Напоминание

Я-профессионал


Автор: Гурьянова Ирина Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Я-профессионал
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Занятие с элементами тренинга

Я- профессионал

Цели:

1.

Создание благоприятной обстановки для личностного саморазвития.

2.

Формирование перспективы своей жизни.

3.

Развитие личностной рефлексии.

4.

Формирование

активной

позиции

подростка

в

решении

вопросов

построения

профессиональной карьеры.

5.

Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.

Необходимые

материалы: лист ватмана А 3,

бумаги, маркеры, бумага А 4, ручки,

фломастеры, несколько старых журналов, клей и ножницы.

Организация занятия: 2 академических часа.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Это упражнение направлено на определение готовности юноши к проработке своих планов

на

будущее. Мотивационную

основу

занятия

составляет

противопоставление

социальной

мотивации и мотивации перспективой будущего.

Что

располагает

человека

достигать

поставленных

целей? Желания человека — самый

сильный стимул деятельности. Что лежит в основе наших «хотений»? Можно ли заставить себя

захотеть что-нибудь? Один из самых сильных источников — стремление получать положительные

отклики

и

позитивное

отношение.

Похвалы,

внимание

к

своей

работе,

интересные

мнения

относительно того, что вы сделали, — вот что может заставить человека много, скрупулезно, долго

и напряженно работать. Любовь, уважение, привязанность, как наша к людям, так и других людей

к нам, также располагают нас к новым достижениям. Но стремление к одобрению и добрые

отношения с другими — не единственный источник мотивации. Более того, с возрастом человек

становится все независимее от мнения других, а отношения и достижения становятся все более

обособленными друг от друга аспектами жизни.

1

Необходимые

материалы: бумага,

ручки,

стулья

по

количеству

участников,

несколько

старых газет, лист ватмана, маркер, видеодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

1.ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Содержание: Ведущий сообщат участникам цель работы, рассказывает участникам, что

несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, все-

гда действуют по правилам. Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают

дополнения:

1. Нельзя унижать и оскорблять.

2. Нельзя употреблять некорректные выражения.

3. Обращаться друг к другу только по имени.

4. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.

5. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров и т.д.

2. УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»

Цель: Осуществление эмоционального разогрева.

Содержание: Ведущий предлагает участникам представиться как актеру немого кино с

помощью мимики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру

одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.

Заметки

для

ведущего:

В

группе

обычно

есть

стеснительные

ребята,

опасающиеся

негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно оказать помощь в

представлении себя, — например, ведущий может в паре с подростком представить его.

3. УПРАЖНЕНИЕ «Объявление - представление»

Цель: Развитие умения заявлять о себе, представлять другого.

Содержание: Ведущий предлагает участникам разбиться на пары и дать объявление о друге

в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации о

личности

рецепиента, его способностях, достижениях, увлечениях, настоящем занятии. Затем объявления

зачитываются, и проводится обсуждение, что является основным.

2

Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно

содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя,

предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так

как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что

могло бы заинтересовать других людей.

4.УПРАЖНЕНИЕ «Мотивация»

Цель: осознание собственных ресурсов для дальнейшей работы на WRS/

Содержание: Инструкция ведущего: У каждого из нас есть определенное представление о

самом себе, о тех ролях, которые он хотел бы играть в жизни, о своих сильных сторонах и

слабостях, об особенностях своей личности. Мы чувствуем себя счастливыми тогда, когда живем в

соответствии с этим образом себя, причем как в личной жизни, так и профессиональной. Сейчас у

вас будет возможность более глубоко познакомиться друг с другом, для того, чтобы нгайти

способы

организации

совместной

работы,

учитывая

собственные

личностные

особенности

и

особенности других.

Каждому из вас на листе форма А4 нужно будет нарисовать следующую схему: в середине

листа рисуем квадрат, в котором вписываем ваши достоинства, способности, достижения, которые

кажутся вам наиболее важными для предстоящей работы на чемпионате. Вокруг квадрата пишем

те качества, которые мешают вам в работе.

Время: 15 минут.

Затем предложите участникам по очереди представить эти схемы. Остальные участники

могут поделиться своими впечатлениями от увиденного.

Можно обсудить вопрос:

Какие личностные качества и способности вы считаете главными в дальнейшей работе

Заметки

для

ведущего: Если

участник

затрудняется

в

выделении

способностей

и

достижений, можно помочь ему наводящими вопросами, подбодрить.

6.

УПРАЖНЕНИЕ «Поменяйся местами»

Цель: снять эмоциональное напряжение, повысит двигательную активность, еще узнать

друг о друге много интересного.

Содержание: Ведущий убирает один стул. Начинает ведущий: каждый начинает словами «

Поменяйтесь местами те, кто………….. (в роли ведущего каждый предлагает различные

3

варианты. Пример: Поменяйтесь местами те, кто знает несколько языков, ест на завтрак

овсяную кашу, любит кошек и …………)

7.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ПРФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

ЦЕЛЬ:

Активизация

собственных

внутренних

ресурсов,

планирование

пути

профессиональной карьеры.

Содержание: Участникам предлагаются листы формата А3, фломастеры, клей, ножницы,

журналы. Каждый участник на отдельном листе составляет коллаж на заданную тему.

Варианты обсуждения:

1.

Каждый представляет свой коллаж самостоятельно.

2.

Ведущий собирает работы. А затем предлагает участникам соотнести представленный

коллаж с его автором из участников.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

Цель: создание благоприятного эмоционального настроя для дальнейшей работы..

УПРАЖНЕНИЕ «Подарок»

Содержание: Участникам предлагается по очереди подарить другому подарок. ( Подарок

предъявляется с помощью мимики, жестов и передается обязательно в руки. Принимающий

должен угадать, что ему дарят.

Заметки

для

ведущего: Ведущий или сами участники

помогают участникам в случае

возникновения затруднения угадывания «подарка»

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА

Заключение тренинга важно провести на позитивной, эмоциональной ноте.

Проделанная работа в первую очередь направлена на то, чтобы привлечь ваше внимание к

проблеме

планирования

своей

жизни,

как

можно

теснее

связать

настоящее

с

будущим.

Большинство успешных людей говорят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т.е.

устремления, которые ведут их по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и

зависят от умения строить свою перспективу, быть честным с самим собой и не бояться желать

того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте вы приобретаете первый опыт

решения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают видение будущего в

перспективы — реальные ресурсы и способности человека.

4

РЕКОМЕНДАЦИИ:

- Ведущий отслеживает эмоциональное состояние в группе, работоспособность ее членов;

- Упражнения для разогрева, знакомства, снятия эмоционального напряжения и завершения

работы

можно

модифицировать

или

заменить

другими

в

зависимости

от

уровня

взаимодействия внутри группы;

-

Ведущий,

в

случае

необходимости

может

оказывать

помощь

при

выполнении

индивидуальных заданий с согласия самого участника.

- Время занятия может варьировать в зависимости от количества и активности участников.

Литература

1.

Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. — СПб.: Питер,

2001.

2.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.:

Речь, 2007.

3.

Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М. : Эксмо, 2008.

4.

Методика

и

технологии

работы

социального

педагога

/

Б.Н.Алмазов,

М.А.Беляева,

Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева.-М.: «Академия», 2002.

5.

Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1996.

6.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Издательский

центр «Академия», 2002.

7.

Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям: тренинговые программы – М., 2007.

8.

К. Фопель Энергия паузы. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5

6



В раздел образования