Напоминание

Прикладная практическая философия на уроках по Основам философии


Автор: Крылова Ольга Александровна
Должность: преподаватель философии
Учебное заведение: Дивногорский техникум лесных технологий
Населённый пункт: г. Дивногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Прикладная практическая философия на уроках по Основам философии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дивногорский техникум лесных технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Прикладная практическая философия на уроках по Основам философии

(учебное пособие)

Дивногорск – 2025г.

Одобрена на заседании цикловой

комиссии

Председатель _________ Н.Н. Мозоля

Рецензент _________ И. В. Швецова

Автор __________ О.А. Крылова

СОДЕРЖАНИЕ

1Актуализация темы

2 Практическое прикладное значение тем Тематического содержания учебной

дисциплины Основы философии

3 Заключение

4 Библиографический список

1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Прикладная практическая философия имеет весьма широкое содержание:

она включает в себе присутствие основополагающих теоретических положений,

принципов философии. Прикладная философия отличается от чистой философии

прежде всего тем, что имеет дело с конкретными темами, представляющими

практический интерес, тогда как чистая философия не берет объект основой своих

исследований.

Проблемы практической философии привлекают пристальное внимание

ведущих учёных, занимающихся философскими исследованиями практики,

которая понимается в самом широком смысле и охватывает сознательную

жизнедеятельность человека во всех её формах и предметном многообразии.

Именно философия выступает для такой деятельности направляющим разумным

основанием.

Развитие общественной жизни, возвышение уровня образованности людей,

вовлечение огромных масс людей в реальные социальные, политические и

исторические

процессы

радикально

меняют

потребность

в

понимании

происходящего. Мир настолько сложен, что каждое действие в нём имеет

неочевидные последствия, о которых хорошо бы поразмыслить прежде, чем их

совершать. Само актуальное измерение человеческого бытия приобрело новый

уровень, и как раз выражением этого становится возрастающий интерес к

философии, которая сопрягается с практикой, служит для неё отправной точкой.

Фокус уже давно смещён в сторону практики. И в этом смысле практическую

философию нужно рассматривать уже не как одну из традиционных частей

философии, но её можно считать отдельной частью философии в целом.

В данной

работе было зафиксировано то, что сегодня практическая

философия ни в коей мере не может быть сведена к той части, с которой она

традиционно связывалась, а именно: с формами общественного сознания, этикой,

политикой и т.д. На самом деле, философия сегодня во всех своих частях, в том

числе и в эпистемологии, и в философии науки, философии техники имеет свои

выходы

в

практику.

Возникла

новая

ситуация,

когда

сама

философия

стремительно

смещается

в

эту

сторону.

Принципиально

возросла

роль

субъективного фактора в жизни человека и человечества, что связано и с

развитием

науки,

её

трансформацией

в

техническую

науку,

развитием

общественной жизни. Иными словами, практическая философия, которая идёт в

ногу

со

временем,

это

философия,

которая

преодолевает

устоявшиеся

методологические границы и конвенции, выплёскиваясь во все сферы мысли,

культуры и практики, руководствующейся разумом. Эти изменения не так новы,

как можно подумать. В контексте разговора о практической философии следует

отметить, что философия становится ещё одной экспертной сферой, которая

напрямую обращается к решению актуальных проблем современности.

Целью представленной работы является раскрытие для студентов

потенциала

философии: как дополнения или альтернативы психотерапии; философия как

способ разрешения этических противоречий, во множестве возникающих в новой

конкурентной

реальности;

эстетическая

теория

как

ориентир

в

области

прекрасного; философия как надежная опора для выбора и достижения целей и,

многое другое.

Что действительно важно - так это то, что философия (и шире -

интеллектуальная культура в целом) становится предметом интереса со стороны

молодёжи. Такое уже бывало в истории, но никогда в такой степени, как это

происходит сегодня. Соответственно, современная практическая, прикладная

философия меняется, обращаясь к самым насущным и буквально повседневным

феноменам человеческой жизни. От этого она не перестаёт быть философией и,

конечно же, не понижает свою высокую теоретическую планку.

Такой концептуальный подход к процессу преподавания философии для

студентов позволяет решить следующие задачи:

- создать определенную систему отношений обучающихся к окружающей

действительности;

- сформировать образ самого себя, ценностные жизненные мотивы, духовные

потребности, ответственность за поступки;

- выработать потребность влиять на общественное мнение;

- желание приобщиться к жизни коллектива и формировать его традиции.

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕМ

ТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Введение

Студент должен знать:

-

основные

философские

категории:

мировоззрение,

мироощущение,

миропонимание, уровень мировоззрения.

Рассматривая понятие мировоззрения как систему взглядов человека на

окружающий мир, свое место в нем, на цели и задачи человеческой жизни и на

себя, в том числе, и, прежде всего. Необходимо вместе со студентами сделать

вывод о том, кто есть человек, чем он отличается от других разумных существ,

что является главным отличием?

Определение целей и задач своей собственной жизни оказывается для

обучающихся весьма трудным вопросом. Трудность проявляется в неумении

ставить долгосрочные цели и, особенно конечную цель своей жизни и

существования человечества, в общем. Следствием этого является отсутствие

воли к решению жизненных задач (к этому вопросу будем возвращаться на

протяжении всего курса дисциплины).

Место человека в мире - это еще один важный момент при изучении темы.

Знаний, полученных при изучении других дисциплин, для этого категорически

мало. Только философия дает полное обоснование важности существования

каждого человека, а также раскрывает потенциал его способностей и силы

воздействия на весь окружающий мир.

Разговор о миропонимании и мироощущении помогает молодым людям

понять

важность

этих

структурных

составляющих

своего

мировоззрения.

Показывает необходимость их гармоничного сочетания для построения красивой,

счастливой жизни.

При изучении существующих уровней мировоззрения студенты получают

возможность определиться с уровнем своего мировоззрения, определить его

слабые черты, найти пути его совершенствования.

Результатом занятия является вывод о том, что правильное мировоззрение

позволяет

каждому

человеку

решать

жизненные

задачи,

преодолевать

препятствия и, в конечном счёте, быть счастливым.

Тема: Метафилософия

Студент должен знать:

- предмет философии;

- функции философии;

- методы философии.

Вопрос о предмете философии начинается с того, что преподаватель вместе

со студентами решает, что является главным, фактором, отличающим научную

дисциплину от любой другой системы знаний. Студенты, изучающие Основы

философии на втором курсе, легко отвечают на этот вопрос, привлекая знания,

полученные при изучении других дисциплин. Ответ состоит в том, что каждая

наука имеет свои законы, которые она и изучает. Следовательно, Философия как

наука имеет своим предметом философские законы. К слову сказать, замечено,

что на первом занятии всегда возникают вопросы: зачем студентам лесного

техникума изучать Философию, с кем это они будут философствовать в лесу?

Преподаватель обещает ответить на эти вопросы на следующем занятии. И при

изучении вопроса о предмете Философии, хорошо напомнить эти вопросы, и

спросить, зачем человеку надо знать законы, освобождает ли их незнание от

наказания за нарушение закона? Далее следует отметить, что только философские

законы имеют универсальный всеобщий характер и их действию подчиняются

все, абсолютно все, сферы действительности. А частное проявление действия

законов философии в конкретных сферах познания дают все остальные науки.

Именно в этом, а также в создании наиболее общих категорий (материя,

движение,

сознание,

время,

пространство)

и

методов

познания,

состоит

прикладной характер Философии. (Ещё одно обещание на будущее – рассказать о

том, как знание Философии помогает быть счастливым).

Роль любой науки в жизни общества проявляется в её функциях. Функции

философии:

- мировоззренческая;

- культурно - воспитательная;

- познавательная;

- методологическая

Мировоззренческая

функция

философии

состоит

в

том,

что

она

рассмотрена в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его

явления,

свойствах

и

взаимоотношениях.

Именно

эти

взгляды

являются

определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их

представлениях об окружающей среде и реальности. В связи с этим можно

говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению

взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и

религиозная имеют под собой теоретические обоснования (этические).

Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её

зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были

склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также

различных свойств и законов существования (этики). В каждом периоде своего

существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути

решения одних проблем к постижению других.

Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука

вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих

принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в

роли учения о методах познания и преобразования реальности. Подробнее:

Получается, что философия - это одновременно теоретическая и прикладная

дисциплина, которая позволяет познать основы мироздания, а также увидеть

следствия

и причины

этих

основ.

Философия,

можно

сказать,

помогает

сформулировать

мировоззрение,

а также

систему

ценностей,

опираясь

на фактическое положение дел и истинное знание о мире.

Тема: Основные законы диалектики

Студент должен знать:

- основные философские категории: противоположности, количество, качество,

мера, отрицание, закон;

- сущность законов диалектики.

Это тема, изучение вопросов которой позволяет наиболее убедительно

показать практический характер Философии.

Возвращаемся к вопросу о счастье человеческом! Здесь важно, чтобы

занятие проходило в форме эвристической беседы как между студентами и

преподавателем, так и между самими студентами. Начинаем с вопроса о том,

когда человек становится счастливым? Естественно, что ответы на него

предлагаются самые разные: от удовлетворения физиологических потребностей

до достижения очередных целей. Делаем вывод: вы постоянно удовлетворяете

потребности в еде, сне, отдыхе; достигли многих целей и, что(?), вы совершенно

счастливы? Из опыта предполагается, что большинство ответов на этот вопрос

будут отрицательными. Отсюда совершаем плавный переход к рассмотрению

сущности Закона единства и борьбы противоположностей. Уместно вспомнить о

том, как трудно было студентам на первом занятии, когда они пытались поставить

для себя долгосрочные цели. Вообще знание этого закона проявляется в

раскрытии

источника

развития.

В

интересующей

нас

проблеме

Счастья

источником развития жизни в этом направлении является борьба Счастья и

Несчастья. Алгоритм движения коллективной мысли таков:

1.

человек счастлив при достижении цели;

2.

как только цель достигнута, маятник судьбы начинает отклоняться к

противоположному полюсу – Несчастье;

3.

чем проще цель, тем меньше амплитуда маятника, тем быстрее счастье

превращается в несчастье.

4.

человек становится счастливым уже на пути к цели;

5.

надо, чтобы этот путь был долгим;

6.

следовательно, надо ставить такую цель, достижение которой займет,

практически, всю жизнь.

Сам механизм перехода от Несчастья к Счастью раскрывает диалектический

Закон перехода количественных изменений в качественные, который неразрывно

связан с всеобщим философским Законом меры.

Итак: находим изменение, каких количественных характеристик человека и

его жизни может привести к изменению качества жизни, обретению счастья.

Подключаем метод Мозговой атаки. Сложность при решении этой задачи состоит

в том, что из большого числа предложенных количественных характеристик

необходимо выбрать те, увеличение которых приведет к изменению нужных

качественных характеристик.

Соблюдение закона Меры неизбежно влияет на качество жизни, а, в

контексте достижения поставленной цели, характер его действия приобретает

специфический акцент. Более конкретно механизм действия этого закона лучше

рассмотреть при изучении вопроса предмета Философии.

И, наконец, третий закон диалектики - Закон отрицания отрицания. Это

закон, определяющий направление развития. Направление это характеризуется

линией спирали. Правильное понимание и применение знания данного закона

состоит в приобретении привычки решения задачи или проблемы на том витке, на

котором они возникают. Потому как, нерешенные проблемы обязательно

появятся на более высоком витке, но уже в более сложном виде.

Тема: Свобода и ответственность

Студент должен знать:

- основные философские категории: организация универсума, биоэтика,

экогуманизм;

- роль философии в отношениях «человек - природа».

Практическая философия - это область свободы, область общего смысла,

область моральной ориентации сознательной деятельности человека. Философия

схватывает в непрерывности сознания то, что собирает сознание в нечто единое и

составляет важную часть в самоощущении человека. Именно в этом качестве

практическая философия имеет предметом свободу, становится областью

свободы, которая задаёт автономию действия человека. В таком качестве она

противостоит познанию природы как необходимости. Свобода, конечно, не

отменяет причинность природы, но она возвышает самого человека в качестве

причинности мира. Философское решение проблемы свободы имеет практическое

значение для оценки поступков людей, так как без признания свободы личности

нельзя говорить о её нравственной и юридической ответственности.

Эта проблема рассматривается в философии в контексте соотношения

свободы и необходимости, а также других аспектов человеческого бытия. В

современных условиях свобода становится не абсолютным, а контекстуально

зависимым понятием. Например, люди часто чувствуют себя свободными в

рамках цифрового пространства, но их поведение контролируется алгоритмами и

социальными структурами. Это требует переоценки значения свободы в условиях,

когда экономическая нестабильность и глобальные кризисы ограничивают выбор.

Философское

решение

проблемы

свободы

помогает

осмыслить

эти

процессы и найти баланс между личной свободой и коллективной безопасностью.

Следовательно, мы приходим к выводу, что человек выступает субъектом

целесообразной, сознательно мотивированной деятельности и квалифицируется

как свободная личность. Ее внутренняя свобода – необходимое условие для

реализации собственных возможностей. Понимание свободы имеет не столько

познавательную действительность, сколько анализ условий, при которых

возможно ее применение в повседневном бытии человека и общества. Свобода не

подменяется произволом. Свобода – это глубинный внутренний принцип,

сформированный у человека развитием мировой цивилизации. Ее моральное

содержание не должно зависеть от обстоятельств или каких-либо внешних

инстанций. Властвующая в обществе свобода создает разнообразие исходных

возможностей, множество направлений для самосовершенствования человека, а

следовательно развития общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ошибка непрофессионалов в отношении философии — привычка видеть

последствия, игнорируя их причины

Иными словами, любое мировоззрение или отношение к ситуации — это

следствие анализа фактов, которые являются фундаментом любого знания. Без

опоры на незыблемые истины, усвоенные эмпирическим путем, невозможно

сформулировать

верное,

истинное

отношение

к

ситуации.

Хорошей

иллюстрацией может стать басня «Свинья под дубом» И.А. Крылова, в которой

свинья, собрав желуди с земли у дуба, начала рыть землю, предполагая, что

остальные находятся где-то внизу.

«…Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Философ, в отличие от свиньи из басни, всегда анализирует факты,

разложенные перед ним, находит причинно-следственные связи и только после

этого делает выводы о мире, политике или искусстве.Получается, что философия

- это одновременно теоретическая и прикладная дисциплина, которая позволяет

познать основы мироздания, а также увидеть следствия и причины этих основ.

Философия, можно сказать, помогает сформулировать мировоззрение, а также

систему ценностей, опираясь на фактическое положение дел и истинное знание о

мире, а это уже практическая философия.

Практический

и

прикладной

характер

философии

рассмотрен

в

предложенной методической разработке на основе только нескольких тем. Под

этим углом зрения легко объясняются и все остальные темы из Тематического

плана по дисциплине.

Работу

предлагается

рассматривать

как

учебное

пособие

для

преподавателей любых дисциплин и, конечно Основ философии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В.

Панин. - М.: Высшая школа, 2021.

2.

Ивина

А.

А.

Философия:

энциклопедический

словарь.

Под

ред.

А.А.Ивина.

М.,

2024.

5.

Философская

энциклопедия

в

5-ти

томах. ... Первоисточники, учебная и научная литература. «Онтология и

теория познания».



В раздел образования