Напоминание

"Компетентностный подход в системе музыкально-педагогического образования студентов СПО"


Авторы: Волкова Татьяна Александровна, Кириллова Екатерина Владимировна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чувашской Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Компетентностный подход в системе музыкально-педагогического образования студентов СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




За основу компетентностного подхода многие исследователи определяют глобальную проблему

современного социума: значимость результата вне системы образования, то есть заказ на

образование

со

стороны

работодателей,

тех,

кому

нужен

компетентный

специалист.

Также данный подход связывают с изменением организации учебного процесса, динамики

(интенсивности)

программ,

методов

оценки,

где

под

результатами

понимается

набор

компетенций, включающих знания, умения, понимание и навыки обучаемого, определяемые как

для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Идет содержательное включение в

рефлексию

процессов,

которые

задают

возможности

культурного

самоопределения,

проектирования

индивидуально

значимой

стратегии

профессиональной

успешности

и

субъективности,

становления

личной

истории

выпускника

колледжа

(1,2,

3).

Компетентностый подход – это развитие у молодого специалиста способности действовать, то

есть

быть

компетентным

в

различных

проблемных

ситуациях

не

только

по

данной

специализации, полученной в колледже, но и в решении социальных и жизненно-бытовых

проблем в современном социуме, таких, как проектирование собственной траектории образования

и

дальнейшей

педагогической

деятельности,

занятости

и

трудоустройства.

Компетентностый подход предполагает значительное усиление практической направленности

образования. А это значит, что данный подход не противопоставлен и не тождественен знаниям,

умениям, навыкам, а напротив, подчеркивает роль опыта, фиксирует и устанавливает акцент на

практической стороне, усиливает такой важный предметно-профессиональный аспект, как

практико

-

ориентированность

образования(1).

Из этого следует, что в процессе обучения формируются не столько ресурсы субъекта, сколько

способность использовать их, пополнять и усиливать за счет внешних ресурсов, дает возможность

индивидууму

превращать

собственную

жизнеспособность

в

предмет

практического

преобразования.

Следует отметить, что компетентностный подход и компетенции должны согласовываться с

квалификацией в деятельности, и оба аспекта – суть содержательных организованностей для

проектирования модели деятельности будущего специалиста в сфере музыкальной педагогики.

Исходя из того, что компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между

знанием

и

практической

деятельностью,

следует

определить

компетентность

как

квалификационную

характеристику

студента,

взятую

в

момент

его

включения

в

профессиональную

деятельность,

в

части

требований

к

уровню

его

подготовки,

это:

обладать

широким

кругозором;

быть

способным

к

осмыслению

жизненных

явлений;

к

самостоятельному

поиску

истины;

быть

способным

к

проектированию

своей

деятельности;

быть

самостоятельным

в

действиях

в

условиях

неопределенности

и

другие.

Таким образом, анализ новейших педагогических технологий о подготовке и переориентации

современного музыкально-педагогического образования следует ориентировать на новые цели и

ценности, что, в свою очередь, потребует переосмысления основных образовательных процессов,

обеспечивающих

их

реализацию.

В

ходе

нашего

исследования

проектов

общеевропейского

пространства

музыкального

образования, мы определяем, в первую очередь, такие приоритетные направления работы в

многоуровневой

структуре

образования

колледжа,

как:

• определение общих и специальных компетенций выпускников на каждом уровне обучения;

• гармонизацию учебных планов с точки зрения структуры, программ и собственно методов

обучения;

разработку методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки.

Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, направленный на формирование

компетентностной личности выпускника заменил уже существующие формы, специфику обучения

и

воспитания

в

музыкальном

учреждении.

В начале работы, в первую очередь, следует поставить акцент на основных, принципиально

важных элементах в системе «учитель - ученик»: утверждать гуманистическую, нравственно-

эстетическую доминанту в музыкальных занятиях – как ценностно-смысловая, учебно-

познавательная

компетенции.

Применительно к педагогике

предметов данной специальности, как к просветительскому

подходу, утверждающую роль «объективного» музыкально-звукового фактора, предполагается

специфика моносубъективной стратегии обучения, с характерным для нее доминированием

научно-теоретического подхода к личности студента. Содержание различных видов и форм

учебной, а затем и практической работы со студентом приводит к большому разнообразию и

контрастности,

поиска

технологий

и

методов.

За период обучения активизируется интерес у студента к занятиям, раскрепощаются сущностные

его силы, инициируется и нацеливается личность студента на постоянное, динамичное развитие,

самодвижение

и

саморазвитие

в

обучении.

Здесь

следует

отметить и межисциплинарный комплекс,

который объединяет психолого-

педагогические

процессы

с

постоянным

поиском

оптимальных

сочетаний

средств,

спроецированных музыкально-педагогическую деятельность на высокой творческой ступени

таких предметов как специальное фортепиано, фортепианный ансамбль, концертмейстерский

класс, камерный ансамбль, концертная и педагогическая практика, теоретические дисциплины –

это

учебно-познавательная,

компетенция

личностного

самосовершенствования.

Открытая информационная среда определяет развитие гуманистической и профессиональной

направленности личности в решении коммуникативных, профессиональных и социальных задач.

При обучении в колледже искусств большую роль играет получение аттестата о полном среднем

образовании (на 3 курсе), а также работа над рефератами по программе государственных

экзаменов (на 4

курсе) по предметам:

специальное

фортепиано,

камерный

ансамбль,

концертмейстерский

класс

информационная,

коммуникативная,

профессиональная,

исследовательская

компетенции.

Специфика педагогической и концертно-исполнительской практики, как психологической и

профессиональной подготовки будущего

педагога музыканта-профессионала, максимально

приближена к реальной будущей самостоятельной деятельности в учебных учреждениях на

различных ступенях обучения, временная занятость и трудоустройство по специальности во время

обучения – что

развивает профессиональную, коммуникативную, артистическую, трудовую,

общекультурную

компетентности.

Воспитательная и социальная работа имеет главную ориентацию – формирование всесторонне

развитой, духовно-богатой личности на приобретении практических навыков в таких сферах, как:

Социально

-

бытовая

(социально-трудовая

компетенция)

Здесь

следует отметить

и

этические аспекты в общении с преподавателями и

сокурсниками, как и верный подход к социально–бытовым вопросам жизнедеятельности в

обществе.

Культурно-досуговая

(артистическая,

творческая,

общекультурная,

компетенция

личностного

самосовершенствования)

Это участие в творческих и культурно –досуговых мероприятиях учебного заведения и города.

Выезды

по

городу

и

области

с

творческими

концертами

и

выступлениями.

Таким

образом,

реализация

компетентностоного

подхода

для

формирования

молодого

специалиста сказывается не только в обретении профессионального мастерства, но и образа

человеческого

в

пространстве

искусства.

Литература:

1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного

подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки

специалиста.

2003.

4-10с.

2.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.

Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.3-6с.

3.Концепцимя модернизации Российского образования на период до 2010 года» .- М. 2002. П.2.2



В раздел образования