Автор: Гурьянова Ирина Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Я-профессионал
Раздел: среднее профессиональное
Занятие с элементами тренинга
Я- профессионал
Цели:
1.
Создание благоприятной обстановки для личностного саморазвития.
2.
Формирование перспективы своей жизни.
3.
Развитие личностной рефлексии.
4.
Формирование
активной
позиции
подростка
в
решении
вопросов
построения
профессиональной карьеры.
5.
Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.
Необходимые
материалы: лист ватмана А 3,
бумаги, маркеры, бумага А 4, ручки,
фломастеры, несколько старых журналов, клей и ножницы.
Организация занятия: 2 академических часа.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Это упражнение направлено на определение готовности юноши к проработке своих планов
на
будущее. Мотивационную
основу
занятия
составляет
противопоставление
социальной
мотивации и мотивации перспективой будущего.
Что
располагает
человека
достигать
поставленных
целей? Желания человека — самый
сильный стимул деятельности. Что лежит в основе наших «хотений»? Можно ли заставить себя
захотеть что-нибудь? Один из самых сильных источников — стремление получать положительные
отклики
и
позитивное
отношение.
Похвалы,
внимание
к
своей
работе,
интересные
мнения
относительно того, что вы сделали, — вот что может заставить человека много, скрупулезно, долго
и напряженно работать. Любовь, уважение, привязанность, как наша к людям, так и других людей
к нам, также располагают нас к новым достижениям. Но стремление к одобрению и добрые
отношения с другими — не единственный источник мотивации. Более того, с возрастом человек
становится все независимее от мнения других, а отношения и достижения становятся все более
обособленными друг от друга аспектами жизни.
1
Необходимые
материалы: бумага,
ручки,
стулья
по
количеству
участников,
несколько
старых газет, лист ватмана, маркер, видеодвойка.
Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.
1.ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Содержание: Ведущий сообщат участникам цель работы, рассказывает участникам, что
несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, все-
гда действуют по правилам. Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают
дополнения:
1. Нельзя унижать и оскорблять.
2. Нельзя употреблять некорректные выражения.
3. Обращаться друг к другу только по имени.
4. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.
5. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров и т.д.
2. УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»
Цель: Осуществление эмоционального разогрева.
Содержание: Ведущий предлагает участникам представиться как актеру немого кино с
помощью мимики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру
одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.
Заметки
для
ведущего:
В
группе
обычно
есть
стеснительные
ребята,
опасающиеся
негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно оказать помощь в
представлении себя, — например, ведущий может в паре с подростком представить его.
3. УПРАЖНЕНИЕ «Объявление - представление»
Цель: Развитие умения заявлять о себе, представлять другого.
Содержание: Ведущий предлагает участникам разбиться на пары и дать объявление о друге
в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации о
личности
рецепиента, его способностях, достижениях, увлечениях, настоящем занятии. Затем объявления
зачитываются, и проводится обсуждение, что является основным.
2
Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно
содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя,
предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так
как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что
могло бы заинтересовать других людей.
4.УПРАЖНЕНИЕ «Мотивация»
Цель: осознание собственных ресурсов для дальнейшей работы на WRS/
Содержание: Инструкция ведущего: У каждого из нас есть определенное представление о
самом себе, о тех ролях, которые он хотел бы играть в жизни, о своих сильных сторонах и
слабостях, об особенностях своей личности. Мы чувствуем себя счастливыми тогда, когда живем в
соответствии с этим образом себя, причем как в личной жизни, так и профессиональной. Сейчас у
вас будет возможность более глубоко познакомиться друг с другом, для того, чтобы нгайти
способы
организации
совместной
работы,
учитывая
собственные
личностные
особенности
и
особенности других.
Каждому из вас на листе форма А4 нужно будет нарисовать следующую схему: в середине
листа рисуем квадрат, в котором вписываем ваши достоинства, способности, достижения, которые
кажутся вам наиболее важными для предстоящей работы на чемпионате. Вокруг квадрата пишем
те качества, которые мешают вам в работе.
Время: 15 минут.
Затем предложите участникам по очереди представить эти схемы. Остальные участники
могут поделиться своими впечатлениями от увиденного.
Можно обсудить вопрос:
Какие личностные качества и способности вы считаете главными в дальнейшей работе
Заметки
для
ведущего: Если
участник
затрудняется
в
выделении
способностей
и
достижений, можно помочь ему наводящими вопросами, подбодрить.
6.
УПРАЖНЕНИЕ «Поменяйся местами»
Цель: снять эмоциональное напряжение, повысит двигательную активность, еще узнать
друг о друге много интересного.
Содержание: Ведущий убирает один стул. Начинает ведущий: каждый начинает словами «
Поменяйтесь местами те, кто………….. (в роли ведущего каждый предлагает различные
3
варианты. Пример: Поменяйтесь местами те, кто знает несколько языков, ест на завтрак
овсяную кашу, любит кошек и …………)
7.
УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ПРФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
ЦЕЛЬ:
Активизация
собственных
внутренних
ресурсов,
планирование
пути
профессиональной карьеры.
Содержание: Участникам предлагаются листы формата А3, фломастеры, клей, ножницы,
журналы. Каждый участник на отдельном листе составляет коллаж на заданную тему.
Варианты обсуждения:
1.
Каждый представляет свой коллаж самостоятельно.
2.
Ведущий собирает работы. А затем предлагает участникам соотнести представленный
коллаж с его автором из участников.
ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя для дальнейшей работы..
УПРАЖНЕНИЕ «Подарок»
Содержание: Участникам предлагается по очереди подарить другому подарок. ( Подарок
предъявляется с помощью мимики, жестов и передается обязательно в руки. Принимающий
должен угадать, что ему дарят.
Заметки
для
ведущего: Ведущий или сами участники
помогают участникам в случае
возникновения затруднения угадывания «подарка»
ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА
Заключение тренинга важно провести на позитивной, эмоциональной ноте.
Проделанная работа в первую очередь направлена на то, чтобы привлечь ваше внимание к
проблеме
планирования
своей
жизни,
как
можно
теснее
связать
настоящее
с
будущим.
Большинство успешных людей говорят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т.е.
устремления, которые ведут их по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и
зависят от умения строить свою перспективу, быть честным с самим собой и не бояться желать
того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте вы приобретаете первый опыт
решения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают видение будущего в
перспективы — реальные ресурсы и способности человека.
4
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Ведущий отслеживает эмоциональное состояние в группе, работоспособность ее членов;
- Упражнения для разогрева, знакомства, снятия эмоционального напряжения и завершения
работы
можно
модифицировать
или
заменить
другими
в
зависимости
от
уровня
взаимодействия внутри группы;
-
Ведущий,
в
случае
необходимости
может
оказывать
помощь
при
выполнении
индивидуальных заданий с согласия самого участника.
- Время занятия может варьировать в зависимости от количества и активности участников.
Литература
1.
Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер,
2001.
2.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.:
Речь, 2007.
3.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М. : Эксмо, 2008.
4.
Методика
и
технологии
работы
социального
педагога
/
Б.Н.Алмазов,
М.А.Беляева,
Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева.-М.: «Академия», 2002.
5.
Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1996.
6.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Издательский
центр «Академия», 2002.
7.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям: тренинговые программы – М., 2007.
8.
К. Фопель Энергия паузы. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5
6