Автор: Кузнецова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №2"Ромашка" Данковского муниципального района Липецкой области
Населённый пункт: город Данков,Липецкая область
Наименование материала: презентация
Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Раздел: среднее профессиональное
МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Ромашка»
г.Данков, Липецкой области
Презентация
«Артикуляционная
гимнастика в домашних
условиях»
Подготовила учитель-логопед
Кузнецова Марина Владимировна
Рекомендации к проведению упражнений
артикуляционной гимнастики в домашних условиях
-Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребѐнку
необходим зрительный контроль.
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счѐт. Но при этом
следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не
имеют смысла.
-Движения должны быть чѐткими и плавными, без подѐргиваний. –
-Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей
закреплялись, становились более прочными.
-Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение минут.
-Начинать занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений,
которые ребёнок легко выполняет, и только после этого давать одно-два новых
упражнения.
--При проведении артикуляционной гимнастики не всегда у ребёнка сразу может всё
хорошо получаться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком
случае родители не должны фиксировать внимание ребёнка на том, что у него не
получается, надо подбодрить ребёнка, вернуться к более простому, уже
отработанному.
-Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
-Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой можно
избавить ребенка от речевых нарушений.
-Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее
преодолеть речевые дефекты.
-Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет
достигнут нужный эффект.
Артикуляционный уклад
Я провела для родителей семинар-практикум. Познакомила со всеми
упражнениями «Артикуляционной гимнастики». Поделилась опытом совместного
проведения артикуляционной гимнастики родителей с детьми. Старалась вызвать
у них интерес к занятиям, сплотить коллектив родителей.
Для того, что бы дети быстро запомнили артикуляционные упражнения и с
интересом занимались, рекомендую сделать вкладыш с артикуляционными
профилями и упражнениями артикуляционной гимнастики в картинках с
описанием в индивидуальную тетрадь ребёнка
Для родителей я разработала мини-методички . В содержание которых входят
основные артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные
упражнения, упражнения на формирование воздушной струи
Выполнение
упражнений
родителями
вместе
с
детьми:
"Улыбочка",
"Дудочка", «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко»,
«Чашечка»,
«Язычок на прогулке», «Пароход гудит»,
«Маляр». "Красим
потолок",
«Парус».
«Индюк»,
«Лошадка»,
«Грибок»,
«Гармошка»,
«Покусывание
кончика
языка»,
«Дятел».
«Прогони
комарика»,
"Красим
верхний
заборчик",
"Улыбка-трубочка-квадратик»",
«Утиный
клювик»,
«Раскатай тесто», "Желобок", "Красим нижний заборчик", «Покусывание
боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).
«Вкусная зарядка» (упражнения со сладкой и соленой соломкой,
глазированными колечками, с маковыми мини-сушками, с фигурным
мармеладом(червячки, мышки), хрустящими шариками, витаминками, с
леденцами-соской, петушками на палочке, с чупа-чупсом).
Выполнение упражнений и игр с ватными шариками и бутылочками,
свечками на развитие воздушной струи
Также я продемонстрировала родителям слайды «Вкусной артикуляционной
гимнастики и упражнений на формирование воздушной струи»,
выполненную детьми:
- Подуй на фантик
- Дотянуться до мышиного хвостика (мармеладная мышка)
- Дотронуться до леденца на палочке (от одного уголка рта к другому)
- Дотронуться до леденца на палочке (к верхней губе)
- Дотронуться до «соски» ( от одного уголка рта к другому)
Удержать шоколадный хрустящий шарик в
«
чашечке
»
- Удержать шоколадный хрустящий шарик в «чашечке»
- Жарим блинчик и проверяем на готовность (нажимаем ватной палочкой на
«лопатку»)
- Перемещаем солёную мини-сушку по сладкой соломке (слева-направо и
обратно)
- Перемещаем солёную мини-сушку по сладкой соломке (вверх-вниз)
- Соломку держим губами, щёчки- «худышки»
-Соломку держим губами, щёчки- «толстушки»
- Держим соломку между носом и верхней губой
-Держим соломку на «чашечке»
- Прижимаем соломку широким кончиком языка к верхней губе
-Прижимаем соломку кончиком языка к нижним зубам
Сладкая, с маком баранка – акробатка на соломке (вращаем баранку вокруг
соломки слева направо и обратно)
Сладкая, с маком баранка – акробатка на соломке( вращаем баранку вокруг
соломки вверх-вниз)
-
- Дотянуться языком до ребристой спинки змейки и погладить змейку
(фигурный мармелад)
- Подуй на кукурузные или овсяные хлопья в контейнере через трубочку
-
Подуй на волны и кораблик поплывет
-Забей гол в ворота
- Подуй на бабочку (серьги)
-Подуй на зонтик
- Подуй на бантик
- Подуй на фантик
-
- Подуй на осенние листочки
- Подуй на листочки (подставка под телефон)
-- Подуй на пёрышки (серьга пирата)
-- Загнать мяч в ворота (стаканчики от йогурта и шарик из фантика)
- Подуй на фигурку, спрятанную в манке (игра «Поиски сокровищ»
коктейльная трубочка и манка)
- Подуй на фигурку, спрятанную в песке (игра «Поиски сокровищ»
коктейльная трубочка и песок)
Создание положительного эмоционального настроя у
ребенка
В
ходе
выполнения
артикуляционных
гимнастик
вы
увидите, как
сначала
при выполнении детьми упражнений
наблюдается
напряженность
движений органов артикуляционного
аппарата.
Постепенно
напряжение
исчезнет,
движения
станут
непринужденными
и
вместе
с
тем
координированными.
Нельзя
говорить
ребенку,
что
он
делает
упражнение
неверно,
-
это
может
привести
к
отказу
выполнять
движение. Лучше покажите ребенку
его достижения («Видишь, язык уже
научился
быть
широким»),
подбодрите
(«Ничего,
твой
язычок
обязательно
научиться
подниматься
кверху»).
В
процессе
выполнения
гимнастики
важно
помнить
о
создании
положительного
эмоционального
настроя
у
ребенка,
для
этого
вы
можете
проявить
свою
фантазию
и
обратить
артикуляционную
гимнастику
в
сказку.
Вы
можете
использовать
специальную
тематическую
литературу,
которая
будет
отличным
подспорьем
в
работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.
Рекомендуемая литература
- Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»,
-Т. Куликовская «Артикуляционная
гимнастика в картинках и стихах»,
-Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
-Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»
Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития
речи».
Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная
гимнастика».
Заполнение родителями анкет-тестов по теме семинара-практикума
Коллеги,
спасибо за внимание!