Авторы: Волкова Татьяна Александровна, Кириллова Екатерина Владимировна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чувашской Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Компетентностный подход в системе музыкально-педагогического образования студентов СПО"
Раздел: среднее профессиональное
За основу компетентностного подхода многие исследователи определяют глобальную проблему
современного социума: значимость результата вне системы образования, то есть заказ на
образование
со
стороны
работодателей,
тех,
кому
нужен
компетентный
специалист.
Также данный подход связывают с изменением организации учебного процесса, динамики
(интенсивности)
программ,
методов
оценки,
где
под
результатами
понимается
набор
компетенций, включающих знания, умения, понимание и навыки обучаемого, определяемые как
для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Идет содержательное включение в
рефлексию
процессов,
которые
задают
возможности
культурного
самоопределения,
проектирования
индивидуально
значимой
стратегии
профессиональной
успешности
и
субъективности,
становления
личной
истории
выпускника
колледжа
(1,2,
3).
Компетентностый подход – это развитие у молодого специалиста способности действовать, то
есть
быть
компетентным
в
различных
проблемных
ситуациях
не
только
по
данной
специализации, полученной в колледже, но и в решении социальных и жизненно-бытовых
проблем в современном социуме, таких, как проектирование собственной траектории образования
и
дальнейшей
педагогической
деятельности,
занятости
и
трудоустройства.
Компетентностый подход предполагает значительное усиление практической направленности
образования. А это значит, что данный подход не противопоставлен и не тождественен знаниям,
умениям, навыкам, а напротив, подчеркивает роль опыта, фиксирует и устанавливает акцент на
практической стороне, усиливает такой важный предметно-профессиональный аспект, как
практико
-
ориентированность
образования(1).
Из этого следует, что в процессе обучения формируются не столько ресурсы субъекта, сколько
способность использовать их, пополнять и усиливать за счет внешних ресурсов, дает возможность
индивидууму
превращать
собственную
жизнеспособность
в
предмет
практического
преобразования.
Следует отметить, что компетентностный подход и компетенции должны согласовываться с
квалификацией в деятельности, и оба аспекта – суть содержательных организованностей для
проектирования модели деятельности будущего специалиста в сфере музыкальной педагогики.
Исходя из того, что компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между
знанием
и
практической
деятельностью,
следует
определить
компетентность
как
квалификационную
характеристику
студента,
взятую
в
момент
его
включения
в
профессиональную
деятельность,
в
части
требований
к
уровню
его
подготовки,
это:
•
обладать
широким
кругозором;
•
быть
способным
к
осмыслению
жизненных
явлений;
•
к
самостоятельному
поиску
истины;
•
быть
способным
к
проектированию
своей
деятельности;
•
быть
самостоятельным
в
действиях
в
условиях
неопределенности
и
другие.
Таким образом, анализ новейших педагогических технологий о подготовке и переориентации
современного музыкально-педагогического образования следует ориентировать на новые цели и
ценности, что, в свою очередь, потребует переосмысления основных образовательных процессов,
обеспечивающих
их
реализацию.
В
ходе
нашего
исследования
проектов
общеевропейского
пространства
музыкального
образования, мы определяем, в первую очередь, такие приоритетные направления работы в
многоуровневой
структуре
образования
колледжа,
как:
• определение общих и специальных компетенций выпускников на каждом уровне обучения;
• гармонизацию учебных планов с точки зрения структуры, программ и собственно методов
обучения;
•
разработку методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки.
Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, направленный на формирование
компетентностной личности выпускника заменил уже существующие формы, специфику обучения
и
воспитания
в
музыкальном
учреждении.
В начале работы, в первую очередь, следует поставить акцент на основных, принципиально
важных элементах в системе «учитель - ученик»: утверждать гуманистическую, нравственно-
эстетическую доминанту в музыкальных занятиях – как ценностно-смысловая, учебно-
познавательная
компетенции.
Применительно к педагогике
предметов данной специальности, как к просветительскому
подходу, утверждающую роль «объективного» музыкально-звукового фактора, предполагается
специфика моносубъективной стратегии обучения, с характерным для нее доминированием
научно-теоретического подхода к личности студента. Содержание различных видов и форм
учебной, а затем и практической работы со студентом приводит к большому разнообразию и
контрастности,
поиска
технологий
и
методов.
За период обучения активизируется интерес у студента к занятиям, раскрепощаются сущностные
его силы, инициируется и нацеливается личность студента на постоянное, динамичное развитие,
самодвижение
и
саморазвитие
в
обучении.
Здесь
следует
отметить и межисциплинарный комплекс,
который объединяет психолого-
педагогические
процессы
с
постоянным
поиском
оптимальных
сочетаний
средств,
спроецированных музыкально-педагогическую деятельность на высокой творческой ступени
таких предметов как специальное фортепиано, фортепианный ансамбль, концертмейстерский
класс, камерный ансамбль, концертная и педагогическая практика, теоретические дисциплины –
это
учебно-познавательная,
компетенция
личностного
самосовершенствования.
Открытая информационная среда определяет развитие гуманистической и профессиональной
направленности личности в решении коммуникативных, профессиональных и социальных задач.
При обучении в колледже искусств большую роль играет получение аттестата о полном среднем
образовании (на 3 курсе), а также работа над рефератами по программе государственных
экзаменов (на 4
курсе) по предметам:
специальное
фортепиано,
камерный
ансамбль,
концертмейстерский
класс
–
информационная,
коммуникативная,
профессиональная,
исследовательская
компетенции.
Специфика педагогической и концертно-исполнительской практики, как психологической и
профессиональной подготовки будущего
педагога музыканта-профессионала, максимально
приближена к реальной будущей самостоятельной деятельности в учебных учреждениях на
различных ступенях обучения, временная занятость и трудоустройство по специальности во время
обучения – что
развивает профессиональную, коммуникативную, артистическую, трудовую,
общекультурную
компетентности.
Воспитательная и социальная работа имеет главную ориентацию – формирование всесторонне
развитой, духовно-богатой личности на приобретении практических навыков в таких сферах, как:
•
Социально
-
бытовая
(социально-трудовая
компетенция)
Здесь
следует отметить
и
этические аспекты в общении с преподавателями и
сокурсниками, как и верный подход к социально–бытовым вопросам жизнедеятельности в
обществе.
•
Культурно-досуговая
(артистическая,
творческая,
общекультурная,
компетенция
личностного
самосовершенствования)
Это участие в творческих и культурно –досуговых мероприятиях учебного заведения и города.
Выезды
по
городу
и
области
с
творческими
концертами
и
выступлениями.
Таким
образом,
реализация
компетентностоного
подхода
для
формирования
молодого
специалиста сказывается не только в обретении профессионального мастерства, но и образа
человеческого
в
пространстве
искусства.
Литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного
подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки
специалиста.
2003.
4-10с.
2.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.3-6с.
3.Концепцимя модернизации Российского образования на период до 2010 года» .- М. 2002. П.2.2