Напоминание

"Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"


Автор: Кузнецова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №2"Ромашка" Данковского муниципального района Липецкой области
Населённый пункт: город Данков,Липецкая область
Наименование материала: презентация
Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Ромашка»

г.Данков, Липецкой области

Презентация

«Артикуляционная

гимнастика в домашних

условиях»

Подготовила учитель-логопед

Кузнецова Марина Владимировна

Рекомендации к проведению упражнений

артикуляционной гимнастики в домашних условиях

-Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребѐнку

необходим зрительный контроль.

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счѐт. Но при этом

следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не

имеют смысла.

-Движения должны быть чѐткими и плавными, без подѐргиваний. –

-Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей

закреплялись, становились более прочными.

-Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение минут.

-Начинать занятие лучше всего с повторения отработанных ранее упражнений,

которые ребёнок легко выполняет, и только после этого давать одно-два новых

упражнения.

--При проведении артикуляционной гимнастики не всегда у ребёнка сразу может всё

хорошо получаться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком

случае родители не должны фиксировать внимание ребёнка на том, что у него не

получается, надо подбодрить ребёнка, вернуться к более простому, уже

отработанному.

-Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

-Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой можно

избавить ребенка от речевых нарушений.

-Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть речевые дефекты.

-Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет

достигнут нужный эффект.

Артикуляционный уклад

Я провела для родителей семинар-практикум. Познакомила со всеми

упражнениями «Артикуляционной гимнастики». Поделилась опытом совместного

проведения артикуляционной гимнастики родителей с детьми. Старалась вызвать

у них интерес к занятиям, сплотить коллектив родителей.

Для того, что бы дети быстро запомнили артикуляционные упражнения и с

интересом занимались, рекомендую сделать вкладыш с артикуляционными

профилями и упражнениями артикуляционной гимнастики в картинках с

описанием в индивидуальную тетрадь ребёнка

Для родителей я разработала мини-методички . В содержание которых входят

основные артикуляционные упражнения, специальные артикуляционные

упражнения, упражнения на формирование воздушной струи

Выполнение

упражнений

родителями

вместе

с

детьми:

"Улыбочка",

"Дудочка", «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко»,

«Чашечка»,

«Язычок на прогулке», «Пароход гудит»,

«Маляр». "Красим

потолок",

«Парус».

«Индюк»,

«Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка»,

«Покусывание

кончика

языка»,

«Дятел».

«Прогони

комарика»,

"Красим

верхний

заборчик",

"Улыбка-трубочка-квадратик»",

«Утиный

клювик»,

«Раскатай тесто», "Желобок", "Красим нижний заборчик", «Покусывание

боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка»).

«Вкусная зарядка» (упражнения со сладкой и соленой соломкой,

глазированными колечками, с маковыми мини-сушками, с фигурным

мармеладом(червячки, мышки), хрустящими шариками, витаминками, с

леденцами-соской, петушками на палочке, с чупа-чупсом).

Выполнение упражнений и игр с ватными шариками и бутылочками,

свечками на развитие воздушной струи

Также я продемонстрировала родителям слайды «Вкусной артикуляционной

гимнастики и упражнений на формирование воздушной струи»,

выполненную детьми:

- Подуй на фантик

- Дотянуться до мышиного хвостика (мармеладная мышка)

- Дотронуться до леденца на палочке (от одного уголка рта к другому)

- Дотронуться до леденца на палочке (к верхней губе)

- Дотронуться до «соски» ( от одного уголка рта к другому)

Удержать шоколадный хрустящий шарик в

«

чашечке

»

- Удержать шоколадный хрустящий шарик в «чашечке»

- Жарим блинчик и проверяем на готовность (нажимаем ватной палочкой на

«лопатку»)

- Перемещаем солёную мини-сушку по сладкой соломке (слева-направо и

обратно)

- Перемещаем солёную мини-сушку по сладкой соломке (вверх-вниз)

- Соломку держим губами, щёчки- «худышки»

-Соломку держим губами, щёчки- «толстушки»

- Держим соломку между носом и верхней губой

-Держим соломку на «чашечке»

- Прижимаем соломку широким кончиком языка к верхней губе

-Прижимаем соломку кончиком языка к нижним зубам

Сладкая, с маком баранка – акробатка на соломке (вращаем баранку вокруг

соломки слева направо и обратно)

Сладкая, с маком баранка – акробатка на соломке( вращаем баранку вокруг

соломки вверх-вниз)

-

- Дотянуться языком до ребристой спинки змейки и погладить змейку

(фигурный мармелад)

- Подуй на кукурузные или овсяные хлопья в контейнере через трубочку

-

Подуй на волны и кораблик поплывет

-Забей гол в ворота

- Подуй на бабочку (серьги)

-Подуй на зонтик

- Подуй на бантик

- Подуй на фантик

-

- Подуй на осенние листочки

- Подуй на листочки (подставка под телефон)

-- Подуй на пёрышки (серьга пирата)

-- Загнать мяч в ворота (стаканчики от йогурта и шарик из фантика)

- Подуй на фигурку, спрятанную в манке (игра «Поиски сокровищ»

коктейльная трубочка и манка)

- Подуй на фигурку, спрятанную в песке (игра «Поиски сокровищ»

коктейльная трубочка и песок)

Создание положительного эмоционального настроя у

ребенка

В

ходе

выполнения

артикуляционных

гимнастик

вы

увидите, как

сначала

при выполнении детьми упражнений

наблюдается

напряженность

движений органов артикуляционного

аппарата.

Постепенно

напряжение

исчезнет,

движения

станут

непринужденными

и

вместе

с

тем

координированными.

Нельзя

говорить

ребенку,

что

он

делает

упражнение

неверно,

-

это

может

привести

к

отказу

выполнять

движение. Лучше покажите ребенку

его достижения («Видишь, язык уже

научился

быть

широким»),

подбодрите

(«Ничего,

твой

язычок

обязательно

научиться

подниматься

кверху»).

В

процессе

выполнения

гимнастики

важно

помнить

о

создании

положительного

эмоционального

настроя

у

ребенка,

для

этого

вы

можете

проявить

свою

фантазию

и

обратить

артикуляционную

гимнастику

в

сказку.

Вы

можете

использовать

специальную

тематическую

литературу,

которая

будет

отличным

подспорьем

в

работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Рекомендуемая литература

- Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»,

-Т. Куликовская «Артикуляционная

гимнастика в картинках и стихах»,

-Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

-Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»

Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития

речи».

Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная

гимнастика».

Заполнение родителями анкет-тестов по теме семинара-практикума

Коллеги,

спасибо за внимание!



В раздел образования