Авторы: Васильева Ольга Владимировна, Темяшкин Алексей Анатольевич
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГАПОУ «ЧТТПиК» Министерства образования Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Наименование материала: конспект урока
Тема: Формирование основ техники игры в баскетбол
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Минобразования Чувашии
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ
В БАСКЕТБОЛ
Преподаватели Васильева О.В. и Темяшкин А.А.
Чебоксары 2025
Конспект урока физической культуры.
Предмет: Физическая культура
Группа: Ф – 1/23
Тема урока: Формирование основ владения техникой игры в баскетбол.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Формирование основ владения техникой игры в баскетбол среди студентов.
Занятие направлено на развитие двигательных качеств учащихся, укрепление здоровья,
освоение базовых элементов техники и тактики игры.
Задачи урока:
1.
Развитие координации движений и быстроты реакции посредством игровых
упражнений;
2.
Формирование правильного понимания основных технических приемов
игры (ведения мяча, передача, бросок);
3.
Повышение выносливости и ловкости учащихся;
4.
Ознакомление
с
правилами
соревнований
и
общими
тактическими
принципами игры;
5.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности и дисциплины.
Место проведения: Спортивный зал ГАПОУ ЧР «ЧТСГХ»
Оборудование и инвентарь: Баскетбольные мячи, свисток.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, по массовости и популярности он
опережает многие виды спорта. Систематические занятия баскетболом оказывают на
организм студентов всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной
активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая
правильное физическое развитие.
Урок баскетбола в колледже рассматривается как средство не только физической
подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения
умственной работоспособности, снятия утомления, возникающего в ходе занятий на
лекциях.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение
подчинять личные интересы коллектива, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Наиболее распространенными формами работы со студентами при реализации
данной
программы
являются
тренировки,
обучающие
игры,
двусторонние
игры,
товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Показателями результативности баскетбола являются:
1. Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется
морфофункциональными и психологическими особенностями студентов, используется в
зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем
режимах.
2. Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
3. Приобретение опыта борьбы с другими командами;
4.
Основными
факторами,
обуславливающими
эффективность
физической
деятельности студентов по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
1. Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
2. Технико-тактическая подготовленность;
3. Общая и специальная физическая подготовленность;
4. Психологическая подготовленность;
5. Показатели психических процессов.
Особенности методики обучения
При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения
играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым
действием, но являются более простыми и более легкими. Подводящие упражнения
позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение
двигательного действия. На начальном этапе формирования навыков владения мячом
внимание должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение
при помощи этого движения определенного результата. Если новое движение полностью
не усвоено, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения
движения способствует не правильному их закреплению. Эффективно использование
подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением. Такие
игры повышают ответственность перед командой и побуждают действовать наиболее
эффективным способом. После того как студенты научаться правильно ловить, передавать,
вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность
играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным
правилам.
Содержание урока
I Вводный этап (10 мин):
1. Построение, сообщение задач. Дежурный строит класс, и сдает рапорт о
готовности группы к уроку. Обратить внимание на спортивную форму, обувь
занимающихся.
2. Беседа: «Техника перехвата мяча в баскетболе»
II Основной этап (25 мин): Формирование основ владения техникой игры в
баскетбол.
Техника игры в баскетбол включает в себя: подачи, передача мяча, прием передачи,
ведение мяча, броски в корзину, технику владения телом и обманные движения.
Правильное применение техники в баскетболе во многом зависит от соблюдения правил
игры. Небольшая площадка для игры, правило фола, правила передвижения по площадке -
все это обуславливает постоянную и быструю смену направления, движения и затраты
сил, высокий темп игры.
1)Обучение приемам
- ознакомление с приемами
- Изучение приема в упрощенных условиях
или специально созданных
-Совершенствование приема в усложненной,
приближенной к условиям игры, обстановке
-Применение приема в игре
2)Приемы техники нападения
Изучение
техники
перемещений
осуществляется в такой последовательности:
бег,
остановки,
прыжки,
повороты.
После
показа
стойки
занимающиеся
выполняют
следующие
упражнения:
1)Принять стойку и приподняться на носки,
равномерно распределить тяжесть на обе ноги.
Возвратиться в стойку.
2)Из положения на носках перенести тяжесть
с ноги на ногу и вновь принять стойку.
Ходьба используется в игре при изменении
позиции
игрока
в
условиях,
когда
нет
необходимости действовать быстро.
3)Техника
бокового
шага
1)Бег на месте с переходом в бег по прямой
линии.
2)Семенящий бег с переходом на обычный бег.
3)Бег по дистанции.
Обращается внимание на бесшумность бега,
мягкость
и
свободу
его,
правильное
отталкивание от площадки, что определяет
быстроту
перемещения
и
изменение
направления бега. Правильному отталкиванию
способствуют следующие упражнения:
1. Пружинный бег с высоким подниманием
бедра.
2. Прыжки с ноги на ногу по отметкам с
переходом
на
бег.
3. Прыжки с высоким подниманием бедра.
4. Бег прыжками с высоким подниманием
бедра и высоким взлетом.
При выполнении этих упражнений следует
обращать внимание на энергичное и полное
выпрямление толчковой ноги с ускорением к
концу движения.
4)Упражнения для бега
1. Старты с места с ускорением отрезков 5-10
м.
2. Переход от обычного бега к бегу с
ускорением
/по
ориентиру,
затем
по
внезапному
сигналу
—
слуховому
или
зрительному/.
3. Ускорение на виражах после выхода с
прямой линии.
4. Ускорение по прямой линии после выхода с
виража.
5. Равномерный бег и остановка, выполняемая
учеником самостоятельно.
6. То же, но остановка выполняется по
сигналу.
7. Остановка в заранее обусловленном месте,
по ориентиру, не снижая при этом скорости
бега к моменту остановки.
5)Техника
бега
по
дугам
1. Бег по дуге или кругу радиусом до 5 м.
2. Бег с выходом с дуги на прямую линию и
наоборот.
3.
Бег
по
дуге
вправо
и
влево.
6)Прыжки
1. Прыжок вверх, вверх — вперед, вверх — в
сторону, вверх -назад.
2. Прыжки вверх с поворотом от 90 до 3600.
3.
Прыжки
с
акцентом
на
высоту
После
показа
и
объяснения
техники
упражнения выполняются в таком порядке,
чтобы
последовательно
осваивались:
отталкивание
из
обусловленного
места,
прыжки
с
доставанием
ориентиров,
приземление в обусловленном месте.Важно
сразу правильно научиться приземляться, с
тем чтобы из данного положения игрок был
способен немедленно выполнить очередное
действие.
Воспитанию
таких
навыков
способствуют:
-Прыжки с акцентом на приземление.
-Прыжки в глубину.
-Повторные прыжки после приземления
7)Упражнения с мячом
Для правильного захвата и удержания мяча в
стойке
рекомендуются
следующие
упражнения :
1.Выполнить имитацию держания мяча в
руках, следя за воронкообразным положением
кистей с расставленными пальцами.
2.То же, но присесть и наложить кисти на
мяч, лежащий на полу и поднять его. Принять
стойку.
3.Выпустить
мяч,
чтобы
он
ударился
о
площадку, а затем, правильно расположив
кисти на мяче, захватить его и принять стойку
Ловля мяча. Сначала изучается ловля двумя
руками, а затем одной. Первые упражнения
заключаются в ловле мяча, летящего по
воздуху, затем с отскоком от площадки и
катящегося мяча.
Передача мяча — основной, обеспечивающий
взаимодействия партнеров в игре прием.
Обучение передачам начинается со способов
двумя руками от груди и одной рукой от плеча
После показа и объяснения необходимых
движений
занимающиеся
самостоятельно
выполняют передачи.
8)Добивание
Для добивания необходимо овладеть умением
своевременно посылать мяч кистью в нужном
направлении. Этой цели служат следующие
упражнения:
1.Выполнить передачу в стену так, чтобы мяч
отскочил возможно выше.
2.Поймать мяч в наиболее высокой точке
прыжка на вытянутые руки предварительного
движения вперед.
3. То же, но мяч не поймать, а отбить кистью
в стену.
4.То же, но передачу выполняет партнер по
упражнению.
Построиться
парами
на
середине боковой линии. Первый игрок ведет
мяч к щиту и с близкой дистанции посылает
его в щит, имитируя бросок. Второй должен
добить отскакивающий мяч от щита.
6.Стоя лицом к щиту, выполнить трижды
забивание в щит, а затем в корзину.
II Заключительный этап (10 минут):
1. Эстафета:
а) обводка стоек:
- левой рукой;
- правой рукой;
б) ведение - 3 передачи в стену (в квадрат) – ведение.
2) Подведение итогов: указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с
заданиями. Похвалить всех за работу.