он вошел в литературу как выдающийся лирик. Именно в лирике

выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней

полнокровная, искрящаяся радость юноши, открывающего удивительный

мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия

человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств

и воззрений.

1 вед. – И если в одних стихотворениях Сергея Есенина – «половодье» самых

сокровенных, самых интимных человеческих чувств, и они до краев

наполнены свежестью картин родной природы, то в других его

произведениях – отчаяние, тлен, безысходная грусть.

2 вед. – Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски

искренних и откровенных, в них «Русью пахнет». Они впитали в себя

великие традиции национальной культуры поэзии Пушкина, Некрасова,

Блока.

1 вед. – Продолжая традиции русских классических поэтов, Есенин много

писал о красоте родной края. У него, как у каждого русского человека,

родившегося в России, и наделенного даром видеть прекрасное, ощущение и

восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у

кого в мире.

2 вед. – Красота весны, лета, осени и, особенно русской зимы, брали и берут

за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с

волнительными любовными переживаниями.

1 вед. – Но особенно – душу поэта и творца слова. Такого, как Сергей

Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей

задушевной лирике оставил особое место скромной, иногда суровой, но

всегда прекрасной российской природе.

2 вед. – Сейчас мы послушаем одно из самых красивых есенинских

стихотворений о природе.

1 вед. – Стихотворение «Береза» прочтет студентка 2-го курса Оксана

Алферова.

Ведущие уходят.

На экране слайд с фото березы в инее.

О. Алферова «Береза»

Выход ведущих.

На экране Заставка.

2 вед. – Разве можно не видеть и не любить всю окружающую нас красоту и

прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную

глубину озер и рек, золото опадающих листьев?

1 вед. – Эти картины с детства радуют глаз своей многоцветностью,

переполняя светлыми эмоциями сердце каждого из нас.

2 вед. – Еще совсем недавно лето радовало нас изумрудной зеленью, а теперь

янтарная листва шуршит под ногами… Осень. Это одно из любимых времен

года у русских поэтов.

1 вед. – «Закружилась листва золотая…» - читает Светлана Александровна

Соколова, заместитель директора по учебно-производственной работе.

Ведущие уходят.

На экране слайд с фото желтых листьев на воде.

С.А. Соколова «Закружилась листва золотая»

Выход ведущих.

На экране Заставка.

2 вед. – Как человек, родившийся и выросший в селе, как человек с нежным

и отзывчивым сердцем, Есенин очень любил животных – «братьев наших

меньших» - так называл их сам поэт.

1 вед. – Они упоминаются в десятках его стихотворений: собаки, воробьи,

кошки, коровы, телята, лошади, петухи, журавли.

2 вед. – Максим Горький, вспоминая свою берлинскую встречу с поэтом в

1922 году писал в очерке «Сергей Есенин»: «…Я попросил его прочитать о

собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему,

что он, на мой взгляд, первый в русской литературе так умело и с такой

искренней любовью пишет о животных. «Да, я очень люблю всякое зверье», -

молвил он задумчиво и тихо. И когда произнес последние строки, на глазах

его навернулись слезы…

1 вед. – После этих слов, продолжает Горький, - мне подумалось, что Есенин

больше, чем поэт. Он не столько человек, сколько оргАн, созданный

природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали

полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего

иного – заслужено человеком».

2 вед. – Животный мир входит в есенинское поэтическое полотно со своими

проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир людей,

возможно, когда-нибудь изменится к лучшему. И в этот момент рядом с нами

будут надежные и верные друзья – братья наши меньшие.

1 вед. – Именно они, те, о ком с такой щемящей нежностью писал Есенин,

способны приносить успокоение нам – людям – исцелять и врачевать наши

раненные души, успокаивать незаслуженно обиженных. Чем? Своей

игривостью и непосредственностью.

2-й вед. уходит.

На экране слайд с фото или иллюстрацией жеребенка на фоне поезда.

Т.А. Болдырева – отрывок из поэмы «Сорокоуст».

Выход 2 вед.

На экране Заставка.

2 вед. – В основу этого стихотворения лег реальный случай. Об этом поэт

рассказывал в одном из своих писем. В августе 1920 года, во время поездки

на юг, на перегоне от Тихорецкой до Пятигорска он увидел из окна поезда,

как «за паровозом что есть силы, скачет маленький жеребенок. Так скачет,

что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он

очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его

поймали…».

1 вед. – Казалось бы, простой случай, но Есенин в этой картине сумел

увидеть глубокий пророческий смысл. В том же письме он продолжает:

«Эпизод для кого-то незначительный, а для меня он говорит многое. Конь

стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня

наглядным, дорогим вымирающим образом деревни… Она… в революции

нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с

железной».

2 вед. – И дальше поэт продолжал: «Трогает меня в этом только грусть за

уходящее, милое, родное, звериное и незыблемая сила мертвого,

механического». В этом мимолетном случае, в соревновании «живого» и

«железного» он увидел проблему века. Как человек и как художник Есенин

был всеми своими чувствами связан с «живым», «природным»,

«естественным».

1 вед. – И победа «железного» бездушного вызывала у него понятные

опасения за судьбу дорогих ему начал жизни, за сохранение неподдельного,

чистого и естественного в мире. Оплакивая «милого дуралея» - жеребенка,

Есенин думал о судьбе природы в век технического прогресса, о будущем

людей, о деревне, о себе, о своей поэзии.

2 вед. – Стихотворения о животных – их у Есенина множество: нежных,

грустных, проникновенных, щемящих. Послушайте еще одно – оно

называется «Собаке Качалова».

1 вед. – Качалов – знаменитый актер Московского Художественного театра.

Вот как он вспоминал свое знакомство с Есениным: «… Часам к двенадцати

ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… поднимаюсь по лестнице и

слышу радостный лай Джима. Я вошел и сразу увидал его и Есенина – они

уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись, друг к другу.

Есенин одною рукой обнимал Джима за шею, а в другой держал его лапу и

хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Джим

радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под руки Есенина и

лизал его лицо.

2 вед. – Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот

продолжал скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же,

может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты как пьяный, все

время лезешь целоваться!» - бормотал Есенин с широко расплывшейся

улыбкой…

1 вед. – Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно

из любопытства присутствовал, и, когда Есенин читал стихи, Джим

внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему

лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я сегодня же напишу стихи.

Приду домой и напишу».

2 вед. – На сцене студент 2-го курса – Руслан Рубцов.

Ведущие уходят.

На экране слайд с иллюстрацией к стихотворению «Собаке Качалова».

Руслан Рубцов – стихотворение «Собаке Качалова».

Выход ведущих.

На экране Заставка.

1 вед. – За три года до своей трагической гибели, в мае 1922 года, Есенин

отправился в путешествие. Он посетил многие европейские страны и

Америку. Стихов за рубежом Есенин писал мало – больше писем.

2 вед. – «в страшной моде господин доллар.. Пусть мы нищие, пусть у нам

голод, холод, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в

аренду» - делился своими впечатлениями о загранице Есенин.

Соприкоснувшись с западной цивилизацией, поэт остро почувствовал

неизбежность конца патриархальной крестьянской Руси.

1 вед. – В 1923 году, когда поэт вернулся из-за границы, только любовь к

женщине исцелила его страдающую душу.

2 вед. – Любовь в лирике Сергея Александровича прошедшая,

несостоявшаяся, безответная, конфликтная…

1 вед. – И святая, чистая, искренняя, прекрасная, «заревая»…

2 вед. – В 1923 году Есенин близко познакомился с красивой, талантливой

актрисой Московского Камерного театра – Августой Миклашевской, которой

он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь

хулигана».

1 вед. – Настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на

счастье, верой в будущее. Оно полно самоосуждения, чистой, нежной любви.

2 вед. – Стихотворение «Заметался пожар голубой» читает Евгений

Капитонов, студент 1-го курса.

Ведущие уходят.

На экране слайд с фото А. Миклашевской.

Е. Капитонов – стихотворение «Заметался пожар голубой».

Выход ведущих.

На экране Заставка.

2 вед. – Что и говорить, - мы, люди – смертны, бренны. Но бессмертны

поэтические творения об этом прекрасном чувстве. Всю свою жизнь, свое

сердце, душу свою оставил Есенин в стихах и песнях, посвященным

любимым и любви…

1 вед. – Сергей Есенин мечтал побывать в Персии – современном Иране.

Стремился создать поэтическое творение, достойное наследия древних

персидских лириков. Первая часть его мечты – поездка в Персию – осталась

нереализованной, но ему удалось создать удивительный поэтический шедевр

– лирический цикл «Персидские мотивы».

2 вед. – Главная тема этих стихотворений – любовь. Любовь в широком

смысле: к женщине, к Родине, к природе, к жизни, к Востоку и восточной

культуре.

1 вед. – Здесь много традиционных художественных символов восточной

лирики: соловьи, чадра, Коран, кипарисы…

2 вед. – Звучат имена восточных поэтов: Хайям, Саади и географических

названий: Багдад, Тегеран, Шираз…

1 вед. – Но главным героем остается русский поэт, рязанец. Его любовь к

России явственно проступает в каждом стихотворении «Персидских

мотивов». Совсем не случайно герой Есенина, воспевая древнюю,

чарующую, сказочную красоту Востока, восклицает: «Как бы ни был красив

Шираз, Он не лучше рязанских раздолий!»

2 вед. – Есенин очередной раз убеждает нас в неопровержимой истине:

счастье вдали от родного края неполно и непрочно. Прекрасны лазурные

волны Босфорского пролива, сверкающие под ярким солнцем, но вновь, как и

в большинстве есенинских стихотворений, главной героиней становится

земля предков, которая неодолимо влечет к себе – далекая Россия.

1 вед. – Стихотворение «Никогда я не был на Босфоре» прочтет Евгений

Сергеевич Шеметов – преподаватель математики Заларинского

агропромышленного техникума.

Ведущие уходят.

Звучит фонограмма мелодии «Душа абрикосового дерева»

На экране слайд фото – крупный план лица синеглазой девушки в чадре.

Е.С. Шеметов– стихотворение «Никогда я не был на Босфоре».

Еще 20-30 секунд звучит фонограмма мелодии.

Выход ведущих.

На экране Заставка.

1 вед. – Бывало, что Есенин своим поведением давал повод писать резко-

критические статьи о нем. Поэта обвиняли в дебошах, драках и других

антиобщественных поступках. Максим Горький так описывал Есенина в

последние годы его жизни: «От кудрявого, игрушечного мальчика остались

только очень ясные глаза, да и они будто выгорели на каком-то слишком

ярком солнце».

2 вед. – Ну что ж, была, наверное, в этом доля правды. Период своих

заблуждений и жизненных исканий Есенин выразил в цикле «Москва

кабацкая». Здесь важно не столько падение его литературного героя, сколько

его духовное возрождение, пробуждение и утверждение в его душе и сердце

светлого чувства любви и надежды.

1 вед. – Одно из стихотворений этого периода прочтет А.В. Козьмин,

директор Заларинского агропромышленного техникума.

Ведущие уходят.

На экране слайд – репродукция картины,

на которой Есенин читает стихи в трактире.

А.В. Козьмин – стихотворение «Все живое особой метой».

Выход ведущих.

На экране Заставка.

2 вед. – В цикле «Москва кабацкая» Есенин говорит всем нам, а вместе с

нами и себе: Как жаль, что великое благо любви мы растрачиваем порой так

безрассудно и безжалостно по мелочам.

1 вед. – Произведение, которое вы сейчас услышите, тоже относится к этому

поэтическому циклу. Обратите внимание – оно не носит трагического

характера, поскольку к смерти Есенин относился как к естественному

завершению человеческой жизни.

2 вед. – «Мне осталась одна забава…» - читает Евгений Иванович

Хорошилов, преподаватель ОБЖ Заларинского агропромышленного

техникума.

Ведущие уходят.

На экране слайд – карандашный портрет Есенина,

Е.И. Хорошилов – стихотворение «Мне осталась одна забава».

Выход ведущих.

На экране Заставка.

1 вед. – «Моя лирика, говорил Есенин, - жива одной большой любовью к

родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

2 вед. – Сергей Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт,

в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел.

Все, написанное им, проникнуто «чувством родины».

1 вед. – Продолжая чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», певцом

«золотой бревенчатой избы», Есенин мучительно пытался понять перемены,

происходящие в новой советской России. Об этом стихотворение «Русь

Советская», которое прочтет Елена Васильевна Андроненко, преподаватель

спец дисциплин Заларинского агропромышленного техникума.

Ведущие уходят.

На экране слайд – иллюстрация к стихотворению «Русь Советская»,

Е.В. Андроненко – стихотворение «Русь Советская».

Выход ведущих.

На экране Заставка.

2 вед. – «Мы теперь уходим понемногу…» - о ком эта есенинская строка? К

сожалению, не только о себе самом. Многие русские поэты, лучшие русские

поэты, приходили на эту землю, «чтоб скорей ее покинуть»: Александр

Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский, Марина Цветаева,

Николай Рубцов, Игорь Тальков ушли в свою последнюю зиму, последнюю

осень, в последнюю весну, в последнее лето… Но снами остались их живые

стихи, а значит – их души.

1 вед. – Вот и Есенин. Он рядом. Он нужен нам. Ведь в стихах Есенина

бьется живая русская душа, плачет, радуется, смеется, озорничает. Когда

звучат его стихи, кажется, что кто-то невидимой рукой тихо и нежно гладит

сердце.

2 вед. – А стихи Есенина все звучат. То светлые и чистые, то печальные и

одинокие, то звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Пусть звучат.

Читайте их.

1 вед. – Музыкально-поэтический вечер, посвященный 120-летию со дня

рождения Сергея Александровича Есенина, подошел к завершению. Мы

благодарим всех участников за помощь и отзывчивость.

2 вед. – А вас, уважаемые зрители, благодарим за внимание!

1 вед. – До свидания!



В раздел образования